ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации в ДОО детей раннего возрастаФормирующий этап эксперимента был проведен с экспериментальной группой № 8. На данном этапе мы спроектировали психолого-педагогическую программу сопровождения адаптации детей раннего возраста. Реализация основной части «Программы психолого-педагогического сопровождения в период адаптации к ДОУ» была организована нами в период с 01.06.2016 по 31.07.2016г. Все мероприятия организованные нами с участниками педагогического процесса проходили строго в соответствии с Перспективным планированием программы педагогической поддержки адаптационного периода детей. Все мероприятия организованные нами с участниками педагогического процесса проходили строго в соответствии с режимом дня и циклограммой деятельности младшей группы посещаемой дошкольниками 2-3 года проходящими процесс адаптации в ДОУ и участвующими в эксперименте. Представим некоторые аспекты программы. 1. Блок. Взаимодействие с семьей воспитанника. 1. Групповые консультации для родителей Консультация 1. Часто болеющий ребенок и детский сад Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Кто такой часто болеющий ребенок? 2. Факторы частой заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. 3. Родительское отношение как фактор частой заболеваемости детей дошкольного возраста. Особенности родительского отношения к часто болеющему ребенку. Консультация 2. Трудности адаптационного периода Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Что такое адаптация? 2. Этапы адаптации. Трудности адаптационного периода. 3. Показатели благоприятной адаптации. Консультация 3. Как преодолеть страх за своего ребенка, поступающего в детский сад Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Привязанность ребенка к матери. 2. Тревожность матери во время разлуки с ребенком. 3. Правила преодоления тревоги за ребенка. Консультация 4. Как формируется привязанность к родителям и как помочь ребенку пережить разлуку с родителями в период адаптации к ДОУ? Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Привязанность ребенка к матери как нормальный этап развития ребенка. 2. Как преодолеть привязанность ребенка и развить самостоятельность? 3. Как правильно прощаться с ребенком в детском саду? Консультация 5. Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду? Вопросы, освещаемые в рамках консультации: 1. Правила взаимодействия с ребенком и организации его жизни в период адаптации к ДОУ (учет режима жизни, возрастных особенностей, расширения социальных контактов и др.). 2. Игровые сюжетные занятия для детей и родителей. Детский сад понарошку 1. Перед началом игровых занятий с детьми необходимо построить игровой вариант детского сада с помощью строительного материала. 2. Подобрать игрушки, которые будут находиться в построенной группе. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы их четко можно было разделить по ролям: родители, дети, воспитатели. Продолжительность занятий составляет 20–30 мин., участвуют родители совместно с детьми. Занятие 1. Игра «Мы пришли в детский сад». Сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран родителем исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. Проигрывание доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей (а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребенком подобных сцен и выхода из эмоционально напряженной ситуации) станут в некотором роде уже личным опытом с благополучным исходом, пережитым ребенком. Занятие 2. Игра «Свободная игра детей в детском саду». Возможные игровые сюжеты: самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой, совместная игра с другими детьми, общегрупповые игры. Проигрывается одна из игр совместно с родителями и детьми. Занятие 3. Игра «Общение со сверстниками и возможные конфликтные ситуации». Задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия. Занятие 4. Игра «Занятия в детском саду». Сюжет основан на проведении реальных занятий с детьми в детском саду. Дети наглядно представляют, как проходят занятия в детском саду и чем занимаются дети во время занятий. В игру можно включить познавательные задания для детей, которые позволят в игровой форме приобрести знания. Занятие 5. Игра «Гигиенические мероприятия и еда». В данном игровом сюжете необходимо обозначить детям основные режимные моменты, которые организуются в детском саду, и проиграть их с помощью игрушечных «малышей» с участием детей. Занятие 6. Игра «Дневной сон в детском саду». Этот сюжет должен наглядно показать детям один из режимных моментов в детском саду. Сюжет можно проиграть с разной степенью детализации, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Занятие 7. Игра «Прогулка». Этот сюжет может быть весьма разнообразным, но должен демонстрировать детям ситуацию прогулки на участке детского сада и те правила, которые необходимо соблюдать на прогулке. Занятие 8. Игра «Возвращение родителей за ребенком в детский сад». Этот сюжет должен выработать в ребенке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его. Один из главных наглядных результатов этой серии игр – принятие детьми необходимости ухода мамы. 2. Блок. Сотрудничество с детьми раннего возраста. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Сережа пришел!» Игра повторяется. Пришел Петрушка Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Пальчиковые игры Цели: 1. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. 2. Увеличение подвижности пальцев. 3. Развитие силы и гибкости пальцев. 4. Развитие коммуникативных навыков со взрослым в период адаптации. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к личности взрослого. 2. Воспитывать у детей интерес к пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Ход занятия Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Сорока-белобока»(потешка) Дети: Соглашаются Воспитатель и дети: Сорока-белобока Кашу варила На порог скакала Деток созывала: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Дров не рубил, Печку не топил, Воду не носил, Кашу не варил. Мама сказала: Ты - лентяй! И пошел он поводу» Воспитатель: Взяли мы с вами два ведерка и пойдем по воду. И вдруг вышли на полянку. Давайте поставим ведерки. Посмотрите на полянке летают бабочки, давайте мы этих бабочек позовем к себе на ладошки (дети выставляют ладошку вперед и образно бабочка садится каждому на ладошку.) Давайте аккуратно погладим нашу бабочку, а потом подуем на своих бабочек.Через носик наберем воздух, а через ротик выдуваем воздух на бабочку.Бабочки тихо летают и красиво порхают. Воспитатель: Дети, а какого цвета бывают бабочки? (желтые, красные, белые,..) (2-3 раза повторяем.) Воспитатель: Ой посмотрите, я вижу на травке сидит божья коровка, давайте ей расскажем стихотворение: «Божья коровка, Черная головка, Полети на небо, Принеси нам хлеба. Черного и белого, Только, не горелого» Воспитатель: Дети, а какое сейчас на улице время года? Дети: Весна! Воспитатель: Посмотрите, на нашей полянке начался дождик. Играем в пальчиковую игру «Дождик» - 3 раза Дождик, дождик Веселей. Капай, капай Не жалей! Кап-кап-кап... (Пальчиками рук стучим по коленкам в такт слов игры.) Воспитатель: Предлагает детям сыграть в п/и «Солнышко и дождик» - 1 раз. Воспитатель: А теперь давайте возьмем свои ведерки и пойдем дальше к колодцам по воду, и видим, стоят 3 колодца: Первый колодец с холодной водой, второй колодец с горячей водой, а третий с теплой водой. Давайте поставим ведерки и присядем на стульчики и положим ручки на свои коленки. Мы опустим ручки в холодную воду. Дети, что с нашими пальчиками произошло? Дети: Пальчик замерзли. Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы пальчик рук разогреть? Дети: Растереть. Воспитатель: Тогда, начнем быстрее разогревать свои пальчики. (Дети растирают ладошки, сгладят сверху каждую ладошку, сжимают ручки в кулачки и все пальчики начинают быстро двигаться.) Воспитатель: Дети, ну что мы ручки разогрели? Дети: Да. Воспитатель: Мы возьмем с собой эту воду? Дети: Нет. Воспитатель: Правильно, ведь вода очень холодная. Воспитатель: Ой, посмотрите в этой воде плавают рыбки, давайте мы их поймаем. Пальчиковая игра «Рыбки» - 3 раза «Рыбки плывут По дну Не поймаем, Не одну» (Ладошки соединяем вместе и изображаем ладошками, что плывет рыбка.) Пальчиковая игра «Пароход» - 3 раза «Пароход плывет По речке. Из трубы Идут колечки» (Ладошки соединяем вместе, два больших пальца вверх; затем соединяем большой и указательный пальцы, показываем колечки.) Воспитатель: Идем ко второму колодцу, посмотрите из колодца идет пар. Давайте, положим ручки на колени и попробуем опустить руки в воду. (Начинаем опускать руки к «воде», но быстро убираем.) Воспитатель: Дети, вода какая? Дети: Горячая. Воспитатель: А эту воду мы возьмем? Дети: Нет. Воспитатель: Правильно, ведь вода горячая и это очень опасно. Воспитатель: Берем ведерки и идем к третьему колодцу, ставим ведерки. Воспитатель: Кладем руки на колени и опускаем руки к воде. Ведь вода теплая, ласковая. Теперь, наберем в ручки водички и умоемся.(Говорим потешки «Водичка, водичка...») Водичка, водичка Умой мое личико, Чтобы щечки красными, Чтобы глазки блестели, Чтобы смеялся ротик, Чтоб кусался зубик. Воспитатель: Мы ещё забыли помыть ушки и шею, так давайте же, помоем их. Вот какие мы чистые. Воспитатель: Мы такую воду возьмем с собой? Дети: Да. Воспитатель: Мы наберем воды в ведра.(Берем ведра и идем на месте, ставим ведра на пол.) Дети: «Мама», возьми пожалуйста воду. Воспитатель: «Мама» (образно) говорит: «Спасибо». И дает кашу, хлеб с маслом и чай. (Вместе с детьми понарошку кушаем, после еды гладим животик.) Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами ходили по воду и кого мы встретили? Дети: Бабочек, божью коровку. Воспитатель: А кого мы видели в воде? Дети: Рыбку. Воспитатель: И что плавало по воде? Дети: Пароход. Воспитатель: И мы умыли свое личико, и маме принесли воду. Вот как мы хорошо с вами поиграли. Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Цель: учимся слышать, понимать и подчинятся правилам. «Зайчик и лиса» Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за кустом. Воспитатель стоит у противоположной стены. Воспитатель считает, на счет 5 зайчик выбегает. Дети выбегают на середину и веселятся, прыгают, бегают. Через некоторое время воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Зайчата разбегаются, лиса их ловит. «Совушка сова» Детям показывают картинку совы, рассказывают о ней, подражают ее звук. Воспитатель выступает в роли совы, дети – лесные птички. Сова сидит, птички бегают, приближаются к ней. Воспитатель. Совушка – сова, большая голова. На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит… При последнем слове сова «слетает» с дерева и начинает, ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. «Пантомимический этюд» Цель: развивать умение активно слушать. Детям предлагают пройтись как цыплята, как мишки, как зайчат. «Азбука настроения» Воспитатель готовит картинки с изображением детей, разного настроения. Воспитатель предлагает назвать животного на картинке, повторяю хором правильный ответ, и изображают настроение персонажа. «Эхо» Воспитатель читает детям стихотворения, они повторяют последний слог. Цель: учить выделять качества предмета, форму, величину. «Разложи по коробочкам» Учить выбирать предметы круглой формы, определенного цвета из многообразия предметов. Иди ко мне». Цель: сближение взрослого и ребенка, создание положительных эмоций. Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Сереженька ко мне пришел!». Игра повторяется. Игра «Пришел Петрушка» Цель: создание положительных эмоций, хорошего настроения, доставить детям радость. Материал: погремушки по количеству детей, кукла Петрушка. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривают его вместе с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они все вместе играют погремушками и радуются. Игра «Покружимся» Цель: развитие движений, действий с мишкой, создание положительных эмоций. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Воспитатель читает стишок и выполняет действия по тексту (ребенок повторяет): Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь. Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь. Окончание запланированных мероприятий педагогической поддержки формирующего эксперимента позволило нам приступить к третьему этапу нашего эксперимента - контрольному. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|