Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование эмоционального состояния детей раннего возраста на момент поступления в ДОО




Опытно – экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1 этап констатирующий – исследование эмоционального состояния детей раннего возраста на момент поступления в ДОО.

2 этап формирующий – проектирование и реализация психолого-педагогической программы сопровождения адаптации в ДОО для детей раннего возраста.

3 этап контрольный – анализ полученных результатов, разработка практических рекомендаций для педагогов ДОО.

На констатирующем этапе исследования мы собрали информацию о детях, семье, индивидуальных особенностях детей раннего возраста, о предпочтениях, навыках и умениях, а также о специфике семейного воспитания.

Задачи исследования:

1. Провести диагностическое изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОО.

2. Спроектировать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в ДОО.

3. Проанализировать полученные результаты и разработать методические рекомендации для педагогов ДОО.

В своей работе мы использовали следующие методы:

— диагностика эмоциональных состояний детей;

— прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам.

Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ №554 (Структурное подразделение №4 – Детский сад №604), в эксперименте приняли участие:

Группа №12 в составе 18 – ти детей (Контрольная группа).

Группа №8 в составе 18 – ти детей (Экспериментальная группа).

Опытно-экспериментальное исследование проходило в течении трех месяцев пребывания детей контрольной и экспериментальной групп ГБОУ СОШ №554 (Структурное подразделение №4 – Детский сад №604).

Цель констатирующего этапа – исследовать процесс адаптации в контрольной и экспериментальной группах. Исследование проводилось при тесном взаимодействии воспитателя, родителей данных групп.

На наш взгляд, самым приемлемым методом, позволяющим выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, является метод наблюдения и эксперимент. Данные методы доступны для работы, как воспитателя, так и специалиста-психолога. Систематическое и планомерное наблюдение позволяет объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условия ДОО – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организованной, самостоятельной деятельности, а также в режимные моменты.

Организованное наблюдение проходило в естественных условиях группы, на прогулки, во время прихода в детский сад и ухода домой.

На основе предложенных Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной ситуаций [11, 74], в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия, мы провели наблюдение.

· Страх

Приход в детский сад, появление где-нибудь;

незнакомая удивительная игрушка;

поломка игрушки;

плач, крик сверстника, друга;

нападение сверстника, друга;

незнакомый звук;

воспитатель запрещает, ругается, кричит;

незнакомая комната;

появление незнакомых взрослых или детей;

приближение незнакомых людей.

· Гнев

Уход матери;

желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

желание иметь что-то, что нельзя взять;

трудная игрушка, поломка игрушки;

внимание близкого обращено на другого ребенка;

другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

воспитатель забирает игрушку;

физическое наказание;

воспитатель обижает, ругается;

наличие препятствия;

возвращение матери.

· Радость

Приход, прибытие куда-либо;

Выполнение задания;

Смотрит в зеркало на себя;

Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

Сверстник дурачится;

Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

Смешной (незнакомый) звук;

воспитатель дурачится, напевает.

· Печаль

приход в детский сад;

уход матери, близкого взрослого;

игра, общение со сверстниками;

невнимание со стороны взрослого;

наказание, порицание взрослого;

трудности при выполнении задания;

сверстники не принимают в игру.

· Интерес

приход в группу, прогулка;

незнакомый взрослый;

незнакомый сверстник;

новая игрушка;

незнакомая игра;

рассказ взрослого или показ чего-либо;

проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

подготовка к праздникам.

· Удивление

появление чего-либо/кого-либо в группе;

незнакомая игрушка;

на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

новая игра;

знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности Характеристика Способы проявления
1-я степень внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно  
2-я степень Эмоциональные проявления выражены средне Мимика, поза, слова и т.д.
3-я степень Эмоции выражены сильно Мимика, речь, двигательная активность

 

 

Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

 

  1-я степень 2-я степень 3-я степень
Страх спокоен, нерешителен, малоактивен хмурит брови, возбужден, напряжен отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит
Гнев спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки все отвергает, плачет, дерется
Радость расслаблен, слегка улыбается обнимается, активно играет, широко улыбается размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит
Печаль спокоен, малоактивен, хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы плачет, все отвергает, капризничает
Интерес практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым
Удивление не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное широко открывает глаза и рот от удивления, подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

 

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, можно составить карту эмоционального состояния детей группы.

По результатам оценки проявления эмоционального состояния детей нами были получены следующие данные, которые мы представили в виде диаграммы:


Диаграмма 1. Оценка проявления эмоционального состояния детей степени выраженности эмоционального состояния до проведения эксперимента

Первая степень выраженности обнаружена у 28% и 22% детей экспериментальной и контрольной групп соответственно. Вторая степень выраженности - у 28% детей экспериментальной, и 39% контрольной группы. Третья степень выраженности - у 44% детей экспериментальной группы, и 39% - контрольной группы. Таким образом, можно, констатировать, что полученные результаты в контрольной и экспериментальной группе значительных отличий не имеют и находятся приблизительно в одном диапазоне.

Также на констатирующем этапе эксперимента мы, определили психолого-педагогические параметры готовности поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию [24, 14-17]. Полученные данные представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Оценка готовности детей к ДОУ по психолого-педагогическим параметрам

17% детей экспериментальной группы и 0% детей контрольной группы набрали 3 - 2,6 баллов, таким образом можно сказать, что они были готовы для поступления в детский сад. По 56% детей экспериментальной и контрольной групп набрали 2,5 - 2 баллов - они условно готовы, 27% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы были не готовы к поступлению в ДОО. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения формирующего этапа эксперимента.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных