Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения




Мы будем описывать основные методы и приемы тренинга в порядке их следования в процессе отработки тех или иных техник, навыков общения.

Разминка

Обычно любая встреча с участниками начинается с приветствия и разминки. Под разминкой мы подразумеваем начальную фазу работы с группой, когда решаются следующие основные задачи:

О Создание деловой и вместе с тем довольно раскрепощенной, эмоционально теплой атмосферы.

□ Формирование мотивации на отработку определенных навыков или решение вполне определенных задач, проблем.

□ Наблюдение за поведением участников, получение дополнительной информации для дальнейшего обсуждения.

□ Начало осознавания некоторых своих ранее неосознаваемых особенностей поведения участниками тренинга.

Для решения этих задач используется довольно разнообразные упражнения вербального и невербального характера. Мы часто применяем метод психогимнастики, реже — метод психорисунка, которые раньше использовали в процессе групповой психотерапии больных неврозами на отделении неврозов и психотерапии Научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева (Бакирова, 1987, 1991).

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

Психогимнастика

Психогимнастика — невербальный метод, основанный на проявлении двигательной активности всего тела. Обычно ведущий группы дает какое-то задание, все одновременно или по очереди, по одному или в парах его выполняют. Главным условием задания является молчание всех членов группы (другое название психогимнастических упражнений — пантомимические). Те, кто в данный момент не выполняют упражнения, наблюдают за другими вместе с тренером.

После того как все выполнили определенное упражнение, можно провести обсуждение. Разбираются переживания и чувства, возникающие у членов группы во время выполнения упражнений; анализируются выражения индивидуальных проблем; а также отношения между участниками группы.

На наш взгляд, упражнения подлежат обсуждению в том случае, если запланирован тренинг на личностном уровне. В этом случае можно спрашивать:

□ о переживаниях тех, кто выполнял задание;

□ о переживаниях тех, кто был в паре;

П о впечатлениях остальных членов группы; О о том, как данное поведение связано с поведением члена группы в подобных ситуациях;

□ о том, что нового открылось для членов группы в поведении других участников и другие.

В тренинге менеджеров мы редко обсуждаем психогимнастические упражнения, так как ставим перед ними другие задачи:

□ раскрепостить;

□ настроить на определенную «волну»;

□ активизировать воспоминания, переживания в сходных ситуациях;

□ дать информацию участникам друг о друге через наблюдение за их поведением и другие.

В Приложении 9 представлены различные психогимнастические (пантомимические) упражнения. Отдельные упражнения описаны в соответствующих разделах.

Глава 2. Разработка программы тренинга

Психорисунок

Психорисунок также является невербальным методом. Как и психогимнастика, он дает возможность участникам выразить себя на довербальном, бессловесном уровне, но только через рисунки. Психорисунок как метод представляет собой проективный рисунок. Он способствует выявлению и пониманию трудно вербализуемых проблем и переживаний.

Рисунки могут быть индивидуальными и групповыми, на заданную тему и достаточно свободными. Можно предложить, например, такие темы:

□ Я с коллегами.

□ Я и начальник.

□ Я и подчиненный.

□ Какой я есть, каким я хотел бы быть, каким кажусь окружающим.

□ Моя семья.

□ Моя работа.

□ Мои родители.

□ Я среди людей.

D Самая большая трудность.

□ Самое приятное и самое неприятное переживание (воспоминание).

□ Моя главная проблема.

□ Что мне нравится и что не нравится в людях.

□ Три желания.

О Мое положение в группе и др. (см. Приложение 10).

Тренер отводит определенное время, дает задание, обеспечивает бумагой, мелками, или карандашами, или красками. Потом рисунки собираются тренером. Каждый рисунок передается по кругу, и каждый участник высказывает свои мысли, впечатления о рисунке.

Обсуждение. Все говорят о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его рисунок, потом говорит автор рисунка.

Интерпретация осуществляется тренером совместно с членами группы. Для этого обращают внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию и размеры.

В рисунках ищут непосредственное выражение восприятия пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто

ИЗ

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

неосознаваемые. Обращают внимание на расхождение вербального описания ситуации и невербального его изображения.

Если тренер дает задание сделать групповой рисунок, то он наблюдает за процессом.

Во время обсуждения тренер обращает внимание группы:

□ на то, кто что нарисовал;

□ было ли это групповым рисунком, или на листе много индивидуальных рисунков, которые не взаимосвязаны;

П кто был активным, а кто более пассивным;

□ кто рисовал свой рисунок, а кто помогал, дополнял рисунок другого участника.

Обсуждаются: участие каждого члена группы в общей работе; характер его вклада в общую деятельность; особенности взаимодействия группы.

Такая форма проективного рисунка стимулирует развитие сотрудничества и активного взаимодействия членбв группы друг с другом; выявляет структуру лидерства и роли членов группы.

Мы также используем некоторые психотехнические упражнения (Цзен, Пахомов, 1985), которые направлены на тренинг определенных конкретных психических способностей и процессов.

Некоторые игры и задания взяты из тренингов, в которых мы участвовали на правах рядовых членов группы, а тренерами были Манфред Форверг, Траудль Форверг и Йорк Шмидт из Германии; эстонские психологи и др. В каждом модуле мы опишем разминоч-ные упражнения, которые чаще всего используем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных