Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь




В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

· гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;

· независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся следующие:

· циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;

· изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки (рис. 5.4). Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег;

· влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции (рис. 5.4, 5.5, 5.6). Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций и ВНП.Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции (рис. 5.5). Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым сведя на нет политику дешевых денег.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств.

Использование рычагов денежно-кредитной политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов – фиксированный или плавающий. Пусть, например, в данной стране снижаются процентные ставки относительно уровня других стран. Тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако само по себе это не может означать никаких серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или валюты этого государства будут продавать свои активы на рынке в обмен на национальные денежные единицы. Причем не всегда может иметь место и географическое перемещение денег, поскольку они могут лишь менять владельцев, даже не выходя за пределы государства. До тех пор пока в эти операции не включается центральный банк, денежная масса остается неизменной.

В то же время избежать участия центрального банка вряд ли возможно: если операции по продаже валюты (валютные интервенции) и ценных бумаг будут проходить с его участием, денежная масса в стране сокращается. Кроме того, перевод активов в другие валюты будет оказывать понижающее воздействие на национальную валюту. Если ее курс будет фиксирован, центральный банк должен будет принять меры по его поддержанию. Для этого ему потребуется начать покупку национальной валюты на валютном рынке за счет продажи своих резервов. В данном случае денежная масса сократиться на величину закупок. Сокращение денежной массы вызовет повышение процентной ставки, что остановит отток средств из страны. В результате валютный курс останется на прежнем уровне. Что касается реального дохода, то вследствие возвращения процентных ставок к прежнему уровню, он останется без изменения. Таким образом, несмотря на то, что валютный курс не меняется и на первый взгляд не участвует напрямую в указанном взаимодействии, по существу именно он и является основным звеном, посредством которого осуществляются все изменения, нейтрализующие воздействия процентных ставок.

Еще одно обстоятельство может внести изменения в первоначальную модель – валютные стерилизационные интервенции центрального банка. Поскольку вследствие участия центрального банка в покупке или продаже валюты меняется денежная масса, что является не всегда желательным, иногда проводятся операции по нейтрализации такого побочного эффекта. Для этого банк проводит операцию, обратную проведенной на валютном рынке. Если, например, было необходимо поддержать национальную валюту и осуществлялись ее закупки, то затем следовало купить ценные бумаги, чтобы восстановить сократившуюся денежную массу. Нестерилизованная валютная интервенция интервенция на валютном рынке, при которой центральный банк допускает возможность изменения денежной базы вследствие покупки или продажи валюты.

В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и внутреннего равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между совокупным спросом и предложением), необходимо применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная политика является эффективным средством для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении проблем внутреннего дисбаланса (рис. 5.8).

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь (НБ РБ), который с 1992 г. проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны. Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В связи с этим денежно-кредитная политика в 2005 г., как и в предыдущие годы, будет направлена, прежде всего, на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, что количественно будет характеризоваться ограничением темпов инфляции до уровня 8–10 %. Денежно-кредитная политика будет также направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка РБ в 2005 г. будут являться операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе. Ставка рефинансирования НБ РБ будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности у банков. Таким образом, изменение уровня ставки рефинансирования будет оказывать непосредственное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском кредитном рынке и во всем финансовом секторе. Национальный банк будет проводить снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь. Ставка рефинансирования к концу 2005 г. может быть снижена до 9–12 % годовых.

Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков. В 2005 г. будет постепенно снижаться норматив отчислений в фонд обязательного резервирования, а также значимость данного инструмента во всем спектре денежно-кредитных инструментов, что приведет к улучшению условий привлечения банками депозитов, повышению доступности кредитов и будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусских банков.

Основные выводы

1. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Существуют конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.

2. Пользуясь промежуточными и операционными целями, центральный банк может быстрее делать выводы о правильности выбранного направления политики, а также вносить коррективы в денежно-кредитную политику по ходу ее реализации, не дожидаясь, пока станет виден ее окончательный результат: высокий уровень занятости или стабильность цен. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые, в свою очередь, воздействуют на промежуточные цели, позволяющие достичь конечной цели. Ввиду того, что денежные агрегаты и процентные ставки как промежуточные цели несовместимы, центральный банк вынужден выбирать между ними, основываясь на трех критериях: измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на целевые переменные. Однако эти критерии не позволяют установить, какой из наборов переменных предпочтительнее других.

3. Центральный банк воздействует на величину денежного предложения путем изменения денежной базы (наличные деньги в обращении и резервы), которые составляют основу денежных пассивов центрального банка. В активы центробанка включаются государственные ценные бумаги и кредиты, предоставляемые коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает резервы банковской системы, приобретая облигации или предоставляя коммерческим банкам кредиты. Отдельно взятый банк может предоставить дополнительные ссуды на сумму своих избыточных резервов, тем самым создавая депозиты на ту же сумму. Банковская система может произвести многократное расширение депозитов. В простой модели многократного расширения депозитов, в рамках которой банки не держат избыточных резервов, а население не держит наличных денег, кратность увеличения объема чековых депозитов, т.е. банковский мультипликатор равен величине, обратной норме обязательного резервирования.

4. На процесс увеличения объема банковских депозитов оказывают влияние решения вкладчиков об увеличения количества наличных денег на руках, а также решение банков держать избыточные резервы, а не отдавать их в кредит, т.е. все участники процесса изменения предложения денег играют в нем важную роль. Для более точного управления величиной денежного предложения центральный банк пользуется мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором, который связывает денежную базу с денежным агрегатом, например, М1. Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Он показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.

5. Инструменты денежно-кредитной политики (они же методы воздействия центрального банка на объем и структуру денежного предложения) позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. Объем операций на открытом рынке определяется объемом динамических операций, направленных на изменение денежной базы, и объемом защитных операций, проводимых для компенсации влияния других факторов, воздействующих на денежную базу. Операции на открытом рынке – главный инструмент денежно-кредитной политики, поскольку они гибки, легко обратимы и могут осуществляться быстро. Объем рефинансирования определяется учетной ставкой и политикой дисконтного окна. Дисконтная политика позволяет центральному банку исполнять роль кредитора в последней инстанции, однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег сложнее, поскольку она приводит к непредвиденным колебаниям объемов рефинансирования и, следовательно, предложения денег. Манипулирование нормой обязательных резервов является слишком мощным инструментом, чтобы использовать его в целях контроля за предложением денег, поэтому он применяется очень редко.

6. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, т.е. реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. С точки зрения кейнсианцев, денежно-кредитная политика осуществляется через сложную систему причинно-следственных связей: решения центрального банка воздействуют на резервы коммерческих банков – изменения резервов воздействуют на предложение денег – изменения денежного предложения изменяют процентную ставку – изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, ВНП и уровень цен. Монетаристы считают предложение денег самым важным фактором, определяющим уровень производства в стране, и пользуются в основном сокращенным способом доказательства.

7. Если равновесному ВНП сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рост инвестиций и ВНП. Если равновесному уровню ВНП соответствует инфляция, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая рост цен.

8. Денежно-кредитная политика сталкивается с рядом проблем, которые снижают ее эффективность: циклической асимметрией; влиянием скорости обращения денег на изменение предложения денег; ослаблением результативности денежно-кредитной политики за счет действия факторов, изменяющих положение кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции.

Основные понятия


Банковский мультипликатор

Гибкая денежно-кредитная политика

Денежный мультипликатор

Динамические операции на открытом рынке

Дисконтная политика

Дисконтное окно

Жесткая денежно-кредитная политика

Инструменты денежно-кредитной политики

Конечные цели

Кредитор в последней инстанции

Нестерилизованная валютная интервенция

Обязательные резервы

Операции на открытом рынке

Операционные цели

Политика «дешевых денег»

Политика «дорогих денег»

Промежуточные цели

Стерилизованная интервенция

Центральный банк

Циклическая асимметрия

Эмиссия денег

 


Вопросы для самопроверки

1. Какие цели существуют в денежно-кредитной политике? Как вы понимаете возникновение конфликта целей? Приведите примеры.

2. Почему коммерческие банки обязаны иметь резервы? Объясните, почему резервы являются активом для коммерческого банка, но пассивом для центрального банка?

3. Что такое избыточные резервы? Как вычислить количество избыточных резервов, имеющихся у банка? Каково их значение?

Вопросы для обсуждения

1. Объясните разницу между депозитным и денежным мультипликатором.

2. Опишите цепь причинно-следственных связей, через которую осуществляется денежно-кредитная политика. Используя рисунки 5.4–5.6, объясните, как формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции влияют на эффективность денежно-кредитной политики. Какое влияние на денежно-кредитную политику оказывает эффект обратной связи?

Задачи и тесты

1. Определите, что из перечисленного ниже относится к операционным, а что – к промежуточным целям, а также объясните почему:

а) ставка процента по трехмесячным векселям казначейства;

б) денежная база;

в) М2.

2. Сравните денежную базу и агрегат М2 по критериям управляемости и измеримости. Что бы вы выбрали в качестве промежуточной цели? Почему?

3. Допустим, что банк «А» имеет избыточных резервов на 8 тыс. ден. ед., а также текущих счетов на 150 тыс. ден. ед. Если резервная норма равна 20%, каков размер фактических резервов банка?

4. Предположим, что банк «Б» имеет 20 тыс. ден. ед. резервов и 100 тыс. ден. ед. на текущих счетах. Резервная норма – 20%. Банк продает центральному банку ценные бумаги на сумму 5 тыс. ден. ед., получив в обмен увеличение резервов на 5 тыс. ден. ед. Сколько теперь избыточных резервов у банка?

5. Предположим, что банк «В» получает дополнительно 100 ден. ед. резервов, но предпочитает не выдавать кредит. На какую сумму будет создано депозитов в этом случае в банковской системе в целом?

6. Сравните эффект от операций на открытом рынке, дисконтной политики и регулирования резервных требований при осуществлении контроля над предложением денег по следующим критериям: гибкость, обратимость, эффективность и быстрота осуществления.

7. Дайте объяснение тому факту, что Центральный банк не в состоянии одновременно стабилизировать процентные ставки и предложение денег. Объясните, почему направленность на стабилизацию процентных ставок может способствовать продолжающейся инфляции.

Литература

1. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 820 с.

2. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 856 с.

3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год. – Минск.: НБ РБ, 2005. – 25 с.

4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – Л., 1991. – 448 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных