Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






к практическим занятиям




 

Самостоятельная работа студента по «Философии и методологии науки» включает в себя умение внимательно слушать и конспектировать лекцию, готовиться к практическим занятиям и выступать на них, обосновывать и излагать свою точку зрения, выполнять контрольные работы, готовить доклады, решать тестовые задания и готовиться к зачету.

Самостоятельная работа по данной дисциплине должна начинаться со знакомства студента с программой курса. Задача студента – наиболее продуктивно использовать выделенное для учебы время. Работа по плану обеспечивает рациональное использование времени, строгую последовательность, позволяет сохранить нормальное самочувствие, приучает к организованности и дисциплине. В выборе литературы по дисциплине, как и по другим наукам, студенту следует руководствоваться, прежде всего, указаниями программы, учебных планов, обращаться за советом и консультациями к преподавателям, работникам библиографических отделов библиотек.

При подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении курса следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с содержанием плана семинарского занятия. Затем, найти в учебном пособии, конспекте лекций соответствующие разделы и прочитать их. Осваивать изучаемый материал следует по частям. Для этого необходимо разбить его на небольшие, но законченные части (в учебном пособии им обычно соответствуют параграфы или разделы).

Для лучшего усвоения материала надо привлекать к работе различные энциклопедические издания, разъясняющие специальные понятия, термины, определения: словарь иностранных слов, краткий философский словарь, энциклопедический словарь, справочник персоналий и др.

Для достижения успеха в изучении новой дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий, поскольку человек мыслит, прежде всего, с помощью понятий. Во-вторых, необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора.

Материал считается усвоенным тогда, когда он может быть изложен самостоятельно в доступной для понимания других устной или письменной форме. Это стимулирует самостоятельное мышление, основанное на знании предмета, на его глубоком понимании, разборе и усвоений его сущности.

Выписки из прочитанного и конспектирование являются важнейшей частью самостоятельной работы студента над первоисточниками. Они способствуют выработке навыков в изложения материала, мобилизации памяти, организованности мысли, выработке умения анализировать и обобщать.

Возможны несколько вариантов конспектов:

План - это перечень кратко сформулированных вопросов, изложенных в изучаемом произведении и отражающих его содержание и структуру.

Развернутый план отличается от простого лишь большей детализацией основной темы.

Тезисы - это основные мысли, положение высказанные в краткой четкой форме.

Рабочие записи - это форма записей, в которую компонуются все предыдущие виды записей, выполненные студентом в семестре (году), применительно к программе или учебному плану. Недостающие места по программе восполняются из других источников.

Практическое занятие по курсу «Философия и методология науки» представляет собой устное обсуждение ряда предложенных для самостоятельной подготовки вопросов. При подготовке к семинарам студенту целесообразно использовать конспекты лекций в качестве опорного материала – «базиса» и литературу, приведенную в списке.

При подготовке к практическим занятиям целесообразно составление терминологического словаря, который поможет лучше понять и запомнить определения, необходимые для изучения данной дисциплины, раздела, темы и т.д.

При подготовке к каждому практическому занятию студентам предлагается ответить самостоятельно в письменной форме на ряд проблемно ориентированных вопросов, опираясь на собственную эрудицию и, при необходимости, предложенную литературу по теме.

Заканчивая подготовку к практическому занятию, студент может ответить для самопроверки на предложенные тестовые вопросы, восполнить пробелы в знаниях. Аналогичные вопросы входят в контрольные работы.

Работа на практических занятиях предполагает способность студентов ориентироваться в многообразии материала по данной дисциплине, умение выбирать материал, самостоятельно и доказательно излагать его в устной и письменной форме, вступать в дискуссии, аргументировано отстаивать свое мнение.

Максимальный рейтинг по итогам одного практического занятия 5 баллов.

Для промежуточной аттестации студентов предлагаются две контрольные работы в форме теста. Первая включает 20 закрытых вопросов по изученному материалу. На выполнение контрольной работы отводится 20-25 минут. Вторая работа состоит из 40 закрытых вопросов, для ответа на которые отводится 35-45 минут. Используя полученные знания, студент должен проанализировать вопросы теста и самостоятельно выбрать один или несколько правильных ответов из четырех предложенных. При подготовке к тесту рекомендуется использовать конспекты лекций, семинарских занятий, учебники и терминологические словари по данной дисциплине.

Максимальный рейтинг – 5 и 10 баллов соответственно.

Зачет по дисциплине «Философия и методология науки» проводится в форме устной беседы по одному из выносимых на зачет вопросов. Студент должен четко, логично, связно, самостоятельно изложить информацию по выпавшему ему заданию, в случае необходимости, ответить на дополнительные вопросы в рамках темы.

Максимальный рейтинг – 40 баллов.

Глоссарий

Автомат – устройство, самостоятельно выполняющее некоторые действия.

Алхими я – это лженаука, основанная на мистических представлениях о причинах и сущности химических превращений веществ и химических реакций.

Анализ – это процесс мысленного разложения целого на составные части, совершается при помощи абстрактных понятий и связан с абстрагированием и обобщением.

Антисциентизм – это философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся не только в критике науки и техники, которые не обеспечивают социальный прогресс и не улучшают жизнь людей, но и полагание их враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Абсолютизируя, негативные последствия НТР, антисциентисты отвергают значимость научного познания.

Артефакт – 1) предмет, изготовленный, сделанный человеком. 2) Процесс или образование, несвойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

Астрология – это лженаука о зависимости происходящих на Земле события от взаимного расположения небесных светил, якобы дающая возможность предсказывать будущее по картине звездного неба.

Астрономия – наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

Атомизм – натурфилософская и физическаятеория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц – атомов.

Вера – есть принятие сведений за истинные без достаточного доказательства.

Верификация – методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Гелиоцентризм – представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Геоцентризм – представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Гипотеза – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Дарвинизм – это основанная на учении Ч. Дарвина материалистическая теория происхождения и развития видов животных и растений путем естественного отбора, учение о законах развития живой природы.

Дедукция – это не только метод перехода от общих суждений к частным, но всякое необходимое следование из одних высказываний, рассматриваемых в качестве посылок, других высказываний с помощью законов и правил логики.

Детерминизм – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.

Дисциплина – это самостоятельная отрасль, раздел какой-либо науки.

Доиндустриальное (традиционное) общество – общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами.

Естествознание – совокупность наук о природе и ее законах; естественные науки.

Закон – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Знание – соответствующее реальному положению дел, оправданное фактами и рациональными аргументами убеждение субъекта.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.

Индетерминизм – философское учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи, либо познавательную значимость причинного объяснения в науке.

Индукция – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

Индустриальное общество –общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному.

Иррационализм – философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Классическая наука – этап развития научного знания (XVII – XIX) вв., который основан на механистических представлениях об окружающей действительности, отсутствием субъективности в научных описаниях. Объект исследования классической науки – макромир.

Лженаука (псевдонаука) – деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующиенауку, но по сути таковыми не являющиеся.

Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов.

Метод – это система принципов, правил, требований и приемов, которыми следует руководствоваться в процессе познания.

Механика – раздел физики, наука, изучающая движениематериальныхтел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.

Механицизм – это философское направление, сводящее все многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики.

Мифология – мировоззрение, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру, страхом человека перед непознанным и непонятным.

Наука – это особый тип духовной деятельности, направленный на получение систематического, упорядоченного, обоснованного, объективно-истинного знания о сущности предмета изучения.

Научная картина мира – это форма теоретического знания, представляющая предмет исследования соответственно определенному историческому этапу развития науки.

Научная революция – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Научное сообщество – это такая форма организации совместной деятельности ученых, которая позволяет каждому из них преследовать свои интересы, не вступая в неразрешимые конфликты с интересами коллег.

Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники

Неклассическая наука( конец XIX – первая половина XX в.) этап развития научного знания, который связан с кризисом классической рациональности. В его основе лежит разработка релятивистской и квантовой теории. Он отбрасывает представления о реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Неклассическая наука описывает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение и формулирование этих связей рассматривается в качестве объективного и истинного описания и объяснения мира.

Неолитическая революция – это начавшийся около 10 тыс. лет назад переход человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Открытие – новое достижение, совершаемое в процессе научного познанияприроды и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Парадигма – совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

Паранаука – предположения о существовании и механизме паранормальных явлений (телепатия, ясновидение, психокинез).

Познание – обусловленный общественно-исторический процесс приобретения и развития знания, его постепенного углубления, расширения и совершенствования. Формы познания – игровая, обыденно-практическая, художественно-образная, мифологическая, религиозная, философская, научная.

Постиндустриальное общество – общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, и с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Постнеклассическая наука – этап развития научного знания (современность), основанный на парадигме нелинейности развития объектов окружающей действительности.

Преднаука –начальный этап становления научного знания, который еще не является наукой в полном смысле этого слова.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что не познано, но нужно познать (знание о незнании).

Промышленная революция – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного обществавиндустриальное.

Псевдонаука – повествование о загадочных явлениях, лишенное критической рефлексии (истории о древних астронавтах, снежном человеке, чудовище из озера Лох-Несс).

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Редукционизм – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.

Релятивизм – методологическая позиция, сторонники которой утверждают относительность и условность всех наших знаний.

Религия – одна из форм общественного сознания - совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения.

Синергетика – это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах.

Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.

Сциентизм – это философско-мировоззренческий подход, основывающийся на идее, что научное знание это единственное истинное знание, а ценности научного сообщества должны стать теми регулятивами, которые станут детерминировать человеческую деятельность. Причем, наука отождествляется исключительно с естественно-математическим и техническим знанием, социальные науки познавательного значения не имеют.

Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Техника – это знания, навыки, приборы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Технология – в широком смысле совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная с помощью технических средств в социально-экономических целях.

Фальсифицируемость – критерий содержательности научного суждения, вообще - научной теории, предполагающий возможность ее опровержения.

Физика – область естествознания. Наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Философия – наука изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Химия – одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также законах, которым эти превращения подчиняются.

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................

Раздел I. Наука и научное исследование...............................................

Планы семинарских занятий................................................................

Материалы для самоконтроля.............................................................

Тематика докладов и рефератов..........................................................

Примерные вопросы для зачета..........................................................

Методические рекомендации по подготовке к практическим

занятиям................................................................................................

Глоссарий................................................................................................

 

Ведущий редактор: Н.А. Бачурина

Ведущий технический редактор: Т.С. Камыгина

Лицензия А № 165724 от 11.04.06 г.

 
 


Подписано к печати 2015. Тир. 4.

Уч.-изд. л. 2,0. Формат 60 ´ 84 1/16. Усл. п. л..

Гарнитура Таймс. Зак.

 

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный

университет»

162600 г. Череповец, пр. Луначарского, 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных