Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика методов




Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни.

Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, его оценочных суждениях, к событиям, явлениям, его психической особенности, уровень воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом.

При наблюдении надо иметь ввиду:

1. обстановку, общий фон, на котором происходит наблюдаемый педагогический процесс;

2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам;

3. действия, поступки учеников, их отношение к окружающей обстановке, к делу, друг к другу, реакцию на приемы и методы, используемые учителем.

Функции наблюдения:

1.обеспечить теоретическое исследование эмпирической информации;

2. проверить адекватность и истинность теории в практике.

Недостатки:

1. значительная трудоемкость; исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому необходимо ожидать интересующего проявления свойств личности или психических состояний;

2. наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Исследователь должен убедиться в типичности того или иного свойства, применяя другие методы;

3. субъективизм исследователя;

4. трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Этапы проведения наблюдения

1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;

2) получение разрешения на проведение наблюдения;

3) составление плана наблюдения;

4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

6) оформление результатов наблюдения;

7) анализ результатов наблюдения;

8) теоретические и практические выводы наблюдения.

Результаты наблюдения следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков либо другим образом.

Форма протокола свободная, но в нем должно быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, учащиеся, преподаватели), тема занятия, задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. Отмечается дозировка времени действия учителя, учащихся.

Виды наблюдений:

1. по частоте наблюдений: постоянные, повторные, однократные;

2. по объему охвата объекта: сплошные (перепись), несплошные (частичные, выборочные - обследуется часть группы, а выводы при правильной организации можно сделать о характеристике группы в целом);

3. по способу получения сведений: непосредственные (сам наблюдатель фиксирует данные), косвенные (инструментальные, регистрация с помощью специальных датчиков);

4. пассивное: исследователь наблюдает за поведением человека или группы, не вмешиваясь в изучаемую ситуацию;

5. активное: наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы.

Требования к методу наблюдения:

1. наблюдать и изучать учащихся следует в естественных условиях их обучения и воспитания.

2. наблюдение должно быть целенаправленным, наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать;

3. плановость и систематичность наблюдения (для чего составляется специальная программа) после предварительного изучения объекта и предмета исследования;

4. наблюдение вести таким образом, чтобы складывалось целостное представление о личности;

5. наблюдаемые особенности поведения нужно связывать с теми условиями, в которых оно проявляется;

6. изучать личность в коллективе и через коллектив;

7. не ограничиваться результатами однократных наблюдений, а принимать во внимание многообразие проявлений поведения данной личности;

8. необходимо для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию;

9. необходимо рассматривать черты и особенности личности учащегося в развитии;

10. фиксация наблюдаемых результатов.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе;

– это источник и способ познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке жизни.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях:

беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных;

беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность общения), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов.

Трудности бесед с родителями:

1) не всегда раскрывают недостатки детей, а предпочитают говорить о положительных качествах;

2) необходимо расположить родителей к воспитателю.

Виды бесед:

1) открытые - цель которой определяется заранее;

2) закрытые - цель которой не раскрывается педагогом. Вопросы в такой беседе носят косвенный характер.

Требования:

· целенаправленность;

· плановость;

· избирательность;

· индивидуальность подхода;

· соблюдение педагогического такта;

· заранее определить предмет беседы и участников, время и место проведения;

· между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности; беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно;

· результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются.

Требования к вопросам:

· вопросы не должны быть слишком длинными;

· необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них;

· следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов;

· в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное или положительное отношение;

· вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ;

· намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования;

· каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий.

Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах.

Анкета состоит из вопросов, на которые люди должны дать ответ в письменной форме. Анкетные данные имеют ценность для количественного анализа.

Анкета позволяет получить большой материал, необходимый для установления типичных отношений личности определенной социальной группы к каким-либо явлениям.

С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена.

 

Анкеты бывают различных типов:

 

обычные градуированные (шкалы)
содержат серию вопросов альтернативного характера, на которые отвечают «да» или «нет» отвечающий должен выбирать один из заранее определенных ответов и в соответствующей графе поставить условный знак или цифру

Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов:

- открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;

- закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных;

- полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Требования:

правильная разработка анкеты;

вопросы, поставленные в анкете, должны быть достаточно понятными, однозначными, не противоречивыми, лаконичными, корректными с точки зрения этики;

лучше пользоваться анонимными анкетами;

предлагая варианты ответов, следует предоставлять возможность отвечающему написать собственный вариант;

затраты времени на заполнение анкеты не должны превышать 20-25 мин.;

вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу;

пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения;

необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы;

обязательным является соблюдение закона уравнения условий: испытуемые должны быть одного возраста, образования, профессии;

всем должно быть предоставлено достаточное количество времени для обдумывания вопросов;

анкеты должны быть строго тематическими и по возможности небольшими по объему требуемой информации;

каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией;

ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного;

анкетирование проводится в группах и подписей не требуется.

Необходимо составить анкету таким образом, чтобы она предусматривала фазу адаптации, в процессе которой осуществляется подготовка опрашиваемых к анкетированию и складываются мотивы к ответам на вопросы. Это достигается соответствующим обращением, которое предшествует анкетированию, и несколькими вопросами в начале анкеты. В обращении необходимо разъяснить цели исследования, показать важность ответов для решения изучаемой проблемы, обратить внимание на анонимность анкетирования. Первые вопросы должны снимать эмоциональное напряжение опрашиваемых, вызывать их заинтересованность, подводить к основной фазе, содержать ключевые вопросы.

 

Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации:

- Письменные документы (содержат буквенный текст)

- Статистические данные (цифровая информация)

- Иконографическая документация (кино- и фотодокументы)

- Фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты)

- Технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество)

Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся.

Значение: помогает устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников, читательских формуляров и т.д. При изучении тетрадей можно получить разносторонний материал о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов.

Большой и разносторонний материал может быть получен путем изучения документации: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы; отчетов органов народного образования, классных журналов и др. (личные дела учеников, медицинские карты).

Творческие работы:

- Сочинения, результаты творчества

Значение: изучение индивидуальных особенностей, наклонностей и интересов, отношения к делу и своим обязанностям, прилежания, мотивов деятельности.

 

Изучение педагогического опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания; изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

Требования:

· Особое внимание обращать на факты, противоречащие господствующим теориям

· Во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания

· Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи

Виды:

1. в реальных условиях,

2. 2. изучение теоретических источников

Этапы:

1. Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности, с другой

2. Выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов, имеющих определённые достижения

3. Сбор педагогических фактов, информационного материала

4. Осмысление: анализ фактов, взаимосвязь между ними, зависимость от конкретных условий.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки, текста лекции, книги, диссертации

С помощью названных методов открываются и формируются эмпирические зависимости, связи и отношения.

Однако педагогика не может ограничиться этим. Опираясь на эмпирические знания, она должна подняться на уровень теоретического познания, овладеть знанием законов и сущности педагогических явлений. Это достигается теоретическими методами исследования: эксперимент и моделирование.

Педагогический эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – научно обоснованный опыт, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищет способ решения научной задачи.

Таким образом, эксперимент – это метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом на какой-либо вопрос. Он должен быть направлен на проверку гипотез.

В ходе эксперимента сознательно изменяют характер какого-нибудь явления путем введения в него новых факторов. Новый фактор, вводимый или изменяемый исследователем, называется экспериментальным фактором или независимой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной.

Виды эксперимента:

- лабораторный – проводится в специально созданных условиях; он позволяет точно регистрировать (с помощью приборов) характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции;

- естественный – проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. Экспериментатор вносит лишь необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий – выяснение влияния вводимых изменений на испытуемых. Естественный и лабораторный эксперименты используются во взаимосвязи;

В педагогике выделяются в основном четыре вида эксперимента:

- констатирующий – определяются исходные данные (начальный уровень сформированности качества и т.д.), выявляются причины исходного состояния;

- формирующий (обучающий), при котором формирование происходит с введением нового фактора (новые средства, приемы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффективность (или применимость, оптимальность, доступность) их применения;

- контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени определяется полученный уровень сформированности качества;

- сравнительный, при котором сравниваются результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах.

В педагогическом эксперименте особенно важно критически оценивать различные дополнительные переменные. Эти переменные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитанности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя, особенностями учебного процесса, диагностических методик.

План эксперимента должен включать:

1) гипотезу(ы).

2) цель и задачи эксперимента;

3) объем (выборка, время, состав учеников, классы, курсы);

4) характеристику выборки;

5) описание экспериментальных материалов;

6) описание методики проведения эксперимента;

7) описание всех переменных, могущих оказать влияние на результаты эксперимента;

8) описание методики обработки результатов;

9) описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Требования:

­ предварительный тщательный анализ явления;

­ четкая постановка задач;

­ точность и объективность фиксации результатов;

­ контроль над проведением.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных