Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4 ПРАВА АВТОРОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЛИЦ




Общие положения

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем сво­его создателя. Права на результаты интеллектуальной деятельности стали признаваться только с XV в. с возникновением и развитием книгопечата­ния. Первое законодательство в области авторского права признавало не права авторов, а права издателей. В английском законе об авторском праве 1710 г. установлено, что автор мог получить права на свое произведение только после того, как исключительное право на его произведение в тече­ние 14 лет принадлежало издателю. Личные неимущественные права авто­ра признаны в 1791 г. во французском законе об авторском праве. С тех пор личные неимущественные права авторов стали признаваться в странах, ко­торые следовали французской модели авторского права.

На международном уровне исключительное право авторов признается с 1886 г. Бернской конвенцией. Однако личное неимущественное право стало признаваться лишь с 1928 г., когда в Бернскую конвенцию была включена ст. 6Ьк, в соответствии с которой «независимо от исключитель­ных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требо­вать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведе­ния, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора» '. Другими словами, Бернская конвенция признает только два личных неимущественных права авторов:

• право авторства;

• право на защиту репутации.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Соглашением ТРИ ПС стра­ны могут не признавать личные неимущественные права, что противоре­чит правам человека, но соответствует закону об авторском праве США.

Исключительные права исполнителей на результаты их исполнитель­ской деятельности на международном уровне признаются с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция. Личное неимущественное право ис­полнителей на международной уровне было признано почти через 40 лет, когда в 2002 г. вступил в силу Договор ВОИС по исполнениям и фонограм­мам, признавший два личных неимущественных права исполнителей:

• право исполнительства;

• право на защиту репутации.

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 14.


В договоре сделана оговорка, в соответствии с которой личное неиму­щественное право исполнителю предоставляется только в отношении не-щиисанных устных исполнений и исполнений, записанных на фонограм­мы. В отношении любых других исполнений личные неимущественные Ьава исполнителей на международном уровне не признаются.

Как отмечалось в § 1.7, помимо личного неимущественного права, ко-■орое может принадлежать лицам, создающим объекты интеллектуальной Ьбственности своим творческим трудом, интеллектуальное право вклю-|вс г и исключительное право как право на использование объекта интеллек-Щшльной собственности.

Международные договоры не содержат перечней видов использования Вьектов интеллектуальной собственности, понимаемых как отдельное исключительное право. Из содержания Бернской конвенции, Римской ■рнвенции, Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по ис­полнениям и фонограммам следует, что эти права относятся в основном к Нраву на воспроизведение и праву на распространение, понимаемым в самом Широком смысле.

Национальное законодательство большинства стран содержит подроб­ные перечни видов использования.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1270(2) устанавлива-ci следующие виды использования произведений:

• воспроизведение;

• переработку;

• распространение;

• публичный показ;

• публичное исполнение;

• сообщение для всеобщего сведения;

• доведение для всеобщего сведения;

• импорт;

• прокат.

Перечни видов использования объектов смежных прав установлены в 1317(2), 1324(2), 1330(2), 1334(1), 1339(1) Гражданского кодекса Рос-

йской Федерации. По существу, эти перечни относятся к уже приведен-м видам использования произведений с некоторыми особенностями, пример, запись исполнения — это воспроизведение исполнения прош­ения на материальном носителе.

Современный перечень исключительных прав складывался историче-и с появлением новых технических методов использования произведе-й и объектов смежных прав для охраны прежде всего экономических ин-ресов правообладателей. Следует особо отметить два важных обстоятельства. Во-первых, не все из перечисленных исключительных прав предостав-1иются законодательством на использование любых объектов авторского 1рава или смежных прав, например, невозможен прокат передач вещания,


112 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


не записанных на материальный носитель. Другими словами, способы ис­пользования определяются видом объекта и положениями законодатель­ства.

Во-вторых, перечень исключительных прав, предоставляемых зако­нодательством, является исчерпывающим и его нельзя понимать расшири­тельно. Таким образом, в отношении тех или иных объектов существуют только те исключительные права, которые прямо признаны в законода­тельстве. Никакие иные права не могут подразумеваться, как и иные ин­терпретации предоставленных прав. Существование исчерпывающего пе­речня имущественных прав следует из того простого обстоятельства, что целью и задачей всех международных конференций по пересмотру сущест­вующих правовых норм является обоснование и принятие новых или уточ­нение существующих прав.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных