Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жанры научного дискурса




Жанр научного дискурса Характеристика жанра
Научная статья письменный опубликованный отчет, описывающий результаты исследования
Монография (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Диссертация (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации магистра.
Научный доклад Это развернутое публичное выступление по определенной теме, базирующееся на данных теоретических или практических изысканий.
Выступление на конференции Устный доклад, являющийся завершающим этапом исследовательской деятельности.
Стендовый доклад Это максимум наглядной и минимум текстовой информации, размещенной на мобильной вертикальной поверхности.
Научно-технический отчет это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования.
Рецензия В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.
Реферат (нем. Referat, от лат. refereдокладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
Тезисы краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Они могут быть авторскими и вторичными, созданными на основе чужого текста (такие тезисы являются жанром научно-учебного подстиля). Авторские тезисы публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками какой-либо конференции. Тезисы состоят из преамбулы, содержащей ввод в проблематику, тезисного изложения проблематики и итогового тезиса. Членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией и выделением абзацев под одной рубрикой.

 

3. Составьте аннотацию и рецензию одной статьи, которая попадает в научное поле вашей магистерской программы.

Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании и его назначении. В ней отражается то основное, что несет в себе произведение. В аннотации не допускается цитирование, не используются смысловые фрагмент оригинала. План аннотации включает в себя:

    • Библиографическое описание работы;
    • Перечисление основных проблем, затронутых в работе;
    • Выводы автора, его мнение.

Ваши действия при составлении аннотации могут быть:

  1. Разбейте текст на смысловые части
  2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста.
  3. Сформулируйте основную мысль своими словами.
  4. Перечислите основные мысли, проблемы, предложения, вывода автора.
  5. Определите значимость работы.

В аннотации часто используются клише: в статье рассматривается, автора ставит следующие проблемы, статья посвящена, статья адресована…

Аннотация статьи (автор, название, выходные данные) _____________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В статье рассматривается ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите рецензию на эту же статью. Рецензия, в отличие от аннотации содержит оценку работы. Логика ее изложения должна соответствовать логике самой статьи и содержит следующие разделы:

1. Объект анализа;

2. Актуальность темы;

3. Краткое содержание;

4. Формулировка основного тезиса;

5. Общая оценка;

6. Недостатки, недочеты;

7. Выводы.

Рецензия должна содержать мотивированную оценку работы, она раскрывает основные положения статьи, Рецензия представляет собой связное изложение, самостоятельное, авторское изложение. Она может иметь вид рукописного или опубликованного текста. Это особый жанр работы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Охарактеризуйте пять сайтов, которые могут вам помочь при работе над вашей магистерской диссертацией.

Таблица

Интернет-источники научной информации

Название, адрес сайта Полезные разделы, информация, ресурсы
       
       
       
       
       

3 семинар Методы исследования

1. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики

2. Специфика и классификация методов эмпирического исследования

3. Специфика и основные методы теоретиче­ского познания, его ключевые категории и понятия.

4. Использование методов смежных дисциплин в научных исследованиях.

 

Задание

1. Прочитайте литературу к семинарскому занятию, материалы лекции и рабочей тетради и заполните диаграмму «Методы исследования»

 

Информация для размышления*

 

2. Используя один из вариантов методики контент-анализа проведите анализ двух понятий, с которыми вы работали во втором семинаре.

Информация для размышления*

Контент-анализ это метод количественного изучения содержания документа или понятия. Сущность его заключается в подсчете частоты встречающихся в тесте единиц: знаков, комбинаций знаков, букв, слов, терминов, словосочетаний, фамилий отдельных лиц и т. д. После подсчета выделенные единицы выстраиваются в порядке убывания частоты их употребления (использования) в тексте, т. е. формируется тезаурус. Результаты подсчета позволяют увидеть то, что рассеяно в тексте и на первый взгляд не видно. Наиболее сложный и ответственный этап состоит в том, что исследователь намечает те смысловые единицы, наличие (или отсутствие)которых интересует его в изучаемом тексте (текстах). Поскольку одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью различных языковых средств, то вслед за выделением смысловых единиц исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические индикаторы (показатели), т. с. формализовать единицы. В случае использования контент-анализа при работе над понятийным аппаратом работы, его результатом должно быть рабочее определение. Методика состоит из нескольких шагов

1. Используя материалы первого семинара, заполните таблицу. При использовании данной методики в диссертации необходимо привлечь максимальное количество определений из разных источников.

Таблица

Структурно-частотный анализ понятия ________________________________

Определение понятия Источник Основные элементы понятия
       
       
         
       

 

 

2. На основании первой таблицы, заполняется сводная таблица, назначение которой систематизация основных элементов понятия и ранжирование их по количественным данным.

 

Основные элементы Номер определения сумма
         
         
         
         
         
         

 

 

3. Затем дается авторское определение, которое отражает как результаты контент-анализа, так и авторскую позицию.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Информация для размышления*

Таблица

Контент–анализ понятия «Имена собственные»

 

Определение понятия Источник Основные элементы понятия
  Имена собственные – это слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс.   Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. — 25 000 экз. Слова называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако не несут указания на этот класс
  Имена собственные – это слова, которые «даются индивидуальным объектам, имеющим, кроме того общие (нарицательные) имена (имена классов) и служат для выделения объектов из этих классов.   Суперанская, А.В. Апеллятив-онома // Имя нарицательное и имя собственное. – М.: Наука, 1978. – с. 5-33. Слова, которыми называют индивидуальные объекты, имеющие кроме того общие имена, и служат для выделения объектов из этих классов
3. Имена собственные – слова или словосочетания, называющие, в отличие от нарицательных имен, единичное или собирательное лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его, однозначные для него вне зависимости от контекста. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1990. – 390 с. Слова или словосочетания, называющие, в отличие от нарицательных имен, единичное или собирательное лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его
4. Имена собственные – слово или словосочетание, служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. — М., 1988. Слово или словосочетание, служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации

 

Сводная таблица основных структурных элементов понятия

«Имена собственные»

Основные элементы Номера определений Сумма
1. слова слова или словосочетания 1, 2, 3, 4  
2. Называют индивидуальные предметы Называют индивидуальные объекты Называющие объект в его единственности        
3. Служат для выделения объектов из этих классов Индивидуализирующие его Служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов        
4. Входящие в класс однородных Имеющие кроме того общие имена В отличие от нарицательных Среди других объектов    

 

Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятия «Имена собственные», позволяют сформулировать следующее определение данного понятия: Имена собственные – это слова или словосочетания называющие индивидуальные объекты, входящие в класс однородных и служащие для выделения именуемого объекта из этих классов.

3. Обоснуйте возможность и полезность использования в рамках вашей будущей магистерской диссертации методов, теорий других наук. Изучите материалы, заполните таблицу.

Информация для размышления*

Третья научная революция в конце XІX - начале ХХ вв. дала начало новому этапу науки, характеризующемуся отказом от онтологизма и признанием относительности истины, в ней допускается возможность нескольких теоретических описаний одной и той же реальности. Межнаучная интеграция при осуществлении любых педагогических исследований основана на важном положении, детерминирующем рассмотрение человека не только как биологического и социального существа, но и как субъекта культур (В.С. Библер). Междисциплинарный (межнаучный) подход известен в науковедении уже достаточно давно. Г.М. Добров выделяет три типа межнаучного взаимодействия: воздействие одной из наук на традиционный объект исследования другой науки; изучение одного и того же объекта разными науками. Изучение опыта науки методами и средствами другой науки.(5) Иные основания типов межнаучного взаимодействия дает С.Ю. Семенов. В первом случае, между науками складываются отношения онтологического соподчинения, которые характеризуется предметной редукцией, когда знания из более развитой научной дисциплины используются в другой, выполняя при этом методологическую функцию. Как отмечают многие исследователи (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), для решения проблем образования этот тип отношений не подходит, так как выведение законов педагогической науки из законов философии, психологии нельзя признать эффективным. Второй тип отношений он определил как методологическая зависимость. В этом случае в рамках одной науки воспроизводятся схемы и нормы научного познания, принятые в другой. Третий тип отношений – это отношения научно-практического взаимообоснования, когда знания разных наук, дополняя друг друга, практически оправдывают и аксиологически обосновывают предметную специфику каждой из наук. (2,101) Именно третий тип отношений считается наиболее продуктивным в педагогической науке. Помимо междисциплинарных исследований, где всегда есть главная и подчиненная дисциплина, различают полидисциплинарные или мультидисциплинарные подходы, при использовании которых данные различных наук сводятся в единую картину. Человек как субъект культур взаимодействует с представителями других культур во времени и пространстве.

 

Таблица






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных