Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста




Ранний возраст – это значимый период в развитии ребенка от 0 до 3 лет. Он характеризуется рядом изменений в жизни маленького ребенка. Самое важное изменение данного возраста это ходьба, именно научившись ходить, ребенок интенсивнее познает мир, вступает в контакт с предметами, которые были долгое время не доступны для него.

Но все дети разные. И если для одних уже характерные те или иные физиологические и психические особенности, у других детей они еще не проявились, но, несмотря на неповторимость каждого существуют характерные особенности возраста. Любому периоду развития человека присущи достоинства и недостатки, приобретения и потери.

Любой возрастной период характеризуется ростом органов, развитием функций организма. В процессе жизни человек приобретает знания, развивает определенные виды деятельности, занимает определённое место в обществе [5, с.5].

В психологии существует множество возрастных классификаций, остановимся на одной из них [6, с. 3]:

младенческий возраст (0-1 год)

ранний возраст (1-2 года)

дошкольный возраст (3-5 лет)

младший школьный возраст (6-11 лет).

Каждый возрастной период характеризуется мотивационной стороной личности: сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые показатели. В течении взросления связь между ними изменяется, влияет на уровень развития человека и формирует поведение в обществе.

Ранний возраст – это ведущий возраст в жизни каждого ребенка, который определяет психологическое развитие в будущем. В этот период происходит процесс созревания всех функций и благоприятен для воспитания и обучения. В процессе дошкольного периода закладываются основы личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития личности ребенка. Негативные последствия появятся, если у ребенка не развивается интерес, любознательность к окружающему миру, если ребенок не получает яркие впечатления, положительные эмоции.

Для раннего возраста характерна ежемесячная прибавка в весе 200-250 г, а в росте не более 1 см. совершенствуются строение и функции внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Период бодрствования составляет 3-4 часа, в 2,5 годам 4-5,5 часа.

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность – это три фундаментальные приобретения раннего возраста.

Прямохождение дает возможность познавать мир, ориентироваться в пространстве, получая при этом много новой и важной информации для развития. Приобщение к культуре, овладение навыками, формирование умений становится возможным благодаря речевому общению ребенка с окружающим социумом. Развитие моторики, освоение ручных движений становится возможным при освоении предметной деятельности. Все эти факторы взаимосвязаны и не заменимы, для полноценного и разностороннего развития растущего человека.

В раннем возрасте ребенок приобретает умения и навыки, которые оказывают огромное влияние на поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Благодаря пониманию и умению активно пользоваться языком в общении с социумом из биологоческого существа к середине раннего детства, ребенок становится личностью, по своим поведенческим и климатическим качествам. Все это позволяет ребенку усвоить приобретенные знания, нормы и формы человеческого поведения.

Органы чувств имеют большое значение, но через речевое общение со взрослыми, ребенок приобретает во много раз больше информации об окружающем мире.

Речевое общение является незаменимым средством обмена информации, но влияет и на развитие мышления и саморегуляцию поведения. Посредством речи ребенок овладевает собственным поведением и психическими процессами, которые становятся постепенно произвольно регулируемые. Деловое сотрудничество между взрослым и ребенком становится возможным, только при благодаря речи, именно по средством речи также осуществляется целенаправленное воспитание и обучение.

Наблюдая за взрослым, ребенок воспринимает мимику, жесты, реагируя на них, осознавая, что говорит взрослый. На первом этапе дети усваивают обозначение предметов, затем иена людей и в последнюю очередь части тела, лица.

Предметная деятельность формируется к началу третьего года к предметам обихода, которыми часто пользуется ребенок. Детей очень интересует все новое, он детально и основательно изучает предметы и после этого выясняет назначение предметов, прежде чем применять их. Также дети начинают выполнять действия с игрушками, которые ранее наблюдали у взрослых. Например, кормит куклу, укладывает спать, везет машину, готовит обед.

Дети раннего возраста ближе к двум годам обладают умениями играть в элементарные логические и тематические игры, могут планировать свои действия на небольшой отрезок времени. Для познавательной активности детей большое значение имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними (соединять и разделять, конструировать и экспериментировать). Формируется мыслительная деятельность, ребенок может обобщать, переносить полученный опыт из одних условий в другие.

Правильно подобранный игровой материал помогает осваивать действия с разными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит подражая взрослым. Из отдельных действий начинает складываться цепочка, и малыш доводит действия до завершения, получая результат (складывает башню и т.п.).

На втором году формируется самостоятельная деятельность детей, зарождается сюжетно-ролевая игра. Общение со взрослыми носит ситуативно-деловой характер, перерождаясь в сотрудничество.

Интенсивное развитие в данный период проходит восприятие. Оно находится в прямой зависимости от памяти, речи, мышления. Путем проб и ошибок в практической деятельности развивается восприятие, ребенок может собрать пирамиду, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Только многократно сравнив величины, форму, цвет, подобрав одинаковые и подходящие детали, ребенок получает практический результат. Ребенок начинает усваивать слова-названия, которые использует для обозначения величины, формы, цвета (большой-маленький, круглый, квадратный, красный и т.д.). Данные слова помогают воспринимать и понимать качества предмета. Именно этот процесс является зарождением наглядно-образного мышления, которое далее в дошкольном возрасте становится основным. Ребенок данного возраста способен понять, что нельзя делать в природе – сорить, ломать, рвать, обижать животных. Он бывает, насторожен в отношении некоторых животных, что является вполне естественным. Интерес проявляется к людям, которые выполняют разные виды работ, общаются друг с другом. Ярко выраженный познавательный характер к ознакомлению с окружающей действительностью проявляется к концу третьего года жизни. Ети активно познают мир, задают множество вопросов взрослым.

Большое значение имеет создание развивающей среды, которая должна сохранять доброжелательные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают его неповторимость, отражение которых находится в образовательно-игровой деятельности. Поэтому для эффективного развития познавательной активности необходимо видеть ценности в каждом ребенке, его индивидуальность с особыми, только ему присущими чертами и особенностями. Все это помогает сохранять самооценку ребенка, способствует сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. В процессе образовательной деятельности необходимо использовать приемы и методы, которые интересны детям данного возраста и активизируют все познавательные процессы. Необходимо создать ребенку разнообразную предметно-пространственную, социальную и образовательную среду, которая способствует расширению кругозора, освоению мира, включению в разные виды деятельности, от игр и занятий до общения со сверстниками и взрослыми, предоставляет возможности для развития творческих, интеллектуальных и других видов способностей. Обучение детей раннего дошкольного возраста следует строить на основе развития подражания, воспроизведения, обобщения, которые необходимы ребенку в приобретении и усвоении социального опыта.

Для каждого ребенка первые три года жизни характеризуются высокой степенью ориентации на все окружающее. Это является возрастной особенностью данного периода, сенсомоторной потребностью. Многие исследования доказывают, что ограничения в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными особенностями, затормаживает процесс развития в целом. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получал много ярких и положительных впечатлений и эмоций. Так как эмоциональная сфера влияет на формирование познавательных способностей детей раннего возраста. Невозможно заставить малыша смотреть или слушать, то, что ему не интересно, однако его можно заинтересовать, поэтому эффективно в обучении детей раннего возраста побуждать положительные эмоции. Бывает, дети еще не понимаю речи взрослого, которая к ним обращена, но реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко улавливая общий настрой. В этом заключает основа построения взаимоотношений с детьми раннего возраста. Ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому [6, с.15]. его функция в создании благоприятных и комфортных условий, для оптимального состояния малыша. В процессе общения взрослый передает свое тепло, ласку и информацию, которая необходима для ума и души ребенка. Спокойный тон, доброжелательное отношение – это залог уравновешенного эмоционального состояния ребенка. Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети обладают разным типом нервной системы, одни быстро утомляются, им требуется частая смена вида деятельности подвижных игр на спокойные. Чтобы ребенок формировался полноценной и гармоничной личностью, необходимо с раннего детства воспитывать любовь к окружающему миру, формировать эстетические чувства, умение замечать красивое в природе, поступках людей, одежде, развивать творческие способности.

В конце первого года ребенок называет предметы своими словами, так как к этому периоду ребенок накопил богатый опыт познания окружающей действительности через органы чувств. Он имеет представление о своих родителях и ближайшем окружении, о пище, об игрушках. В данных условиях ребенок связывает имеющиеся образы с теми или иными сочетаниями звуков, которые неоднократно произносил взрослый в его присутствии, если данный предмет находился в поле зрения.

Но далеко не все качества заключённые в словах, дети усваивают с легкостью, лишь отдельные свойства, характеризующие предмет, воспринимаются. Так по мере накопления опыта использования определенного слова, дети усваивают глубокий, обобщенный, смысл понятий, при этом отделяя существенные от несущественных в отраженных признаках.

Следующий период речевого развития детей приходится на 1,5 – 2,5 года. Дети научаются сочетать слова, объединяя их в фразы из двух-трех слов, причем прогресс до предложения проходит очень быстро. Вторая половина второго года жизни является переходом к активной, самостоятельной речи, которая направлена на влияние, на поведение окружающих людей и на овладение собственным. Но несмотря на незначительный прирост активного словаря до 1,8 лет у ребенка формируется понимание речи.

Процесс перехода от дофонемной к фонемной речи, начинается с 11 месяцев и продолжается на втором, третьем году, а часто и на четвертом. К трем годам ребенок чаще правильно применяет падежи, стоит смысловые предложения, которые грамматически согласованы. Поэтому к трем годам завершается процесс освоения всех падежей и ребенок может с помощью служебных слов стоить сложные предложения. Ребенок начинает сознательно контролировать правильность своей речи и речи окружающих. Ребенок хочет все познать, все узнать и начинает задавать множество вопросов относительно предметов окружающего мира. Получая ответ у взрослы, ребенок часто не удовлетворяется услышанным и самостоятельно повторяет его название, чтобы заучить и без особого труда использовать в дальнейшем. Соотношение пассивного и активного словаря примерно одинаково 1:1,3.

Чтобы выразить свои мысли ребенок начинает использовать однословное предложение, которое выражает законченную мысль. Эти предложения возникают в связи со зрительной ситуацией. Позже он начинает применять предложения из двух, трех слов, которые включают подлежащее и сказуемое. Смысл их может быть такой же, как однословного, но более подробно раскрыт.

В начале освоения речи ребенок первого года жизни реагирует на слова как ситуацию в целом. Слова для него связанно с обстановкой, а не предметом в отдельности. Ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого, воспринимает мимику, жесты, реагирует на их изменения, улавливая смысл сказанного взрослым. На данном этапе ребенок реагирует на слова примерно также, как животные (собаки, дельфины).

В 1,5 года ребенок начинает проявлять активность в речевом общении, задает вопросы о названии предметов, старается их запомнить. Сначала использует мимику и жест, пантонимику, для уточнения сведений о предмете, часто просто указывает на предмет взрослому и ждет соответствующего пояснения. Позже к жестам добавляется вопрос, который выражается одним словом.

Интересным является тот, факт, что услышав ранее название предмета, при его повторном упоминании, обращается с вопросом к взрослому. Но если взрослый не правильно называет предмет, то выказывает свое недовольство и повторяет вопрос, до получения правильного ответа. Подобно ребенок, как бы, проверяет свои знания о предмете.

К трем годам дети начинают вслушиваться в слова, которые произносят окружающие. Больше всего они любят слушать сказки, рассказы, стихи. Это важным этап развития ребенка, так как слушание и понимание речи является основой познания окружающего мира в целом.

В раннем возрасте дети осваивают приемы привлечения и удержания внимания взрослого. Дети начинают выражать чувства привязанности и симпатии, а также антипатию и непринятие.

Активный словарь к трем годам достигает, составляет 1500-2000 слов.

Происходят изменения в грамматическом строи речи, в возрасте от 1 года до 2 лет, наблюдаются слабые грамматические структуры, ребенок употребляет слова в не изменённом виде, с 2 до 3 лет интенсивно формируются грамматические структуры, предложения становятся более насыщенными и логичными. Происходит процесс согласования окончаний слов. Развивается семантическая функция речи, ребенок начинает задумываться над значением слов, использовать слова обобщающего характера. В данный период в речи детей появляются многозначные слова, которые он использует в зависимости от ситуации, осознавая их значение. Но количество их не превышает 7% от словарного запаса ребенка от 1 до 3 лет. Далее происходит распад многозначных слов и приобретается устойчивость их значения. Начинается процесс обобщения признаков предмета, фиксируется их словестное значение. Различные признаки предметов являются основание для обобщения.

Определенные ступени развития словесных обобщений можно наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года жизни. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и зависимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Особую линию в речевом развитии представляет та, которая связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. Ребенок в возрасте примерно от 2,5 до 3,0 лет еще не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из нескольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.
Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой мы остановимся в дальнейшем.

Таким образом, ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста поможет взрослым во всестороннем развитии детей, в эффективном воспитании.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных