ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краткий предметный указательаллюзия – 108, 133, 145, 190 аналитические суждения (высказывания, знания) – 71, 86, 190 анимизм детский – 23 апостериори, апостериорное – 50, 78, 86 априори, априорное Аристотель - иерпрхия - категории - логика - монизм - телеология - рационализм - сущность - эссенциализм ассоциативное поле ассоциативный эксперимент ассоциация атеизм Библия Блумфилд, Леонард - структурализм Бог Бэкон, Фрэнсис - учение об идолах - эмпиризм вера - определение И. Канта верификация вероятность Витгенштейн, Людвиг врожденное и приобретенное Выготский Л. С. Гадамер, Ханс-Георг - о предрассудках Гераклит герменевтика - предшественники герменевтический круг герменевтический треугольник Гоббс, Томас грамматическое значение Гумбольдт, Вильгельм Гуссерль, Эдмунд - интенциональность деизм дейксис Декарт, Рене - врожденность языка денотат дескрипций теория Джеймс (Джемс), Уильям Дильтей, Вильгельм догматизм доказательство в философии достоверное древо Порфирия духовная культура Ельмслев, Луи закон знак - типы по Моррису знание - и вера - научные - фоновые - и предрассудки значение - ассоциативное - денотативное - сигнификативное - собственных имен идеализм и материализм иерархия иерархия языков иллокуция импликационал импликация имя - собственное - нарицательное - собирательное индивидное понятие индивидуализация интенциональность интенция истина истинность Кант, Иммануил - априорный характер времени и пространства, причинности - о метафизике - - определение знания и веры - Карнап, Рудольф - полемика с Куайном картина мира Кассирер, Эрнст категории квантор существования класс комическое Конт, Огюст - закон трех стадий контекст концепт концептообразующий признак Крипке, Сол Куайн,Уиллард ван Орман культура Кун, томас Кэрролл, Льюис лакуна Леви-Строс, Клод Лейбниц, Готфрил Вильгельм - монадология - тождество неразличимого лингвистическая философия лингвострановедние Линкольн, Авраам личность логика - назначение логики логический атомизм логическое Локк, Джон локуция Лосев, Алексей Федорович марксизм материальная культура менталитет ментальное метафизика метафора Милль Джеймс Милль, Джон Стюарт мистика мистики миф - функции мифа монадология монизм Моррис, Чарльз - разделы семиотики Мотивация - словообразовательная - фонетическая Налимов В. В. Нарицательное имя науки о духе непереводимое в переводе номинализм обобщение общее понятие общее и единичное Оккам, Уильям омонимия осмысленность «основной вопрос» философии Остин, Джон парадигма философская парадокс перевод перевода теория перлокуция перформативы Пиаже, Жан Пирс, Чарльз Сандерс - виды знаков план выражения план содержания Платон - идеализм - материя и форма - метафора пещеры - теория правильности имен - зйдос - эссенциализм плюрализм поведение подтекст позитивизм - логический понятие - и суждение Поппер, Карл прагматика предикат логический предрассудок пресуппозиция признак - динамический - концептообразующий - психологически значимый - существенный - характерный приметы прозвища произвольность знака пропозициональная функция пропозициональные установки Просвещение психоанализ психолингвистика психологическое психология Рассел, Бертран - дескрипции - иерархия языков - пропозициональные установки - Рассела парадокс - теория типов - экзистенциальные суждения рационализм и иррационализм реализм реалии реальное и воображаемое реальность реклама религиозность референции теория референция речевых актов, теория род и вид Сартр Жан-Поль свертывание кода семантика Сепир, Эдвард Сепира-Уорфа гипотеза Серль, Джон сигнификат синтетические суждения система системность слово смысл собирательное имя собственное имя сознание Сократ Соссюр, Фердинанд де Спиноза, Бенедикт - и герменевтика - и Просвещение - монизм стереотип стоики структурная лингвистика субстанция суждение - и предложение - экзистенциальное существование сущность текст телеология темперамент тип мышления типология - лингвистическая - психологическая тождества неразличимого, принцип транскрипция транслитерация универсалии феноменология Флоренский, Павел Фома Аквинский - об универсалиях фон лексический фоновая лексика Фреге, Готлоб - значение и смысл - прпозициональная функция - экстенсиональный контекст, интенсионалный контекст Фрейд, Зигмунд - и Просвещение - подсознательное - свободные ассоциации Хайдеггер, Мартин Характерный признак холизм Хомский, Ноам - врожденность языка - глубинные структуры Христос цвет целеполагание церковь Шлейермахер, Ф. Д. Э. Шлик, Мориц - верификация Шопенгауэр, Артур эйдос Эйнштейн, Альберт экстралингвистическое эмпиризм эссенциализм юмор Юнг, Карл Густав - коллективное бессознательное - типы психологические Язык - единицы языка - определение - уровни языка
[1] Доказательства этому можно найти как в наших предыдущих работах [Чернобров,1994 и др.] так и других исследователей (Залевская; Kiss et alt, 1973 и др.). См. Приложения к настоящей диссертации. [2] Для некоторых теологических школ, например католической томистской мысли характерно стремление примирить откровение и разум. Истинная вера не только не противоречит разуму, но и постижима при помощи разума. [3] Все философские положения для простоты взяты в крайней форме. Существуют промежуточные концепции. [4] Считается что Сократ в диалогах Платона — это сам Платон. Приписывать Платону мнения Гермогена и Кратила было бы ошибкой. [5] Чтобы доказать правоту этого мнения, диалектик Диодор Крон назвал одного из своих рабов „Алламен” („он ведь”) и настаивал, что это имя выполняло все свои функции, как и любое другое. Это доказательство не убедило ни Сократа-Платона, ни Аммония. На наш взгляд, доказательство Диодора вполне серьезно. [6] Большинство исследователей Платона согласны в том, что поздний Платон гораздо более консервативен и во взглядах на общество, и на язык, например, на поэзию или комедию. Достаточно сравнить ранние диалоги “Апология” или “Кратил” с поздними “Законами” и “Государством” [О Платоне см., напр.: 1975, Рассел, 1995]. [7] Позднее Карл Маркс также сравнил имена с монетами и купюрами. Почти во всех советских книгах по лингвистике приводилась цитата из “Капитала”: “Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом” [Маркс, Энгельс. Т. 23. С. 110] [8] Исходное значение слова “просегория” prosegoria- прозванье, прозвище. [9] Другие основные черты мифа, по Касевичу: синкретичность, целостность, оппозитивность и ее нейтрализация, панхронизм, панацеизм. [10] Имеется в виду теория основоположника позитивизма Огюста Конта о трех стадиях развития человеческого мышления — мифологического, метафизического и позитивного (научного) [Конт, 1971, с. 558-579]. [11] Р.Карнап [Карнап, 1958] имел другую точку зрения и предложил заменить все СИ координатами в пространстве-времени. Это возможно, хотя и не очень удобно. [12] Этот принцип обсуждается в другой книге Лейбница – Монадология. По Лейбницу нет двух одинаковых объектов, частиц или атомов. Мельчайшие субстанции – это бесконечное множество монад. Монады – не физические тела, а духовные активные сущности, они не могут взаимодействовать, сливаться или превращаться. Монады находятся между собой в гармонии, которая уже заранее предустановлена Богом. [13] Нужно учитывать, что греческое слово λογος переводится не только как "слово", но и как "учение", "закон", "логический порядок" или "разум". У Гераклита "Логос" – часть единого божественного Разума. [14] Гораздо более явно антипозитивистский настрой проявляется у А. Ф. Лосева в книге “Философия имени” [Лосев, 1927]. Трактовка имени у Лосева совершенно гуссерлианская с одним существенным дополнением: гераклитовско-гегельянской диалектикой. Показательно, что Лосев употребляет термины “Имя” и “Слово” почти всегда в единственном числе. Эти понятия для него подобны монадам Лейбница – в каждом из них как бы отражается весь мир. Несколько агрессивный, полемически заостренный тон Лосева его поклонники называют “страстным”, а противники – раздраженно-нетерпимым. Только слово, по Лосеву очеловечивает человека. Эта точка зрения встретила обоснованные возражения [см., например: Касевич, 1996, библиогр. там же]. [15] Философы сходного с Хайдеггером темперамента, например, М. Фуко, стараясь противостоять тенденциям рационализации западной мысли, призывают преодолеть “неизгладимый разрыв...” между бытием человека и бытием языка. Фуко сожалеет, что многие склонны “счесть химерой всякую антропологию, ставящую вопрос о бытии языка, всякую концепцию языка или значения, ищущую, как достичь, выявить и освободить присущее человеку бытие. Пожалуй, именно здесь коренится самый важный философский выбор нашей эпохи... Ничто не может нам сказать, который из этих путей ведет в тупик, а который нет” [Фуко, 1994, с. 359]. [16] Его трактат «Этика» написан по образцу «Начал» Евклида. Все положения трактата доказываются как геометрические теоремы. Все доказательства завершаются фразой: «Что и требовалось доказать». [17] П.Рикёр испытал сильное влияние психоанализа З.Фрейда. Он и некоторые другие ученые говорили, что психоанализ, например, толкование снов, есть герменевтика. О влиянии Фрейда на западную философию см.: [Лейбин, 1990]. В этой информативной и лишенной тенденциозности книге прослеживаются глубокие философские истоки психоанализа и показывается, что Фрейд оказал влияние практически на все течения западной философии. [18] Подробнее об этом см. в главе III. [19] Более правильная транскрипция этого слова – Уэверли (Waverly). Мы оставляем традиционную транскрипцию, данную переводчиками Рассела и Чёрча. [20] Термин "теория типов" восходит к понятию Ч. Пирса type—token distinction. В слове корова 6 букв, если брать буквы как token и 5, если брать ее как тип. Тип по Пирсу – это класс более общий по отношению к другому классу. [21] Основоположник общей теории систем Л. Берталанфи первоначально занимался биологией. Некоторые историки философии обращают внимание на то, что автор самого понятия системы Аристотель интересовался биологией и имел, так сказать, склад ума биолога [см., например, Поппер, 1992, т. 2, с. 8-10]. [22] Н. Хомский впоследствии отвергал это разделение, введя термины “языковая способность” и “языковая активность” (language competence и language performance). Ф. Пальмер [Palmer, 1982] верно отметил, что Н. Хомский, практически, повторил соссюровское разделение, хотя и по принципиально другим основаниям. [23] См. их работу "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии". [24] См. работу И. Канта "Антропология". [25] На международном лингвострановедческом симпозиуме обсуждался вопрос о замене термина ЛС термином "лингвокультуроведение". Было решено оставить старый термин, чтобы не смешивать ЛС с лингвокультурологией в леви-стросовском или сепировском понимании. [26] Г.Д. Томахин выделяет несколько критериев классификации реалий: а) предметный (тематический); б) географически-ареальный; в) временной; г) переводческий [Томахин, 1988. С.37] Эти критерии очень важны при исследовании реалий. К ним можно добавить еще следующие: д) сигнификативность (апеллятив-онома); е) эмоциональная насыщенность; ж) стилистическая принадлежность; з) вид номинаций; (первичная, вторичная); и) фразеологическая осложненность; к) этимология. Однако все они, с точки зрения нашей теории, производны от культурологической классификации. [27] Под интенсионалом в логике и семантике понимают содержание понятия, необходимые и достаточные признаки, задающие то или иное понятие. Экстенсионал – объем понятия, предметная область, описываемая данным понятием. [28] Любопытно, что П. Грайс при создании своей теории воспользовался многозначностью английского слова mean. Оно переводится как означать, "подразумевать", "действительно, серьезно иметь в виду" (I mean it!). [29] То, что материалисты называют отражением реального мира в сознании – часть большого вопроса, называемого в философии "психофизической проблемой" (mind—body problem). Тождественно ли ментальное состояние физическому? Сводимо ли одно к другому? Эту проблему – одну из самых дискуссионных в философии – обсуждали Д. Дэвидсон, Д.М. Армстронг, Д. Деннет, Х. Патнем и др. Диапазон точек зрения по этой проблеме необычайно широк [Gelder, 1998, см. таблицу]. Взгляды некоторых авторов являются материалистическими. Х. Патнэм, например, называет их умеренным реализмом. Однако, все философы подчеркивают гипотетический характер любого возможного решения. [30] Ни один из упомянутых отечественных авторов не ссылался на Серля как на источник теории фоновых знаний, но приоритет, видимо, следует отдать именно ему. [31] Оговоримся, что понятия усредненности и общераспространенности не тождественны. [32] Нам могут возразить, что различие предметов лингвистики и физики состоит в том, что первая изучает разницу в значениях слов, а вторая - разницу в вещах. Но химики несколько раз собирались на симпозиумы по химической номенклатуре, где обсуждали именно значения слов, а не разницу в вещах. И наоборот, для лингвистов не только структурные, но и "субстантивные" характерные признаки вещей выступают как словоразличительные в языке. [33] Мы пока не останавливаемся на соотношении собственных имен и дескрипций. Об этом см. главу 3. [34] Подробнее о "договорной" теории имен см. главу 3. [35] Описание этих процессов на примере английского языка с использованием обширного фактического материала дано в работах: [Чернобров, 1994, 1995]. [36] З.П. Комолова в ряде работ [Комолова, 1971; 1974; 1977] употребляет термин "прагмонимы". Р.А. Агеева [Агеева,1993] справедливо считает термин "прагматонимы" более удачным. [37] О парадоксах подробнее см. в главе 3 в пункте о Б. Расселе. [38] Исследования комического имеют давнюю историю. Платон, Аристотель, Гоббс, Бергсон – только некоторые мыслители, писавшие о проблеме смешного. В книге Дземидока дан подробный анализ всех важнейших работ до середины XX века и обширная библиография. [39] О разных видах языковой нормы с социолингвистической точки зрения см.: [Касевич, 1993, с. 16-18]. Автор выделяет дескриптивную (статистическую), прескриптивную, индивидуальную и "шибболет-норму". [40] Эту функцию выполняют также и научные термины. Если термины не укорачивают и не упрощают вербальный код, их употребление практически не оправдано, и термины можно заменить дескриптивными выражениями. [41] Это один из пяти выявленных нами ранее способов передачи ”непереводимых” реалий [Чернобров, 1995]. Он представляется наиболее адекватным, хотя и не идеальным. Подробнее об этих способах смотрите Приложение 1. [42] Например, английское имя Olive воспринимается носителями языка скорее как НИ - оливка. Наиболее распространенной реакцией на этот стимул было слово oil - "масло". Второй по распространенности реакцией было слово Poppai. (Морячок Поппай и его подружка Олив - персонажи популярного американского мультфильма). Подробнее см.: [Чернобров, 1995]. [43] Вопрос о природе метафоры породил большую дискуссию. По метафоре существует огромная литература. С номинальным определением метафоры, данным выше, согласно большинство ученых. Но они не считают номинальное определение достаточным, задавая вопрос о “природе”, “сущности” метафоры. Можно кратко свести эту дискуссию к двум точкам зрения – метафора есть уподобление или метафора есть противопоставление. На наш взгляд, этот вопрос имеет смысл, если перевести его в психологическую плоскость: как воспринимается метафора? Вопрос восприятия зависит в большей степени от психологического типа автора и читателя. Мы видим, что любой поиск реального определения в конце концов приводит к вопросу психологического восприятия и психологического типа. [44] В 1969 г. в Лос-Анджелесе он убил 7 человек, в том числе беременную жену кинорежиссера Романа Полански. [45] Например, "брак1" (супружество) от русского "брать" и "брак2" (в производстве) из немецкого "das Brack". [46] Опрос был проведен нами во время первых ассоциативных экспериментов с англичанами и американцами. Подробнее о процедуре и результатах экспериментов см. в приложениях. [47] Выражения Карла Маркса. [48] Царской дорогой в подсознание Фрейд называл сновидения. [49] См.: Фреге Г. О существовании. Диалог с Пеньером. Размещено в сети Internet. http://www.philosophy.ru/library/frege/03.html [50] В последнее время бихевиоризм и “необихевиоризм” практически не существуют сами по себе, а слились с когнитивной психологией. “Черный ящик” бихевиористов необходимо было чем-то заполнить, и идеи когнитивизма наиболее органично соединились с методиками эмпирического анализа поведения. [51] Последуюший текст добавлен в 2001 г. [52] Правильно – Deng Xiao-ping.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|