ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ БИХЕВИОРИСТАПсихология бихевиориста тесно связана с понятием модернизма — философского подхода, подчеркивающего воздействие науки на человека. Модернизм и бихевиористская психология имеют корни в идеалах прогресса, т. е. в той идее, что наука признана решать человеческие проблемы (Вудфолк и Ричардсон, 1984). Таким образом, бихевиоризм склонен недооценивать прошлое. В этом смысле он противоположен фрейдизму, который основывается на идее исторических корней и влиянии прошлого и настоящего. Первоначально бихевиоризм развивался в Америке и был типично “американским”. Это весьма оптимистическое направление. Его научный прагматизм неизбежно вызывает град вопросов, и его сторонники жалуются на сильную критику (Франс, 1982). В основном критике подвергается идея научного контроля над поведением человека. Хотя людям нравится пользоваться плодами науки и техники, они не любят, когда к ним применяют сухую рациональную систему объяснений. Согласно мировоззрению Скиннера, люди могут приблизиться к “свободе”, поняв что они могут контролировать и направлять свое поведение, если у них будет выбор. “Мы будем выбирать, какое поведение стимулировать”. Конечно возникает вопрос: “Кто решает?” В 1974 г. Альберт Бандура, один из выдающихся психологов-бихевиористов провозгласил “бихевиористский гуманизм”, согласно которому клиент должен участвовать в выборе направления лечения. Заметим, что сейчас бихевиоризм является одной из самых ясных, до конца проработанных систем. В своей последней работе Бандура упоминает “самодейственность”, по смыслу похожую на интенциальность. Он подчеркивает, что у человека появляются большие возможности для роста, когда он чувствует, что контролирует собственную судьбу. Можно сказать, что сейчас мировоззрение бихевиоризма смещается в сторону концепции самодейственности, хотя в ней и остается ключевым тезис, что окружение, среда формирует индивида.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|