Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория психосоциального развития Э. Эриксона




Э. Эриксоном описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни человека.

Психосоциальное развитие рассматривается как цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.

Важнейшим в концепции Эриксона является понятие «психосоциальной идентичности».

Психосоциальная идентичность – это устойчивый образ-Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья.

При значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида может быть потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Эриксона, они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли себя»).

Внутренняя логика теории Э. Эриксона раскрывается через принцип борьбы противоположных тенденций; в случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества.

Теория постулирует след. 8 стадий:

1. Базисное доверие против недоверия. Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Э. Эриксон считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды.

2. Автономия против стыда и сомнения. На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно может быть названо твердой или сильной волей. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом — в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами. Напротив, трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость, склонность к самообвинениям.

3. Инициатива против вины. Инициатива проявляется прежде всего в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно. Неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге.

4. Трудолюбие против неполноценности. «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» — с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.

5. Идентичность против диффузии ролей. Пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества.

6. Близость (интимность) против изоляции. Шестая стадия жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид становится способным к любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь, сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

7. Генеративность против стагнации. Седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.

8. Целостность эго против отчаяния. Последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных