ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Состав числа восемь 4 страница«В какой руке сколько?» (См. занятие 12.) «Живая неделя» (См. занятие 3.) Желательно строить «неделю» от любого дня недели. Сидя за столом Сначала педагог предлагает детям выложить ряд цифр от О до 10, затем отсчитать семь карандашей и положить цифру, которая покажет, сколько карандашей они отсчитали. Вопросы детям: • сколько карандашей вы отсчитали? • какая цифра лежит около карандашей и почему? • сколько каких карандашей отложили? (Один красный, один желтый, один синий, один зеленый, один коричневый, один черный, один голубой.) • увеличьте это число на единицу и «запишите» его. Дети выполняют задание педагога. Перед ними «запись»: 7+1=8. Воспитатель предлагает детям прочитать «запись». Дети читают: «Семь плюс один, получится восемь». Воспитатель предлагает увеличить число на единицу и сделать «запись». После выполнения задания дети читают «запись». Советы воспитателю Игру «Живая неделя» можно провести на воздухе, но только после того, как дети отдохнут. В свободное время поупражняйтесь с теми детьми, которые испытывают затруднения в составлении фигур из треугольников. Сделайте вместе с детьми кормушку из пакета и повесьте на дерево. Кормушка понадобится на следующем занятии. Расскажите родителям, что дети делали на занятии, предложите поупражнять их в счете дома. Рекомендации родителям В игру «Сколько в другой руке?» играют вдвоем. Для игры приготовьте мелкие предметы, чтобы они могли уместиться в руке ребенка, например, бусинки. Правила игры. Взрослый говорит ребенку: «У меня шесть бусинок, в правой руке три бусинки (показывает). Сколько в левой?» Если ребенок правильно ответил, поменяйтесь ролями, пусть он прячет бусинки, а вы будете отвечать на его вопросы. При этом вы можете намеренно допускать ошибки и исправлять их по ходу игры. г----------------------------- ключевые слова------------------------------ Состав числа семь
Цель занятия Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит результат измерения; продолжать учить уменьшать числа на единицу в пределах 10; познакомить со знаком «минус» («—»). Материалы Для воспитателя: набор цифр, знак «минус», мяч. Для детей: мисочка с пятью ложками риса; пустая мисочка, ложка, фишки, «Математический набор», волчок. Ход занятия Сидя за столом Перед детьми мисочка с рисом, пустая миска, ложка, фишки. — Как узнать, сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочках, если каждая съедает одну ложку риса? Что для этого надо сделать? (Надо измерить рис.) -Мы должны с вами договориться о том, какой должна быть мерка (показывает полную ложку —вровень с краями). Чем будет ложка? (Меркой.) После этого дети начинают измерять рис. Как только задание будет выполнено, воспитатель спрашивает: — У кого сколько получилось ложек риса? Как вы думаете, риса было одинаковое количество или нет? Я открою вам секрет. У всех в мисочке было по пять ложек риса. Тот, у кого получилось пять ложек риса, измерил правильно. Скажите, почему у вас получились разные ответы? (Потому что мы неправильно измеряли.) — Что можно об этом сказать? (Чем меньше мерка, тем большее число получится и наоборот.) — Так сколько птичек сможет накормить каждый ребенок? (Пять птичек.) — Если мы увидим на прогулке птичек, то насыпем корм в кормушку. Поиграем «Назови правильно» Игра проходит в кругу с мячом. 5-1352 Выбирают ведущего. Он встает в центре круга и бросает кому-либо мяч, называет число, дает задание: «Уменьши число на единицу». Ребенок, поймавший мяч, сначала дает ответ, а потом называет любое чисело и дает задание одному из играющих: «Уменьши число на единицу». Примечание. Если ребенок, поймавший мяч, ошибся, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий. Сидя за столом Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор». Педагог показывает детям цифру 5, предлагает отсчитать столько же игрушек и рядом положить цифру. Дети выполняют задание. — Сколько игрушек вы отсчитали и почему? (Вы показали цифру пять и сказали, что отсчитывать нужно столько же.) —Уберите одну игрушку. Сколько игрушек осталось? Какую цифру надо положить? (Осталось четыре игрушки и рядом лежит цифра четыре.) — Вы уменьшили число на единицу. Все, что вы сделали, можно «записать» при помощи специального знака, который ставится, когда мы уменьшаем число, отнимаем от числа (показывает знак «минус» и называет его). Найдите этот знак у себя. Дети выполняют задание. — Сколько было игрушек? (Пять.) Вы убрали одну игрушку и уменьшили число. Какой знак надо поставить? («Минус».) Поставьте этот знак. Сколько отняли игрушек? (Одну.) Поставьте цифру 1. Послушайте, как надо читать «запись»: «пять минус один» или «от пяти отнять один». Сколько осталось? (Четыре.) Аналогичное задание можно провести с другим количеством игрушек. На прогулке Не забудьте насыпать в кормушку корм для птичек. Понаблюдайте вместе с детьми, прилетят ли к ней птицы. Если прилетят, то какие? Спросите у детей, знают ли они птиц, которые зимуют в городе. Советы воспитателю В свободное время с целью развития мелкой моторики предложите детям посоревноваться: «Чей волчок будет дольше вращаться, если его раскручивать правой рукой, а потом левой?» Спросите у детей, какой рукой легче раскручивать волчок, правой или левой. .---------------------------- ключевые слова------------------------------- Уменьшить, минус V * У
СОСТАВ ЧИСЛА ВОСЕМЬ Цель занятия Учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел; упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»; учить называть «соседей» данного числа. Материалы Для воспитателя: цифры. Для детей: бумажные треугольники двух цветов, «Математический набор». Ход занятия Сидя за столом — Сегодня мы будем составлять число восемь из двух меньших чисел. Отсчитайте восемь треугольников одного цвета и 54352 положите их в ряд. Попробуйте составить по порядку все варианты состава числа восемь из двух меньших чисел. После того как дети закончат работу, предложите им проверить друг друга, правильно и все ли варианты они выложили. Затем воспитатель предлагает детям назвать все варианты состава числа восемь из двух меньших чисел: • 7 и 1, а вместе —8. • 6 и 2, а вместе —8. • 5 и 3, а вместе —8. • 4 и 4, а вместе —8. • 3 и 5, а вместе —8. • 2 и 6, а вместе —8. • 1 и 7, а вместе —8. Поиграем «Ручеек» Двое детей — ведущие — берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра 8. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 0 до 8. По сигналу педагога: «Ручеек в воротца»,—дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (например, 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; О и 8 и т.д.). «Ручеек» должен пройти через «воротца». Дети, образующие «воротца», пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра повторяется, при этом меняются ведущие и цифры у детей. «Покажи соседей» Дети играют парами. Воспитатель предлагает положить в беспорядке цифры от 0 до 10. С помощью считалки выбирается ведущий: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить, Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять». Ведущий показывает одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этот числа. Например, ведущий показывает цифру 5, и ребенок, сидящий рядом, должен не только положить цифры, одну слева, другую справа от показанной цифры, но и назвать их. После этого дети меняются ролями. На прогулке С небольшой группой детей проведите игру «Японские жмурки». Игроки становятся в круг, один посередине, он должен запомнить детей, которые стоят в кругу, глаза у него завязаны. Он — птица. Остальные ходят вокруг него и повторяют: «Птичка, птичка, запертая в клетку, когда ты выйдешь ко мне, моя птичка?» Обойдя круг, дети останавливаются. — Кто стоит за тобой? «Птица» называет имя кого-нибудь из игроков и место, где он находится. Если угадает, на это место становится названный ребенок и ему завязывают глаза. Если нет —остается птицей. Игра повторяется. Советы воспитателю Позанимайтесь индивидуально с детьми, которые испытывают затруднения при составлении числа из двух меньших чисел. ---------------------------- ключевые слова ------------------------------ состав числа восемь
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Цель занятия Упражнять в счете в пределах 10, учить пользоваться цифрами и знаками; учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур. Материалы Для детей: «Математический набор», счетные палочки, набор геометрических фигур. Ход занятия Сидя за столом Воспитатель предлагает детям сначала разложить цифры по порядку от 1 до 10, затем выдвинуть две цифры и поставить знак между ними. После этого предлагает кому-либо прочитать «запись». «Три меньше пяти»,— говорит ребенок. Воспитатель спрашивает: «У кого так же?» Если у кого-либо есть такой вариант, дети делают другую «запись». Это упражнение необходимо повторить несколько раз. Работа со счетными палочками Воспитатель предлагает детям отсчитать четыре палочки и сделать четырехугольник. — Как по-другому можно назвать эту фигуру? (Квадрат, многоугольник.) Затем педагог предлагает отсчитать еще три палочки и сделать еще один четырехугольник, отсчитать еще три палочки и сделать еще один четырехугольник. Вопросы детям: • сколько всего получилось четырехугольников? (Шесть.) • сколько многоугольников? (Шесть.) • чего больше, четырехугольников или многоугольников? (Поровну, одинаково, по шесть.) • из какого количества палочек сделаны многоугольники? (Из десяти.) Примечание. Дети могут не только называть число, но и показывать это на цифрах. Можно также предложить детям показать как четырехугольники, так и многоугольники. Поиграем «Отгадай число» Дети образуют круг. По считалке выбирается ведущий: Шел по берегу петух, Поскользнулся, В речку —бух! Будет знать, петух, Что впредь, Надо под ноги смотреть! Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число 8. «Оно больше пяти?» — «Да». — «Оно меньше 9?» — «Да». — «Это число восемь?» —«Да». После того, как число отгадано, ведущим становится ребенок, который его отгадал. Работа с геометрическими фигурами Перед детьми наборы геометрических фигур. Воспитатель дает задания: • отложить маленькие фигуры, назвать их и указать общее количество; • отложить все фигуры, кроме красных, и назвать их величину и цвет; • отложить четырехугольники и назвать их; • отложить многоугольники и сказать, сколько их. Затем воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а ответ выложить из геометрических фигур: Озорной мальчишка, В сером армячишке. По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей) После того, как дети выполнят задание, педагог задает вопросы: • какую птицу вы сделали? • из каких фигур сделан воробей? • что воробей делает? (Клюет, летит, пьет, прыгает.) • из скольких фигур сделана птица? • похожи ли ваши воробьи? Если похожи, то чем, если не похожи, то почему? На прогулке Посмотрите, есть ли птицы на участке? Спросите детей, какие птицы зимуют в городе? Какие птицы улетают на юг? Советы воспитателю Утром внесите в книжный уголок книги о птицах с иллюстрациями или фотографии птиц. Рассмотрите их вместе с детьми, уточните названия птиц.
СОСТАВ ЧИСЛА ДЕВЯТЬ Цель занятия Закрепить названия дней недели; учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; закрепить названия месяцев; упражнять в счете по составленной мерке. Материалы Для воспитателя: мяч, фишки, «кочки» (кружки) с цифрами (десять кружков одной величины). Для детей: «Математический набор». Ход занятия Сидя за столом Перед детьми на столах прямоугольники двух цветов. Воспитатель предлагает детям отсчитать девять прямоугольников одного цвета и положить их в ряд. Дает задание составить все варианты состава числа 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание педагога, дети проверяют, все ли варианты состава числа девять выложены, а затем называют их: • 8 и 1, а вместе —9. • 7 и 2, а вместе —9. 9 6 и 3, а вместе —9. • 5 и 4, а вместе —9. • 4 и 5, а вместе —9. • 3 и 6, а вместе —9. • 2 и 7, а вместе —9. • 1 и 8, а вместе —9. Поиграем «В какой руке сколько?» (См. занятие 12.) «Лови, бросай, дни недели называй!» Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий: Раз-два, раз-два, раз-два-три, Вслед за мною говори. В понедельник, вторник, среду В гости к бабушке поеду, А в четверг и пятницу Дрожки к дому катятся. За субботой — воскресенье. В этот день дают печенье. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Всю считалку повтори. Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй —вторник». Ребенок ловит мяч и называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница». После этого бросает мяч со словами: «Я начну...»,—и называет любой день недели. Игра продолжается. Отгадай-ка • День рождения Оленьки в понедельник. А сегодня среда. Сколько дней осталось до дня рождения девочки? • Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль? Сидя за столом На доске лежат шесть круж\¥ков. Воспитатель показывает мерку —два кружка. «Это наша мерка, примем ее за единицу. Какое число получится по этой мерке?» (Три.)Воспитатель предлагает кому-либо из детей объяснить, как он считал. Ребенок считает: «Один», —прикладывая мерку к двум кружкам; «Два»,— переносит мерку на другую пару кружков и т.д. Каждый раз, когда мерка отложилась полностью, ребенок выставляет какой-нибудь предмет. На доске восемь кружков. Воспитатель показывает мерку—четыре кружка. «Эту мерку мы примем за единицу. Какое число получится по нашей мерке?» (Два.) Один ребенок объясняет, почему такой результат получился. На прогулке «По кочкам» Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна напротив другой. Между ними воспитатель раскладывает пронумерованные кружки-«кочки». Пройти можно только по «кочкам», причем наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолеет «болото», он дотрагивается до первого игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке (десять, девять...). Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок. Советы воспитателю Обратите внимание детей на то, что идет последний месяц осени. Уточните, сколько месяцев прошло с начала года; что в этом месяце 30 дней и скоро наступит первый зимний месяц. Внесите в игровой уголок («Развивающие игры») новую головоломку типа «Колумбово яйцо», предложите детям сделать из деталей яйца птичку. Уточните, какая это птичка и где в настоящее время она может быть (улетает ли она на зиму). СОСТАВ ЧИСЛА ДЕВЯТЬ ИЗМЕРЕНИЕ Цель занятия Учить детей с помощью условной мерки определять объем жидкости; учить составлять число десять из двух меньших чисел; закрепить временные представления. Материалы Для воспитателя: банка, в которую налито три стакана воды; маленькая чашка, которая равна по объему половине стакана; фишки, пустая банка; два комплекта цифр. Для детей: «Математический набор». Ход занятия Сидя за столом Перед детьми банка с водой, стакан, пустая банка. Воспитатель спрашивает: «Как узнать, сколько воды в банке? Что для этого надо сделать?» (Надо измерить.) Воспитатель выясняет, какой меркой можно измерить воду. (Всеми мерками, в которые можно налить воду.) Выслушав ответы детей, воспитатель показывает стакан и предлагает измерить воду стаканом. Напоминает правила измерения: • мерка должна быть одна; • каждый раз, когда мы отмеряем полный стакан воды, следует выставлять какой-нибудь предмет для памяти, чтобы не сбиться со счета. Воспитатель вызывает к столу двоих детей, один измеряет воду, другой — выставляет фишки. Остальные дети следят за полнотой меры и выставляют у себя на столах геометрические фигуры. Закончив измерение, воспитатель предлага- ет Детям сказать, сколько стаканов воды было в банке. (Три.) После этого воспитатель предлагает измерить ту же воду другой меркой (чашкой). Двое детей измеряют воду чашкой у стола педагога. Остальные дети выставляют геометрические фигуры под теми, что уже лежат на столе. Окончив измерение, дети выкладывают на столе около геометрических фигур соответствующие цифры. —Сколько получилось воды по этой мерке? (Шесть чашек.) — Вы измеряли воду. Почему же при первом измерении получилось три стакана воды, а при втором —шесть чашек воды? (Потому что в стакан входит больше воды, а в чашку —меньше.) — Что об этом можно сказать? (Чем меньше мерка, тем больше число, и наоборот, чем больше мерка, тем меньше число.) Поиграем «По порядку стройся» На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: одна команда с одним комплектом цифр напротив другой. Играющие выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Примечание. В игре принимают участие все дети. Ребята, оставшиеся без карточек, проверяют, правильно ли выстроены ряды, нет ли ошибок. Игру можно усложнить. Карточки возвращаются на стол. По сигналу дети берут карточки со стола, находят соответствующую своей, парную карточку и выстраиваются по порядку. «Ручеек» (См. занятие 22.) Может проводиться эта или следующая игра по выбору педагога. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|