Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поза дзадзэн Кодо Саваки роси 16 страница




То, что называют «сатори» — это становление одним целым с самим собой в связке со всей вселенной. Ты связан со всеми Буддами и божествами. Но если теперь ты говоришь, что у тебя есть «сатори», в то время как у кого-то другого его нет, то попадаешься на удочку своего мешка мяса (Тело как символ собственной личности). Если ты переключишь свою длину волн на длину волн вселенной, то твоё сознание, что у тебя есть сатори, растворится. Таким образом ты, наконец, освободишься от пут этого мешка мяса.

Дзэн — это знакомство с самим собой. Ты делаешь самого себя посредством самого себя самим собой. Это называется Будда: тот, кто полностью стал самим собой.

Дзэн означает вернуться к самому себе. Если говорят о том, чтобы сделать шаг назад, то под этим имеется в виду, бросить взгляд на самого себя. Дзадзэн — это абсолютно новый вид на жизнь.

В дзадзэн ты должен познакомиться с самим собой. Когда ты познакомишься с самим собой, то все вещи во вселенной станут частью тебя самого. Разве обычно мы не пренебрегаем этим знакомством с самим собой?

Здесь речь идёт не о твоём покрытом плесенью личном «Я». Речь идёт о тебе самом, непрерывно связанном со всей вселенной. Это означает, что ты должен быть одновременно связан и со всеми Буддами и со всеми страдающими существами. Искать самого себя таким образом, означает владеть сердцем пути. Сердце пути сознаёт, что «я» и «ты» не отделены друг от друга.

Верить означает познакомиться в дзадзэн с самим собой и воплотить эту ясность о самом себе в повседневной жизни.

Просто сидеть: пребывать в согласии со своим совершенно новым «Я» так просто.

 

39. Сидеть дзадзэн означает играть Будду

 

Практиковать путь Будды означает делать вид, как будто бы ты являешься Буддой. Ты должен как можно лучше имитировать Будду. Проблема появляется тогда, когда ты пытаешься понять учение Будды как человек. Потому что тогда ты пытаешься даже учение Будды сделать чем-то человеческим. И начнёшь думать, что твоя имитация Будды — это твоё собственное, человеческое действие, которое принесёт тебе соответствующую пользу. Это называется «болезнью Дзэн».

Отпустить тетиву, чтобы попасть в цель: Это не имеет никакого отношения к дзадзэн. Потому что в дзадзэн вся вселенная — это цель, тут нет возможности промахнуться. Но за это ты не получишь и пачки сигарет, только за то что попал в цель.

«Даст мне это что-нибудь? Или же нет?» — оставь такое отношение и просто сиди.

«Из глубокого самадхи смотреть на Будд десяти направлений» (Лотос-сутра).

Здесь речь идёт не только о глубине самадхи, а также о том, чтобы воплотить это самадхи на практике. Но речь идёт также не только о практике, но и о глубине самадхи, из которого идёт эта практика. Поэтому недостаточно просто полагаться на основной принцип учения. Мы должны прекратить цепляться за своё эго и погрузиться в чистое самадхи. Просто сидеть в дзадзэн. Это означает глубину. Но если мы просто принимаем позу, чтобы достичь чего-нибудь, то это не глубокое самадхи, а внешняя форма без содержимого. Мы не должны бегать за чем-либо, но и не должны ничего пугаться.

Мастер Экхарт говорит, что истинный Бог там, где больше нет даже Бога. Что мы делаем, когда практикуем дзадзэн? Абсолютно ничего. Если мы во время дзадзэн занимаемся ещё чем-нибудь побочно, то делаем тем самым дзадзэн чем-то очень маленьким. Только если мы абсолютно ничего не делаем, то заполняем этим всю вселенную. И, наоборот, заполнять всю вселенную означает абсолютно ничего не делать.

То, что мы имеем возможность абсолютно ничего не делать, доказывает, что мы заполняем всю вселенную. Это так не только в этом мгновении. Это всегда так.

В главе Сансуйкё в Сёбогендзо Догэн Дзэндзи говорит о «сообщениях из времени вечного прошлого, пролегающего бесчисленные пустые века тому назад». Это прошлое, которому мы даже не можем дать имя, безвкусно и прозрачно, одиноко и тихо, безгранично, велико и далеко. Воплощенное на практике, оно означает дзадзэн.

Одинокая тишина существует только там, где ты просто практикуешь дзадзэн согласно учению — без малейшего отклонения. Там нет ни малейшего ожидания чего-нибудь, никаких спиритических сюрпризов. С самого начала это не имеет никакого значения, даст это что-нибудь тебе или нет. Нет ничего проще этого, но одновременно нет и ничего, что бы ни беспокоило тебя больше. Ты постоянно спрашиваешь, всё ли правильно с твоим дзадзэн. Похоже, даже ученики Догэна Дзэндзи имеют проблемы с этим абсолютно чистым дзадзэн, от которого мы совершенно ничего не получаем назад.

Ты практикуешь дзадзэн — вот и всё. Каждое отдельное действие как это одно действие — это точно это одно действие. Вот и всё.

Сикантадза (просто сидеть) означает черпать из колодца воду ведром без дна.

Когда мы слышим, что должны просто сидеть дзадзэн, чтобы быть Буддами, то это звучит так просто, что мы вообще бросаем практику. Так мы порочим свою собственную практику. Если же мы начинаем быть горды за то, что практикуем, то тоже загрязняем её. Поэтому в нашей практике мы должны всегда быть внимательными к тому, что делаем: Мы постоянно склоняемся к тому, чтобы идти своим собственным путём и норовим позволить нести себя реке наших грязных склонностей. Это делает сикантадза такой тяжёлой. Но именно это практика и есть сикантадза.

Я часто слышал, как мастер Мурата Сэйсё, который практиковал в Хаката с Ситири Осё, рецитировал имя Будды своим грациозно-тихим способом (Нэнбуцу: «Наму Амида Буцу»). Он всегда напоминал другим: «Вы ещё не ушли туда с головой! Ваш Нэнбуцу слишком поверхностный!».

Он имел этим в виду, что другие не рецитировали имя Будды всем их телом. Если ты рецитируешь его имя вяло и бессильно — десять тысяч раз «Нанмандабу, Нанмандабу…» — то это не имеет никакого отношения к стране Будды.

Твоя практика сикантадза не должны быть поверхностной. Ты должен дойти до конца — исчерпать всё. «Просто сидеть» не означает сидеть просто так, сложа руки. Вся твоя жизнь должна зависеть от правильности направления твоей практики.

Ты не должен практиковать свой дзадзэн в пол силы. Он не должен быть средством для цели. Дзадзэн должен быть твоим миром: Если ты держишь путь до самого конца, то возвращаешься домой на это самое место, здесь и сейчас — целостно ты сам.

Дзадзэн — это просто дзадзэн. Сам дзадзэн и есть цель, другой берег (нирвана), высшая ценность. Речь не идёт о том, чтобы стать Буддой.

Что означает дзадзэн? Он означает играть Будду. Это не работа: мы играем Будду.

 

 

Создание

 

40. Ты ищешь здоровье и долгую жизнь? Ты больной!

 

Для меня образ самого дзадзэн — это живой Будда. И из какого сырья состоит содержимое этого образа дзадзэн? Это ничто иное, как человек Саваки. Я использую это тело заурядного человека, чтобы практиковать им дзадзэн вместе с Шакьямуни Буддой и всеми горами, реками и травами. Ум человека Саваки как дикая обезьяна, а его сердце как сумасшедшая лошадь — они такие же, как ум и сердце всех других живых существ: Поэтому дзадзэн может спасти вместе со мной и все остальные существа.

Самый большой подарок, который ты можешь преподнести Буддам в трёх мирах — это твоя практика дзадзэн. Практиковать дзадзэн означает спасать всех живых существ. Соответственно, содержимым твоего дзадзэн должно быть спасение всех существ. Сидеть один период в дзадзэн означает одновременно, и стремиться наверх к истине, и торопиться вниз к освобождению всех существ.

То, что мы сидим в дзадзэн, означает, что мы тянем вперёд этим дзадзэн и всё общество. Спасать все живые существа означает, что я сижу в дзадзэн.

Говорят, что есть люди, которые называют мой Дзэн «Дзэн заурядного человека». У меня нет ни малейших проблем с «Дзэн заурядного человека». Потому что путь Будды позволяет идти заурядному человеку тем же путём, что и Шакьямуни Будда. И это практика этого пути, в которую мы верим.

Сегодня все хотят долгую и здоровую жизнь. Но с какой целью ты вообще-то хочешь долго жить и быть здоровым? Разве ты не видишь, что само твоё желание долгой жизни похоже на болезнь? Долгая жизнь или здоровье сами по себе ничего для меня не значат. Только для того чтобы идти путь Будды я желаю себе долгую жизнь и крепкое здоровье.

Чего ты хочешь на самом деле? Может быть, стоит однажды об этом хорошенько подумать. Если ты день за днем просто живёшь, жрёшь, что появится перед твоим носом, даже не задумываясь об этом — то твоя жизнь не настоящая. Только с помощью религии ты достигнешь того, чего ты желаешь себе как человек в конечном счёте. Что это? Я называю это: дзадзэн.

Я хочу, чтобы весь мир практиковал дзадзэн. И для этой цели я ем каждый день.

Наш ум постоянно в движении. Он не квадратный и не круглый — его вообще нельзя схватить. Но, несмотря на это мы даём наш обет (спасти всех живых существ) этим неутомимым умом, и этот обет тянет нас вперёд всю нашу жизнь. И когда-то он начинает давать плоды.

Если ты практикуешь, не дав обет, то это похоже на то, как если бы ты ездил на мотоцикле без руля. Ты не в равновесии. Когда ты делаешь что-нибудь хорошее, то ты не должен делать это просто по настроению. Наша практика должна быть основана на обете.

Если в твоём уме зреет решение дать обет, то возраст не имеет значения. Буддизм — это религия обета. Если ты действительно решишься дать обет, то это принесёт свои плоды.

Если ты действительно знаешь, что должен делать, то будешь для этого жертвовать свою жизнь. Если ты однажды узнал направление, никто уже больше не сможет затормозить тебя.

Дать обет (спасти все живые существа) означает иметь настоящее спокойствие ума. Без обета ты не сможешь не поддаться искушению. С обетом у тебя есть достаточно умственного пространства, чтобы оставаться хозяином положения.

Твоя задача велика: Ты должен ясно понять, что берёшь на свои плечи всё человечество. «Моя жизнь необходима для земли, как бы мир мог обойтись без меня?» — такой большой и твёрдой должна быть твоя самоуверенность.

Для нас речь идёт о вселенной, о вечности. И ни о чём другом. Твёрдо сидя бёдрами на земле — это неподвижный ум.

Буддадхарма означает, что мы, люди, прекращаем огонь. Что мы прекращаем выбрасывать одно, чтобы схватить другое, ненавидеть одно, в то время как любить другое. Буддадхарма — это мир, в котором мы ни от чего и ни за чем не должны бегать. Там нет принуждения делать что-либо. Но это, конечно же, не означает, что мы можем лентяйничать. Мы жертвуем нашу жизнь, но если мы полностью живём телом и душой, то тело и душа найдут истинный покой.

Дзадзэн абсолютно безвкусен и прозрачен — поэтому его так тяжело объяснить. Там нечего восхвалять, но именно поэтому я так громко говорю об этом. Нет ничего сложнее, чем защищать то, что на самом деле ничто. Поэтому ты должен быть настоящим мужчиной, если хочешь рассказывать другим о прозрачном и безвкусном дзадзэн.

 

41. Все Будды сидят глубоко в иллюзии — и все страдающие существа находятся на вершине просветлённой мудрости

 

Председатель общины моего храма увидел как-то группу монахов, просящих милостыню, и сказал: «Я ещё никогда не встречал чего-либо более ясного!». Нет ничего более чистого и незапятнанного чем практика прошения милостыни. Если тебе нужно прокормить 5 детей, то нацепи на них шляпы монахов и возьми их с собой просить милостыню!

Жить по правилам (сэйган) не означает заставлять других жить по собственным правилам. Не смейся над ними, а лучше постарайся войти в их положение. Что с того, если кто-то собирает безвкусные фарфоровые куклы?

На пути Будды ты не должен пытаться быть лучше, чем другие. Потому что даже если ты лучше, чем другие — ну и что? Ты должен принять участие в страданиях всех существ. Тот, кто освобождает от страдания только себя, похож на труп. Будда живёт среди людей.

Я как хамелеон: когда я сижу в поезде, то делаю лютое лицо, чтобы дети не мешали мне спать. Вы не можете себе представить, какое удивлённое лицо они делают, когда я на выходе дружелюбно улыбаюсь им и говорю «Счастливого пути!».

В Каннонгё (Сутра Бодхисаттвы Авалокитешвары) говорится о проповеди Авалокитешвары в 33 различных формах. Эти формы — не какие-нибудь формы божеств. Будды и Бодхисаттвы принимают форму страдающих существ. И ты не должен смотреть на себя, как на что-то отдельное от других, только потому, что не хочешь иметь никакого отношения к сумасшествию толпы людей. Сочувствие означает полностью понять человеческие чувства вокруг тебя. Если ребёнок плачет, то ты должен утешить его. Будда должен мочь видеть вещи с точки зрения страдающих существ. Столько свободного пространства должна иметь твоя практика жизни.

Только если ты полностью исчез, то можно говорить о большом сочувствии. Пока там есть хотя бы малюсенький остаток тебя самого, то это не имеет никакого отношения к сочувствию.

Даже если для тебя речь идёт только о заработке денег, важно, чтобы ты понимал людей вокруг тебя. И если ты хочешь что-нибудь кому-нибудь объяснить, то тебе нужна очень хорошая интуиция: только если ты поймёшь точку зрения, с которой твой собеседник смотрит на вещи, то сможешь объяснить ему это так, чтобы он понял тебя.

Воспитание — это взаимодействие между сердцами.

Не учи для экзамена. Учи, потому что тебе это нравится. Учи, потому что ты действительно хочешь учить. Заданием учителя должно быть обращение внимания учеников на такой вид учения.

Если ты ругаешь кого-нибудь, то не должен быть злым в своём сердце. У тебя всегда должно быть достаточно свободного пространства, чтобы снова засмеяться в следующий момент. Всегда, когда я на кого-нибудь кричу, то смеюсь при этом в моём сердце.

«Я клянусь спасти всех страдающих существ, прежде чем сам достигну освобождения» (Сёбогэндзо Хоцубодайсин). Но так как это совершенно невозможно, помочь кому-нибудь, если ты сам не понял учения Будды, то в итоге это означает, что мы должны практиковать вместе со всеми.

Будды трёх миров носят страдающих существ на своих плечах, поэтому они глубоко погрязли в иллюзии. Страдающих существ берут на свои плечи Будды, поэтому они находятся на вершине просветлённой мудрости. Но на самом деле нет Будд кроме страдающих существ и нет страдающих существ кроме Будд.

Большое сочувствие означает быть непрерывно связанным с людьми.

Предположим, ты умрёшь, потому что отдал всё от себя другим. Разве это так плохо? Важно только сердце, которое не ожидает ничего обратно для самого себя.

Для меня жизнь монаха означает потерю: я стал монахом, чтобы пожертвовать это тело учению Будды.

Есть священники, которые сидят целый день в своих храмах, курят сигареты и ждут, пока кто-нибудь умрёт, чтобы они могли его похоронить. Будучи учеником Будды, ты не должен ложно понимать жизнь священника как бизнес. Ты должен прекратить делать бизнес. Разве не это суть пути Будд и патриархов? Когда ты идёшь на похороны, чтобы подарить деньги семье умершего и проповедовать, то в этом нет ничего плохого. Но это абсолютно недобросовестно, если ты хочешь получить деньги за свои проповеди.

 

42. Ничто не может превзойти то, что хорошо для ничего

 

Заурядный человек всю свою жизнь делает много шума вокруг своего престижа, своих предпочтений, своей карьеры и того, что ему вообще нравится на вкус. Он постоянно рыскает как собака, в надежде найти что-нибудь где-нибудь подешевле. Но что это, в конце концов, приносит? Ничего! Если ты действительно понимаешь, что это ничего не даёт, то тебе больше нечего искать. Ты найдёшь покой в дзадзэн, отпадании тела и ума.

Ты делаешь дзадзэн? Дзадзэн должен делать тебя!

Если человек хочет отдохнуть от своей работы, то он должен сделать паузу. Сделать паузу означает взять отпуск от бытности человеком. Это означает прекратить быть заурядным человеком. Если ты делаешь паузу от бытности заурядного человека, то ты — Будда. Поэтому, само собой разумеется, что Будда не пользуется большим почётом у заурядных людей.

Учение Будды несравнимо. Оно не имеет никакого отношения к тому, что доставляет удовольствие заурядным людям. То, что люди любят меньше всего — это учение Будды.

Дзадзэн ничего не приносит. Дзадзэн — это не инструмент для людей. Инструменты людей могут снова разрушить люди. Вечное же не возится с людьми.

Не рецитируй имя Будды в надежде на милостыню. Когда ты рецитируешь имя Будды, это должно быть хорошо для ничего.

Мы должны отдать наше тело и душу для того, что хорошо для ничего. Ничто не может превзойти то, что хорошо для ничего. Только то, что хорошо для ничего — абсолютно. Если же ты попытаешься сделать из этого что-нибудь, то из этого ничего не выйдет.

Всё в мире создаёт затраты. Нет ничего за просто так. Поэтому нам и непонятно, когда мы должны делать что-то просто так. Ничего не требует большей решимости, как делать дело совершенно просто так.

Если мы практикуем путь Будды, как если бы хотели накопить что-нибудь, то только увеличиваем этим наше эго.

«Просто делать» (Сикан) означает ни что иное, как просто делать. Просто говорить, просто сидеть в дзадзэн, просто ужинать. Просто делать означает жить, не давая свести себя с ума своей получке.

Как-то кто-то спросил меня: «Речь идёт действительно о том, чтобы спасти от заблуждения всех живых существ?».

Я просто делаю то, что должно быть сделано здесь и сейчас. Имеет ли это какое-то отношение к освобождению от заблуждения — это вопрос, о котором потом ещё будут спорить другие. Я же сейчас просто делаю то, что действительно должно быть сделано. Ни для общества, ни для чего-нибудь ещё. Я делаю это из ума, не спрашивающего, что это даёт.

Всё, что ты делаешь: Делай это просто так, даром!

Если ты заботишься о других, то делай это просто так, даром. Если ты молишься, делай это просто так, даром.

Истинное понимание означает не задумываться о заслугах. Это означает просто отбросить это тело и предоставить себя Будде.

Если один человек выбрасывает себя ради Дхармы, то в этом нет никакой нерешительности и никакого промедления. Если ты выбрасываешь всё, в том числе и последний покров, то сидишь прямо и просто, не медля и не колеблясь.

 

43. Путь Будды достаёт тебе от макушки до пяток

 

В буддизме для нас речь идёт о том, как мы можем жить нашу жизнь самым лучшим способом. Речь идёт о том, чтобы вести такую жизнь, которую действительно стоит вести. Как мы можем выполнить этим телом, которое может умереть в любую секунду, задание, которое будет приносить вечные плоды?

Ты постоянно прячешься за своим эго. Ты смотришь на вещи только с точки зрения своего эго, поэтому всё видишь неправильно. Даже когда ты кланяешься перед Буддой, то там что-то не так. Даже когда ты делаешь дзадзэн, то делаешь это неправильно.

Вещи, которым мы нахватались, только заслоняют нам взгляд. Если я не буду внимательным, то тоже ещё начну иметь «монашеские привычки». То, чему меня научил мой мастер и старшие ученики — если это становится «монашеской привычкой», то отбирает у меня свободу.

«Посмотри на этого жирного бонза!».

Причина, по которой монахи так много болтают, проста — им не нужно заботиться о своём хлебе насущном. Что ты действительно хочешь сделать из своей жизни: Это не маленький вопрос. В чём смысл жизни? Зачем вообще жить? Смотри, как бы ты не сдох, прежде чем эти вопросы проникнут в твои плоть и кровь!

Будь внимательным, иначе ты ещё начнёшь верить, что твоё тело, какое оно есть — является телом Будды и Дхармы. Твоё «тело Дхармы» — просто пустая теория. Иначе где же твои 32 аспекта бытия Буддой? И где твой ореол святости?

Но вышесказанное и не означает, что ты достигаешь доказательства бытия Буддой посредством практики. Если ты веришь в это, то цепляешься за свою идею «практики». Какой бы хорошей не была твоя практика, твоя проблема в том, что ты никогда не забудешь свою «хорошую практику».

Считается, что нет ни малейшей разницы между каждым из нас и Буддой. Я спрашиваю себя: там на самом деле нет ни малейшей разницы? Нет, они не могли бы сильнее отличаться друг от друга! Ты спрашиваешь, что тебя отличает от Будды? То, что ты носишь с собой: Мужчины думают, что они — «мужчины», женщины, что они — «женщины». Тут лежит корень иллюзии.

Прекрати делать интеллектуальные различия. Для Шакьямуни Будды речь шла только о том, чтобы отучить нас от различающего мышления. Слишком многие из нас тратят время своей жизни на делание различий. Мы проводим всю свою жизнь в мире нашего интеллектуального знания, которое на самом деле не переходит нам в плоть и кровь.

С утра до вечера ты шатаешься между радостью и горем, и то, что ты занят своим личным настроением, делает всё только ещё хуже: Твоими мыслями о жизни и смерти ты в итоге загоняешь сам себя всё дальше и дальше в тупик. Проблема жизни и смерти — это психологическая западня — она существует только в твоих мыслях: Хотя ты убеждаешь себя, что можешь сбежать из круговорота жизни и смерти решением этой проблемы, но решение, о котором ты думаешь, это решение только внутри твоих мыслей, и мысль — желание решить проблему жизни и смерти, сама по себе не больше чем часть проблемы.

Ты думаешь, что освободился от своего честолюбивого стремления — и цепляешься именно за эту идею. Ты думаешь, что покончил со своими иллюзиями — и при этом создаёшь ещё одну. Там постоянно остаётся что-то, что ты не хочешь выпускать из рук. Ты должен убрать это разделение, и убрать этот твой ум, который думает, что он «убирает» — и убрать даже само убирание. Поэтому в Буддадхарме ты никогда не достигнешь конца.

Мудрость Будд — это сила, имеющая свой корень в дзадзэн. Она появится тогда, когда ты отпустишь все свои упрямые понятия и представления — ты должен отпустить то и это, отпустить абсолютно всё, и на том месте, где твой ум заурядного человека полностью растворится, манифестируется мудрость Будд: Не силой твоих идеалов и идей, а силой твоей практики дзадзэн.

Речь идёт о внутреннем повороте. Ты должен заново родиться у себя внутри, чтобы освободиться от своего эго. Это не невозможно — может быть нельзя сделать это на длительное время, но тогда освободись от своего эго, по крайней мере, на это мгновение. Практика означает заново отпускать своё эго каждое мгновение.

Самоотверженная практика не имеет отношения к тому, что люди называют «поплевать на руки». Она также не означает ломать себе голову. Она просто означает целиком отдать себя дзадзэн. Там нечего выиграть. И не пытайся решить во время дзадзэн своё домашнее задание.

Если ты разберёшься с этой одной большой вещью твоей жизни, то не будешь испытывать неприязни, даже когда тебе кто-нибудь отрубит голову. Это должно быть целью твоей практики пути Дзэн. Истинную ценность твоей жизни ты оценишь по достоинству только тогда, когда практикуешь дзадзэн таким образом.

«Даже у такого как я есть природа Будды?».

Не неси чушь, идиот — разве ты не видишь, что уже давно находишься посреди природы Будды?! Когда ты во время дзадзэн просыпаешься от своей иллюзии, то вопрос о природе Будды больше не возникает: в дзадзэн всё твоё тело пронизывается дзадзэн, у кого бы тогда ещё были сомнения? Если ты сильно напьёшься рисового вина, то всё твоё тело, до последней клетки, пьяно. Или у тебя и тогда ещё есть сомнения?

Путь Будды достаёт тебе от макушки до пяток. Когда ты находишься в самадхи, то почувствуешь, как путь Будды пронизывает каждую отдельную клетку твоего тела.

Все произведения, которые написал Догэн Дзэндзи — протоколы его практики дзадзэн. Когда ты читаешь Сёбогендзо, то должен смотреть на него из той же ежедневной практики.

Догэн Дзэндзи встретил Нёдзё Дзэндзи и убедился, что сикантадза (простое сидение) и синдзин-дацураку (отпадание тела и ума) самих по себе достаточно: не нужно ничего другого. Синран Сёнин и Хонэн Сёнин использовали только практику нэнбуцу (рецитация имени Амитаба Будды) и ничего другого. Они, как и Догэн Дзэндзи, основательно изучили учения школ Тэндай и Сингон, но никак не использовали их. Это важно: если для тебя речь идёт об истине, то достаточно полностью прояснить одну вещь — всё остальное излишне.

Целью твоей жизни должно быть достижение истины. Обо всём остальном не нужно сильно волноваться.

Зачем ты ешь каждый день? Просто потому что голоден? И вообще ты делаешь только то, что хочешь? Ты как меленький ребёнок!

Тебе должно быть ясно, зачем ты живёшь на самом деле, зачем ты ешь. Ты должен иметь перед глазами одну единственную цель. Всё равно, что ты делаешь, ты должен делать это ради этой цели — делай всё, что в твоих силах, и когда ты дошёл до конца (жизни), то это просто означает, что ты дошёл до конца. Тебе нужно всего лишь одно единственное задание, которое стоит того, чтобы тихо и спокойно — без ненужного шума — жертвовать ему свою жизнь.

 

44. Ты не должен воспринимать буддизм дословно

 

Когда мы практикуем сикантадза (простое сидение), то не должны оставаться сидеть на нашем накопленном знании. Но, несмотря на это при сидении важно точно понимать значение и содержание «сикан» (просто). И для того, чтобы читать Сёбогендзо, ты должен знать философию Ёгакара. Если мирянин читает Сёбогендзо, не зная философии Ёгакара, то это похоже на то, как будто бы кто-нибудь торговал рисом, не имея весов или мерной чаши.

Когда я был ещё молодым, то изучение буддизма доставляло мне много головной боли. Буддизм казался мне таким тяжёлым, потому что я понимал его как диетолог понимает приготовление пищи: если мы хотим точно проанализировать, сколько соли и витаминов содержится в этом блюде, сколько в нём калорий, как это блюдо должно быть приготовлено, чтобы витамины не исчезли и так далее, то мы сами создаём себе сложности. Причина, по которой сегодня буддизм так опустился, лежит в том, что все смотрят на него только с точки зрения анализа питательных веществ, никогда не пробуя его на вкус сами. Мне хватает просто вкуса — день за днём. Мёртвая кожура науки меня не интересует.

В Японии ремесленники используют 9ти или 10-летних детей в качестве подручных. Когда они становятся 15ти, 16-летними, то им, наконец, дают в руки рубанок. Дополнительно их ничему не учат, но если они не знают, что должны делать с инструментом, то тогда им говорят: «Ох, Что ты там делаешь? А на что же ты смотрел до сегодняшнего дня?».

В храме Дзэн это также. Там не много говорят о буддизме: там муштруют.

Посвящать себя практике — это нечто другое, чем размышлять о практике. Я, например, часто говорю о чертах лица, потому что меня интересует форма. Я думаю, что форма имеет огромное значение. Я думаю, что сама форма гассё, поклона и дзадзэн передавались от Будды к Будде ещё до Шакьямуни. Посвящать себя практике означает с кожей и костьми перейти в эту форму.

«Правильная форма — правильное содержание» — в правильном отношении выражается правильный ум. Поэтому необходимо, чтобы мы проверяли наше отношение к постоянно изменяющейся жизни на основе практики дзадзэн, и с утра до вечера отшлифовывали это наше отношение.

Монах должен иметь монашеское отношение к жизни, учитель учительское. Ты не должен позволять себе ни малейшей оплошности. Куй своё собственное отношение стоя, при ходьбе, сидя и лёжа — никогда не теряй себя из виду.

Теория не считается.

Может быть, они и дают вести себя за нос коанам, но, по крайней мере, в Риндзай-Дзэн они действительно сидят 20–30 лет на подушке. Эта жизнь не делает уступок миру — тут не существует компромиссов с обществом людей. Практика этих монахов выглядит действительно профессионально. По сравнению с ними учёные монахи Сото-Дзэн кажутся мне дилетантами: их теории не идут под кожу.

Если ты заберёшь у сегодняшних буддийских учёных их историческую науку, археологию и филологию и потом похлопаешь по ним, то увидишь, что они абсолютно полые.

Только умственные карлики увлекаются тем, что написано в книгах. Ты должен научиться отличать действительность от твоих фантазий. Когда ты читаешь, читай самого себя, создавай самого себя. Ты только тогда ты сам, когда оставишь позади все теории.

Копить знание о буддизме — опасное дело: Ты думаешь, что справишься со всем с помощью слов. И ещё прежде чем эти слова начнут представлять для тебя какое-то содержание, ты уже написал ими докторскую работу или же люди дают тебе деньги за твои «лекции Дхармы».

Слова устоявшихся религий как консервные банки без содержимого: Плохое подсобное средство.

Учёные не говорят всю свою жизнь ни о чём другом кроме букв. При этом они так старательно разбирают груды этих букв, что умирают, прежде чем их содержание обретёт какое-нибудь значение для их собственной жизни. Это потому что они так много думают и различают. Им невозможно понять какую-нибудь вещь чисто и напрямую — как, например, прояснить дзадзэн посредством самого дзадзэн.

Какой бы хорошей ни была какая-нибудь философия: то, что один человек выдумал своими мыслями, другой уничтожит своими. Мы не можем подобраться к вещам нашими словами и мыслями — то, что действительно важно, это придти полностью голым на то место, которое остаётся абсолютно неподвижным, даже когда всё рушится.

Пробуждённый дух (Бодхи-дух) означает спасти всех, прежде чем спасут тебя. Но если ты только говоришь о том, чтобы спасти других, в то время как даже не уступишь место в автобусе, то твои слова просто висят в воздухе.

Как-то один спросил меня: «Ты не думаешь, что буддизм — это самое большое враньё всех времён и народов?». Конечно, то, что несут монахи, такое же враньё, как и то, что написано в книгах. Почему? Потому что там о нирване говорят люди, которые никогда не переживали этого, и другие говорят о большом пробуждении после умственной смерти, хотя их глаза крепко закрыты. Религиозные люди, похоже, вообще любят болтать о вещах, не имеющих никакого отношения к их собственной жизни. Это так и для всех знаменитых сутр: без практики они просто большое враньё.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных