Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь 1 страница




УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ


 

 

Нормы ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТи

СТРОИТЕЛЬСТВА объектов транспорта

и транспортной инфраструктуры

 

 

НОРМЫ ПРАЦЯГЛАСЦI

БУДАЎНIЦТВА аб’ектаЎ транспарту

I транспартнай Iнфраструктуры

 

 

 


Издание официальное

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Минск 2011

 

 

УДК 69:625.7/.8:658.53(083.74) МКС 93 КП 06

 

Ключевые слова: железная дорога, автомобильный транспорт, автомобильная дорога, вокзал, автостанция, мост, тоннель, речной порт, причал, шлюз

 

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации».

1 РАЗРАБОТАН научно-исследовательским арендным предприятием «Стройэкономика»
(НИАП «Стройэкономика»)

ВНЕСЕН главным управлением строительства Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20 июля 2010 г. № 276

В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры
и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 1.03 «Организация строительного производства»

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (взамен СНиП 1.04.03-85* изд. 1991 г., часть II, раздел В «Транспортное строительство», подраздел 1 «Железнодорожный транспорт», пункты 1 – 36; подраздел 2 «Речной транспорт», пункты 1 – 7; подраздел 4 «Автомобильный транспорт», пункты 1 – 14; подраздел 5 «Дорожное хозяйство», пункты 1 – 4; подраздел 6 «Воздушный транспорт», пункты 1 – 21; подраздел 7 «Магистральный трубопроводный транспорт», пункты 1 – 10; подраздел 8 «Мосты и тоннели», пункты 1 – 5; подраздел 9 «Транспорт нефти и нефтепродуктов и снабжение народного хозяйства нефтепродуктами», пункты 1 – 7)

 

© Минстройархитектуры, 2011

 

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражи­рован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры
и строительства Республики Беларусь

 

 

Издан на русском языке

 

Содержание

 

1 Область применения................................................................................................................... 1

2 Нормативные ссылки.................................................................................................................. 1

3 Общие положения....................................................................................................................... 1

3.1 Основные положения........................................................................................................... 1

3.2 Объекты железнодорожного транспорта............................................................................. 2

3.3 Мосты и тоннели.................................................................................................................. 3

3.4 Автомобильные дороги....................................................................................................... 4

3.5 Объекты речного транспорта............................................................................................... 5

3.6 Объекты магистрального трубопроводного транспорта...................................................... 5

3.7 Объекты воздушного транспорта......................................................................................... 8

3.8 Объекты транспорта нефти и нефтепродуктов.................................................................. 10

Приложение А (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов железнодорожного транспорта............................................................ 11

Приложение Б (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов автомобильного транспорта................................................................ 21

Приложение В (обязательное) Нормы продолжительности строительства
мостов и тоннелей............................................................................................... 26

Приложение Г (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов транспортной инфраструктуры............................................................. 29

Приложение Д (обязательное) Нормы продолжительности строительства
автомобильных дорог.......................................................................................... 31

Приложение Е (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов речного транспорта.............................................................................. 33

Приложение Ж (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов магистрального трубопроводного транспорта.................................... 35

Приложение К (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов воздушного транспорта........................................................................ 39

Приложение Л (обязательное) Нормы продолжительности строительства
объектов транспорта нефти и нефтепродуктов................................................... 43

 


ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

 

 

Нормы ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТи СТРОИТЕЛЬСТВА объектов

транспорта и транспортной инфраструктуры

 

НОРМЫ ПРАЦЯГЛАСЦI БУДАЎНIЦТВА аб’ектаЎ

транспарту I транспартнай Iнфраструктуры

 

Duration standards of the transport

and transport infrastructure construction

 

 

Дата введения 2011-01-01

 

1 Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) устанавливает нормы и общие положения для определения максимально допустимой продолжительности нового строительства объектов железнодорожного, речного, автомобильного, воздушного и магистрального трубопроводного транспорта, а также строительства мостов и тоннелей, автомобильных дорог, транспортной инфраструктуры, транспорта нефти и нефтепродуктов при разработке проектной документации, а также при обосновании инвестиций в строительство, заявлении на торгах по выбору подрядчика (при их обязательном проведении согласно законодательству РБ) и заключении договоров строительного подряда.

2 Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):1)

ТКП 45-1.03-122-2008 (02250) Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий
и сооружений. Основные положения

СНиП 2.05.06-85 Магистральные трубопроводы.

Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены,
то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Основные положения

3.1.1 Продолжительность строительства объектов транспорта и транспортной инфраструктуры определяется исходя из норм продолжительности строительства: объектов железнодорожного транспорта — в соответствии с приложением А, объектов автомобильного транспорта — в соответствии
с приложением Б, мостов и тоннелей — в соответствии с приложением В, объектов транспортной
инфраструктуры — в соответствии с приложением Г, автомобильных до­рог — в соответствии с приложением Д, объектов речного транспорта — в соответствии с приложением Е, объектов магистрального трубопроводного транспорта — в соответствии с приложением Ж, объектов воздушного транс­порта — в соответствии с приложением К, объектов транспорта нефти и нефтепродуктов —
в соответствии с приложением Л, с учетом условий строительства и требований, установленных
ТКП 45-1.03-122 и настоящим техническим кодексом.

___________________________________

1) СНиП имеют статус технического нормативного правового акта на переходный период до их замены техническим нормативным правовым актом, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

3.1.2 Положения, определенные в 3.4.8 и 3.4.9, распространяются на все объекты транспорта
и транспортной инфраструктуры.

3.1.3 Продолжительность строительства объектов, не указанных в таблицах А.1 – Л.1 (приложения А – Л), определяется проектом организации строительства (далее — ПОС) в соответствии
с ТКП 45-1.03-122 (3.21).

В отдельных случаях, при соответствующем обосновании, допускается устанавливать продолжительность строительства данных объектов ПОС на основе трудозатрат, рассчитанных по видам работ, приведенным в календарном графике строительства, с учетом их совмещения по времени, поточности, сменности и другим показателям.

3.1.4 Если проектная документация разрабатывается на часть объекта строительства (очередь строительства), то при определении продолжительности строительства отдельной очереди последняя рассматривается как отдельный объект.

3.2 Объекты железнодорожного транспорта

3.2.1 Нормы продолжительности строительства однопутных железных дорог установлены для однолучевой и двухлучевой организации строительства. При многолучевой организации строитель­ства однопутных железных дорог продолжительность строительства устанавливается по наиболее длинному плечу. Длина плеч определяется по ПОС.

3.2.2 При определении продолжительности строительства однопутных железных дорог, протяженность которых превышает указанную в нормах, к продолжительности строительства дороги следует добавлять по 12 мес. на каждые последующие 100 км дороги сверх протяженности, указанной
в нормах, при необходимости строительства притрассовой автомобильной дороги, и на каждые последующие 200 км — при возможности автопроезда вдоль трассы без строительства притрассовой автомобильной дороги.

3.2.3 Продолжительность строительства второго пути на раздельном земляном полотне определяется по нормам, установленным для строительства однопутных железных дорог.

3.2.4 Продолжительность строительства двухпутных железных дорог, а также третьих и последующих путей устанавливается в ПОС.

3.2.5 При строительстве однопутных железных дорог и вторых путей с одновременной их электрификацией к норме продолжительности строительства дорог следует добавлять норму продолжительности строительства электрификации с коэффициентом 0,5.

3.2.6 Продолжительность строительства однопутных железных дорог и вторых путей устанавливается в ПОС в случаях:

— строительства их в местности со средним профильным объемом земляных работ, приходящихся на 1 км главного пути, более 60 тыс. м3;

— отсутствия на трассе грунтов, пригодных для возведения земляного полотна новых железных дорог на участках длиной более 20 км и при общей длине таких участков, составляющей более 30 % длины железной дороги;

— строительства однопутной железной дороги при отсыпке земляного полотна и постройке искусственных сооружений под два пути;

— строительства в пригородных зонах;

— отсутствия при строительстве вторых путей возможности перевозки строительных грузов
по действующему пути (пропускная способность действующей железной дороги на начало строительства использована на 90 % и более);

— строительства подъездных и соединительных путей протяженностью до 1 км;

— выполнения работ, связанных с намывом площадки строительства, временных буртов для отсыпки регуляционных сооружений, земляного полотна пойменных трасс железной дороги и подходов к мостам в объеме более 500 тыс. м3.

3.2.7 Продолжительность строительства объектов железнодорожного транспорта определяется
в ПОС при:

— электрификации существующих железных дорог протяженностью более 200 км;

— развитии станций и узлов с общей протяженностью укладываемых путей более 16 км;

— строительстве по индивидуальным проектам административных зданий для обслуживания железнодорожного транспорта.

3.2.8 Если в комплекс строящихся железных дорог, вторых путей и электрификации существующих железных дорог входят несколько нормируемых объектов (мосты, тоннели, автоблокировка, диспетчерская централизация, депо и др.), продолжительность строительства комплекса Т, мес., определяется по формуле

Т = Т макс + (Т 1 + Т 2 + Т 3 + …) · K, (1)

где Т макс — наибольшая продолжительность строительства одного из нормируемых объектов;

Т 1, Т 2, Т 3 и т. д. — продолжительность строительства нормируемых объектов, входящих
в систему;

K — коэффициент совмещения, определяется по таблице 1.

Таблица 1

Количество объектов, входящих в систему       Св. 4
K 0,50 0,40 0,35 0,30

 

Примечание — Формулой (1) следует пользоваться при условии

Т 1 + Т 2 + Т 3 +… > 0,5 Т макс.

При Т 1 + Т 2 + Т 3 + £ 0,5 Т макс продолжительность строительства принимается по Т макс.

3.2.9 При развитии станций и узлов с одновременной их электрификацией нормы продолжительности увеличиваются на 25 %.

3.2.10 Продолжительность переустройства железнодорожных путей, развития станций и узлов, связанного с поэтапным путевым переустройством горловин станций, а также переоборудованием действующей электрической централизации, требующих длительных перерывов, временных увязок
и выполнения дополнительных работ, устанавливается с применением к соответствующим нормам коэффициентов от 1,1 до 1,3, определяемых для каждого конкретного случая в ПОС.

3.2.11 Продолжительность строительства электрической централизации на станции или механизации сортировочной горки, при их оборудовании заглубленными встроенными помещениями, используемыми для общественных и технических нужд, увеличивается на общую продолжительность строительства заглубленного помещения, суммируемую с коэффициентом совмещения 0,5.

3.2.12 Нормы продолжительности строительства диспетчерской централизации установлены при числе стрелочных переводок, оборудуемых электрической централизацией, равном 1,50 шт./км.
При числе стрелочных переводок от 1,51 до 2,50 шт./км, нормы продолжительности строительства увеличиваются на 10 %; при 2,51 шт./км и более — на 15 %.

3.3 Мосты и тоннели

3.3.1 Нормы продолжительности строительства мостов и тоннелей не учитывают время на строительство временных объектов производственной базы (в том числе полигонов по изготовлению сборных железобетонных конструкций), зданий жилищного и культурно-бытового назначения для строителей, временных дорог, переправ, линий электроснабжения, а также предпортальных выемок тоннелей.

При необходимости строительства этих объектов к норме продолжительности строительства моста или тоннеля добавляется 6 мес.

3.3.2 В норму продолжительности строительства моста включено время на устройство конусов
и регуляционных сооружений. Время на сооружение подходов должно быть включено в продолжительность строительства дороги.

3.3.3 Продолжительность строительства устанавливается в ПОС в случаях:

— сооружения железнодорожных мостов длиной более 500 м и автодорожных мостов длиной более 400 м;

— применения индивидуальных (нетиповых) или опытных конструкций или материалов;

— устройства железобетонных или металлических пролетных строений способом навесного или полу­навесного монтажа, навесным бетонированием, продольной передвижкой или перевозкой на плаву;

— возведения фундаментов опор глубокого заложения на опускных колодцах, сваях-оболочках или буронабивных сваях;

— наличия пролетов длиной 120 м и более или высоты моста более 25 м от уровня меженных вод (от поверхности грунта) до уровня проезда или глубины воды более 5 м от рабочего горизонта воды;

— сооружения тоннелей длиной более 1000 м, а также тоннелей любой длины в нескальных грунтах.

3.3.4 При определении продолжительности строительства мостов следует учитывать воздействие природно-климатических факторов, влияющих на технологию производства работ путем введения технологических перерывов в соответствии с требованиями ТНПА (бетонирование тонкослойных конструкций, гидроизоляционные и окрасочные работы в зимний период, ледовая обстановка и сезонное колебание уровней воды на реке, а также время твердения конструкционного бетона до необходимой прочности).

3.3.5 Продолжительность строительства двухпутного железнодорожного моста устанавливается с применением коэффициента 1,3 к соответствующей норме продолжительности строительства однопутного моста.

3.3.6 Продолжительность строительства мостов и путепроводов, пересекающих железнодорожную станцию в разных уровнях, увеличивается на продолжительность переустройства путевого развития, с целью освобождения в междупутье площадок для возведения опор моста, путем применения коэффициента от 1,1 до 1,5 для каждого конкретного случая, исходя из интенсивности движения (приложение В) по смежным путям от 14 до 80 поездов в сутки.

3.3.7 Нормы продолжительности строительства мостов и тоннелей, приведенные в приложении В, не распространяются на строительство автодорожных мостов, сооружаемых из местных материалов за счет средств предприятий, сельскохозяйственных и других организаций.

3.4 Автомобильные дороги

3.4.1 Нормами продолжительности строительства автомобильных дорог (далее — нормами)
установлена продолжительность строительства автомобильных дорог общей сети, состоящих из авто­мобильной дороги, искусственных сооружений на ней, зданий и сооружений дорожной службы.

3.4.2 Нормы установлены для дорог, строящихся в 1-й, 2-й, 3-й дорожно-климатических зонах Республики Беларусь.

3.4.3 При наличии в комплексе дороги мостов или тоннелей, комплексов дорожной службы общая продолжительность строительства дороги должна устанавливаться по наибольшей норме для дороги, моста или тоннеля или комплекса дорожной службы.

3.4.4 В случаях, когда до выполнения работ по перекладке (переносу или переустройству) инженерных коммуникаций работы по строительству автомобильной дороги производить невозможно, допускается, при соответствующем обосновании, добавлять к норме продолжительности строительства дороги время, затрачиваемое на производство работ по перекладке инженерных коммуникаций.

3.4.5 Продолжительность строительства автомобильных дорог устанавливается в ПОС в случаях:

— строительства дороги I-а, I-б, I-в категории;

— прохождения трассы дороги в сильнопересеченной местности, где средний объем земляных работ по возведению 1 км земляного полотна дороги, тыс. м3, превышает для дорог:

II категории — 70;

III категории — 50;

IV категории — 40;

V категории — 30;

— прохождения трассы дороги по болотам протяженностью более 25 % от общей протяженности дороги;

— строительства участков городских автомобильных дорог (улиц), продолжительность строительства которых устанавливается в комплексе с объектами застройки прилегающей территории;

— строительства новых производственных баз или наличия насыпей высотой более 3 м из пылеватых или тяжелых глинистых грунтов для дорог с продолжительностью строительства по нормам менее 21 мес.

3.4.6 При определении продолжительности строительства автомобильной дороги должно учитываться воздействие природно-климатических факторов, влияющих на технологию производства работ, путем установления технологических перерывов в соответствии с требованиями ТНПА из-за невозможности производства работ (укладка асфальтобетонных смесей при температуре воздуха ниже 5 °С
весной и ниже 10 °С — осенью).

3.4.7 Настоящие нормы не распространяются на строительство автомобильных дорог, сооружаемых из местных материалов за счет средств предприятий, сельскохозяйственных и других организаций.

3.4.8 Продолжительность подготовительного периода при строительстве автомобильных дорог определяется по формуле

(2)

где — нормативная продолжительность подготовительного периода, мес.;

K 1, K 2, K 3 — коэффициенты совмещения указанных работ по времени, устанавливаемые в ПОС;

Т 1 — продолжительность перекладки инженерных коммуникаций, мес.;

Т 2 — продолжительность строительства прирельсовых (притрассовых) баз, мес.;

Т 3 — продолжительность строительства зданий и сооружений взамен сносимых, мес.

Продолжительность перекладки (переноса и переустройства) инженерных коммуникаций и строи­тельства прирельсовых (притрассовых) баз по приемке грузов определяется в ПОС исходя из объемов работ, количества бригад (числа работающих), нормированного темпа работ.

Для строительства прирельсовых (припирсовых) баз нормированным темпом работ может быть объем работ комплексного строительного подразделения. Допускается одновременное строительство нескольких баз с данным темпом работ.

3.4.9 При определении продолжительности строительства автомобильных дорог дополнительно учитывается время на выполнение работ по лесосводке, дополнительному уплотнению грунтов, замене пучинистых грунтов.

3.4.10 Продолжительность строительства зданий и сооружений взамен сносимых определяется
в ПОС по соответствующим нормам продолжительности строительства, установленным в настоящем техническом кодексе и других ТНПА.

3.5 Объекты речного транспорта

3.5.1 Ввод в действие объектов и пусковых комплексов речного транспорта должен планироваться в период навигации.

3.5.2 Нормы продолжительности строительства объектов речного транспорта установлены для строительства объектов «насухо». При строительстве их «с воды» к нормам следует применять
коэффициент 1,2.

3.5.3 Работы, связанные с намывом территории в объеме до 500 тыс. м3, включены в нормы продолжительности строительства. При объеме намыва территории более 500 тыс. м3 следует руковод­ствоваться ТКП 45-1.03-122 (3.13).

3.5.4 Нормами продолжительности строительства объектов принято устройство причальных стенок в виде больверков, эстакад, уголкового типа и кладки из массивов. Материалы стенки: металлический и железобетонный шпунт, сборные железобетонные элементы, бетонные блоки.

3.5.5 Здания речного транспорта приняты на свайных и ленточных фундаментах, с каркасом из сборного или монолитного железобетона, стены — блочные, панельные, кирпичные.

3.6 Объекты магистрального трубопроводного транспорта

3.6.1 К линейным сооружениям магистрального трубопровода относятся: трубопровод с ответвлениями и лупингами, с узлами пуска и приема очистных устройств и средств диагностики, с противопожарными устройствами и противоэрозионными сооружениями; переходы рек и других естественных и искусственных препятствий.

К наземным объектам относятся: головные насосные и промежуточные нефтеперекачивающие станции, компрессорные и газораспределительные станции, резервуарные парки, пункты налива нефти и аварийно-ремонтные пункты.

3.6.2 Продолжительность строительства магистральных трубопроводов со всеми зданиями и сооружениями относится к пусковым комплексам и определяется по наибольшей норме для одного из следующих сооружений: линейной части трубопровода, компрессорных, нефтеперекачивающих станций, резервуарных парков, подземных хранилищ газа.

Протяженность и количество участков линейной части трубопроводов, а также количество компрессорных и нефтеперекачивающих станций, подземных хранилищ газа, входящих в пусковой комплекс, и очередность их строительства устанавливаются проектной документацией.

3.6.3 Нормы продолжительности строительства линейной части магистральных трубопроводов
установлены для организационно единых объектов, каждый из которых имеет единый проект, заказчика, источник финансирования, единый срок ввода в действие и возможность приемки в эксплуатацию после завершения на нем линейных и пусконаладочных работ. Если пусковой комплекс магистрального трубопровода состоит из двух или нескольких организационно единых объектов, нормативная продолжительность определяется для каждого из них.

3.6.4 Нормы продолжительности строительства линейной части трубопроводов установлены
с учетом времени, необходимого на проведение испытаний трубопроводов гидравлическим или пневматическим (сжатым воздухом или газом) способом и на заполнение трубопроводов транспортируемым продуктом.

3.6.5 Для трубопроводов диаметром 720 мм и менее продолжительность строительства определяется с учетом коэффициента 0,85.

3.6.6 Для трубопроводов, сооружаемых в едином коридоре, если используются построенные ранее базы, жилые городки и вдольтрассовые проезды, продолжительность строительства определяется с учетом коэффициента 0,9.

3.6.7 Продолжительность строительства участков магистральных трубопроводов, прокладываемых на поливных землях, устанавливается в ПОС.

3.6.8 К внеплощадочным подготовительным работам для линейной части магистральных трубопроводов относится строительство подземных дорог, причалов, аэродромов, вертолетных площадок, сооружение жилых городков, складов, сварочных баз; к внутриплощадочным подготовительным работам — разбивка оси трассы и границ строительной полосы; расчистка строительной полосы от леса; планировка строительной полосы, устройство полок, строительство вдольтрассового проезда, первоочередные работы по сварке труб в секции, вывозка трубных секций на трассу.

3.6.9 Для линейной части магистральных трубопроводов оборудованием, передаваемым в монтаж, является запорная арматура, узлы пуска и приема очистных устройств и средств диагностики, береговые гребенки, фиттинги заводского изготовления.

3.6.10 Продолжительность строительства кабельных и радиорелейных линий технологической связи определяется по нормам ТКП 45-1.03-210. Строительство линейных сооружений кабельных линий технологической связи осуществляется совмещенно со строительством линейной части трубопроводов.

3.6.11 Нормы для подводных переходов установлены на строительство одной нитки трубопроводов диаметром 1020 мм через водные преграды шириной более 30 м при уровне меженных вод
и при средней скорости течения воды до 0,7 м/с, в грунтах I, II группы по классификации для плавучих землесосных снарядов.

3.6.12 Границы подводного перехода определяются по СНиП 2.05.06 (6.3).

3.6.13 Влияние диаметра трубопровода на продолжительность строительства подводного перехода учитывается коэффициентом, принимаемым по таблице 2.

Таблица 2

Диаметр подводного трубопровода, мм Коэффициент
До 820 включ. 0,75
  1,00
  1,25
  1,55

 

3.6.14 Влияние скорости течения воды на продолжительность строительства подводного перехода для трубопровода, заглубленного в дно, сложенное песчаными грунтами, учитывается коэффициентом, принимаемым по таблице 3.

Таблица 3

Средняя скорость течения, м/с Коэффициент
До 0,70 включ. 1,00
От 0,71 “ 0,80 “ 1,10
“ 0,81 “ 0,90 “ 1,15
Св. 0,90 1,20

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных