Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткий предметный указатель





аллюзия – 108, 133, 145, 190

аналитические суждения (высказывания, знания) – 71, 86, 190

анимизм детский – 23

апостериори, апостериорное – 50, 78, 86

априори, априорное

Аристотель

- иерпрхия

- категории

- логика

- монизм

- телеология

- рационализм

- сущность

- эссенциализм

ассоциативное поле

ассоциативный эксперимент

ассоциация

атеизм

Библия

Блумфилд, Леонард

- структурализм

Бог

Бэкон, Фрэнсис

- учение об идолах

- эмпиризм

вера

- определение И. Канта

верификация

вероятность

Витгенштейн, Людвиг

врожденное и приобретенное

Выготский Л. С.

Гадамер, Ханс-Георг

- о предрассудках

Гераклит

герменевтика

- предшественники

герменевтический круг

герменевтический треугольник

Гоббс, Томас

грамматическое значение

Гумбольдт, Вильгельм

Гуссерль, Эдмунд

- интенциональность

деизм

дейксис

Декарт, Рене

- врожденность языка

денотат

дескрипций теория

Джеймс (Джемс), Уильям

Дильтей, Вильгельм

догматизм

доказательство в философии

достоверное

древо Порфирия

духовная культура

Ельмслев, Луи

закон

знак

- типы по Моррису

знание

- и вера

- научные

- фоновые

- и предрассудки

значение

- ассоциативное

- денотативное

- сигнификативное

- собственных имен

идеализм и материализм

иерархия

иерархия языков

иллокуция

импликационал

импликация

имя

- собственное

- нарицательное

- собирательное

индивидное понятие

индивидуализация

интенциональность

интенция

истина

истинность

Кант, Иммануил

- априорный характер времени и пространства, причинности

- о метафизике

-

- определение знания и веры

-

Карнап, Рудольф

- полемика с Куайном

картина мира

Кассирер, Эрнст

категории

квантор существования

класс

комическое

Конт, Огюст

- закон трех стадий

контекст

концепт

концептообразующий признак

Крипке, Сол

Куайн,Уиллард ван Орман

культура

Кун, томас

Кэрролл, Льюис

лакуна

Леви-Строс, Клод

Лейбниц, Готфрил Вильгельм

- монадология

- тождество неразличимого

лингвистическая философия

лингвострановедние

Линкольн, Авраам

личность

логика

- назначение логики

логический атомизм

логическое

Локк, Джон

локуция

Лосев, Алексей Федорович

марксизм

материальная культура

менталитет

ментальное

метафизика

метафора

Милль Джеймс

Милль, Джон Стюарт

мистика

мистики

миф

- функции мифа

монадология

монизм

Моррис, Чарльз

- разделы семиотики

Мотивация

- словообразовательная

- фонетическая

Налимов В. В.

Нарицательное имя

науки о духе

непереводимое в переводе

номинализм

обобщение

общее понятие

общее и единичное

Оккам, Уильям

омонимия

осмысленность

«основной вопрос» философии

Остин, Джон

парадигма философская

парадокс

перевод

перевода теория

перлокуция

перформативы

Пиаже, Жан

Пирс, Чарльз Сандерс

- виды знаков

план выражения

план содержания

Платон

- идеализм

- материя и форма

- метафора пещеры

- теория правильности имен

- зйдос

- эссенциализм

плюрализм

поведение

подтекст

позитивизм

- логический

понятие

- и суждение

Поппер, Карл

прагматика

предикат логический

предрассудок

пресуппозиция

признак

- динамический

- концептообразующий

- психологически значимый

- существенный

- характерный

приметы

прозвища

произвольность знака

пропозициональная функция

пропозициональные установки

Просвещение

психоанализ

психолингвистика

психологическое

психология

Рассел, Бертран

- дескрипции

- иерархия языков

- пропозициональные установки

- Рассела парадокс

- теория типов

- экзистенциальные суждения

рационализм и иррационализм

реализм

реалии

реальное и воображаемое

реальность

реклама

религиозность

референции теория

референция

речевых актов, теория

род и вид

Сартр Жан-Поль

свертывание кода

семантика

Сепир, Эдвард

Сепира-Уорфа гипотеза

Серль, Джон

сигнификат

синтетические суждения

система

системность

слово

смысл

собирательное имя

собственное имя

сознание

Сократ

Соссюр, Фердинанд де

Спиноза, Бенедикт

- и герменевтика

- и Просвещение

- монизм

стереотип

стоики

структурная лингвистика

субстанция

суждение

- и предложение

- экзистенциальное

существование

сущность

текст

телеология

темперамент

тип мышления

типология

- лингвистическая

- психологическая

тождества неразличимого, принцип

транскрипция

транслитерация

универсалии

феноменология

Флоренский, Павел

Фома Аквинский

- об универсалиях

фон лексический

фоновая лексика

Фреге, Готлоб

- значение и смысл

- прпозициональная функция

- экстенсиональный контекст, интенсионалный контекст

Фрейд, Зигмунд

- и Просвещение

- подсознательное

- свободные ассоциации

Хайдеггер, Мартин

Характерный признак

холизм

Хомский, Ноам

- врожденность языка

- глубинные структуры

Христос

цвет

целеполагание

церковь

Шлейермахер, Ф. Д. Э.

Шлик, Мориц

- верификация

Шопенгауэр, Артур

эйдос

Эйнштейн, Альберт

экстралингвистическое

эмпиризм

эссенциализм

юмор

Юнг, Карл Густав

- коллективное бессознательное

- типы психологические

Язык

- единицы языка

- определение

- уровни языка

 

 


[1] Доказательства этому можно найти как в наших предыдущих работах [Чернобров,1994 и др.] так и других исследователей (Залевская; Kiss et alt, 1973 и др.). См. Приложения к настоящей диссертации.

[2] Для некоторых теологических школ, например католической томистской мысли характерно стремление примирить откровение и разум. Истинная вера не только не противоречит разуму, но и постижима при помощи разума.

[3] Все философские положения для простоты взяты в крайней форме. Существуют промежуточные концепции.

[4] Считается что Сократ в диалогах Платона — это сам Платон. Приписывать Платону мнения Гермогена и Кратила было бы ошибкой.

[5] Чтобы доказать правоту этого мнения, диалектик Диодор Крон назвал одного из своих рабов „Алламен” („он ведь”) и настаивал, что это имя выполняло все свои функции, как и любое другое. Это доказательство не убедило ни Сократа-Платона, ни Аммония. На наш взгляд, доказательство Диодора вполне серьезно.

[6] Большинство исследователей Платона согласны в том, что поздний Платон гораздо более консервативен и во взглядах на общество, и на язык, например, на поэзию или комедию. Достаточно сравнить ранние диалоги “Апология” или “Кратил” с поздними “Законами” и “Государством” [О Платоне см., напр.: 1975, Рассел, 1995].

[7] Позднее Карл Маркс также сравнил имена с монетами и купюрами. Почти во всех советских книгах по лингвистике приводилась цитата из “Капитала”: “Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом” [Маркс, Энгельс. Т. 23. С. 110]

[8] Исходное значение слова “просегория” prosegoria- прозванье, прозвище.

[9] Другие основные черты мифа, по Касевичу: синкретичность, целостность, оппозитивность и ее нейтрализация, панхронизм, панацеизм.

[10] Имеется в виду теория основоположника позитивизма Огюста Конта о трех стадиях развития человеческого мышления — мифологического, метафизического и позитивного (научного) [Конт, 1971, с. 558-579].

[11] Р.Карнап [Карнап, 1958] имел другую точку зрения и предложил заменить все СИ координатами в пространстве-времени. Это возможно, хотя и не очень удобно.

[12] Этот принцип обсуждается в другой книге Лейбница – Монадология. По Лейбницу нет двух одинаковых объектов, частиц или атомов. Мельчайшие субстанции – это бесконечное множество монад. Монады – не физические тела, а духовные активные сущности, они не могут взаимодействовать, сливаться или превращаться. Монады находятся между собой в гармонии, которая уже заранее предустановлена Богом.

[13] Нужно учитывать, что греческое слово λογος переводится не только как "слово", но и как "учение", "закон", "логический порядок" или "разум". У Гераклита "Логос" – часть единого божественного Разума.

[14] Гораздо более явно антипозитивистский настрой проявляется у А. Ф. Лосева в книге “Философия имени” [Лосев, 1927]. Трактовка имени у Лосева совершенно гуссерлианская с одним существенным дополнением: гераклитовско-гегельянской диалектикой. Показательно, что Лосев употребляет термины “Имя” и “Слово” почти всегда в единственном числе. Эти понятия для него подобны монадам Лейбница – в каждом из них как бы отражается весь мир. Несколько агрессивный, полемически заостренный тон Лосева его поклонники называют “страстным”, а противники – раздраженно-нетерпимым. Только слово, по Лосеву очеловечивает человека. Эта точка зрения встретила обоснованные возражения [см., например: Касевич, 1996, библиогр. там же].

[15] Философы сходного с Хайдеггером темперамента, например, М. Фуко, стараясь противостоять тенденциям рационализации западной мысли, призывают преодолеть “неизгладимый разрыв...” между бытием человека и бытием языка. Фуко сожалеет, что многие склонны “счесть химерой всякую антропологию, ставящую вопрос о бытии языка, всякую концепцию языка или значения, ищущую, как достичь, выявить и освободить присущее человеку бытие. Пожалуй, именно здесь коренится самый важный философский выбор нашей эпохи... Ничто не может нам сказать, который из этих путей ведет в тупик, а который нет” [Фуко, 1994, с. 359].

[16] Его трактат «Этика» написан по образцу «Начал» Евклида. Все положения трактата доказываются как геометрические теоремы. Все доказательства завершаются фразой: «Что и требовалось доказать».

[17] П.Рикёр испытал сильное влияние психоанализа З.Фрейда. Он и некоторые другие ученые говорили, что психоанализ, например, толкование снов, есть герменевтика. О влиянии Фрейда на западную философию см.: [Лейбин, 1990]. В этой информативной и лишенной тенденциозности книге прослеживаются глубокие философские истоки психоанализа и показывается, что Фрейд оказал влияние практически на все течения западной философии.

[18] Подробнее об этом см. в главе III.

[19] Более правильная транскрипция этого слова – Уэверли (Waverly). Мы оставляем традиционную транскрипцию, данную переводчиками Рассела и Чёрча.

[20] Термин "теория типов" восходит к понятию Ч. Пирса type—token distinction. В слове корова 6 букв, если брать буквы как token и 5, если брать ее как тип. Тип по Пирсу – это класс более общий по отношению к другому классу.

[21] Основоположник общей теории систем Л. Берталанфи первоначально занимался биологией. Некоторые историки философии обращают внимание на то, что автор самого понятия системы Аристотель интересовался биологией и имел, так сказать, склад ума биолога [см., например, Поппер, 1992, т. 2, с. 8-10].

[22] Н. Хомский впоследствии отвергал это разделение, введя термины “языковая способность” и “языковая активность” (language competence и language performance). Ф. Пальмер [Palmer, 1982] верно отметил, что Н. Хомский, практически, повторил соссюровское разделение, хотя и по принципиально другим основаниям.

[23] См. их работу "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии".

[24] См. работу И. Канта "Антропология".

[25] На международном лингвострановедческом симпозиуме обсуждался вопрос о замене термина ЛС термином "лингвокультуроведение". Было решено оставить старый термин, чтобы не смешивать ЛС с лингвокультурологией в леви-стросовском или сепировском понимании.

[26] Г.Д. Томахин выделяет несколько критериев классификации реалий:

а) предметный (тематический);

б) географически-ареальный;

в) временной;

г) переводческий [Томахин, 1988. С.37]

Эти критерии очень важны при исследовании реалий. К ним можно добавить еще следующие:

д) сигнификативность (апеллятив-онома);

е) эмоциональная насыщенность;

ж) стилистическая принадлежность;

з) вид номинаций; (первичная, вторичная);

и) фразеологическая осложненность;

к) этимология.

Однако все они, с точки зрения нашей теории, производны от культурологической классификации.

[27] Под интенсионалом в логике и семантике понимают содержание понятия, необходимые и достаточные признаки, задающие то или иное понятие. Экстенсионал – объем понятия, предметная область, описываемая данным понятием.

[28] Любопытно, что П. Грайс при создании своей теории воспользовался многозначностью английского слова mean. Оно переводится как означать, "подразумевать", "действительно, серьезно иметь в виду" (I mean it!).

[29] То, что материалисты называют отражением реального мира в сознании – часть большого вопроса, называемого в философии "психофизической проблемой" (mind—body problem). Тождественно ли ментальное состояние физическому? Сводимо ли одно к другому? Эту проблему – одну из самых дискуссионных в философии – обсуждали Д. Дэвидсон, Д.М. Армстронг, Д. Деннет, Х. Патнем и др. Диапазон точек зрения по этой проблеме необычайно широк [Gelder, 1998, см. таблицу]. Взгляды некоторых авторов являются материалистическими. Х. Патнэм, например, называет их умеренным реализмом. Однако, все философы подчеркивают гипотетический характер любого возможного решения.

[30] Ни один из упомянутых отечественных авторов не ссылался на Серля как на источник теории фоновых знаний, но приоритет, видимо, следует отдать именно ему.

[31] Оговоримся, что понятия усредненности и общераспространенности не тождественны.

[32] Нам могут возразить, что различие предметов лингвистики и физики состоит в том, что первая изучает разницу в значениях слов, а вторая - разницу в вещах. Но химики несколько раз собирались на симпозиумы по химической номенклатуре, где обсуждали именно значения слов, а не разницу в вещах. И наоборот, для лингвистов не только структурные, но и "субстантивные" характерные признаки вещей выступают как словоразличительные в языке.

[33] Мы пока не останавливаемся на соотношении собственных имен и дескрипций. Об этом см. главу 3.

[34] Подробнее о "договорной" теории имен см. главу 3.

[35] Описание этих процессов на примере английского языка с использованием обширного фактического материала дано в работах: [Чернобров, 1994, 1995].

[36] З.П. Комолова в ряде работ [Комолова, 1971; 1974; 1977] употребляет термин "прагмонимы". Р.А. Агеева [Агеева,1993] справедливо считает термин "прагматонимы" более удачным.

[37] О парадоксах подробнее см. в главе 3 в пункте о Б. Расселе.

[38] Исследования комического имеют давнюю историю. Платон, Аристотель, Гоббс, Бергсон – только некоторые мыслители, писавшие о проблеме смешного. В книге Дземидока дан подробный анализ всех важнейших работ до середины XX века и обширная библиография.

[39] О разных видах языковой нормы с социолингвистической точки зрения см.: [Касевич, 1993, с. 16-18]. Автор выделяет дескриптивную (статистическую), прескриптивную, индивидуальную и "шибболет-норму".

[40] Эту функцию выполняют также и научные термины. Если термины не укорачивают и не упрощают вербальный код, их употребление практически не оправдано, и термины можно заменить дескриптивными выражениями.

[41] Это один из пяти выявленных нами ранее способов передачи ”непереводимых” реалий [Чернобров, 1995]. Он представляется наиболее адекватным, хотя и не идеальным. Подробнее об этих способах смотрите Приложение 1.

[42] Например, английское имя Olive воспринимается носителями языка скорее как НИ - оливка. Наиболее распространенной реакцией на этот стимул было слово oil - "масло". Второй по распространенности реакцией было слово Poppai. (Морячок Поппай и его подружка Олив - персонажи популярного американского мультфильма). Подробнее см.: [Чернобров, 1995].

[43] Вопрос о природе метафоры породил большую дискуссию. По метафоре существует огромная литература. С номинальным определением метафоры, данным выше, согласно большинство ученых. Но они не считают номинальное определение достаточным, задавая вопрос о “природе”, “сущности” метафоры. Можно кратко свести эту дискуссию к двум точкам зрения – метафора есть уподобление или метафора есть противопоставление. На наш взгляд, этот вопрос имеет смысл, если перевести его в психологическую плоскость: как воспринимается метафора? Вопрос восприятия зависит в большей степени от психологического типа автора и читателя. Мы видим, что любой поиск реального определения в конце концов приводит к вопросу психологического восприятия и психологического типа.

[44] В 1969 г. в Лос-Анджелесе он убил 7 человек, в том числе беременную жену кинорежиссера Романа Полански.

[45] Например, "брак1" (супружество) от русского "брать" и "брак2" (в производстве) из немецкого "das Brack".

[46] Опрос был проведен нами во время первых ассоциативных экспериментов с англичанами и американцами. Подробнее о процедуре и результатах экспериментов см. в приложениях.

[47] Выражения Карла Маркса.

[48] Царской дорогой в подсознание Фрейд называл сновидения.

[49] См.: Фреге Г. О существовании. Диалог с Пеньером. Размещено в сети Internet. http://www.philosophy.ru/library/frege/03.html

[50] В последнее время бихевиоризм и “необихевиоризм” практически не существуют сами по себе, а слились с когнитивной психологией. “Черный ящик” бихевиористов необходимо было чем-то заполнить, и идеи когнитивизма наиболее органично соединились с методиками эмпирического анализа поведения.

[51] Последуюший текст добавлен в 2001 г.

[52] Правильно – Deng Xiao-ping.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных