Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неохраноспособные обозначения




Выдача охранного документа на товарный знак основана на иных принципах, чем для других объектов промышленной собственности. На­пример, для выдачи патента на изобретение, полезную модель, промыш­ленный образец основанием служит соответствие заявленного объекта условиям патентоспособности. С другой стороны, свидетельство на товар­ный знак выдается при отсутствии оснований для отказа в регистрации Следовательно, если товарный знак не подпадает под установленные огра ничения, то на него может быть выдано свидетельство, в противном случае свидетельство не выдается.

В законодательстве о товарных знаках и знаках обслуживания уста­навливаются абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения Отнесение обозначений к неохраняемым не означает, что они не охран я ются иным законодательством. Обозначения считаются неохраняемыми, поскольку их нельзя включать в охраняемые товарные знаки, т. е. их нель зя охранять как товарные знаки. Здесь возможны два варианта.

Во-первых, если какое-либо обозначение, используемое в товарном знаке, попадает в перечень абсолютно неохраняемых обозначений, товар­ный знак не выдается безусловно. Например, если заявлено обозначение аморального содержания, то товарный знак не может быть выдан.

Во-вторых, если обозначение, используемое в товарном знаке, попа­дает в перечень относительно неохраняемых обозначений, то на товарный знак может быть выдано охранное свидетельство при условии, что заявитель обладает разрешением правообладателя на использование соответствую­щего обозначения. Например, если в товарном знаке используется рису­нок, то свидетельство на товарный знак может быть выдано, если автор ри­сунка разрешил его использовать в товарном знаке.

Две категории обозначений впервые установлены в ст. (,ч"тч"'" Париж­ской конвенции и введены в законодательство многих стран. Для стран Ев­ропейского союза обе категории ограничений введены в директивы 1988 и 1993 гг. Разделение на категории «абсолютные» и «относительные» объяс­няется тем, что абсолютные обозначения не связаны с правами третьих лиц, а относительные — с ними связаны.

Абсолютно неохраноспособные обозначения — это обозначения, кото­рые:


 

• противоречат принципам гуманности, морали или общественному рядку;

• вводят в заблуждение потребителя в отношении товара и его про-

дителя;

• вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров опреде-
ного вида;

• являются общепринятыми символами и терминами;

• характеризуют товары, в том числе указывающие на их вид, качество,
личество, свойства, назначение, ценность, а также на время, место и спо-

■6 их производства;

•представляют собой форму товаров, которая определяется ис­ключительно или главным образом свойством либо назначением товара;

• представляют собой государственные гербы, флаги и другие госу-■рственные символы и знаки или сходные с ними до степени смеше­ния;

• представляют собой сокращенные или полные наименования меж­дународных и межправительственных организаций, гербы, флаги и другие Юшволы и знаки или сходные с ними до степени смешения;

•представляют собой официальные контрольные, гарантийные или ■робирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные 1ними до степени смешения.

Обозначения, относящиеся к трем последним группам, могут быть Включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это име­ется согласие соответствующего компетентного органа. Другими словами, отнесение данных обозначений к абсолютным не вполне соответствует ■Мыслу, поскольку при наличии разрешения указанные объекты могут ■ыть элементами товарного знака, что позволяет считать такие неохраняе­мые обозначения скорее относительными, чем абсолютными. Вероятно, причина включения таких обозначений в эту категорию заключается в том, что согласие на использование таких обозначений предоставляется очень редко.

Запрещение использовать в товарных знаках изображения государст­венных гербов, флагов, эмблем, официальных клейм контроля, полных [ и сокращенных наименований межправительственных организаций уста­новлено в 1952 г. в ст. 6ter Парижской конвенции. Для применения этих по­ложений члены Парижского союза сообщают друг другу при посредниче­стве ВОИС список соответствующих объектов, которые публикуются ВОИС. Данная статья Конвенции применяется к товарным знакам, но не к знакам обслуживания1.

Вышеназванные абсолютно неохраняемые обозначения установлены в ст. 1483(1)—1483(3) Гражданского кодекса Российской Федерации.

1 См.: Боденхаузен Г. Указ. соч. С. 112.


236 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


§ 6.6. Неохраноспособные обозначения • 237


 


Относительно неохраноспособные обозначения — это обозначения, которые тождественны или сходны до их смешения с:

• зарегистрированными или заявленными на регистрацию товарными знаками на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом и отношении однородных товаров;

•товарными знаками других лиц, охраняемыми на основе междуна­родных договоров в отношении однородных товаров;

•товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными, н отношении любых товаров.

Данная группа обозначения считается относительно неохраняемой, поскольку при наличии письменного согласия владельца соответствующе го товарного знака эти обозначения могут охраняться.

Как и в раннем законодательстве Российской Федерации, в ст. 1483(4) и 1483(5) Гражданского кодекса к неохраняемым обозначениям отнесены:

•обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объек тов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображе­ниями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков;

•обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые охраняются в одном из государств — участников международного договора для идентификации вин или спиртных напитков как происходя щие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие ха­рактеристики, которые главным образом определяются их происхождс нием, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спирт ных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

В последней норме имеется в виду Мадридское соглашение о пресече нии ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на това pax и Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации (см. § 6. 12). Однако на момент принятия ч. 4 Гражданского кодекса Российская Федерация не являлась членом ни одного из этих международных договоров, поэтому данная норма пред ставляется преждевременной.

Кроме вышеназванных к относительно неохраноспособным обозначе ниям относятся и такие, которые воспроизводят:

• промышленные образцы;

• наименования мест происхождения товаров;

• фирменные наименования или их части;


 

• наименования селекционных достижений;

• названия произведений литературы, науки и искусства; •персонажи или цитаты из таких произведений;

• произведения искусства или их фрагменты;

• имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных лиц;

• доменные имена.

Данный перечень нуждается в пояснениях.

1. Запрещение использовать в качестве элементов товарных знаков Названий персонажей, цитат, фрагментов из произведений литературы, иауки и искусства было бы правильным, если бы не оговорка — известного в Российской Федерации. Хотя эта норма была в Законе СССР «О товарных ■наках и знаках обслуживания»1, у патентного ведомства нет оснований [цля отказа в регистрации товарного знака, в котором использованы персо­нажи, цитаты, фрагменты из произведения, неизвестного в стране.

Во-первых, неточен смысл фразы «произведение, известное в Россий­ской Федерации». Кому известны или неизвестны произведения? Для од-[них лиц любое произведение является неизвестным, а для других — из­вестны произведения, которые могут быть неизвестны экспертам [ патентного ведомства. Однако субъективизм не должен иметь отношения к правомерности использования произведений.

Во-вторых, в любой стране охраняются все произведения стран Берн-тВкого союза, если они не перешли в общественное достояние. Причем охрана распространяется как на фрагменты из произведений, так и на их названия, которые можно использовать только по разрешению правооб­ладателя.

Таким образом, предоставление охраны товарным знакам, в которых используются неизвестные патентному ведомству произведения без раз­решения правообладателей, противоречит не только Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, но и положени­ям Гражданского кодекса в отношении авторского права. Следовательно, никакие оговорки об известности или неизвестности не должны приме­няться.

2. Признание неохраноспособными названий и персонажей произве­дений литературы, науки и искусства связано с проблемой их коммерче­ского использования (character merchandising). Примерами такого исполь­зования является производство товаров, на которых изображены названия и (или) персонажи. Такое коммерческое использование началось в 30-х гг. прошлого века на киностудии Диснея и впоследствии получило широкое распространение, поскольку позволяло стимулировать спрос на товары с изображениями популярных персонажей и тем самым приносить прибыль производителям товаров.


См.: О товарных знаках и знаках обслуживания. С. 5.


238 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


§ 6.7. Принцип охраны товарных знаков • 239


 


Коммерциализация персонажей (character merchandising) — это исполь­зование изображений вымышленных персонажей, знаменитых лично­стей, образов и т. д. на разнообразных товарах, а также для создании товарных знаков и знаков обслуживания.

В конце прошлого века в ВОИС было проведено исследование по про­блемам использования персонажей', которое показало, что в товарном знаке могут быть использованы персонажи и образы как вымышленных, так и действительных лиц на возмездной основе. Причем известность или неизвестность названий произведений и персонажей из них не имеет ни­какого отношения к предоставлению охраны на товарный знак. Использо­вание допустимо, если получено разрешение на использование в товарном знаке названия любого произведения и изображения любого персонажа.

3. Отнесение доменных имен к относительно неохраняемым обозначе- I ниям является «новеллой» части четвертой Гражданского кодекса Россий­ской Федерации. В соответствии со ст. 1483(9) запрещена регистрация в | качестве товарных знаков обозначений, тождественных доменному имени. Таким образом, оказывается, что законный производитель товаров не име­ет права регистрировать свой товарный знак, если любое лицо заре­гистрировало соответствующее доменное имя. Следовательно, ст. 1483(9) вместо пресечения киберсквоттинга его легализует (см. § 6.13), поэтому данное положение Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из наименее удачных и его нельзя считать правильным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных