Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая психология




Педагогическая психология – раздел психологии, изучающий закономерности развития психики человека, процесса усвоения им социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, во взаимосвязи обучения и развития личности.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

Задачи педагогической психологии:

1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его сохранения в индивидуальном сознании и использования.

3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия.

4. Определение особенностей организации управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на психическое развитие обучаемых.

5. Изучение психологических основ деятельности педагога.

6. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления.

7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе.

8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний и соотнесение с образовательными стандартами.

9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

 

Педагогическая психология делится на 2 части: психологию обучения (или учения) и психологию воспитания.

1. Психология учения (обучения),прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. На развитии сознания человека делается акцент. Ее задача состоит в выявлении природы процесса обучения, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Учение — это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, как и любые др.

2. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. На развитии личности делается акцент.

 

Наряду с различием возрастной и педагогической психологии, которое проявляется в их предмете и задачах описанных выше, нельзя не отметить, что в развитии двух данных разделов психологии наблюдается и обратная тенденция – сближение, интеграция. Это обусловлено тем, что в нашей стране практически все дети, если не с ясельного, то с дошкольного или, в крайнем случае, с младшего школьного возраста включаются в систему организованного общественного обучения и воспитания. А это значит, что их психическое развитие непосредственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и потенциально возможного развития ребенка. Именно эта неразрывная взаимосвязь самой реальности, выступающей как объект психического исследования (дети, условия их жизни, система обучения и воспитания), обусловила переход к комплексным исследованиям возрастной и педагогической психологии и их объединению.

 

 

 

Методы

 

В возрастной и педагогической психологии наряду с общепсихологическими методами исследования используется ряд специфических. К их числу относится генетический метод. Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике. Наиболее характерным для возрастной и педагогической психологии является применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики.

 

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов по Б.Г. Ананьеву.

1) К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

1. Сравнительный метод в возрастной и педагогической психологии представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Сравнительный метод может применяться как в разновозрастных группах (например, сравнить дошкольников 6 лет и младших школьников 7 лет по какому-либо одному психологическому показателю), так и в двух группах но одного возраста, в которых исследуется различие по какому-либо показателю.

2. Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряд. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

3. Комплексное исследование сочетает сравнительную организацию и лонгитюдное изучение явления.

 

2) Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирическиеметоды добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.).

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики.

3) Третью группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4) Четвертая группаинтерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Дополнительно в возрастной и педагогической психологии используются следующие методы:

Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и иде­альных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) использу­ется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного исследования метод ана­лиза продуктов деятельности (творчества) предполагает опреде­ленную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфиче­ского продукта (например, текста, рисунка, музыкального про­изведения).

Близнецовый метод основан на исследовании монозиготных близнецов (неправильно называемых «однояйцевыми») — единственных людей, имеющих идентичный набор генов. Исследуются индивидуальные особенности этих людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах.

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных