Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы учебных занятий. Формы организации учебной деятельности




Приложение 1

Лекция (от лат. lectio - чтение) - форма учебных занятий в высших учебных заведениях, состоящая в устном изложении предмета преподавателем. В последние годы лекции стали приме­няться в системе среднего и средне-специального образования. Лекция является самой трудной формой преподавания. Она пред­полагает хорошее владение преподавателя обширным учебным материалом, его композиционное выстраивание таким образом, чтобы на протяжении всего занятия управлять вниманием и мышлением слушателей.

Лекция выполняет три основные функции: информационную (дает необходимые сведения), стимулирующую (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники), воспитывающую и развивающую (дает оценки основным явлени­ям, вырабатывает мышление). Логическая структура лекции, как правило, так же, как и остальных организационных форм, трехчастная:

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследова­ниям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по чанному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Задача преподавателя - сделать лекцию убедительной, точной. При чтении лекции следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить лекцию, строго придерживаясь плана,

- свободно владеть лекционным материалом,

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта,

- помогать учащимся записать то, что хуже всего освещено в учебниках,

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонацион­но) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо),

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись,

- чувствовать и понимать реакцию аудитории,

- использовать обратную связь,

- применять наглядные средства обучения

Семинарское занятие (от лат. seminarium - рассадник) особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Семинарское занятие имеет целью закрепление теоретического материала, изло­женного в лекционном курсе, расширение знаний, осмысление изученного материала. Успешное проведение семинара возможно только при условии тщательной подготовки учащихся, проработки источников. Задание к семинару выдается студентам заранее, в нем указывают тему занятия, основные вопросы для подготовки, спи­сок обязательной и дополнительной литературы, необходимой для самостоятельной проработки. Во время семинарского занятия сту­денты анализируют источники. Преподаватель организует обсуж­дение, задает уточняющие вопросы, вопросы на сравнение, обобщение, своевременно подводит промежуточные итоги обсуждения, делает пояснения в случае затруднения на занятии. Общая структура семинара также является трехчастной.

Практическое занятие имеет целью отработку практических умений, осмысление связи усвоенного теоретического материала с практической деятельностью, жизнью. Проведение такого занятия предполагает предварительное самостоятельное повторение и изучение учащимися теоретического материала. На занятии уместным бывает проведение краткого опроса (фронтального или письменного) с целью актуализации знаний. Важно правильно организовать работу на занятии, обеспечить необходимым оборудованием, четко провести инструктаж по работе, познакомить с требованиями по оформлению записей, которые необходимо сделать в тетрадях, и отчета по результатам работы. Одним из важных, требований при проведении практи­ческого занятия является развитие умений учащихся планировать, организовывать свою работу, анализировать полученные результаты, делать выводы. Практическое занятие может быть проведено в виде психологического тренинга, психологического практикума.

Урок - основная форма обучения в общеобразовательной школе, используется в средних и средне-специальных учебных заведениях. Элементами урока являются изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, задание ил дом, обобщение и систематизация знаний.

Существуют различные типы уроков:

комбинированный - в основной части его трехкомпонентной структуре представлены все вышеназванные элементы;

урок изучения нового материала;

урок закрепления знаний, их систематизации, форми­рования умений и навыков (проведение таких уроков предполагает не только простое повторение пройденного материала, но и применение знаний в измененной ситуации);

урок контроля и оценки знаний учащихся (это может быть самостоятельная или контрольная работа, зачетный, обоб­щающий урок по пройденной теме, разделу).

В процессе обучения психологии преподаватель организу­ет познавательную деятельность учащихся. Существуют три ос­новные формы организации деятельности учащихся на учеб­ных занятиях: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Индивидуальная работа - самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответствующего учебным возможностям каждого. Важно предоставлять такие задания для индивидуальной работы, которые бы учитывали индивидуальные особенности, уровень подготовленности и др. Правильно организованная индивидуальная работа обеспечивает наибольший развивающий эффект.

Фронтальная работа - такой вид деятельности преподавателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой (достаточно распространена при проведении семинарского занятия). От педагога тре­буется умение найти посильную работу мысли для всех, умение выслушать всех в оптимальном объеме. При такой форме органи­зации работы учащихся могут использоваться задания репродуктивные и творческие. При фронтальной организации занятия до­вольно сложно обеспечить возможность активной работы всех учащихся учебной группы. Фронтальные формы наиболее полезно использовать на этапе изучения новых знаний и их закрепления, а вот на этапе применения полученных знаний в измененной ситуации лучше всего использовать индивидуальную форму работы.

Групповая форма организации обучения предполагает разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (по 4-6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной деятельности. Каждая группа работает под руководством лидера груп­пы или учителя.

Групповые формы широко применяются в преподавании психологии. Их использование способствует созданию на уроках оживленной, увлеченной обстановки, повышает учеников интерес к психологическим дисциплинам. Групповая работа в преподавании психологии соотносится с активными методами социально-психологического обучения: деловыми и ролевыми играми, дискуссионными приемами, элементами социально-психологическою тренинга. Данные методы обеспечивают эмоциональное включение учащихся в учебный процесс, ставят их в позицию активного участника управляемого группового процесса.

При проектировании урока психологии следует преду­смотреть оптимальный выбор форм организации деятельности учащихся в соответствии с целью и задачами занятия.

 

 

Приложение 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных