Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С БОЛЬШИМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ




В психообразовательной модели терапевт становится учите­лем. Бихевиористское консультирование и терапия, тренинг навыков, рационально-эмоциональная терапия, терапия реаль­ности и транзактный анализ — все эти направления подчеркивают важность инструктирования клиентов, их теоретической ориентации и поиска стратегии, необходимой для действия. Психообразовательная модель была выдвинута Герни. Она фор­мулируется так: психолог-практик, работающий по образова­тельной модели, — это такой психолог, чья деятельность прямо или косвенно вытекает не из желания вылечить неврозы и уст­ранить симптомы и не из заботы об увеличении количества ин­теллекта на душу населения, а из стремления обучить человека правилам межличностного общения, которые он сможет приме­нять для решения настоящих и будущих психологических задач и тем самым повысить свой уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом психообразовательная модель рассматривает дея­тельность практического психолога не по схеме: аномалия — диагноз — стратегия лечения — терапия — излечение, а скорее по схеме: неудовлетворенность клиента — постановка цели — обучение навыкам — удовлетворенность (достижение цели). Так же и клиент рассматривается не как пациент, а как ученик.

Психологическое обучение возможно на индивидуальном уровне, в семьях и более крупных группах. Ларсон и Курц полу­чили очень интересные результаты во многих аспектах психо­логического обучения, которое определяется как тренинг, лече­ние. На самом высоком уровне психологическое обучение нахо­дится тогда, когда оказывается помощь большим группам людей в организациях или по месту жительства.

Мы можем привести здесь два характерных примера широ­комасштабной деятельности в области психологического обуче­ния. Важно заметить, что работа с большой группой, нацеленная на серьезные изменения редко проводится одним человеком. Хотя есть и блестящие исключения из правил.

 

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ОППЗ)

Эта программа психического здоровья была запущена 25 лет назад как реакция на тот факт, что школы страны не справля­лись с удовлетворением потребности общества в сфере психиче­ского здоровья. Выходом из создавшегося положения было либо увеличить количество учреждений и организаций, занимающих­ся психическим здоровьем почти до бесконечности, либо рабо­тать в направлении профилактики. ОППЗ оказался очень эф­фективной и успешной. Проект был принят более чем в 50 школьных округах и сейчас используется более чем в 300 шко­лах США.

Часто случается, что крупные проекты начинаются с малого. Например, один небольшой экспериментальный проект был начат в ответ на просьбу одной из школ в Рочестере. Первая задача состояла в идентификации “трудных” детей и решения возникающих проблем. Затем, под наблюдением профессиона­лов, с этими детьми начали работать педагоги по месту жительства. Проект отрабатывался в одной школе 11 лет, и полученные данные показали, что программа имеет большую ценность. В 1969—1973 гг. программа была распространена во всех школах Рочестера. Но просто собрать данные об эффективности программы недостаточно. Провести в жизнь хорошую программу также значит активно участвовать в общественной жизни в большом городе. Так, утром психолог может проводить терапев­тический сеанс с ребенком, днем докладывать на совете в рай­онном управлении образования, а вечером проводить семинар по консультированию. То разнообразие дел, проведенных пси­хологами и консультантами из коллектива, работающего под ОППЗ, показывает выдающуюся роль, которую психологи будут играть в будущем обществе. Только теории или только практики не будет достаточно, если ваша профессия состоит в том, чтобы удовлетворять потребности людей, обеспечивать здоровье обще­ства.

С 1973 г. вплоть до настоящего времени ОППЗ распростра­няется по всей стране. Однако это не жесткая система, целью которой является распространить одну рабочую программу по всем школам. ОППЗ работает с каждой школой и каждой про­граммой и помогает им разработать свои собственные методы и тактику терапии. В ОППЗ разработана определенная последова­тельность шагов, которая используется в различных обстоятель­ствах. Мы приводим ее здесь в кратком виде.

1. Сбор данных и постановка цели. ОППЗ начинается со сбора информации от матерей первоклассников, психологиче­ской оценки группы, наблюдения на уроках и мнения учителя о детях. На первой стадии особое значение приобретает мнение учителя, который и направляет ребенка на первичную комис­сию. Однако, на комиссию поступают все данные, кроме того, на комиссии присутствуют все имеющие к этому отношение работники школы, часто приглашаются и родители. На этом заседании разрабатывается конкретный план действий примени­тельно к этому ребенку.

2. Начальная психологическая помощь. На первом этапе по­мощи работают полупрофессионалы, которые действуют под руководством профессионалов. Помощники обычно работают неполный рабочий день и имеют от 10 до 14 подопечных.

3. Коммуникация между работниками школы, работниками службы психического здоровья и другими людьми, играющими роль в жизни ребенка, приобретает большое значение. Если на достижение коммуникации не затрачиваются усилия, даже эф­фективная программа может стать изолированным мероприяти­ем и потерять свое общественное значение и эффективность.

4. Последующее наблюдение и тренинг. ОППЗ постоянно на­блюдает и контролирует помощника, учителя и других и моди­фицирует план психологической помощи в зависимости от нужд клиента. При этом могут собираться данные по эффективности помощи по отношению к одному ребенку или всей школе.

Роль советника или психолога-консультанта в ОППЗ не сво­дится к индивидуальной психологической помощи. Скорее он работает в самых различных направлениях — терапии, психо­логическом образовании, тренинге и научном поиске. Фактиче­ски, ОППЗ делает все сразу. Для профессионала это трудная роль, но интересная и благодарная. Поскольку ОППЗ преду­сматривает, в случае необходимости, изменение программы, шансы на то, что профессионал или его помощник “спечется” или бросит эту деятельность, значительно уменьшается. Естест­венная часть программы ОППЗ — изменение и вовлеченность в работу. Было опубликовано около 60 работ, свидетельствующих об эффективности программы. Среди многих интересных нахо­док, например, факт, что дети, которых контролировали раз в неделю, показывали лучшие результаты, чем те, которых кон­тролировали каждый день. (Это открытие привело к тому, что разнесенная по времени психологическая помощь по сравнению с интенсивной помощью приобрела большее значение и позво­лила охватить большее количество детей).

Степень удовлетворенности и терапевтическое умение полу­профессионалов, работающих в программе, явно росли. Воз­можно, самым важным и неприятным открытием было то, что дети из неблагополучных семей испытывали самые серьезные трудности, в частности, в изменении жизненных паттернов. Это еще раз подчеркивает необходимость поиска новых возможностей психотерапевтического обучения и помощи, которые долж­ны перейти за пределы школы в семью и окружение семьи. Можно сказать, что проект Кауэна находится еще в инкубаци­онном периоде — это всего лишь начало.

 

ГОРОД И ЗДОРОВЬЕ

В то время как основная программа психического здоровья (ОППЗ) в основном занята эмоциональным состоянием клиен­тов, программа укрепления здоровья (ПУЗ) штата Пенсильвания исследует здоровье в целом: его психическую и физическую сто­рону. Связь психического и физического здоровья представляет все больший интерес для психологов и консультантов. ПУЗ ста­вит перед собой честолюбивую цель: мобилизацию населения в целях укрепления здоровья. ПУЗ сконцентрировал свое внима­ние на 5-ти основных факторах: курение, гипертензия, повы­шенный уровень холестерина в крови, лишний вес, низкая фи­зическая активность. Очевидно, что психологические факторы лежат в основе любого из этих явлений.

Метод ПУЗ явно отличается от ОППЗ, тем не менее, многие основополагающие принципы совпадают. Среди них — тща­тельная эффективная работа с клиентом, использование помощ­ников профессионалами и сотрудничество последних со многи­ми людьми, новизна методов такого сотрудничества и постоян­ный учет социополитического контекста.

Одно из важных направлений деятельности ПУЗ — исполь­зование средств массовой информации для пропаганды психи­ческого и физического здоровья. Программа была запущена в общество через средства массовой информации, за этим после­довали программы конкретных действий, направленные на раз­личные факторы. В течение 1980—1983 гг. ПУЗ представляла 21 курс физических упражнений и ходьбы, 7 курсов отвыкания от курения и 2 курса правильного питания. В программу входил контакт с предприятиями и школами. Фактически все работни­ки, связанные со здоровьем общества, объединились в большой программе предотвращения психических и соматических рас­стройств.

Хотя эта программа слишком недавно появилась, чтобы ее можно было оценить со всех сторон, несколько законченных исследований уже были проведены. Например, среди многих конкретных результатов программ снижения веса была средняя потеря веса участниками 7—13 футов. Программа, направленная против курения, сократила число курящих учеников старших классов школы с обычных 15% до 5%. Большая группа взрослых прошла медицинское наблюдение, включающее измерение кро­вяного давления и проверку на другие факторы риска. Будет интересно проследить, сможет ли такая программа внести кор­рективы в продолжительность жизни местного населения.

Обе программы — Кауэни и Станхарда — являются впечат­ляющими примерами работы профессионалов, выполняемой на высочайшем уровне. Мы видим прямую и косвенную терапию и эффективную комбинацию профессионалов, полупрофессиона­лов и любителей, работающих вместе. Решающим фактором в обеих программах является контакт со средствами массовой ин­формации, имеющими такое важное значение в современном обществе. Программы работают в области лечения и психологи­ческой помощи, предупреждения расстройств и развития потен­циала личности. Каждому аспекту проблемы уделяется достой­ное внимание.

 

ТЕРАПИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных