Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состав числа восемь 4 страница




«В какой руке сколько?» (См. занятие 12.)

«Живая неделя» (См. занятие 3.)

Желательно строить «неделю» от любого дня недели.

Сидя за столом

Сначала педагог предлагает детям выложить ряд цифр от О до 10, затем отсчитать семь карандашей и положить циф­ру, которая покажет, сколько карандашей они отсчитали.

Вопросы детям:

• сколько карандашей вы отсчитали?

• какая цифра лежит около карандашей и почему?

• сколько каких карандашей отложили? (Один красный, один желтый, один синий, один зеленый, один коричневый, один чер­ный, один голубой.)

• увеличьте это число на единицу и «запишите» его.

Дети выполняют задание педагога. Перед ними «запись»:

7+1=8.

Воспитатель предлагает детям прочитать «запись». Дети чи­тают: «Семь плюс один, получится восемь».

Воспитатель предлагает увеличить число на единицу и сде­лать «запись». После выполнения задания дети читают «запись».

Советы воспитателю

Игру «Живая неделя» можно провести на воздухе, но толь­ко после того, как дети отдохнут.

В свободное время поупражняйтесь с теми детьми, кото­рые испытывают затруднения в составлении фигур из треу­гольников.

Сделайте вместе с детьми кормушку из пакета и повесьте на дерево. Кормушка понадобится на следующем занятии.

Расскажите родителям, что дети делали на занятии, предложите поупражнять их в счете дома.

Рекомендации родителям

В игру «Сколько в другой руке?» играют вдвоем. Для иг­ры приготовьте мелкие предметы, чтобы они могли умес­титься в руке ребенка, например, бусинки.

Правила игры. Взрослый говорит ребенку: «У меня шесть бусинок, в правой руке три бусинки (показывает). Сколько в левой?» Если ребенок правильно ответил, поменяйтесь ро­лями, пусть он прячет бусинки, а вы будете отвечать на его вопросы. При этом вы можете намеренно допускать ошиб­ки и исправлять их по ходу игры.

г----------------------------- ключевые слова------------------------------

Состав числа семь

Занятие

 

Цель занятия

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит ре­зультат измерения; продолжать учить уменьшать числа на единицу в пределах 10; познакомить со знаком «минус» («—»).

Материалы

Для воспитателя: набор цифр, знак «минус», мяч. Для детей: мисочка с пятью ложками риса; пустая мисоч­ка, ложка, фишки, «Математический набор», волчок.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми мисочка с рисом, пустая миска, ложка, фишки.

— Как узнать, сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочках, если каждая съедает одну ложку риса? Что для этого надо сделать? (Надо измерить рис.)

-Мы должны с вами договориться о том, какой должна быть мерка (показывает полную ложку —вровень с краями). Чем будет ложка? (Меркой.)

После этого дети начинают измерять рис. Как только зада­ние будет выполнено, воспитатель спрашивает:

— У кого сколько получилось ложек риса? Как вы думае­те, риса было одинаковое количество или нет? Я открою вам секрет. У всех в мисочке было по пять ложек риса. Тот, у ко­го получилось пять ложек риса, измерил правильно. Скажи­те, почему у вас получились разные ответы? (Потому что мы неправильно измеряли.)

— Что можно об этом сказать? (Чем меньше мерка, тем большее число получится и наоборот.)

— Так сколько птичек сможет накормить каждый ребенок? (Пять птичек.)

— Если мы увидим на прогулке птичек, то насыпем корм в кормушку.

Поиграем

«Назови правильно» Игра проходит в кругу с мячом.

5-1352

Выбирают ведущего. Он встает в центре круга и бросает кому-либо мяч, называет число, дает задание: «Уменьши чис­ло на единицу».

Ребенок, поймавший мяч, сначала дает ответ, а потом на­зывает любое чисело и дает задание одному из играющих: «Уменьши число на единицу».

Примечание. Если ребенок, поймавший мяч, ошибся, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий.

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор». Педагог показывает детям цифру 5, предлагает от­считать столько же игрушек и рядом положить цифру.

Дети выполняют задание.

— Сколько игрушек вы отсчитали и почему? (Вы пока­зали цифру пять и сказали, что отсчитывать нужно столь­ко же.)

—Уберите одну игрушку. Сколько игрушек осталось? Ка­кую цифру надо положить? (Осталось четыре игрушки и ря­дом лежит цифра четыре.)

— Вы уменьшили число на единицу. Все, что вы сделали, можно «записать» при помощи специального знака, кото­рый ставится, когда мы уменьшаем число, отнимаем от чис­ла (показывает знак «минус» и называет его). Найдите этот знак у себя.

Дети выполняют задание.

— Сколько было игрушек? (Пять.) Вы убрали одну игруш­ку и уменьшили число. Какой знак надо поставить? («Ми­нус».) Поставьте этот знак. Сколько отняли игрушек? (Одну.) Поставьте цифру 1. Послушайте, как надо читать «запись»: «пять минус один» или «от пяти отнять один». Сколько ос­талось? (Четыре.)

Аналогичное задание можно провести с другим количест­вом игрушек.

На прогулке

Не забудьте насыпать в кормушку корм для птичек. По­наблюдайте вместе с детьми, прилетят ли к ней птицы. Ес­ли прилетят, то какие? Спросите у детей, знают ли они птиц, которые зимуют в городе.

Советы воспитателю

В свободное время с целью развития мелкой моторики пред­ложите детям посоревноваться: «Чей волчок будет дольше вращаться, если его раскручивать правой рукой, а потом ле­вой?» Спросите у детей, какой рукой легче раскручивать волчок, правой или левой.

.---------------------------- ключевые слова-------------------------------

Уменьшить, минус

V * У

Занятие

 

СОСТАВ ЧИСЛА ВОСЕМЬ

Цель занятия

Учить детей составлять число восемь из двух меньших чи­сел; упражнять в ориентировке в пространстве, при опреде­лении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»; учить называть «соседей» дан­ного числа.

Материалы

Для воспитателя: цифры.

Для детей: бумажные треугольники двух цветов, «Мате­матический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

— Сегодня мы будем составлять число восемь из двух мень­ших чисел. Отсчитайте восемь треугольников одного цвета и


54352 положите их в ряд. Попробуйте составить по порядку все ва­рианты состава числа восемь из двух меньших чисел.

После того как дети закончат работу, предложите им прове­рить друг друга, правильно и все ли варианты они выложили.

Затем воспитатель предлагает детям назвать все варианты состава числа восемь из двух меньших чисел:

• 7 и 1, а вместе —8. • 6 и 2, а вместе —8.

• 5 и 3, а вместе —8. • 4 и 4, а вместе —8.

• 3 и 5, а вместе —8. • 2 и 6, а вместе —8.

• 1 и 7, а вместе —8.

Поиграем

«Ручеек»

Двое детей — ведущие — берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра 8. Остальные дети разбегаются по ком­нате, у каждого цифры от 0 до 8. По сигналу педагога: «Ру­чеек в воротца»,—дети встают парами так, чтобы образо­вать вместе заданное число (например, 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; О и 8 и т.д.). «Ручеек» должен пройти через «воротца». Де­ти, образующие «воротца», пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено.

Игра повторяется, при этом меняются ведущие и циф­ры у детей.

«Покажи соседей»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает положить в беспорядке цифры от 0 до 10.

С помощью считалки выбирается ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить, Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять».

Ведущий показывает одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этот числа. Например, ведущий показывает циф­ру 5, и ребенок, сидящий рядом, должен не только положить цифры, одну слева, другую справа от показанной цифры, но и назвать их. После этого дети меняются ролями.

На прогулке

С небольшой группой детей проведите игру «Японские жмурки».

Игроки становятся в круг, один посередине, он должен за­помнить детей, которые стоят в кругу, глаза у него завязаны. Он — птица. Остальные ходят вокруг него и повторяют: «Птич­ка, птичка, запертая в клетку, когда ты выйдешь ко мне, моя птичка?» Обойдя круг, дети останавливаются. — Кто стоит за тобой?

«Птица» называет имя кого-нибудь из игроков и место, где он находится. Если угадает, на это место становится назван­ный ребенок и ему завязывают глаза. Если нет —остается птицей. Игра повторяется.

Советы воспитателю

Позанимайтесь индивидуально с детьми, которые испытыва­ют затруднения при составлении числа из двух меньших чисел.

---------------------------- ключевые слова ------------------------------

состав числа восемь

Занятие

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Цель занятия

Упражнять в счете в пределах 10, учить пользоваться циф­рами и знаками; учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Материалы

Для детей: «Математический набор», счетные палочки, на­бор геометрических фигур.

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям сначала разложить цифры по порядку от 1 до 10, затем выдвинуть две цифры и поста­вить знак между ними. После этого предлагает кому-либо прочитать «запись». «Три меньше пяти»,— говорит ребенок. Воспитатель спрашивает: «У кого так же?» Если у кого-либо есть такой вариант, дети делают другую «запись».

Это упражнение необходимо повторить несколько раз.

Работа со счетными палочками

Воспитатель предлагает детям отсчитать четыре палочки и сделать четырехугольник.

— Как по-другому можно назвать эту фигуру? (Квадрат, многоугольник.)

Затем педагог предлагает отсчитать еще три палочки и сде­лать еще один четырехугольник, отсчитать еще три палочки и сделать еще один четырехугольник. Вопросы детям:

• сколько всего получилось четырехугольников? (Шесть.)

• сколько многоугольников? (Шесть.)

• чего больше, четырехугольников или многоугольников? (Поровну, одинаково, по шесть.)

• из какого количества палочек сделаны многоугольники? (Из десяти.)

Примечание. Дети могут не только называть число, но и показывать это на цифрах.

Можно также предложить детям показать как четырехуголь­ники, так и многоугольники.

Поиграем

«Отгадай число»

Дети образуют круг. По считалке выбирается ведущий:

Шел по берегу петух, Поскользнулся, В речку —бух!

Будет знать, петух,

Что впредь,

Надо под ноги смотреть!

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопро­сов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число 8. «Оно больше пяти?» — «Да». — «Оно меньше 9?» — «Да». — «Это чис­ло восемь?» —«Да». После того, как число отгадано, ведущим становится ребенок, который его отгадал.

Работа с геометрическими фигурами

Перед детьми наборы геометрических фигур.

Воспитатель дает задания:

• отложить маленькие фигуры, назвать их и указать общее количество;

• отложить все фигуры, кроме красных, и назвать их ве­личину и цвет;

• отложить четырехугольники и назвать их;

• отложить многоугольники и сказать, сколько их.

Затем воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а от­вет выложить из геометрических фигур:

Озорной мальчишка, В сером армячишке. По двору шныряет, Крохи собирает.

(Воробей)

После того, как дети выполнят задание, педагог задает во­просы:

• какую птицу вы сделали?

• из каких фигур сделан воробей?

• что воробей делает? (Клюет, летит, пьет, прыгает.)

• из скольких фигур сделана птица?

• похожи ли ваши воробьи? Если похожи, то чем, если не похожи, то почему?

На прогулке

Посмотрите, есть ли птицы на участке? Спросите детей, какие птицы зимуют в городе? Какие птицы улетают на юг?

Советы воспитателю

Утром внесите в книжный уголок книги о птицах с иллю­страциями или фотографии птиц. Рассмотрите их вместе с детьми, уточните названия птиц.

 

 

СОСТАВ ЧИСЛА ДЕВЯТЬ

Цель занятия

Закрепить названия дней недели; учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; закрепить названия ме­сяцев; упражнять в счете по составленной мерке.

Материалы

Для воспитателя: мяч, фишки, «кочки» (кружки) с цифра­ми (десять кружков одной величины). Для детей: «Математический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах прямоугольники двух цветов.

Воспитатель предлагает детям отсчитать девять прямо­угольников одного цвета и положить их в ряд. Дает зада­ние составить все варианты состава числа 9 из двух мень­ших чисел.

Выполнив задание педагога, дети проверяют, все ли вари­анты состава числа девять выложены, а затем называют их:

• 8 и 1, а вместе —9. • 7 и 2, а вместе —9. 9 6 и 3, а вместе —9. • 5 и 4, а вместе —9.

• 4 и 5, а вместе —9. • 3 и 6, а вместе —9.

• 2 и 7, а вместе —9. • 1 и 8, а вместе —9.

Поиграем

«В какой руке сколько?» (См. занятие 12.) «Лови, бросай, дни недели называй!»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:

Раз-два, раз-два, раз-два-три, Вслед за мною говори. В понедельник, вторник, среду В гости к бабушке поеду, А в четверг и пятницу Дрожки к дому катятся. За субботой — воскресенье. В этот день дают печенье. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Всю считалку повтори.

Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй —вторник». Ребе­нок ловит мяч и называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница». После этого бросает мяч со словами: «Я нач­ну...»,—и называет любой день недели. Игра продолжается.

Отгадай-ка

• День рождения Оленьки в понедельник. А сегодня сре­да. Сколько дней осталось до дня рождения девочки?

• Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресе­нье. В какой день недели состоится спектакль?

Сидя за столом

На доске лежат шесть круж\¥ков. Воспитатель показывает мерку —два кружка. «Это наша мерка, примем ее за едини­цу. Какое число получится по этой мерке?» (Три.)Воспита­тель предлагает кому-либо из детей объяснить, как он счи­тал. Ребенок считает: «Один», —прикладывая мерку к двум кружкам; «Два»,— переносит мерку на другую пару кружков и т.д. Каждый раз, когда мерка отложилась полностью, ре­бенок выставляет какой-нибудь предмет.

На доске восемь кружков. Воспитатель показывает мер­ку—четыре кружка. «Эту мерку мы примем за единицу. Ка­кое число получится по нашей мерке?» (Два.) Один ребенок объясняет, почему такой результат получился.

На прогулке

«По кочкам»

Дети делятся на две команды и выстраиваются в две ко­лонны одна напротив другой. Между ними воспитатель рас­кладывает пронумерованные кружки-«кочки». Пройти мож­но только по «кочкам», причем наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолеет «болото», он дотра­гивается до первого игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке (десять, девять...). Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок.

Советы воспитателю

Обратите внимание детей на то, что идет последний месяц осени. Уточните, сколько месяцев прошло с начала года; что в этом месяце 30 дней и скоро наступит первый зимний месяц.

Внесите в игровой уголок («Развивающие игры») новую головоломку типа «Колумбово яйцо», предложите детям сделать из деталей яйца птичку. Уточните, какая это птич­ка и где в настоящее время она может быть (улетает ли она на зиму).


СОСТАВ ЧИСЛА ДЕВЯТЬ ИЗМЕРЕНИЕ

Цель занятия

Учить детей с помощью условной мерки определять объ­ем жидкости; учить составлять число десять из двух мень­ших чисел; закрепить временные представления.

Материалы

Для воспитателя: банка, в которую налито три стакана во­ды; маленькая чашка, которая равна по объему половине ста­кана; фишки, пустая банка; два комплекта цифр.

Для детей: «Математический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми банка с водой, стакан, пустая банка.

Воспитатель спрашивает: «Как узнать, сколько воды в бан­ке? Что для этого надо сделать?» (Надо измерить.)

Воспитатель выясняет, какой меркой можно измерить во­ду. (Всеми мерками, в которые можно налить воду.)

Выслушав ответы детей, воспитатель показывает стакан и предлагает измерить воду стаканом.

Напоминает правила измерения:

• мерка должна быть одна;

• каждый раз, когда мы отмеряем полный стакан воды, следует выставлять какой-нибудь предмет для памяти, что­бы не сбиться со счета.

Воспитатель вызывает к столу двоих детей, один измеря­ет воду, другой — выставляет фишки. Остальные дети следят за полнотой меры и выставляют у себя на столах геометри­ческие фигуры. Закончив измерение, воспитатель предлага- ет Детям сказать, сколько стаканов воды было в банке. (Три.)

После этого воспитатель предлагает измерить ту же воду другой меркой (чашкой). Двое детей измеряют воду чаш­кой у стола педагога.

Остальные дети выставляют геометрические фигуры под теми, что уже лежат на столе. Окончив измерение, дети вы­кладывают на столе около геометрических фигур соответ­ствующие цифры.

—Сколько получилось воды по этой мерке? (Шесть чашек.)

— Вы измеряли воду. Почему же при первом измерении получилось три стакана воды, а при втором —шесть чашек воды? (Потому что в стакан входит больше воды, а в ча­шку —меньше.)

— Что об этом можно сказать? (Чем меньше мерка, тем боль­ше число, и наоборот, чем больше мерка, тем меньше число.)

Поиграем

«По порядку стройся»

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола.

Воспитатель говорит детям, что надо построиться по по­рядку: одна команда с одним комплектом цифр напротив другой. Играющие выстраиваются по порядку в соответст­вии с цифрой, указанной на карточке.

Примечание. В игре принимают участие все дети. Ребята, оставшиеся без карточек, проверяют, правильно ли выстро­ены ряды, нет ли ошибок.

Игру можно усложнить. Карточки возвращаются на стол. По сигналу дети берут карточки со стола, находят соответствую­щую своей, парную карточку и выстраиваются по порядку.

«Ручеек» (См. занятие 22.)

Может проводиться эта или следующая игра по выбору педагога.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных