Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткая история менеджмента в туризме




Туризм — сравнительно молодое явление, но его корни уходят в древние времена. Если обратиться к древнейшей истории, то следует начать с первого вынужденного путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, а также с древних странствий народов, паломничеств, кругосветных путешествий, но все эти путешествия, однако, не имели, подлинной туристкой мотивации: путешествие не было удовольствием, оно совершалось не по собственной воле и не было самоцелью.

В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза (предыстория туризма) — до XIX в.; начальная фаза (элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг) — 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема социального туризма (массовой туризм) — 1917-1939 гг.; фаза формирования туристской индустрии и подъема международного туризма— 1945 г. и современный этап.

Первый (древний период) охватывает время с IX—VII тысячелетия до XVIII в. Примерно около IX-VII тысячелетия до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т. д.) к производящей экономике. Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Применительно к туризму самым древним путешествием считают морскую экспедицию (1501-1484 г. до н. э.) в знаменитую страну благовоний Пунт. Его организовала царица Древнего Египта Хатшепсут. За 2000 лет до н. э. египтянин Сину-хит предпринял путешествие в страну Кедем на Восток, описав его в сочинении «Приключения Синухита». В VIb. до н. э. египетский фараон Не-хао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки. Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н. э. (участие в олимпиадах, изучение обычаев и нравов современников, например, историк Геродот). Римляне, построившие широкую сеть дорог, любили отдыхать в загородных виллах, посещать курорты и теплые источники (курорт Моритц в Швейцарии). Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий.

«Великий тур», который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII в. В XVIH-XIX вв., когда к таким турам стали проявлять интерес более широкие слои населения, считалось модным отправиться в турне по Европе, преимущественно для знакомства с городами и достопримечательностями Испании, Франции, Италии и Греции.

Отличительной чертой путешествий до середины XIX в. был примитивизм средств передвижения; путешествия были необходимы для достижения собствен-

ных целей: торговля, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Другой чертой была элитарность путешествия.

Развитие фабричного способа производства привело к разграничению времени — рабочего и свободного, а в результате промышленных революций рабочее время увеличилось по сравнению с античностью и средними веками.

Индустриальный период развития менеджмента туризма (1800-1917 гг.). Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза Стефенсоном в 1814 г., совершенствование почтовой связи, расширение сети дорог в Европе обусловили надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Массовые переселения из Старого Света в Новый привело к развитию морского сообщения, и в середине XIX в. возникли крупные пароходные компании. В XIX в. постепенно с ростом благосостояния в буржуазных обществах Европы и Соединенных Штатов Америки, с развитием научно-технического прогресса свободное время увеличивалось за счет уменьшения рабочего, были введены гарантированные неоплачиваемые, а затем и оплачиваемые отпуска.

Промышленная революция в странах Западной Европы значительно повлияла на возникновение туризма в современном его понимании. В результате индустриализации возникли два новых слоя:

♦ городское население — железнодорожные пассажиры (таким образом в экономике появился новый сектор — популярных экскурсий);

♦ классы фондодержателей и финансистов — богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма.

Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки на расстояние в 20 миль по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в Ливерпуль с проведением экскурсии. Т. Кук был первым менеджером в области туризма. В последующие 20 лет в Англии возникло множество бюро путешествий. С 1862 г. появляются и первые каталоги туристских поездок, что отразило процесс расширения туристского спроса. Кроме того, осуществлялись «великие туры» на два или три года. Для англичан.такой тур начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

В Германии первое бюро путешествий — «Райзебюро Штанген» — было основано в Бреслау в 1863 г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX в. активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В этот период дальние поездки могли позволить себе немногие. Среди чиновников и служащих широкое распространение получил тогда летний выезд на дачи.

В России менеджмент возник, когда в 1777 г. в Москве появился «План приемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша (более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет). По этому плану каждый из участников должен был вручить В. Геншу гонорар, установленный по контракту. Группа должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, путешествовавшие по своей стране и другим

странам. Петр I, посетив Южную Германию в 1697 г., совершил восхождение на гору Броккен (1142 м над уровнем моря) с туристскими целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории Российской империи, относятся к XVIII в. Например, в 1770 г. экскурсии проводились в Тифлисе. В 1895 г. на базе Общества путешественников-велосипедистов было создано Российское общество туристов (РОТ). С 1907 г. при РОТ действовали комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а также экскурсионные комиссии при педагогическом и краеведческом обществе.

Становление массового туризма (1917-1939 гг.).Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма, но в этот период появляются первые ростки массового туризма, туризм одиночек уступает место групповому туризму. Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало углублению урбанизации. В большинстве крупных городов сформировался средний класс. Доходы этой многочисленной части населения возрастали, и она могла позволить себе отдохнуть. Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложения — началось формирование индустрии отдыха и развлечений. Так появилась потребность в некоторой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Первоначально предполагалось, что подобные компании должны быть частью транспортных компаний. Все возраставшие потребности и возможности обусловили появление агентов — менеджеров по путешествиям. Большая часть населения, предъявлявшая спрос на путешествия, предпочитала доверять составление программ туристскому организатору. Такой вид деятельности можно назвать туроперетингом,а компании, занимающиеся этой деятельностью, туроператорами.

Таким образом, в конце XIX в. вместе с ростом благосостояния, увеличением свободного времени населения, появлением новых транспортных средств в своем настоящем состоянии возник и оформился туризм — именно в век стремительного развития техники, технологий, общественных отношений. Необходимость согласования совместных действий между туристскими и транспортными организациями различных стран в связи с бурным развитием экономических и социально-культурных контактов начала ощущаться в начале 20-х гг. XX в. В связи с этим в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма, затем в 1927 г. учрежден Международный конгресс официальных туристских организаций, а в 1930 г. создается Международный союз официальных организаций и пропаганды туризма. В 1947 г. эти организации были реорганизованы, и на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), в который вошли 116 стран.

Формирование и подъем международного туризма (1945 г. — современный этап). В 1969 г. по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО), что означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Датой создания ВТО считается 2 января 1975 г., когда число ее участников составили представители 51 страны. В настоящее время ВТО насчитывает более 100 действительных членов и около 150 ассоциированных и присоединившихся (туристские агентства и организации, авиакомпании, научные учреждения

и центры туризма, гостиничные цепи и корпорации общественного питания, центры профессиональной подготовки и т. д.).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. К руководящим органам относятся Исполнительный совет и Секретариат. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: комиссию для Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Перед комиссиями поставлена задача проведения в жизнь рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов по разработке и общей стратегии планов устойчивого развития туризма, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфрастуктуры, с правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха и т. д.

В 1980 г. Генеральная ассамблея ВТО приняла решение отмечать 27 сентября (дата принятия Устава ВТО в 1970 г.) как Всемирный день туриста. В 1985 г. в Софии на IV сессии Генеральной ассамблеи ВТО были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста.

Помимо ВТО к всемирным международным организациям относятся объединения общественного содействия туризму, научные, журналистские, специализированные и т. д.

Большую роль в развитии международного туризма играют Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), ставший инициатором созыва в рамках ООН специализированных дипломатических конференций по вопросам развития туризма.

Многообразие объединений, организаций, видов их деятельности, целей и задач указывает на необходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.

Туризм входит в число ведущих отраслей мирового хозяйственного комплекса. По экономическим показателям он занимает второе место после нефтеперерабатывающей отрасли, а по числу рабочих мест прочно удерживает первую позицию: ежедневно в мире более 20 млн человек отправляются в туристские организации на работу. Ежегодно в этой сфере создается около 3 млн новых рабочих мест.

Развитие туризма в различных странах имеет свою специфику, связанную как особенностями исторического развития страны, так и с ее географическими, природными условиями. Соответственно права и полномочия национальных органов разных стран, занимающихся проблемами туризма, существенно отличаются. В одних странах это специализированные министерства туризма (Италия) или разнообразные управления по туризму (США), по своему положению приравненные к министерствам, в других вопросами туризма ведает какое-либо отраслевое министерство (министерство туризма и информации Испании, министерство торговли Швеции, министерство экономики Нидерландов, министерство туризма и гражданской авиации Индии и т. д.) или неправительственные коммерческие организации, в основном национальные ассоциации туристских агентств. Их задачи, функции, уровни компетенции весьма отличаются, различен и уровень правительственного контроля над их деятельностью. Естественно, проблемы международного и внутреннего туризма решаются в них по-разному.

В большинстве стран в международном туризме наблюдается разделение сфер деятельности: в государственной сфере заняты национальные туристские организации, в частной — коммерческие предприятия туристской индустрии (гостиницы, рестораны, туристские агентства и бюро, транспортные предприятия и т. д.), занимающиеся привлечением туристов, продажей туров, обслуживанием иностранных туристов и действующие самостоятельно.

Формы и масштабы государственных инвестиций в сферу туризма зависят от места и роли туризма в национальной экономике. Особая роль принадлежит государству в финансировании и создании инфраструктуры туризма.

Национальные туристские организации отвечают за разработку и осуществление политики развития туризма в своих странах. Эта политика направлена на максимально эффективное использование национальных туристских ресурсов. В задачи туристских организаций входит также продвижение национального туристского продукта на основных зарубежных рынках.

Туризм — мощная мировая индустрия, занимающая до 10% мирового валового продукта, в ней задействованы огромные массы работников, основных средств, крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика.

Развитие международного туризма зависит от социально-политической стабильности в мире и государственной политики в области туризма (упрощение туристских формальностей, экономическо-политические меры, стимулирующие или замедляющие его развитие и т. д.).

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена задача по налаживанию международного сотрудничества и развитию дружественных отношений между нациями.

Развитие и подъем туризма в России в 1918-1940 гг. В первые послереволюционные годы интерес к туризму возрос, тогда появилась организационно-административная структура туризма социалистического типа. Организационно-методическое руководство туризма было возложено на Главный политико-просветительный комитет Наркомпроса. В этот период уже вырисовывались органы государственного управления туризмом — профсоюз, ВЛКСМ, Наркомпрос. В 1928 г. Российское общество туристов было упразднено и на его базе создано общество пролетарского туризма РСФСР, председателем которого стал Н. В. Крыленко. Отличительной чертой развития туризма в данный период является формирование новой организационной структуры управления туризмом в СССР. В 1929 г. было создано Всесоюзное общество «Интурист», структура которого и жесткое централизованное управление сохранялись до 1990 г. В 1930 г. произошло слияние АО «Советский турист» с Обществом пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано, и его материально-техническая база была передана ВЦСПС. В том же году было создано Туристско-экскурсион-ное управление ВЦСПС и, наконец, в 1937-1940 гг. в результате комплексной реорганизации структур управления туризмом сложилась система управления, просуществовавшая до 1990 г.

Распад централизованных структур и создание фирм различной формы собственности в России с 1990 г. по настоящий период. Создание системы советов по туризму относится к 1962 г. Руководство ею осуществлял Центральный совет ВЦСПС по туризму. В 1958 г. было создано Бюро международного молодежного

 

туризма «Спутник». С 1958 по 1998 г. «Спутник» сохранял почти постоянный рост туристских продаж и предложений. За период с 1969 по 1985 г. эта организация, являвшаяся по существу туристической компанией, увеличивала свои возможности на 15% в год, далеко опережая рост большинства других туристических организаций страны. До 1992 г. «Спутник» был фактически единственным производителем в сфере туризма, показатели которого свидетельствовали о разнообразном росте, и сумел подойти к уровню устойчивой продажи туристского продукта во всех районах бывшего СССР и Российской Федерации даже в условиях своей собственной децентрализации.

В настоящее время в России можно наблюдать рассогласованность между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения, в результате значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. При этом существенная особенность ситуации заключается в том, что кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма за рубеж вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Туризм, тем не менее, несмотря на трудности реорганизационного периода, должен занять, как представляется, важное место в хозяйственном комплексе России. В России существует более 15 тыс. организаций, основной деятельностью которых является туризм, и более 3,5 тыс. занятых им частично. Выездная модель российского туризма — лишь временная и краткосрочная концепция, на смену которой придет модель туристского рынка России, где приоритетную роль получат «забитые» выездной моделью сегменты потребителей туристского продукта: школьники, пенсионеры, трудящиеся, студенты. Прогноз развития туристского рынка России позволяет предположить, что при реализации этой модели к 2005 г. сфера туризма будет насчитывать 3 млн рабочих мест.

Для России, в силу ее исторического прошлого, климатических и природно-географических условий, характерен прежде всего познавательный туризм: для туристов привлекательны исторические достопримечательности, феномен природы, живописные ландшафты, культурная жизнь и быт россиян, проведение праздников в честь знаменательных событий прошлого, социальные акции. Постоянно повышается роль конгрессного туризма, набирает силу деловой туризм.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 4, гл. И) установлено, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, определены налоговые льготы на развитие данных видов туризма.

Сегодня туризм — одна из динамично развивающихся отраслей России. Привлекательность туризма для деловых людей заключается в быстрой окупаемости вложенных в него средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, необходимы небольшие стартовые инвестиции, высок уровень рентабельности, на туристические услуги есть спрос. Туризм как отрасль только формируется, при этом в нем появляются новые сегменты, новые виды туристских предприятий и услуг, требующих новых категорий работников, наделенных новыми профессиональными качествами.

По виду и формам предоставляемых услуг появившиеся к настоящему времени фирмы могут быть отнесены к следующим типам:

♦ фирмы с ограниченным, набором услуг, предлагающие клиентам 10-15 маршрутов;

♦ фирмы полного набора услуг, девиз которых «Куда угодно и когда угодно!»;

♦ фирмы экзотических маршрутов и услуг, предлагающие клиентам необычные путешествия и экскурсии (на Северный полюс, в Антарктиду, на воздушном шаре, атомном ледоколе и др.).

Среди организаций и фирм, действующих в сфере турбизнеса, существуют туроператоры и турагентства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации туристских и экскурсионных путевок.

Значительное влияние на эффективность работы туриндустрии оказывают туристские агентства — посреднические организации, занимающиеся продажей туристских и экскурсионных путевок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (например, информационных, рекламных, маркетинговых и др.).

В условиях рыночных взаимоотношений перечисленные организации и фирмы функционируют в различных организационно-правовых формах: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, полное товарищество и т. д. Туристские предприятия в форме акционерных обществ формируют свою организационную структуру в соответствии с уставом акционерного общества. Здесь вся туристская деятельность реализуется практически в двух комплексных дирекциях: внутреннего и международного туризма. Остальные структуры их обеспечивают.

Туристский бизнес, располагающий значительными первоначальными инвестициями и уже завоеванной нишей на рынке туристских услуг, целесообразно реализовывать в форме закрытого акционерного общества. Здесь уставной капитал разделен на определенное число акций в соответствии с учредительными документами. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акции в закрытом акционерном обществе распределяются только среди его учредителей и не могут распространяться по открытой подписке. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года или ликвидации в установленном порядке.

Практика создания малого и среднего туристского бизнеса в форме открытого акционерного общества в Российской Федерации весьма малочисленна. Как правило, такие общества созданы либо путем преобразования закрытых акционерных обществ, либо путем приватизации.

Их деятельность сегментирована по видам услуг (прием и отправка туристов, организация экскурсий, информационная и рекламная деятельность, производство товаров туристского ассортимента).

Ряд крупных туристских фирм совмещает указанные виды деятельности, которые реализуются их структурными подразделениями.

Для туристского бюро путешествий и экскурсий, численность персонала которого не превышает 50 человек, используется организационная структура управ-

ления типа линейно-функциональной. В ряде регионов и областей сохранилась централизованная система управления предприятием. Это характерно для профсоюзного туризма, где имеются либо советы по туризму и экскурсиям, либо тури-стско-экскурсионные производственные объединения. Предприятие ВАО «Интурист» преобразовано в холдинговую компанию с дочерними предприятиями в регионах и представительствами за рубежом. Аналогичные изменения претерпело и Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Учредителями данных холдинговых компаний выступили государство (с контрольным пакетом акций), трудовые коллективы предприятий, зарубежные компании, банки, городские власти и т. д.

Другая организационно-правовая форма малого туристского бизнеса — это общество с дополнительной ответственностью. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенных учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропорционально их вкладам, если иной порядок ответственности не предусмотрен учредительными документами. В остальном к обществу с дополнительной ответственностью применяются статьи Гражданского кодекса Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью.

На частном, предприятии в форме индивидуального (семейного) предпринимательства «хозяин» фирмы выполняет объединенную функцию — туроператора и турагента. В связи с упрощенным порядком бухгалтерского учета и отчетности он может воспользоваться услугами бухгалтера и аудитора, привлекаемых со стороны. Реализация тура производится лицами, работающими по трудовым соглашениям или контрактам (экскурсоводами, гидами, турсопровождающими, не состоящими в штате). Таким образом, вся организационная структура такого предприятия состоит из одного звена в лице производителя и реализатора турпродукта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных