Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕХНИКИ ВНИМАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ




Изучая приведенные примеры профессионального и непро­фессионального использования языка мимики и жестов, вы просто имели небольшой тренинг навыков, который привел нас к центральной концепции наблюдательности. Если вы собрались консультировать клиента, то очевидно, что вам необходимо смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Далее, ваша поза должна говорить об интересе к нему. Раньше полага­ли, что психология — в основном вербальный процесс, но с появлением видеозаписей и фильмов по психологическому тре­нингу стало ясно, что невербальное общение также играет ог­ромную роль в процессе консультации. Визуальный контакт и язык жестов являются физическим основанием внимательного поведения. Третьим аспектом внимательного поведения является тон голоса. Что выражает ваш голос: тепло души, интерес, либо скуку и отсутствие заботы? Голос может выдавать степень вашей доброжелательности и заинтересованности.

Далее, если вы хотите быть внимательны по-настоящему, вы должны до конца выслушивать клиента. Квалифицированный терапевт не только своей позой демонстрирует внимание к кли­енту, но и не желает ему изложить свою историю, редко меняет направление разговора или прерывает его. Главной ошибкой не­умелого психолога является изменение темы разговора и неуме­ние слышать то, что клиент старается ему передать. Например:

Клиент: Сегодня днем я был в центре города и чувствовал себя тре­вожно, я даже хотел убежать, когда я увидел своего приятеля. Мне не хотелось ни с кем встречаться.

Невнимательный психолог: Хорошо, а на второй курс вы перешли?

Внимательный психолог: Вы сказали, что вам хотелось скрыться, когда вы увидели приятеля. Не могли бы вы рассказать об этом под­робнее.

Редко возникает необходимость вмешиваться в рассказ кли­ента. Обращайтесь с ним бережно, и клиент сам расскажет все, что вам надо. Однако модель внимательного поведения неоди­накова в разных культурах. Не думайте, что ваша манера внима­тельного выслушивания или воздействия подойдет для любого индивида, с которым вам придется иметь дело. Посмотрите на табл. 3.1, которая иллюстрирует это положение.

 

    Таблица 3.1
  СТИЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СРАВНЕНИИ СО СТИЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР
 
 
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК СРЕДНИЙ КЛАСС ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СТРУКТУР
Визуальный контакт Слушая клиента, желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре визуальный контакт должен быть реже. У некоторых представителей черной расы будет наоборот — больше визуального контакта при разговоре и меньше при слушании.
Язык жестов Корпус слегка наклонен впе- ред, лицом к клиенту. Руко- пожатие говорит о доброже- лательности. У некоторых эскимосских и других народностей Севера люди сидят рядом при обсуждении личных проблем. Рукопожатием мужчина показывает женщине знак сексуального приглашения.
Тон голоса Предпочтителен меняющийся тон голоса с некоторой эмо- циональностью. Средняя скорость речи. Многие испаноязычные группы имеют экспансивную и эмоциональную речь. Могут рассматривать американскую манеру как скучную и невыразительную. Для этих групп темп речи —более высокий.
 
 
 
 
 
Физическое расстояние Обычно во время разговора расстояние между людьми (для комфорта) — на длину руки или больше. Обычное расстояние при разговоре для представителей арабской куль­туры и культур Среднего Востока —30—50 см., т. е. расстояние, которое американцы считают некомфортным.
Время Сильно структурирован взгляд на время. Обычно придерживаются точного времени встреч. В некоторых южноамериканских странах распространен несколько другой взгляд на время и считается необязательным придерживаться заранее оговоренного времени встречи.
       

 

Замечания: Эта схема должна дать обзор некоторых ключевых невер­бальных стереотипов поведения представителей американского среднего класса и дать примеры поведения представителей других культур, чтобы продемонстрировать существенные различия. Очень рекомендуется в дальнейшем изучить стереотипы Других культур. Стоит помнить, что индивиды внутри одной культурной группы также могут различаться.

Внимательное поведение — это центральный аспект интер­вьюирования, консультирования и терапии. Оно включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жес­тов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.

Селективное внимание. Это понятие тесно связано с внима­тельным поведением. Наблюдая за психологом, можно обнару­жить, что он селективно обращает внимание или избирательно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Здесь для при­мера приводится длинный монолог клиента, в котором, очевид­но, трудно сразу разобраться и дать однозначный ответ. Прочи­тайте его высказывания, выделите идеи, которые на ваш взгляд важны.

Клиент: Дела шли довольно хорошо. Но вот возникла проблема: похо­же, кто-то из жуликов нас надул. Но я не могу выяснить, как и кто. Отношения с женой у меня улучшаются — на прошлой неделе даже дошло до секса. Но она вступила в феминистскую организацию. И что тут поделать — не знаю. Я получил письмо от матери, она пишет, что отец болен, и ночью мне приснился ужасный сон, будто отец курит сломанную сигару... (пауза). Я должен... (пауза). На сле­дующей неделе приезжает из колледжа дочь. Я был бы рад ее уви­деть, может быть тогда атмосфера разрядится.

Запишите, что вы поняли из этого пространного отрывка. Очень часто клиенты в своих рассказах скачут с одной темы на другую, и все темы привлекают внимание психолога. В приве­денном примере клиент дал несколько потенциально важных тем (бизнес, жульничество, сексуальность, феминистское дви­жение, родители, сон, семейные отношения).

В зависимости от ваших взглядов на то, что является наибо­лее важным, вы выбираете одну из альтернатив. Очевидно, раз­ные теории подчеркивают важность разной информации и, из-за селективности внимания, определяют, о чем же все-таки гово­рит клиент. Терапевты обычно очень субъективно отбирают и сортируют информацию клиента, и стереотип селективного внимания, как правило, говорит больше о психологе, чем о кли­енте. Терапевт психодинамической ориентации чаще откликает­ся на сексуальную проблематику, психолог-бихевиорист конкре­тизирует проблемы, требующие разрешения, а психолог экзистенционального направления выделяет проблемы отношений. Когда вы начнете анализировать свой стиль работы, то вы обна­ружите, что в жизни клиента есть стороны, которые интересуют вас больше, чем остальные. Нельзя сказать, что это плохо, но совершенно необходимо сознавать свои стереотипы восприятия и помнить о них. У некоторых психологов клиенты говорят только о сексе (о снах, отношениях полов, о женских пробле­мах), в то время, как у других психологов могут быть клиенты, которые вообще не говорят о сексе. И причины этого надо ис­кать не в клиенте, а в психологе.

Воздействие есть активное вовлечение терапевта в процесс личностного изменения клиента. Внимательность психолога в этом процессе очень важна, но если в работе используется толь­ко она, то рост будет медленным и трудным. Когда же терапевт активно действует во время консультации, то изменения могут произойти быстрее. Так или иначе, все теории базируются на идее того, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Самим своим присутствием психолог уже оказыва­ет воздействие на клиента.

Стиль воздействия тесно связан со стилем внимания. Если вы оказываете воздействие на другого, то следует смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Поза воздействующего психолога — слегка наклоненный вперед корпус, жесты скорее иллюстрируют советы, пожелания, указания, чем внима­ние. Словесное сопровождение очень важно, но предмет разго­вора всегда определяется терапевтом.

Методы влияния и воздействия — или, что то же самое, ме­тоды выслушивания и беседы — далее подразделяются на серию микротехник коммуникативной практики, таких, как вопросы, пересказ, интерпретация и самораскрытие. Эти специальные словесные методы образуют основное содержание данной главы. Но прежде чем перейти к этим определениям, нам кажется уме­стным сначала представить упражнения для получения навыков Внимания и воздействия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных