Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 7. Передача исключительного права





§ 7.7. Договор о передаче полномочий • 293


 


Деятельность организаций по коллективному управлению подлежит кон­тролю со стороны специально уполномоченного государственного органа. В 1994 г. в ВОИС проведено исследование проблем коллективного упраи ления исключительными правами в Европе1. Анализ национального за­конодательства ряда стран показал, что в большинстве из них существус! государственное регулирование системы коллективного управления. В ка­честве иллюстрации подхода к государственному контролю организаций по коллективному управлению можно привести Закон Швейцарской кон федерации «Об авторском праве и смежных правах». Статья 40 этого Зако­на устанавливает:

«1. Под контролем Конфедерации находятся: а) управление исключи­тельными правами на исполнение и вещание нетеатральных музыкальных произведений, а также на изготовление фонограмм или видеограмм таких произведений; Ь) утверждение прав на вознаграждение, предусмотренных в ст. 13,20, 22 и 35.

2. Федеральный совет может передать под контроль Конфедерации другие области управления правами в случае, если того требуют государст венные интересы»2.

Функции контроля организаций по коллективному управлению в той или иной мере присущи и другим странам Европы.

В 2003 г. ВОИС расширила исследование на иные страны, которое подтвердило полученные ранее результаты.

Таким образом, во многих странах существует жесткое государствен ное регулирование системы коллективного управления исключительными правами. Без государственного контроля система коллективного управле ния не может обеспечить интересы авторов, которые передали ей свои полномочия. Вне государственного регулирования организации по кол лективному управлению обычно паразитируют на творчестве авторов, по скольку все большая часть собираемого авторского вознаграждения не по падает авторам, а идет на цели, далекие от действительных задач коллективного управления исключительными правами.

В ст. 1244(6) Гражданского кодекса Российской Федерации установле ны современные нормы контроля за деятельностью организаций по кол лективному управлению: «Аккредитованные организации осуществляю! свою деятельность под контролем уполномоченного федерального орган;; исполнительной власти. Аккредитованные организации обязаны ежегод но предоставлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общерос­сийском средстве массовой информации»'.

1 См.: Note on Certain Aspects of Collective Administration in Europe. February 14,1994.

2 Copyright and Neighboring Rights Laws and Treaties. Wl PO, January 1996. Text 1-01
P. 006.

3 Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214—215. С. 10-3.


Организации по управлению исключительными правами не имеют права пользовать объекты авторского права или смежных прав. Такое по-жение установлено в ст. 1242(4) Гражданского кодекса Российской Фе-рации. Другими словами, договоры, которые заключают авторы с орга-зацией по коллективному управлению, не являются лицензионными говорами в традиционном их понимании. По таким договорам передает-право на использование объектов, однако организации по коллективно-управлению не используют эти права, а передают их иным лицам. Организации по коллективному управлению являются посредниками ежду правообладателями и пользователями соответствующих объектов вторского права или смежных прав. В некотором смысле такие организа-ии могут считаться организациями доверительного управления исключи-ельными правами. Другими словами, авторы передают организации пол­номочия по управлению правами, т. е. право разрешать иным лицам использовать их произведения на установленных условиях. Таким обра­зом, авторы заключают с организацией по коллективному управлению до­говор о передаче полномочий по управлению их исключительными правами. Именно такой подход к договорам между правообладателями и орга­низацией по коллективному управлению установлен в ст. 1242(3) Граждан­ского кодекса Российской Федерации. Причем к договорам о передаче полномочий не применяются правила о договорах отчуждения (уступки) и о лицензионных договорах.

Организации по коллективному управлению могут представлять в суде интересы правообладателей, которые передали соответствующие пол­номочия, а также совершать иные юридические действия для защиты на­рушенных прав. В ст. 1242(5) Гражданского кодекса Российской Федера­ции установлена норма, позволяющая организации по коллективному управлению от имени правообладателей или от своего имени предъяв­лять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных ей в управление. Кроме то­го, аккредитованная организация вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организа­ция.

Деятельность организаций по коллективному управлению исключи­тельными правами в странах с переходной экономикой вызывает обосно­ванную критику1. Однако система коллективного управления исключи­тельными правами может быть избавлена от существующих недостатков при правильном понимании ее существа и основного предназначения, ин­тересов авторов и пользователей, общества и государства.

1 См.: Судариков С. А. Принципы коллективного управления // Юстиция Беларуси. 2005. № 6. С. 64-68.


§8.1. Общие положения • 295






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных