ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Феномен транскультурности и понятие культурного пограничья.8. Постмодернистские проекции гендерных аналитик (Э.Джердайн, Т. Мой). 9. Концепция вербально-коммуникативных практик Ю.Хабермаса и ее переосмысление в современной культурологии (А.-Ж.Греймас, Ж.Курте, Дж Фиске).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1. Подготовка реферативного обзора литературы по проблеме «Философия в современном мире: функции и социальный статус».
Темы реферативных обзоров: — Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания. — Специфика философского знания и его статус в современном обществе. Аксиологическая размерность философской проблематики. — Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях. — Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции — Проблема структуры философского знания и ее трансформации в современной культуре. — Рационально-критические аспекты философского мышления и проблема научности философии. — Философия как личностное знание. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности. — Понятийный аппарат философии и культурная традиция. — Философия и ценности современной культуры. — Проблема социокультурной детерминации философского знания. — Философия и стиль мышления эпохи. — Специфика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа. — Культурная традиция Востока и особенности восточной философии. — Исторические этапы развития белорусской философии.. — Белорусская философия в контексте культурной традиции. Задание 2. Подготовка тематического реферата по теме «Проблема человека в современной философии: основные парадигмы философской интерпретации человека в современной культуре»
Темы рефератов: — Трактовка человека и человеческого сознания в традиции неофрейдизма. — Экзистенциалистская парадигма интерпретации человека в философии и искусстве. — Идея «фундаментального проекта» индивидуального существования в философии Ж.-П.Сартра. — Понятия «абсурда» и «бунта» в концепции человека А.Камю. — Концепция сущности человека в персонализме (Э.Мунье, Ж.Лакруа). — Трактовка сущности и предназначения человека в философии русского космизма. — М.Шелер о специфике положения человека в Космосе. — Концепция человека в философии С.Грофа. — Философско-антропологические модели онтопсихологии и трансперсональной психологии.
Задание 3. Подготовка дискуссионных выступлений для обсуждения проблемы «Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия» (проверка заданий осуществляется в ходе проведения Круглого стола)
Темы дискуссионных выступлений: — Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Феномен национальной культуры. Мировая культура и национальные культурные традиции. — Специфика восточнославянских культур. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусской культуры. — Глобализация социокультурного пространства и проблема культурной идентичности. Креативный потенциал культурного многообразия и современные стратегии его сохранения — Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма. — Восток — Запад: проблема взаимопонимания и специфика диалога в современных условиях. — Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) и Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003). — Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.
Задание 4. Подготовка письменных работ по проблемам методологии и методики научного исследования (на предметном материале диссертационных работ аспирантов) Подведение итогов задания осуществляется в форме конференции.
Структура письменной работы: 1) цель диссертационной работы и задачи исследования 2) объект и предмет анализа 3) формулировка гипотезы 4) эмпирический базис исследования 5) методология: — методы эмпирического исследования — методы теоретического исследования Задание 5. Подготовка письменного реферата по проблеме «Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания» (в приложении к предметной области диссертационного исследования)
Темы письменных рефератов: — Понятие линейных и нелинейных моделей развивающихся систем. — Описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике. — Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании. — Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования. — Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования. — Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования. — Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования. — Сущность нелинейного подхода к действительности. Специфика нелинейного моделирования. — Методология нелинейного моделирования в социогуманитарной сфере. Проблема учета специфики социокультурных процессов. — Глобальные модели нелинейного развития человечества в современной культуре. — Статус нелинейных моделей в социокультурном познании.
Задание 6. Подготовка текста аналитической записки по проблеме «Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии» (по работам современных методологов) Темы аналитических записок: — Номадологическая модель истории культуры в современной гуманитаристике.(по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари). — Методология генеалогического анализа истории культуры (по работам М.Фуко) — Нарративная методология истории культуры (по работам: А.Дж.Тойнби, Р.Ингардена, Х.Аренд). — Методологическая парадигма «завершения истории» в современной культуре (по работам А.Кожева и М.Бланшо). — Методология дискурсивных аналитик в современной гуманитаристике (по работам М.Пёше и П.Серио).
Задание 7. Подготовка письменной аналитической работы по проблеме «Основные направления философского постмодернизма»
Темы письменных аналитических работ: — Нарратологический проект в постмодернисткой философии. Методологическая специфика анализа повествовательных текстов (по работам Р.Барта). — Понятие «дискурса легитимации» в философии постмодернизма (по работам Ж.-Ф.Лиотара). — Феномен метанаррации; основные метанаррации европейской культуры; концепция «заката метанарраций» (по работам Ж.-Ф.Лиотара). — Номадологический проект современного постмодернизма. Ризома модель аструктурной, децентрированной и открытой среды (по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари). — Текстологический проект постмодернизма; критика референциальной концепции знака (по работам Ю.Кристевой, Р.Барта, Ж.Деррида). — Концепция интертекстуальности в постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Женнетта, Ш.Гривеля, Б.Морриссетта, У.Эко). — Антипсихологизм постмодернистских аналитик; семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристевой). — Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества (по работам Ж.-Ф.Лиотара, Ф.Джеймисона). — От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности (по работам Ж.Делеза, Р.Барта, Ж.Деррида, У.Эко). Задание 8. Подготовка коллективных письменных компаративных работ по проблеме «Коммуникативная парадигма в современной философии» Темы коллективных письменных компаративных работ: — Идеи диалогизма в неклассической философии: сравнительный анализ концепций экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто. Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим проблемам экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто. — Концепция «коммуникативного существования» в современной философии: сравнительный анализ позиций М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха. Работа готовится группой из шести аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха. — Осмысление языковой аспект субъект-субъектной коммуникации в современном постмодернизме: сравнительный анализ концепций Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса). Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса. — Понятие «Другого» и проблема подлинности бытия в современной философии: сравнительный анализ концепций Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра. Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра. — Коммуникативные аспекты концепции языковых игр в современной философии: сравнительный анализ позиций Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля. Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля. — Специфика знаково-символических форм коммуникации в современной культуре: сравнительный анализ концепций Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса. Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса. ГРАФИК КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
& Берков В.Ф. Философия и методология науки. — Мн., 2004. & Зотов А.Ф. Современная западная философия. — М., 2001. & Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. — М., 2000. & Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. — СПб., 2001. & Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. — Ростов н/Д., 2004. & Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. — М., 1998. & Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. — М., 1998. & Современная западная философия. Учеб. пособие. — Мн., 2000. & Философия ХХ века. Учебное пособие. – М., 1997. & Философия для аспирантов: Учеб. пособие. — Ростов н/Д., 2002. & Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. — М., 1988. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
& Западная философия: итоги тысячелетия (антология). — М., 1997. & Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под. ред. Стёпина В.С. — М., 2001–2002. & Новейший философский словарь / Под. ред. Грицанова А.А., Можейко М.А., Румянцевой Т.Г., АбушенкоВ.Л. — Изд. 2-е. — Мн., 2001. & Постмодернизм. Энциклопедия / Под. ред. Можейко М.А., Грицанова А.А. — Мн., 2001. & Современная западная философия: Словарь. — М., 1991. & Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. — М., 1996. & Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В.Е. — Изд. 2-е. — М., 1998. & Философия XX века: школы и концепции. — СПб., 2003. & Философский энциклопедический словарь. — М., 1994. & Человек. Философско-энциклопедический словарь. — М., 2002. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА
РАЗДЕЛ I. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|