Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология и методы научного исследования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Чекалева Н.В.

Чуркина Н.И.

РАБОЧАЯТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ

Методология и методы научного исследования

 

 

Издательство ОмГПУ

Омск, 2013

Печатается по решению редакционно– издательского совета Омского государственного педагогического

университета

 

Рецензенты:

 

 

Чекалева Н.В., Чуркина Н.И. Рабочая тетрадь по курсу «Методология и методы научного исследования» / учебно–методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013.

 

Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Методология и методы научного исследования», которая входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование». Рабочая тетрадь содержит перечень теоретических вопросов для семинарских занятий, комплекс заданий для самостоятельной работы, список литературы. Пособие предназначено для преподавателей и студентов магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».

 

Дисциплина «Методология и метолы научного исследования» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».

Курс «Методология и методы научного исследования» является первым для студентов магистратуры, приступающих к выполнению диссертации. Данный курс является базовым для изучения других дисциплин педагогического цикла (в соответствии с профилем подготовки), всех видов практики и государственной итоговой аттестации.

Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования, требованиями к квалификационным характеристикам педагогических работников и задачами обучения в магистратуре по педагогическому направлению. Принципы отбора содержания обучения связаны с современными направлениями в области педагогической науки, ориентированными на научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую развитие образования.

 

Цель дисциплины: обеспечить развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере педагогической деятельности, необходимых для организации и проведения психолого-педагоги­ческих исследований.

Задачи курса

1. Содействовать развитию общекультурных компетенций на основе понимания основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования.

2. Формирование практических навыков и умений применения на­учных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения.

3. Способствовать профессиональному развитию магистранта и формированию умений разработки программ и методик проведения психолого-педагогического исследования.

 

Ожидаемые результаты:

Магистранты должны продемонстрировать:

знание

· понятийно-категориального научного аппа­рата, современных концепций естественнонаучного и гуманитарного знания и методов проведения психолого-педагогического исследова­ния;

· современных тенденции развития образования в России и мире;

· интерактивные интернет-ресурсы, рассчитанные на общение и сотрудничество учащихся, способы эффективного размещения и оценивания интернет-ресурсов, имеющих отношение к образовательной и исследовательской деятельности учащихся;

· источники информации, способы и средства диагностики и развития индивидуальных креативных способностей;

· логику решения исследовательских задач;

· методологию, основные этапы и требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания.

умение:

  • применять категориальный аппарат и использовать современные концепции естественнонаучного и гуманитарного знания в профессиональной деятельности;
  • наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт, подбирать современные методы для исследования образовательной практики;

· определять акту­альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных.

· осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи;

· осваивать ресурсы образовательных систем и оставлять план использования интернет-ресурсов для реализации целей научного исследования и профессиональной деятельности.

· осуществлять диагностику, анализ и разрабатывать программу развития индивидуальных креативных способностей и использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

· обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали­фикационных работ.

 

владение:

· навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

· методами соотнесения и способами демонстрации знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования;

· навыками использования и развития интернет-ресурсов для реализации целей научно–исследовательской и профессиональной деятельности;

· способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, навыками создания собственных интерактивных интернет-ресурсов;

· методами самодиагностики и технологиями разработки программы развития индивидуальных креативных способностей;

· технологией групповой работы;

· технологией анализа и презентации результатов научных исследований;

· методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.

Тематика и планы семинарских занятий

Семинар 1 Современные методологические подходы

Вопросы для обсуждения:

1. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска.

2. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений.

3. Особенности современной методологической ситуации в педагогической науке

4. Определение методологического подхода исследования.

Информация для размышления*

Для проведения любого качественного анализа необходимо определить методологическую позицию, которая в свою очередь, задает логику, методы исследования. В педагогической науке продолжаются дискуссии о сущности, целях и задачах методологии. В.И. Загвязинский считает, что методология педагогики это учение «о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании». В социогуманитарных науках (к которым принадлежит и педагогика) сегодня преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в них учитывается включенность субъекта в изучаемый объект - общество, поэтому методология социогуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Таким образом, субъект здесь представлен дважды: как субъект познания и как часть объекта познания. Методология педагогики, выполняет и другие функции: определяет способы получения научных знаний (М.А. Данилов); направляет и определяет основной путь достижения научно-исследовательской цели (П.В. Копнин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев). Можно согласиться с Н.А. Вершининой, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Л.С. Илюшин пишет о двух недопустимых крайностях в выборе методологии исследования – использование одного или сразу всех методологических приемов. Компромиссный подход должен состоять «в создании такой методологии, в которой назначение каждого метода достаточно жестко обусловлено конкретной исследовательской задач.

Задания:

1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций) исоставьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем образования (в соответствии с профилем магистерской программы). Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.

 

 

 

2. Изучите литературу к семинару по характеристике ведущих методологических подходов в педагогическом исследовании и заполните таблицу.

Подход Основные характеристики подхода
       
       
       
       
       

 

3. В мини-группе (3-5 человек), на основе одной из выделенных вами проблем, определите проблематику коллективного исследования, заполните основные параметры исследования.

Тема исследования______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Проблема исследования __________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Цель исследования _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Методологические подходы исследования ___________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Изучите банк авторефератов по педагогике (сайт ВАК РФ, библиотек) и проведите анализ методологического аппарата автореферата по проблематике, близкой вашей магистерской диссертации.

Автор, название диссертации, специальность ______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Методологические подходы, используемые в работе ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Методы исследования, используемые в диссертации ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 287 с.

2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2008. - 320 с.

3. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 320 с.

4. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: ОмГПУ, 2010. - 203 с.

5. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.

 

2 Семинар Основы работы с научной информацией

Вопросы для обсуждения

  1. Принципы работы с научной информацией.
  2. Виды и типы источников научной информации.
  3. Основные приемы работы с текстовым источником.
  4. Правила составления аннотации, рецензии.
  5. Оформление библиографического списка.

Информация для размышления* Рисунок «Источники научной информации».

                           
   
 
   
 
   
 
   
       
 

 


Рисунок 1

Задание:

1. Составьте аннотированный список научных журналов, которые могут вами использоваться для определения темы и при работе над диссертацией

Таблица

Название журнала Аннотация журнала
     
     
     
     
     

 

2. Составьте микротезаурус любых двух понятий по интересующей вас проблеме в рамках магистерской программы. Тезаурус относится к определенному типу словаря нормативной лексики, с точно определенными связями между терминами. В данном случае связывать термины будет проблема, актуальная для вашей магистерской программы. Обязательно необходимо подобрать на каждое понятие не менее трех определений из разных источников, Словарь может быть представлен в виде таблицы:

 

 

Таблица

Анализ понятия _________________________________

Автор, выходные данные источника Характеристика понятия
   
   
   

 

 

Таблица

Анализ понятия _____________________________________________

Автор, выходные данные источника Характеристика понятия
   
   
   

 

Информация для размышления*

Таблица






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных