Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовка участников олимпиады




Председатель Центральной

Предметно-методической комиссии

По литературе

 

С.В. Волков

 

Оглавление

Введение с.4

Подготовка участников олимпиады с.5

Принципы организации школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе с.7

Организационно-технологическое обеспечение с.9

Кодирование олимпиадных работ с.10

Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ с.11

Характеристика структуры и содержания заданий. Примеры заданий с комментариями. Критерии оценки с.12

Школьный этап с.12

Задания для 5-6 классов с.12

Задания для 7-8 классов с.16

Задания для 9-11 классов с.19

Муниципальный этап с.35

Задания для 7-8 классов с.35

Задания для 9-11 классов с.40

Порядок подачи и рассмотрения апелляций с.58

Подведение итогов школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе с.59

Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий с.60

 

Введение

Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также предполагает развитие эмоциональной сферы личности, её воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры.

Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.

Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания, развитие способностей к интерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.

Основным предметом литературы как школьной дисциплины является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – двуединая деятельность культурного чтения и письма учащихся, последовательно формирующаяся на уроках литературы.

Достижение основной цели литературного образования в школе происходит путем решения следующих образовательных задач:

● развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов). Ученик должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать связи между ними, ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст.

● воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Ученик должен уметь вести учебные дискуссии о смыслах художественной литературы, создавать собственные тексты (устные, письменные) о прочитанных литературных произведениях, представлять и защищать их.

● прояснение взаимосвязи литературного произведения с литературно-историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определённых историко-культурных представлений о соотношении искусства и действительности.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе на всех своих этапах должна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования. Задания и принципы проведения олимпиады должны разрабатываться с учётом сказанного выше. Известно, что олимпиада выявляет одарённых (или высокомотивированных) детей –– и начинает делать это уже на школьном этапе. Но основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Это особенно важно сейчас, когда предмет литература потерял в школе свой ведущий статус, когда отменён обязательный экзамен, когда серьёзные трудности у детей вызывает сам процесс чтения объемных произведений.

На школьном и муниципальном этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определённые требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

 

Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своём уровне). Особо подчеркнём, что формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

-выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

- представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

- выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Всё большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

Для успешного проведения школьного и муниципального этапов олимпиады предварительную подготовку могут проходить и учителя. Формы подготовки учителей (курсы, семинары, консультации, магистерские программы) определяются муниципальными органами или организациями, осуществляющими повышение квалификации учителей с учётом анализа заданий разных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных