Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы и способы раннехристианского пения.




В первые века существования христианства до Лаодикийского собора (367 г.) храмовое пение исполнялось всеми молящимися. “По умовении рук и возжжении светильников <...> каждый вызывается на середину песнословить Господа, кто как может от святого писания и от своего ума”[159], — ссылается на свидетельство Тертуллиана Разумовский.

Согласно церковной традиции, от апостольских времен в церкви сохранились три песнопения: славословие малое (Слава Отцу и Сыну, и Св. Духу, и ныне...), славословие великое (Слава в вышних Богу...) и “Свете тихий”. Скабалланович, ссылаясь на Василия Великого, отмечает, что песнь - «Свете тихий» - была составлена мучеником Афиногеном /ум. 169/ перед своею смертью.[160] К I веку церковные историки относят пение молитвы праведного Симеона Богоприимца “Ныне отпущаеши”, хвалебное пение “Аллилуйя”, взятое из иудейской гимнологии, а также молитву “Отче наш...”.[161]

Относительно способа исполнения раннехристианских песнопений, логично предположить, что весьма значительное место в нем занимала принятая на Востоке творческая импровизация. [162] На этот факт есть указание у Г.Флоровского, использующего свидетельства Иустина Философа и Тертуллиана.[163]

Историки церковного пения отмечают также, что первые христианские церкви употребляли пение простое, по своему диапазону близкое к разговорной речи, а пение искусственное введено было позже, “не для духовных, а для плотских христиан, дабы сии последние, не трогающиеся предметами пения, трогались бы, по крайней мере, приятными звуками.»[164]

Что касается записи песнопений, то семиография или нотное письмо, его формирование и эволюция заслуживают отдельного исследования[165], поэтому здесь мы ограничимся лишь замечанием о том, что в первые века христианства в музыкальных трактатах употреблялись буквенные обозначения греческого алфавита. При этом буквы изображались целые, усеченные, двойные или написанные в разных положениях. Они были различны для разных родов музыки, а также для музыки вокальной и инструментальной. Такие буквенные знаки, надписываемые над слогами, встречаются в трактатах древнегреческих музыкантов, теоретиков и историков музыки II в. н. э. — Алипия, Аристида, Квинтилиана, Гауденция. На сходство знаков египетского демотического письма и знаков греческой церковной музыки указывал М.Фети (Fetis), отмечая такую особенность греческой музыкальной системы, как “отсутствие нот в собственном смысле слова”, то есть знаков, фиксирующих точную высоту звука. По его словам, “существовала определенная отправная точка для всех песен, которую можно рассматривать как главную ноту в каждом виде вокальной музыки и в согласии с которой регулировались все голосовые прогрессии”.[166] Но певец в исполнении такого рода берет ту ноту, какую находит удобной, в зависимости от высоты своего голоса. Добавим, что подобный способ исполнения, принятый, как известно, в восточной музыкальной импровизации, использовался впоследствии и в древнерусском знаменном распеве.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных