Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Срок действия интеллектуальных прав




Личные неимущественные права авторов. Как уже отмечалось в § 4.1, с 1928 г. в Бернской конвенции установлено, что право авторства и право на защиту репутации принадлежат автору и «сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения исключительных прав»1. Это оз­начает, что личные неимущественные права не передаются иным лицам и имеют ограниченный срок действия после смерти автора. В соответствии со ст. 9(1) Соглашения ТРИПС члены ВТО могут не признавать личные неимущественные права.

Тем не менее в большинстве стран личные неимущественные права ав­торов признаются бессрочными и неотчуждаемыми, т. е. они принадлежат вечно автору, который не может отказаться и передать их иным лицам, в том числе и родственникам. Такая модель охраны личных неимущест­венных прав авторов использована как в ст. 27(1) раннего российского за­конодательства2, так и в ст. 1267(1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Личные неимущественные права исполнителей. Международное при­звание личного неимущественного права исполнителей действует с 2002 г., после вступления в силу Договора ВОИС по исполнениям и фонограм­мам. В соответствии со ст. 5(1) страны могут признавать личные неиму­щественные права исполнителей только в отношении незаписанных ис­полнений и исполнений, записанных на фонограммы. Однако даже для таких исполнений личное неимущественное право может не предостав­ляться из-за характера использования исполнения. Кроме того, в ст. 5(2) установлено, что личные неимущественные права исполнителя «сохраня­ются после его смерти по крайней мере до прекращения действия исклю-

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

С, 14.

2 См.: Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.:

Республика, 1993. С. 22.


132 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 133


охрану личных неимущественных прав исполнителя после его смерти, ес­ли такое положение существует в этих странах.

Другими словами, Договор ВОИСпо исполнениям и фонограммам не при­знает бессрочным личное неимущественное право исполнителей даже для не­которых видов исполнений.

Исключительное авторское право. Авторское право с самого начала предоставлялось издателям и авторам на ограниченный срок. Статут Анны 1710г. предоставлял право на издание произведения сроком на 14 лет изда­телю, а затем на 14 лет — автору. Во французском законе 1791 г. действие исключительного права расширено на всю жизнь автора и 10 лет после его смерти. С тех пор срок действия исключительного права постоянно увели­чивался. Впервые в мире посмертный 50-летний срок охраны авторского права был установлен в Российской империи в 1837 г. в связи с трагичес­кой гибелью А. С. Пушкина1.

В Бернской конвенции с 1948 г. установлен минимальный срок охраны исключительного права на время жизни автора и 50лет после его смерти. Од­на из директив Европейского союза2 обязала страны расширить действие исключительных прав на 70 лет после смерти автора. Дополнение (Sonny Bono Copyright Act) к закону об авторском праве США, принятое в 1998 г. в интересах прежде всего компании Диснея, увеличило срок действия корпо­ративного исключительного авторского права почти до 100лет.

При обосновании необходимости увеличения срока охраны исключи­тельного права считают, что посмертный срок охраны должен соответство­вать средней продолжительности жизни прямых наследников авторов, которая увеличивается. Ложная забота об интересах наследников исполь­зуется, чтобы скрыть основную причину увеличения срока охраны исклю­чительного права. Срок охраны увеличивается не столько в интересах на­следников, сколько в интересах правообладателей, которым автор полностью передал исключительное право. Другими словами, в большин­стве случаев исключительные права принадлежат не автору или его наслед­никам, а совсем иным лицам, которые лоббируют увеличение срока охра­ны исключительного права.

Увеличение срока действия исключительного права не соответствует интересам общества, поскольку произведения литературы, науки и искус­ства становятся на больший срок малодоступными обществу, что отрица­тельным образом сказывается на развитии науки, образования и культуры. В случае длительного срока охраны несколько поколений наследников мо-

3 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000. С. 10.

1 См.: Авторское право: Доклад комиссии С.-Петербургского литературного
общества по поводу проекта закона об авторском праве. СПб.: Т-во художественной
печати, 1908. С. 35

2 См.: Council Directive 92/100/EEC On Rental Right and Lending Right and on Certain
Rights Related to Copyright in the Field of Intellectual Property, November 19, 1992.


тельным образом сказывается на развитии науки, образования и культуры. В случае длительного срока охраны несколько поколений наследников мо­гут получать нетрудовые доходы за счет творческого труда автора, которого они даже не знали, как и его произведений. Об этом говорили российские специалисты еще при подготовке Закона Российской империи 1911 г. «Об авторском праве»1.

В соответствии со ст. 1281(1) Гражданского кодекса Российской Феде­рации исключительное право на произведение действует в течение всей жиз­ни автора и 70лет после его смерти. Срок действия исключительного права на совместное произведение, созданное авторами, распространяется на жизнь соавторов и на 70лет после смерти автора, пережившего других соав­торов.

Эта формально простая норма сложна в применении к анонимным произведениям, произведениям под псевдонимом и совместным произве­дениям. Нормы охраны анонимных произведений и произведений под псевдо­нимом установлены в ст. 7(3) Бернской конвенции и в ст. 12 Соглашения ТРИПС весьма запутанно и неточно. Представляется, что соответствую­щая норма должна иметь следующее содержание.

Срок охраны анонимного произведения или произведения под псевдонимом составляет 70 лет с момента:

• первого правомерного опубликования произведения;

• первого правомерного обнародования произведения, если оно не бы­ло опубликовано;

•создания произведения, если оно не было опубликовано или иным образом обнародовано.

Если автор раскроет свою личность, срок действия исключительного права продолжается всю его жизнь и установленный посмертный срок.

Таким образом, международные и национальные нормы авторского права предоставляют обнародованным анонимным произведениям и про­изведениям под псевдонимом меньший срок охраны, чем произведениям под подлинным именем автора.

Срок охраны исключительного права после смерти автора исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Такое начало отсчета срока действия исключительного права не означает, что с момента осуще­ствления юридического факта до 1 января следующего года авторское пра­во не действует. Срок действия авторского права продлевается на срок с момента осуществления вышеуказанных юридических фактов до 1 января следующего года.

Исключительное смежное право. В международных договорах в области смежных прав установлены следующие сроки действия исключительных

1 См.: Авторское право: Доклад комиссии С.-Петербургского литературного общес­тва по поводу проекта закона об авторском праве. С. 35.


134 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 135


 


прав субъектов охраны, которые закреплены в законодательстве большин­ства стран, в том числе и в Российской Федерации:

исключительное право исполнителя действует в течение 50 лет с мо­мента исполнения, первой записи исполнения или сообщения для всеоб­щего сведения;

исключительное право производителя фонограмм действует в течение 50лет после первого обнародования фонограммы или в течение 50 лет по­сле первой записи фонограммы, если фонограмма не была обнародована в течение этого срока;

•исключительное право организации вещания действует в течение 50лет с момента осуществления передачи;

•исключительное право производителей инвестиционных баз данных действует в течение 15лет с момента создания базы данных с возможно­стью возобновления срока охраны при любых существенных изменениях содержания базы данных;

исключительное право публикатора действует в течение 25 лет с мо­
мента обнародования посмертного произведения.

В национальном законодательстве исчисление сроков действия лич­ного неимущественного права исполнителя и исключительных прав субъ­ектов смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в ко­тором имел место соответствующий юридический факт, т. е. первая запись исполнения, первое опубликование фонограммы, первая запись фоно­граммы, осуществление передачи организацией вещания, обнародование инвестиционной базы данных и посмертного произведения.

Как и в случае авторского права, установленное начало отсчета срока исчисления смежного права продлевает его действие на срок с момента осуществления юридического факта до 1 января следующего года.

Ретроактивная охрана. В ст. 18 Бернской конвенции установлен прин­цип охраны обратной силы или принцип ретроактивности: при присоеди­нении страны к Бернскому союзу в ней должны охраняться все произведе­ния, на которые не истек срок охраны в других странах Союза.

Ретроактивная охрана противоречит конституционным принципам многих стран. Например, в соответствии со ст. 54(1) Конституции Россий­ской Федерации «закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет». Следовательно, закон может иметь обрат­ную силу, если он улучшает положение граждан. Проблемы существуют в тех случаях, когда положение одних лиц улучшается, а других — ухудша­ется.

Долгие годы ВОИС считала, что присоединение к Бернской конвен­ции влечет финансовые последствия за предшествующее бездоговорное ис­пользование охраняемых произведений, что отражено в «Руководстве к Бернской конвенции», где прямо заявлено, что при присоединении к Бернской конвенции «следует подумать о тех, кто должным образом осу­ществлял использование этих произведений и кого затронет финансовая


сторона дела»1. Подтверждением несомненного существования финансо­вых последствий явилось присоединение в 1989 г. США к Бернской кон­венции без обратной силы. В противном случае США были бы обязаны произвести огромные выплаты иностранным правообладателям за про­шлое бездоговорное использование произведений других стран.

После «предварительного» присоединения к Бернской конвенции США предпринимали меры по изменению действовавшего толкования ст. 18 Бернской конвенции для того, чтобы присоединение с обратной силой не повлекло для них финансовых последствий за прошлое бездого­ворное использование охраняемых в других странах произведений. В ре­зультате было признано, что ретроактивная охрана не влечет финансовых последствий. С этого времени ВОИС стала направлять потенциальным членам Бернского союза принципы нового толкования ст. 18 Бернской конвенции, подготовленного Патентным ведомством США, впоследст­вии сокращенный вариант этих «разъяснений» стал направляться стра­нам от имени ВОИС.

В отношении объектов смежных прав ретроактивная охрана признана в ст. 14(6) Соглашения ТРИПС, в соответствии с которой «положения ста­тьи 18 Бернской конвенции, с учетом соответствующих изменений, также применяются к правам исполнителей и производителей фонограмм на фо­нограммы»2. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам в ст. 22(1) повторена эта же норма. Однако ст. 22(2) позволяет не применять ретроак­тивность в отношении личных неимущественных прав исполнителя как в отношении незаписанных устных исполнений, так и исполнений, запи­санных на фонограммы.

Таким образом, страны должны следовать принципу ретроактивной охраны и охранять исключительные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, на которые не истек срок охраны в дру­гих странах, являющихся членами ВТО и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В ранних международных договорах в области смежных прав принцип ретроактивности не признавался.

Общественное достояниеэто материальные и нематериальные объ­екты и блага, которыми может свободно пользоваться любой член общества.

Общественное достояние существует во многих странах. К нему отно­сятся, например: заповедники, парки, леса, реки, озера, дороги, библиоте­ки, средства массовой информации и т. д.

1 Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений / Комментарий К. Мазуйе. С. 114.

2 Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции
которых выполняет ВОИС. С. 8, 17.


136 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.15. Ограничения исключительного права • 137


 


К числу нематериальных объектов, являющихся общественным досто­янием, относятся прежде всего результаты творческой и интеллектуальной деятельности. В связи с существованием системы интеллектуальной собст­венности большинство результатов интеллектуальной деятельности явля­ются охраняемыми и свободное использование охраняемых объектов за­прещено. Поэтому охраняемые объекты интеллектуальной собственности могут не относиться к общественному достоянию. Вместе с тем исключи­тельное право на результаты интеллектуальной деятельности не является бессрочным и по истечении срока действия исключительного права любой человек может свободно использовать соответствующий объект интел­лектуальной собственности. Следовательно, к общественному достоянию относятся все объекты интеллектуальной собственности, срок охраны ко­торых истек.

В ст. 18(1) Бернской конвенции отмечено существование произведе­ний, которые «перешли в общественное достояние в стране происхожде­ния вследствие истечения срока охраны»1.

Национальное законодательство обычно признает существование об­щественного достояния. Например, ст. 1282 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации устанавливает, что при истечении срока действия ис­ключительного права любое произведение переходит в общественное достояние, т. е. может быть свободно использовано с соблюдением личных неимущественных прав авторов. Аналогичные положения существуют и для объектов смежных прав (ст. 1318(5), 1327(3), 1331(3)). Следует особо подчеркнуть, что в отношении некреативных баз данных таких положений нет, т. е. подтверждено, что такие базы данных не переходят в обществен­ное достояние, их охрана признается бессрочной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных