Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ К. РОДЖЕРСА




Основное, что занимает Роджерса — это мировосприятие клиента. “Опыт — это реальность” — в этом утверждении явно и неявно присутствует предположение: если я считаю, что что-то случилось, то оно случилось на самом деле. Существует много путей видения мира, бесчисленное количество интерпретаций мира, множество способов воздействия на него. Это в чем-то напоминает теорию “личных конструктов” Джона Келли, но здесь упор делается не на взаимодействие личности и окружения, а на самой личности. Так как мы сталкиваемся с огромным многооб­разием жизни, то опыт каждого и его восприятие мира в чем-то отличаются от опыта другого. Центральная задача психолога— понять мироощущение конкретного клиента. В основе экзистен­циально-гуманистической психологии лежит постоянное стрем­ление понять и ощутить неповторимость каждого клиента.

Трудно переоценить важность этого положения. Если вы хо­тите помочь человеку, то прежде всего надо учесть, каковы его корни, природу его мировосприятия. Карл Роджерс, как никто другой умел очень внимательно, с предельной эмпатией выслу­шать человека. По мере того, как он понимал его, он всегда об­наруживал в нем позитивные, направленные на самоактуализа­цию силы. Приверженцы гуманистических теорий почти всегда способны найти что-то позитивное даже в самом трудном кли­енте. Для иллюстрации приведем следующую историю:

Маленький ребенок нанизывает бусы на шнурок. Пластико­вый конец распался. Ребенок сидит тихо и в течение 15 минут пытается выполнить невыполнимую работу. Затем с криком отчаяния он бросает бусы и шнурок на пол. Его отец только тут изволит обратить на ребенка внимание и шлепает его за “отсутствие терпения”.

В данном случае ребенок действовал целенаправленно, но его восприятие действительности было нереалистичным, задача была нерешаемой, если учесть возраст ребенка и состояние шнурка. Можно считать, что состояние гнева у ребенка было нормальной реакцией на нарастающую фрустрацию.

Более важно рассмотреть здесь позицию отца. Его поведение мы расцениваем как безобразное и нерациональное. Что хоро­шего можно сказать о человеке, который ударил ребенка? Если бы этот отец попал на консультацию к психологу — последова­телю Роджерса, то психолог стал бы вникать во все детали. Ситуацию обязательно обсудили бы с точки зрения эмоциональ­ного фона, и, возможно, отец вспомнил бы другие случаи, когда он терял терпение. Углубленно изучая ситуацию, психолог мог бы узнать, что этот день у отца был трудный и безуспешный, что отец — одинокий родитель, что его самого били в детстве. Такой психолог уделил бы больше внимания переживаниям отца и его непростой жизни, чем самой ситуации. Он подчеркнул бы пози­тивный элемент в поведении отца, стремился бы понять и при­нять негативное поведение. Применив позитивное рассмотре­ние, мы увидим, что поступок отца, шлепнувшего ребенка, та­кой же естественный результат фрустрации, как и у сына. Конечно же такую интерпретацию нет смысла высказывать. Скорее всего, психолог попытается передать отцу веру в то, что тот сможет стать более самоактуализирующимся, если он сдела­ет такой выбор. Интересно сравнить такой подход с приемами психолога-фрейдиста, которого заинтересует, почему отец вел себя так (обычно это сопровождается явным и целенаправлен­ным раскрытием картины детства) и со стилем психолога-бихевиориста, который будет составлять план действий с отцом на случай очередной вспышки гнева.

Точно так же мужья, которые бьют жен, дети, безобразни­чающие в школе, люди, которые занимаются обманом и воров­ством — все они имеют позитивные резервы личности. Если терапевт сможет понять их мировосприятие, то положительные черты сразу проступят. После этого можно ожидать, что пойдет естественный процесс оздоровления, человек изменит свое по­ведение и его восприятие мира получит более позитивную на­правленность.

Для того, чтобы войти в мир клиента, жизненно необходимы навыки внимания и выслушивания (глава III), также, как и ка­чественная эмпатия (глава IV). Предполагается, что, если чело­века понимают и готовы выслушать, он начинает двигаться в нужном направлении.

Важный пункт роджеровской терапии — противоречие меж­ду реальным и идеальным образами Я. Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между мечтой и реальностью, между самовосприятием и восприятием других ведет к инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляют те состояния, когда человек уже не является самим собой. Отцу, который шлепнул ребенка, не хватает согласованности, и цель терапии — разрешить противоречие между идеальным и реаль­ным Я, уменьшая тем самым напряженность и приводя к само­актуализации.

Роджерс говорит о “необходимых и достаточных условиях изменения личности” и перечисляет шесть главных условий, которые обеспечат позитивное продвижение клиента, независи­мо от теоретической ориентации психолога:

1. “Два человека в психологическом контакте”. Между двумя людьми должны возникнуть взаимоотношения. Роджеровские методы часто называют школой установления взаимоотноше­ний, поскольку все строится на взаимоотношении двух людей.

2. “Для первой стороны — клиента характерно состояние инконгруэнтности и тревожности”. Инконгруэнтностью можно считать расхождение между реальным и идеальным образом Я, она ведет к тревожности, к поведению, которое не удовлетворя­ет ни клиента, ни окружающих. Задача психолога состоит в том, чтобы клиент осознал инконгруэнтность и работал над ней.

3. “Вторая сторона — терапевт — отличается конгруэнтно­стью”. Даже если психолог не является самоактуализирующейся личностью, важно, чтобы он был искренен и аутентичен во вре­мя интервью. Здесь важны понятия искренности и отсутствия смешанных сообщений (глава V). Роджеровская теория более чем другие, озабочена наличием аутентичности в процессе ин­тервью.

4. “Терапевт априорно доброжелательно относится к клиен­ту”. Психолог рассматривает клиента только положительно, не­зависимо от его поведения. Это позволяет клиенту чувствовать, что его принимают, что он чего-то стоит как личность, что он может чувствовать себя безопасно, рассказывая психологу о сво­ей жизни. Важно передать ему ощущение теплоты, уважения и заботы.

5. Чтобы быть по-настоящему внимательным к клиенту, психолог должен сам постоянно расти как личность. Чтобы по­мочь клиенту найти мир в себе, психолог должен ощущать в себе миролюбие.

6. “Психолог точно понимает точку зрения клиента и стре­мится передать ему это ощущение понимания — эмпатии и без­условной расположенности к нему”. Все предыдущие пять усло­вий бесполезны, пока клиент их не воспримет.

Итак, эти шесть достаточных и необходимых условий состав­ляют замкнутый цикл: клиент воспримет эти шесть условий, толь­ко если существуют настоящие отношения, если проявились эмпатия и позитивное понимание, если все условия соблюдаются.

Эти “основные условия” способствовали усиленному изуче­нию процесса психотерапии. Их правомочность подверглась серьезному исследованию, результаты которого приводятся в главе XIII. Карл Роджерс рассматривал сеанс психотерапии как микрокосм человеческого существования, где ставится вопрос “Кто есть Я?” и ответ на этот вопрос исходит не от терапевта, а от внутреннего Я клиента.

Можно принимать или не принимать методы Роджерса, но их влияние на мир психотерапии огромно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных