Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первичное и вторичное учение




Естественно возникает вопрос, что это за такая
«внутренняя деятельность», как она возникает и в чем
она заключается. Исследования Ж. Пиаже и А. Н. Ле-
онтьева дали основания им утверждать, что эта внутрен-
няя деятельность, возникает из внешней путем ее инте-
риоризацни. Предметные действия отражаются в пси-
хических процессах. Затем эти процессы освобождаются
от непосредствениой связи с предметами и превращают-
ся, таким образом, в психические операции. Так, напри-
мер, предметное действие разделения, разборки, разъ-

единения вещи по мере накопления опыта заменяется
его психическим отражением — мысленным разделени-
ем, расчленением вещи, ее образа, понятия о ней.
Она превращается в психическую операцию анализа-
Системы таких психических операций, развертываю
щпхся в идеальном плане, это и есть внутренняя, пси-
хическая деятельность. Основным орудием интериориза-
ции является, как мы видели, слово. Оно позволяет
оторвать образ и операцию от вещи и действия, заме-
нить их собственными речевыми движениями индивида,
т. е. отдать в его власть.

Сказанное позволяет сформулировать важное пред-
положение о роли внешней (предметной) и внутреннеи
(психической) деятельности в учении. Внешняя гности
ческая деятельность, по-видимому, обязательна для уче-
ния, когда в психике еще не сформированы соответст
вующие образы, понятия и операции. Если же образы
и операции, необходимые для усвоения новых знании
или умений, уже имеются у ученика, то для изучени,
достаточно одной соответствующей внутренней гности-
ческой деятельности.

Эту разницу некоторые психологи предлагают за-
крепить в соответствующих терминах. Первый случай
они называют ранним или первичным учением, вто-
рой — поздним или вторичным учением (Хебб). Пер-
вичное учение носит условнорефлекторный, двигатель-
ный характер. Оно осуществляется с помощью предмет-
ной (внешней) деятельности. Это — учение через дела-
ние. Вторичное учение носит интеллектуальный «созер-
цательный» характер. Оно осуществляется с помощью
одной психической (внутренней) деятельности. Это —
учение через восприятие.

Значит, решая вопрос о требуемом характере учеб-
ной деятельности, надо прежде всего проанализировать,
каких знаний и умений требует усвоение нового мате-
риала.

Если ученик еще не владеет арсеналом необходимых
Для этого психических структур (образов, понятий и
°пераций), то начинать надо с предметной, гностичес-
ки деятельности. Ученик должен сталкиваться с сами-
ми предметами и явлениями. Он должен «своими рука-
ми» осуществлять соответствующие действия и опера-
ции. Затем, выделяя, закрепляя и отделяя их с по-
мощью слов, он постепенно должен переводить их в


идеальный (психический) план. Этот тип учения тща-
тельно исследовали... П. Я. Гальперин и его школа.

Если же ученик уже владеет арсеналом необходи-
мых исходных понятий и операций, то можно начинато
прямо с внутренней гностической деятельности. В этом
случае ученику можно вместо вещей и действий над ни-
ми преподносить соответствующие слова, поскольку он
уже знает, что они означают и чего требуют, т. е. ос\-
ществлять традиционное обучение методами обобщения
и показа с соответствующими ему «пассивными» спосо-
бами научения: слушанием, чтением, наблюдением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных