Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УВЕЛИЧИТЬ, уменьшить




Занятие

 

ПОВТОРЕНИЕ

Цель занятия

Продолжать учить детей определять количественные отно­шения между числами в пределах 20, делать соответствую­щую «запись» при помощи цифр и знаков; упражнять в сче­те по осязанию; закрепить названия дней недели; закрепить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: комплект карточек с кружками от 1 до 7, комплект карточек с цифрами от 1 до 7, обручи.

Для детей: «Математический набор», набор геометричес­ких фигур разного цвета и величины; по одному яблоку, сши­тому из материала желтого, зеленого, красного цветов, вну­три каждого яблока фасолины — «семечки».

Ход занятия

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям выложить на столах число­вой ряд от 0 до 20.

— Выдвиньте два числа семь и восемь, поставьте между ни­ми знак, показывающий отношения «больше или меньше» между ними и прочитайте «запись».

Дети читают: «7 < 8».

— Какой еще знак можно поставить между этими числами? Поставьте знак и прочитайте «запись». (8 >7.)

Воспитатель предлагает детям выдвинуть числа 13 и 17, поставить между ними знак и прочитать «запись».

Дети выполняют задание и читают «запись»: «13 < 17».

— Поменяйте числа местами, поставьте любой знак между ними и прочитайте «запись».

Дети меняют местами карточки и ставят знак, после чего читают «запись»: «17 >13».

— У кого такая же «запись»? Кто из вас сделал «запись» по-другому, прочитайте свою «запись».

Дети читают «записи».

— Выдвиньте любые два числа и поставьте между ними знак. Проверьте друг у друга, все ли правильно сделали «запись».

Поиграем

«Игра с яблоками» (См. занятие 7.)

Усложненный вариант. На полу лежат обручи, в каждом из них —цифра. Играют малой группой.

Дети встают возле числа, которое на единицу больше или меньше количества «семечек» в яблоке. Возле каждого обру­ча должны стоять три ребенка с яблоками разных цветов.

Предложите детям проверить, правильно ли они выполни­ли задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.) Затем воспитатель приносит вазу с яблоками и говорит: «Я купила в магазине вот столько яб­лок и хочу всех ими угостить. Но яблок мало. Что нужно сделать, чтобы все вы получили одинаковые куски яблока?»

Дайте возможность высказаться всем детям. Потом раз­режьте яблоки и угостите ребят. Уточните, какую часть по­лучил каждый.

«Живая неделя!» (См. занятие 3.)

Сидя за столом

Воспитатель предлагает детям из геометрических фигур, которые лежат у них на столах, сделать птичку. Дети выпол­няют задание педагога. Воспитатель задает им вопросы:

• какую птичку вы сделали?

• что делает эта птичка?

• где эту птичку можно увидеть?

• сравните, похожи ли ваши птички, чем, если не похо­жи, то почему?

Советы воспитателю

В свободное время проверьте знания детей по методике, описанной в конце пособия. Результаты проверки занесите в диагностическую таблицу.

---------------------------- ключевые слова------------------------------

Похожи, непохожи

v» у

Занятие

 

ПОВТОРЕНИЕ

Цель занятия

Учить чертить отрезки заданной длины; учить определять числа предыдущее и последующее названному числу; закре­пить названия геометрических фигур.

Материалы

Для воспитателя: мяч, три—четыре обруча, геометричес­кие фигуры.

Для детей: такие же геометрические фигуры, как у воспи­тателя; тетрадь, карандаш, линейка.

Ход занятия

Работа в тетради

Воспитатель предлагает детям открыть тетради и начертить отрезок длиной 8 см.

После того, как задание будет выполнено, предложите де­тям начертить отрезок любой длины.

— Какой длины отрезок вы начертили?

Как только дети выполнят задание, воспитатель говорит: «Проверьте друг у друга, какой длины получились отрезки».

Примечание. Если в тетради две клетки равны одному сан­тиметру, предложите детям начертить отрезок любой длины по клеткам, а потом сказать, какой длины получился отре­зок и как это можно проверить.

Поиграем

«Найди фигуру»

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат три—четыре обруча. В каждом обруче — геометрическая фи­гура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником — ци­фра пять, в обруче с ромбом —цифра семь.

Правила игры. Дети берут по одной геометрической фигу­ре и начинают двигаться по комнате. По сигналу каждый должен найти свой «домик». Те дети, у которых прямоуголь­ники, бегут к обручу с прямоугольником, у кого ромбы —к обручу с ромбом.

Возле каждого обруча количество детей должно соответст­вовать цифре. Если играющий прибежал к обручу поздно и оказался «лишним», ему нужно поменять геометрическую фи­гуру и бежать к другому обручу, где есть «свободное место».

Когда дети разбегутся по своим «домикам», воспитатель проверяет, правильно ли они встали, какие фигуры у них в руках и сколько детей у каждого обруча.

При повторном проведении игры можно поменять места­ми фигуры и цифры в обручах.

Усложнение игры. Вместо цифры в обруче может лежать определенное количество кружков.

«Назови число»

Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель спрашивает:

— Какое число называется предыдущим (то, которое пе­ред названным) и какое последующим (то, которое после названного)?

— Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч обратно, называете предыдущее ему.

Воспитатель бросает мяч и называет числа, дети, поймав мяч, отвечают, например: 13—12, 20 — 19, 11 — 10 и т.д.

Затем игра повторяется. Только теперь дети должны на­звать последующие названному числа, например: 18—19, 11-12, 17-18 и т.д.

Отгадай-ка

Двое детей разделили между собой семь рублей, причем один получил на три рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (2 рубля и 5 рублей.)

«.

На прогулке

«Волшебные квадраты»

На земле нарисуйте квадрат, разделите его на 25 клеток, в каждой клетке проставьте число (от 1 до 25). Клетки должны быть пронумерованы не по порядку.

Первый участник игры бросает битку с любого места в клет­ку с цифрой 1 и прыгает в нее на одной ноге. Из этой клет­ки он бросает битку в следующую по номеру клетку и прыга­ет в нее и т.д. Побеждает тот, кто пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то битку бросает другой ребенок.

Правила игры: не разрешается попадать биткой на черту; нельзя наступать на черту или, прыгнув в клетку, передви­гать ногу; нарушать очередность прохождения клеток.

Советы воспитателю

Когда будете отрывать утром листок календаря, вспомни­те с детьми пословицы об апреле.

Апрель теплый, май холодный —год хлебородный. tit В апреле земля греет.

й В апреле огородные сверчки начинают свои скачки. Предложите детям объяснить, как они понимают эти по­словицы.

Познакомьте родителей с результатами обследования де­тей. Посоветуйте, как позаниматься с ними летом, в какие игры поиграть.

Приложение

Диагностическая карта

Выявление знаний по формированию элементарных мате­матических представлений у детей седьмого года жизни (ко­нец учебного года).

Методика № 1 — выявление умений счета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку по­считать до 20.

Методика №2 — выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку раз­ложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те чис­ла, которые ему покажут (19, 13, 12, 16).

Методика №3 —выявление знаний о количественном со­ставе числа из единиц в пределах пяти, умения различать ко­личественный и порядковый счет.

Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: кар­тошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчи­тать по порядку.

Методика №4 —выявление умений соотносить количест­во предметов с цифрой.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать двенадцать кружков, а потом обозначить это коли­чество цифрами.

Методика №5 —выявление умений увеличивать и умень­шать число на единицу.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика №6 —выявление умений решать задачи на сло­жение и вычитание.

Материал. «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку при­думать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. По­сле выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.

Методика №7 —выявление умений измерять с помощью линейки.

Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку оп­ределить длину отрезка с помощью линейки.

Методика №8 — выявление умений считать по заданной мере.

Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сде­лать кучку из двух ложек крупы. После выполнения зада­ния, дает следующее: «Отложи рядом еще три такие же куч­ки крупы».

Методика № 9 — выявление знаний детей о геометриче­ских фигурах.

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники прямоугольники.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­ложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика № 10 — выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, что находится слева от него.

Методика № 11 —выявление знаний детей о днях неде­ли и месяцах.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) на­звать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди назван­ных месяцев —зимний: май, декабрь, апрель, а какой —лет­ний: сентябрь, июль, февраль.

Оценка результатов

• 1 балл —ребенок самостоятельно справляется с задани­ем, правильно отвечает на вопросы;

• 0,5 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;

• 0 баллов — ребенок не справился с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализи­руются.

Дата проведения диагностики

Группа

Ф. И. О. педагога, проводившего диагностику


    Ct                                
    l_                                
  •H •H CD                                
    VO                                
                                     
  о ■H                                  
  O)                                  
                                     
s СI о H Ф N-                                  
s (0 a a> s о CO                                  
+                                
Ю VO                                
X CO                                
                                     
  CO vo                                
  CD                                
    CD ■H                                
  CN CN TH                                
  CO TH                                
    CD ■H                                
  vH                                  
  Фамилия, имя ребенка                                
2: " с ■H CN CO   Ю CD h-   O) о H •H ■H CM vH CO ■H <3- T-l Ю ■H CD H
CD =г s ^ vo CD I— CK CD X. О <D T s h- o 1 l_ CD X

 

Содержание

Предисловие............................................................................. 3

Занятие 1. геометрические фигуры........................................... 4

Занятие 2. величина................................................................ 6

Занятие 3. ориентировка в пространстве.................................... 8

Занятие 4. знакомство с тетрадью............................................ 10

Занятие 5. знаки равенство, неравенство................................... 13

Занятие 6. многоугольник....................................................... 16

Занятие 7. геометрические фигуры............................................. 18

Занятие 8. быстро, медленно...................................................... 21

Занятие 9. состав числа три....................................................... 24

Занятие 10. измерение.............................................................. 26

Занятие 11. деньги................................................................... 29

Занятие 12. состав числа четыре................................................................ 31

Занятие 13. деньги................................................................... 35

Занятие 14. измерение.............................................................. 38

Занятие 15. состав числа пять................................................. 41

Занятие 16. далеко, близко........................................................ 44

Занятие 17. измерение.............................................................. 46

Занятие 18. многоугольники..................................................... 49

Занятие 19. знак «плюс»........................................................... 52

Занятие 20. состав числа семь.................................................. 54

Занятие 21. знак «минус»......................................................... 56

Занятие 22. состав числа восемь............................................... 58

Занятие 23. геометрические фигуры........................................... 60

Занятие 24. состав числа девять................................................ 63

Занятие 25. измерение.............................................................. 65

Занятие 26. состав числа десять................................................ 67

Занятие 27. второй десяток....................................................... 69

Занятие 28. счет до 20.............................................................. 72

Занятие 29. часы..................................................................... 74

Занятие 30. время..................................................................... 77

Занятие 31. ориентировка в пространстве.................................... 79

Занятие 32. ориентировка во времени.......................................... 81


Занятие 33. год....................................................................... 85

Занятие 34. получас................................................................ 88

Занятие 35. история часов............................................................................ 91

Занятие 36. задачи................................................................... 93

Занятие 37. решение задач........................................................ 97

Занятие 38. счет двойками...................................................... 100

Занятие 39. часы в быту......................................................... 102

Занятие 40. решение задач...................................................... 105

Занятие 41. деление на равные части........................................ 108

Занятие 42. измерение................................................................................. 111

Занятие 43. решение задач...................................................... 114

Занятие 44. сантиметр............................................................ 116

Занятие 45. счет тройками......................................................118

Занятие 46. четные, нечетные числа........................................ 120

Занятие 47. измерение............................................................ 122

Занятие 48. отрезок................................................................ 124

Занятие 49. повторение........................................................... 127

Занятие 50. измерение............................................................ 130

Занятие 51. ориентировка в пространстве................................. 132

Занятие 52. ориентировка в пространстве................................. 134

Занятие 53. измерение............................................................ 136

Занятие 54. ориентировка в пространстве.................................. 138

Занятие 55. повторение........................................................... 141

Занятие 56. измерение............................................................ 143

Занятие 57. решение задач...................................................... 146

Занятие 58. повторение........................................................... 148

Занятие 59. повторение........................................................... 150

Занятие 60. повторение........................................................... 152

Приложение......................................................................... 155

Диагностическая карта..................................................... 155

Диагностическая таблица................................................ 157


946-25-33 946-38-05


 

Уважаемые воспитатели, родители и педагоги! Это издание и другие книги по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, а также методические и наглядные пособия и развивающие игры молено приобрести в издательстве «Мозаика-Синтез»

&спе уче- 1 педагогическое издательство
зциализиро эбно-
ванное

ЙЗ Наш адрес: 123308, г.Москва, ул. Мневники, д.7, корп.1, издательство «Мозаика-Синтез» тел.: 946-25-33, 946-38-05, e-mail: info@msbook.ru Проезд: ст. метро «Полежаевская», авт. 48, 271, 800 до ост. «МЖК АТО


 

 


Валентина Павловна Новикова

МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Главный редактор А. Дорофеева Редактор В. Вилюнова Корректор О. Бакланова Художественный редактор Л. Дружинина Дизайн обложки Г. Егоров Компьютерная верстка М. Науменко

Издательство «Мозаика-Синтез» ЛР №066285 Сертификат №77. ФЦ.15.953.П.000146.04.04 123308, г. Москва, ул.


ивтсри»* Ю«<'Ч,аЦ

141 у У/

I


 

 


I В. П. Новикова

МАТЕМАТИКА

| I # <%emctc&*tt






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных