Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ




“Человек идет по полю и встречает тигра. Он бросается бе­жать, тигр — за ним. Добежав до края пропасти, человек хвата­ется за конец дикорастущей лианы и соскальзывает по ней вниз. Тигр сопит наверху. Человек смотрит вниз и видит там другого тигра, ждущего его слопать. Только лиана спасает человека. Две мышки, черная и белая, грызут стебель лианы. Но человек видит ароматную клубнику, растущую рядом с ним. Одной рукой он срывает ягоду и ест ее. Какой вкусной она ему кажется!” (Репс, 1957).

В жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью вы­бора решений. С одной стороны, мы постоянно сталкиваемся с тигром, бесконечно преследующим нас, с другой стороны, перед нами всегда оказывается клубника. Особенно, если мы хватаем­ся осознанно за то, что рядом и творчески это используем.

Выбор решения — это корень нашей жизни. Выбор реше­ния — это одновременно и наша проблема, и наша возмож­ность. Перед тем, как принять решение, необходимо учесть все минусы и плюсы и вывести определенный баланс их. Осознан­ное принятие решений всегда означает способность к творче­скому выбору.

Клиент приходит к нам, зажатый между тигром и клубни­кой. Причем, иногда очень трудно решить, какие проблемы по­хожи на тигра, а какие на клубнику. Должна ли клиентка сде­лать аборт или выйти замуж? Должна ли юная пара, еще недав­но такая влюбленная, развестись или ей лучше искать другой выход? Должен ли студент становиться инженером,как хотят его родители, или взять академический отпуск на год и пойти работать? Это только некоторые из тех проблем, которые нуж­даются в творческом и эффективном подходе.

Осознанное принятие решений включает в себя несколько измерений. Во-первых, выяснить различные аспекты проблемы, ее основные черты и факторы. И только исходя из этого, мы затем можем обсуждать варианты поведения. Если вопрос каса­ется брака, необходимо выяснить специфические аспекты этой проблемы. Затем, опираясь на основную структуру консультации по принятию решений, терапевт и клиент в содружестве могут посмотреть на проблему под различными углами зрения и вы­брать новую стратегию поведения. Творчество предполагает диалоговый режим консультации, свободу мысли, открытость изме­нению и воображению.

Когда вы сталкиваетесь с тигром, вы можете обнаружить и клубнику, т. е. решение..., а можете ничего не предпринимать и дать проблеме победить вас. Чтобы достигнуть своей цели, необ­ходимо принимать творческие, осознанные решения, а это не­возможно без практических навыков, знания теории и капельки магии.

В этой главе дается примерная структура консультации, с помощью которой можно составить систематический план по оптимизации как ваших собственных творческих способностей, так и способностей клиента. Данная модель выросла из теории и практики по принятию решений, она неразрывно связана с од­ной из самых старых теорий — теорией факторов. Но любое решение всегда содержит и некий магический компонент.

ТВОРЧЕСТВО И МАГИЯ

Чрезвычайно трудно поставить под контроль творчество, ин­туицию или появление новых идей. Кажется, что они появляют­ся откуда-то извне. Человек может биться над нерешенной про­блемой, затем на время оставить ее. Затем снова займется ею, “прозвенит звонок”, “вспыхнет свет” и возникнет решение про­блемы. Творчество зависит от спонтанности и готовности “дать себе волю”. Классическая картинка с меняющимися кубками-профилями из гештальт-психологии является одной из иллюст­раций данного факта. Некоторым людям трудно увидеть и ку­бок, и профили. По сути дела, они ригидны и зачарованы одним взглядом на вещи. Через некоторое время, при наличии жела­ния, они смогут стать более свободными и научиться видеть альтернативы, присущие данной ситуации. Этот момент раскре­пощения и присущий ему инсайт (“Ага!”) и является сутью творчества — способности находить что-то новое на старом мес­те. Кубик Неккера иллюстрирует то же самое утверждение. Большинство людей сразу же видят один кубик, затем другой, а после некоторой тренировки сразу два, “переходящих” друг в друга. Однако, вглядываясь дальше, можно различить и многие другие физические образы (плоские фигуры, треугольники). Магия творчества — это спонтанное образование чего-то нового там, где все кажется давно известным. То же самое можно сказать о клиенте, приходящем за советом к психологу. Он или она могут иметь твердое представление обо всех деталях проблемы, хорошо в ней разбираться, но быть совершенно неспособным дать себе волю посмотреть на вопрос по-новому. Там, где есть ригидность, зажатость и фиксация на одном, приходит конец волшебству или творчеству. Задача терапевта — помочь клиенту осознать альтернативные возможности его поведения.

В процессе консультации творческое мышление важно как для клиента, так и для терапевта. Основываясь на информации клиента, психолог должен выделить основные черты проблемы, определить возможные решения и соответствующий образ дей­ствий, причем, желательно интерпретировать возможные по­следствия действий. Единственная возможность для пробужде­ния у клиента инсайта — это владение многими качествами, навыками, теоретическими знаниями в области психологии. Приобретение всего этого требует сознательных усилий. По ме­ре накопления теоретического и практического багажа, он мо­жет быть отложен в подсознание с тем, чтобы использовать его в нужный момент.

С этой точки зрения магия эффективной КО-терапии не так уж необъяснима. Каков должен быть результат долгого и систе­матического накопления профессионального мастерства, по­множенного на наблюдательность и внимательное выслушива­ние клиента в офисе или на уличной скамейке? Основываясь на своем опыте и изучении клиента КО-психолог должен доверить­ся своей интуиции, постичь сознательный и бессознательный мир клиента и помочь ему.

Основная цель терапии — помочь человеку стать более твор­ческим и гибким. Клиент приносит вам буквально куски своей разбитой жизни. Он может осознанно передать события и фак­ты, но часто бывает не способен организовать их в работающую модель. Задачей терапевта является помочь клиенту сознательно переосмыслить эти куски жизни и в дальнейшем действовать более рационально и творчески.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных