Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии классификации




 

На сегодняшний день единой классификации тренинговых групп не существует. Каждый исследователь групповой работы берет на себя эту задачу и предоставляет свой вариант. В качестве критериев выделяются: цель группы, способ ее реализации, позиция тренера, степень свободы терапевтического процесса, его главный действующий фактор, теоретические основания группы [10, 16, 31, 58] и т.д.

Учитывая тот факт, что тренинг представляет собой сложное многофункциональное явление с элементом непредсказуемости, любая классификация будет ограниченной и несколько надуманной. Но тем не менее она необходима (как и любая схема) для более четкой ориентации тренера (а значит и его клиентов) в многочисленных вариантах групповой работы.

Из всех критериев наиболее значимыми представляются два:

1. Основная цель группы. Этот аспект позволяет не разочаровывать участников тренинга, ставя перед ними решаемые задачи и подбирая для этого адекватные методы. Также выделение цели тренинговой группы позволяет сделать ее более гомогенной, а, значит, в некоторых случаях и более эффективной.

2. Теоретическое основание группы. Данный критерий дает тренеру возможность сориентироваться в методических разработках, представленных разными психологическими школами, и выбрать из них то, что пересекается с его мировоззрением.

Опираясь на личный опыт и анализ литературы, я выделила три основных цели, толкающие человека на групповую работу:

- получить для себя значимые переживания, уникальный эмоциональный опыт и поддержку, найти близких по духу людей;

- научиться чему-либо конкретному;

- лучше узнать себя и найти опору для личностного роста.

 

Исходя из этого по основанию цели я выделила три типа групп:

1. Группы поддержки.

2. Обучающие группы.

3. Развивающие группы.

Поскольку данное пособие рассчитано на социальных психологов, в классификацию не включены лечебные группы, направленные на помощь людям, страдающим психическими расстройствами.

 

Группы поддержки

Основным критерием для подбора людей в такие группы служит возраст участников. Существуют группы поддержки для молодых людей, людей среднего возраста и пожилых. С учетом этого разделения тренер и должен строить работу своей группы.

Молодежную группу поддержки составляют в основном студенты и старшеклассники, стремящиеся поучаствовать в ярких эмоциональных взаимоотношениях, проявить себя, найти друзей. У них пока еще мало собственного опыта для обобщения, поэтому есть смысл сделать упор на интерактивных играх, которые дают хорошую основу для отреагирования чувств и последующего обсуждения. Подходящие для этого игры и упражнения представлены программой «Синтон» [27]. Постепенно процентный состав игр должен уменьшаться в пользу дискуссии. Учитывая возрастные особенности участников, занятия нужно проводить в хорошем темпе, весело, с задором, со стороны тренера возможны провокации. Ведущему все время необходимо следить за тем, чтобы возможность проявить себя была у всех, а не только у лидера.

В группы поддержки для людей среднего возраста в подавляющем большинстве входят женщины, желающие найти отдушину среди быта и напряженной деловой жизни. Как правило, у тренера в таких группах нет необходимости занимать участников: у них всегда есть волнующие темы для обсуждения и желание разобраться в насущных проблемах. Основная форма работы в подобных группах – дискуссия; и тренеру необходимо следить только за тем, чтобы предложенная для обсуждения тема принимала вариант, наиболее психотерапевтичный и интересный для всех.

Случай из практики.

Группа поддержки, участницами которой являлись женщины 35-45 лет, существовала уже несколько месяцев.

Постоянная участница Людмила А. регулярно делилась своими неудачами в профессиональной области. Много лет подряд она мечтала найти престижную высокооплачиваемую работу, но у нее ничего не получалось. Объясняла Люда свою неудачливость «нерасположением к ней Судьбы».

Чтобы сделать тему общей, тренер попросил тех, кому удалось профессионально состояться, поделиться собственным опытом и предположениями по поводу причин их удачливости.

Дискуссия помогла Людмиле по-новому взглянуть на свое поведение в профессиональной сфере. Она была изумлена, узнав, что фактически каждая «удачная» карьера включала в себя аспекты неудач и большой расход энергии. Особенно поразила ее участница (имеющая с точки зрения Людмилы очень хорошую работу), которая начала карьеру с того, что, имея высшее образование и большой опыт работы, пришла в эту фирму секретарем (в иерархии Люды – это самая неподходящая работа), а потом уже добилась руководящего поста. Участницы дискуссии отметили для успеха в деловой сфере значимость таких качеств, как умение не сдаваться и позитивное мышление в любой ситуации.

 

В подобной группе ведущему не надо стремиться самому давать интерпретацию происходящему. Гораздо уместнее прием – «Самораскрытие тренера»: искреннее и спонтанное поведение ведущего поможет направить группу в нужном направлении. Думается, что в данной среде людей, желающих получить тепло и поддержку, редко бывает уместна техника «Конфронтация», а если она исходит от кого-либо из участников, тренеру следует придать ей смягчающую форму. Иногда, если работа стопорится, можно предложить участникам ролевую игру.

Группы поддержки для пожилых людей гораздо менее популярны, так как работа в такой группе осложняется из-за специфических особенностей участников. Опыт работы в подобных тренингах при центре поддержки семьи показывает, что основу группы составляют люди, нуждающиеся в том, чтобы их выслушали, но не имеющие для этого аудитории. В этом и заключается основная сложность: большинство участников готово говорить, но не готово слушать других. Второй проблемой является возрастная ригидность членов группы, не позволяющая им принять новый опыт. Также обращает на себя внимание повышенная ранимость пожилых людей.

Тем не менее участники реально существующих групп подчеркивают их большую психотерапевтическую ценность.

Основными формами работы с участниками являются дискуссии, обмен опытом, совместная деятельность. Хорошо, если сам тренер также будет иметь зрелый возраст, и просто необходимо, чтобы за его плечами был солидный профессиональный опыт, позволяющий отслеживать все реакции членов группы. Основной задачей тренера должна быть постоянная терпеливая поддержка каждого; нельзя позволить участникам обидеть друг друга непониманием, невниманием, отторжением.

Как правило, продолжительность всех трех вариантов групп поддержки длительная. Лучше всего подходят встречи один раз в неделю в течение нескольких месяцев (лет). Есть положительный опыт работы в женском клубе в течение 7 лет.

Во всех вариантах таких групп позиция тренера – партнерская. В его функции входит объединение людей и создание для их самораскрытия атмосферы доверия и безопасности.

Больше всего для поведения тренера подходит гуманистическая ориентация, в рамках которой психотерапевтические отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным принятием, эмпатией и открытостью. По мнению К.Роджерса [56], это является необходимым и достаточным условием для изменения участников. Конгруэнтность предполагает подлинность и прозрачность тренера. Для этого он должен научиться воспринимать и понимать свои чувства, а затем выражать их в варианте, понятном участнику. Это не означает, что тренер импульсивно выражает словами каждое промелькнувшее чувство, но он всегда готов разделить чувства участника и дать ему искреннюю обратную связь, способствующую укреплению контакта. Конгруэнтность – это еще и близость к своему внутреннему интуитивному «Я», у которого есть шанс соприкоснуться с внутренним духом другого, что позволяет вывести отношения на новый уровень и обрести дополнительную энергию.

Безусловное принятие предполагает, что позитивные отношения тренера к участникам не зависят от многочисленных «если» (если он перестанет сопротивляться…, если он станет меньше обижаться… и т.д.). Безоценочная атмосфера способствует ощущению безопасности и росту самоуважения участников.

Искреннее безусловное принятие просто невозможно без эмпатии – способности понять первооснову мыслей, чувств, действий другого и возможности донести это понимание. Проявляя такт, осторожность и чувствительность, тренер передает клиенту восприятие его внутреннего мира, не интерпретируя его, а стараясь лучше понять, пока не услышит от него: «Да, я чувствую именно это».

Случай из практики.

Участник молодежной группы Андрей Ж. (очень эмоциональный, открытый, несколько демонстративный) заявил, что все его проблемы создает мать, которая жестко контролирует его, требуя регулярного приезда домой (его родители живут в пригороде, а он учится и снимает квартиру в городе) и полного отчета за прожитую неделю.

Андрей: «Ненавижу мать, она всюду лезет и хочет, чтобы я полностью подчинялся ей, как будто мне 10 лет!».

Тренер: «Тебе тяжело. Ты чувствуешь, что уже созрел для равноправных отношений, а мама не понимает этого».

Андрей: «Она так же относится и к отцу, и к брату. Мы все ненавидим свой дом!»

Тренер: «Мама командует всеми близкими мужчинами».

Андрей: «И отец, и брат полностью подчиняются ей. Отец - просто тряпка! (следует рассказ про отца)».

Тренер: «Ты боишься, что станешь похожим на отца и потеряешь свою индивидуальность.»

Андрей: «Да, это так. Я боюсь этого.»

 

Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг.

Обучающая группа

 

Основной целью участников, приходящих в обучающие группы, является приобретение умений и навыков в какой-либо определенной области. Более эффективными являются обучающие группы с гомогенным составом участников; и критерием для подбора людей в такие группы должен служить их запрос.

Потребности участников обучающей группы можно разделить на три сферы: личностную, межличностную и деловую.

Обучающие тренинги личностной направленности могут концентрироваться вокруг задач:

- повышение уверенности в себе;

- обучение ассертивному поведению;

- обретение умения говорить «нет»;

- развитие навыков саморегуляции;

- повышение способности к принятию решения;

- обучение контролю над своим весом и т.д.

Примером обучающих тренингов межличностной ориентации могут служить:

- тренинг коммуникативной компетентности;

- тренинг супружеской терапии;

- тренинг повышения эффективности родительско-детских отношений.

В деловых обучающих тренингах возможны темы:

- повышение лидерских способностей;

- создание эффективной команды;

- тренинг продаж;

- тренинг педагогического мастерства;

- методический тренинг для психологов и т.д.

Программа обучающего тренинга формируется в соответствии с заказом конкретной группы и включает в себя игры, дискуссии, медитации, предоставление информации, упражнения, направленные на тренировку определенных навыков. Очень эффективно работает на тренингах такого типа видеообратная связь.

Продолжительность обучающего тренинга ограничена. Очень хорошо работает следующий вариант занятий: 2-3 этапа по 3-5 дней каждый. Например, разработанная нами программа тренинга «Повышение эффективности родительско-детских отношений» включает в себя 3 этапа по 5 дней. На первом этапе родители и дети занимаются отдельно, каждый по своей программе; на втором – проводится совместный тренинг; а на третьем – занятия опять идут раздельно, но уже с более глубокой проработкой проблем.

Основная роль тренера на обучающих группах – учитель и эксперт; но предоставляя информацию, он должен помнить главный закон тренинга, по которому пользоваться новыми знаниями и умениями участник будет только в том случае, если они станут результатом его личного опыта.

Случай из практики

Отзыв участницы родительско-детского тренинга Алены Б.: «Я всегда знала, что нет смысла отчитывать сына за его проступки. Единственным результатом этого было испорченное настроение у нас обоих, а на следующий день повторялось все то же самое. Но очень трудно было сдержаться, когда я приходила с работы и видела, что он опять не выучил ни одного урока, не выполнил ни одного поручения, перевернул вверх дном всю квартиру.

Тренинг помог мне в новом свете увидеть моего сына и ненасильственно изменить способ общения с ним. Замечаний я теперь делаю гораздо меньше, а он значительно чаще делает что-либо.

 

По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:

- поведенческой терапии;

- рационально-эмотивной терапии;

- нейро-лингвистического программирования.

Обучающий поведенческий тренинг базируется на убеждении, что проблема – это следствие неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому работа сводится к обучению эффективным жизненным навыкам. Программа такого тренинга последовательно включает в себя следующие компоненты:

1) постановку цели (участники определяют, какие навыки хотели бы приобрести);

2) исследование проблемы (участники анализируют, как и когда появляется проблемное поведение, что ему предшествует и каковы его последствия);

3) применение техник, направленных на преодоление проблемы;

4) домашнее задание (оно обеспечивает перенос поведенческих изменений во внешний мир).

Одна из основных техник, применяемых на поведенческих тренингах, это - репетиция поведения. Она состоит из ролевого проигрывания сложных ситуаций. В процессе ее последовательно используются: моделирование поведения, элементы оперантного научения, подкрепление и обратная связь. Иногда эта техника обогащается специальными методиками (например, упражнение «Испорченная пластинка» направлено на то, чтобы участник в ролевой игре отстоял свою позицию, не прибегая к обороне и объяснениям [66].

В группах РЭТ (рационально-эмотивной терапии) работают над изменением привычных стереотипов мышления, вызывающих проблемы. Главная задача тренера заключается в помощи участникам идентифицировать модели собственных иррациональных рассуждений, которые приводят к неадекватному восприятию реальности; а затем в обучении их более логичным, последовательным и рациональным мыслительным паттернам. Иррациональными считаются те мысли и действия, которые приводят к возникновению серьезных эмоциональных конфликтов и препятствуют достижению цели. Например, убеждение, что достойный уважения человек всегда должен получать одобрение и любовь со стороны значимых других, может легко, при первом столкновении с реальностью привести к эмоциональному нарушению, фрустрации и разочарованию. Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются – предоставление информации, дискуссии, ролевые игры, техники поведенческой терапии.

Группы НЛП (нейро–лингвистического программирования) построены на междисциплинарной концепции необихевиористской ориентации. Основные положения гласят:

- человеческий мозг имеет набор программ, большая часть которых не осознается, но отражается в речевых структурах и невербальных проявлениях;

- считывая эту информацию, можно подстроится к другому человеку и наладить с ним эффективные взаимоотношения;

- перерабатывая эту информацию, можно перепрограммировать поведенческие стереотипы.

В рамках тренинга НЛП используются техники: наведение транса, рефрейминг, якорение, субмодальный взмах, диссоциация, направленное фантазирование и др. [71]. Все эти техники имеют под собой общие основания:

- оставляя в стороне содержание проблем, они акцентируются на структуре процесса;

- они требуют минимальных временных затрат;

- минуя сознание, они апеллируют прямо к подсознанию клиентов, и тем самым повышают эффективность процедуры.

В качестве примера рассмотрим технику «Субмодальный взмах». Она предполагает прохождение участником пяти этапов. На первом – клиент решает, когда и где он хотел бы вести себя иначе, чем сейчас. На втором – психолог и участник совместно определяют, что происходит непосредственно перед нежелательным поведением, создавая негативную картину. На третьем – создается привлекательный образ желаемого изменения.

На четвертом этапе происходит «взмах». Для этого участника вводят в состояние легкого транса; затем ему предлагается представить перед собой на экране яркую и большую нежелательную картину. После чего клиент в нижнем правом углу экрана представляет маленькую и темную привлекательную картинку. На слово «Взмах» участник представляет, что вторая картина становится более яркой, увеличивается в размерах и перекрывает первую картину. По завершении этого воображаемый экран очищается, и процедура повторяется 5 раз.

На пятом этапе проводится экологическая проверка. Для этого участнику предлагают вызвать в воображении нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать: первая картина сразу заменится на вторую.

Несмотря на широкое использование технологии необихевиористской ориентации, существует и ее серьезная критика:

1. Устраняя отдельные симптомы, технология часто оставляет в стороне глубинные причины проблемы, поэтому есть возможность возникновения новых симптомов.

2. Слишком большая ответственность лежит на плечах тренера, поэтому могут возникнуть этические проблемы, связанные со столь очевидным воздействием со стороны ведущего.

 

Развивающие группы

 

Участники развивающих групп нацелены на осознание себя, освобождение подавленных чувств, расширение самосознания и устранение препятствий в процессе совершенствования личности. Данный тип группы, в отличие от двух предыдущих, предполагает, что состав участников может быть гетерогенным: различный возраст и опыт, разные задачи и степень осознания проблем – все это может совершенно неожиданным образом обогатить участников. Продолжительность развивающих групп, поведение тренера и набор техник зависят от теоретического основания тренинга. На сегодняшний день наиболее распространены следующие варианты групп: личностно-ориентированные, психоаналитические, гештальтистские, трансактного анализа, психодраматические, психосинтетические, арт-терапии, сказкотерапии и телесной терапии.

При работе в рамках личностно-ориентированной терапии акцент делается на качестве межличностных отношений. Основатель направления К.Роджерс [56] в качестве исходного положения выделил следующую мысль: конструктивному изменению участников способствует определенная атмосфера на тренинге, выражающаяся в постоянной демонстрации ведущим таких качеств, как конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатия и открытость. Универсальная цель личностно-ориентированной группы состоит в том, чтобы помочь каждому стать более свободным, осознанным, мыслящим, человечным и стремящимся к самоактуализации. Ответственность за процесс работы в группе лежит в первую очередь на участниках, которые определяют и содержание занятий в группе, и их успешность. А тренер выступает в роли фасилитатора и в качестве модели самораскрывающейся личности.

Говорить о техниках в рамках данной теории не приходится: их наличие противоречит самой философии личностно-ориентированного подхода, который является скорее не методом, а стилем жизни. Основной упор в процессе занятий делается на самораскрытии и дискуссии. Тренер ориентирован сам и ориентирует других на активное слушание и отражение чувств.

Широкое использование данного типа группы не исключает и его критику. В качестве слабых сторон выделяют следующие аспекты:

- для людей, находящихся в кризисном состоянии эти группы часто бесполезны;

- для получения эффекта предполагается длительное нахождение в группе;

- очень высокие требования предъявляются тренеру, работающему в рамках данной концепции; он, как минимум, должен быть наделен терпимостью, терпеливостью, обаянием и достаточной степенью принятия себя.

Психоаналитические группы создают условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни. В тренинге такого типа раскрываются чувства, связанные с прошлыми событиями, и предоставляется помощь в осознании причин неэффективного психологического развития. Основной целью групп данного направления является процесс осознания бессознательного. Ведущий психоаналитической группы должен устраняться от прямого руководства. Его роль заключается в посредничестве взаимодействию участников группы, в помощи создания атмосферы принятия, толерантности и в определении норм группы.

Психоаналитический подход реализуется средствами вербализации, включающей свободные ассоциации участников и анализ их реакций. Анализирование включает четыре процедуры [59]:

- интерпретацию (преобразование неосознанных деталей в осознанные);

- конфронтацию (предъявление группе неосознаваемых установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания);

- прояснение (сфокусирование внимания на психическом феномене);

- проработку (помощь в понимании проблем и нахождении путей к изменению).

Для того, чтобы использовать психоаналитический подход, тренеру необходимо специальное образование, а участникам – настрой на длительную работу. Поэтому в чистом виде этот подход применяется крайне редко. В то же время многие тренеры используют в своей работе некоторые элементы данной теории. Например, техники интерпретации и конфронтации пришли в социальную психологию именно из психоаналитической концепции. Так или иначе, каждый тренер, пытающийся помочь участникам понять их прошлое и его влияние на актуальное поведение, обращается к психоаналитической теории.

Гештальт-группы берут свое начало в разработках Ф. Перлза, обобщившего в единое целое идеи психоанализа, экзистенциализма, феноменологии и терапии В. Райха. Согласно его теории, путь здоровой личности заключается в разрешении самому себе быть собой и реализовать собственные потребности. Невротик же постоянно отказывается от реализации своего «Я», результатом чего становится нарушение процесса саморегуляции организма. Именно тогда включаются в жизнь механизмы защиты:

- интроекция (усвоение человеком чужих норм);

- проекция (отчуждение собственных качеств);

- ретрофлексия (аутоагрессия);

- дефлексия (уклонение от контактов с людьми и проблемами);

- конфлюэнция (стирание границ между собой и окружением).

Эти механизмы разрушают целостность личности. Основная цель гештальт-терапии как раз и заключается в интеграции отдельных частей личности; а главным предметом исследования в группах данного типа является граница контакта между человеком и его средой [48].

Процесс гештальт-терапии проходит 5 стадий. На первой – создается терапевтический договор, который разделяет ответственность между тренером и участником. На второй – ставится цель, детально фокусируется проблема. Третья стадия является сердцевиной процесса: участникам предлагается игра-эксперимент, которая способствует эмоциональному и интеллектуальному прояснению проблемы. На четвертой стадии участник совершает действие, символизирующее удовлетворение потребностей. И на пятой – проясняется, удалось ли участнику принять новый опыт.

Из гештальт-техник наиболее популярны две: «Пустой стул» (встреча лицом к лицу двух конфликтующих частей личности) и «Горячий стул» (полная сосредоточенность участника «здесь и теперь» и его искреннее реагирование на вопросы других членов группы). Также в гештальт-терапии применяются методы арт-терапии, медитации, активное фантазирование, работа с телом и со сновидениями.

Гештальт-группы отличаются большой активностью ведущего: применяя техники интенсификации, он придает группе структуру и задает ее темп. Надо помнить, что у тренера данного направления есть возможность стать чрезмерно контролирующим и манипулятивным. При удачном варианте работы группы у ее участников расширяется осознание себя, увеличивается глубина переживаний и способность к контакту.

Базовое положение, лежащее в основе групп трансактного анализа гласит, что исходная жизненная позиция человека меняется (и чаще к худшему) под влиянием сценария, написанного для него значимыми людьми. Создатель данного направления Э. Берн [5] в качестве центрального понятия своей теории выделяет «Эго-состояние». Существует 3 вида эго-состояний, каждое из которых включает в себя определенный набор чувств, мыслей и поведения: «Родитель» (в нем базируется информация, полученная в детстве от значимых людей), «Ребенок» (эмотивно-импульсивное начало человека), «Взрослый» (рациональная и независимая часть, способная объективно оценивать действительность на основе собственного опыта). В процессе взаимодействия между людьми одно из этих состояний становится в них доминирующим. А проблема заключается в том, что мы крайне редко подходим к данному внутреннему выбору осознанно.

К тому же достаточно часто при коммуникации мы включаем в процесс более одного «Эго-состояния» одновременно (посылая социально–приемлимый стимул, человек ожидает ответа на свое скрытое сообщение). Такое взаимодействие составляет суть психологических игр [5].

Целью работы группы трансактного анализа является осознание участниками того, в пределах какого «Эго-состояния» они функционируют и какие психологические игры коллекционируют. Развивая это понимание, они получают возможность исследовать раннее программирование жизни и принять новое решение. Тренер данного направления выполняет дидактическую роль: он учит узнавать сценарии, игры, состояния; а также помогает анализировать их. Для этого им используются 4 основные формы работы:

1) структурный анализ (он помогает идентифицировать и осознать «Эго-состояния);

2) трансактный анализ (помогает «взрослому» началу выработать гармоничные отношения с остальными «Эго-состояниями»;

3) анализ игры (позволяет научиться конструктивно выражать естественные потребности);

4) анализ сценария (дает возможность «выбраться» из неэффектитвного сценария жизни, навязанного в детском возрасте.

Все это делается с помощью игр, дискуссий, предоставления информации, интерпретации и конфронтации.

На сегодняшний день очень популярно соединение в тренинге трансактного анализа с методами гештальт-терапии и психодрамы.

Психодраматические группы берут свое начало в разработках Дж. Морено. Суть данного метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего с помощью специальных приемов. Актерские способности никакой роли в данном процессе не играют; участники разыгрывают свой личный опыт, и главный упор делается на их искренность и спонтанность.

Психодраматическое действие включает в себя 3 этапа: разминку, главную игру и «шеринг» (обмен чувствами). Во время разминки используются импровизации, разыгрывание сказок, дискуссии, цель данного этапа – снять тревожность и развить спонтанность участников. Во время второго этапа члены группы делятся на активных участников и аудиторию. Основной участник (протагонист) рассказывает и изображает события из своей жизни. Участники, задействованные в работе (вспомогательные Я), олицетворяют собой всех значимых других в глазах протагониста. Под руководством тренера (режиссера) они включаются в психодраматическое действие. Д.Киппер [25] описал 9 специальных техник, позволяющих усилить эффект от игры: самопрезентацию, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, обмен ролями, пустой стул и зеркало.

На заключительном этапе участники и аудитория делятся своими чувствами. Функция тренера на этом этапе – уже не режиссерская, а аналитическая; он помогает обсудить последствия игры на участников.

Конечной целью психодрамы является освобождение подавляемых чувств и нахождение более эффективных способов поведения.

Родоначальником групповой работы, использующей психосинтез, является Р. Ассаджоли. В качестве главной цели работы группы данного направления он называл гармонизацию человека через объединение в единое целое всех его качеств и функций. По мнению Р. Ассаджоли [3], человек часто испытывает неудовлетворенность и неуверенность, потому что не знает и не понимает себя. Чтобы излечить этот фундаментальный недуг человечества, нужно последовательно:

- познать свою личность;

- начать контролировать различные ее элементы;

- постичь свое истинное Я;

- перестроить личность вокруг нового центра.

Только осуществив такую внутреннюю интеграцию, человек может перестать быть рабом и перейти к правильным отношениям с другими. Для достижения данной цели в группах психосинтеза используют медитации, активное фантазирование, работу со сновидениями, ролевые игры, техники телесной и арт-терапии.

Примером ролевой игры может стать упражнение: «Ум-тело-чувства». Его цель – помочь участникам почувствовать внутри своей личности различные части и занять по отношению к ним центральное положение. В процессе игры участники разбиваются на группы по 4 человека. Один из них берет на себя роль центра и раздает роли остальным троим, символизирующим его ум, тело и чувства. Затем главный участник заявляет свою проблему и трое остальных с точки зрения своей игровой позиции доказывают свое видение ситуации, стараясь перетянуть центр на свою сторону. Главный участник в процессе дискуссии пытается определить, какие чувства у него вызывают слова участников, с кем из них ему легче идентифицироваться. В конце дискуссии он принимает решение по выходу из своей ситуации. После чего обсуждаются мысли и чувства участников.

Случай из практики

Главным участником игры «Ум-тело-чувства» стала Марина О. (41 год, учитель информатики). Она заявила проблему: «Я 20 лет проработала в школе. Очень надоели постоянная ответственность и безденежье. Последние годы ждала, когда дочь закончит школу (она училась в классе Марины), чтобы уйти с этой работы. В этом году дочь поступила в институт, а мне предложили руководить компьютерным отделом в фирме: никаких детей и заработная плата в три раза выше. Думала, что обрадуюсь! Но мне страшно, и я не могу решиться на новую жизнь. Может быть, я просто устала: не было отпуска из-за поступления дочки».

Затем она подобрала трех помощниц, аргументируя свой выбор:

- «Наташа, ты будешь умом, потому что у тебя всегда все ясно, по полочкам.»

- «Таня, ты такая же задерганная и эмоциональная, как я; будешь моими чувствами.»

- «Лена, ты, я чувствую, такая же уставшая, как мое тело.»

Эти аргументы косвенно сориентировали участниц, какую точку зрения они должны отражать, находясь внутри своей роли: логичность, эмоциональную неуравновешенность и усталость. После чего внутри группы началась дискуссия.

Татьяна: «Ох, да что же делать, как мне страшно. Надо давать ответ, а что же тут можно решить. И школу бросить страшно, и остаться в ней – тоже. Да и не справлюсь я с новой работой, лет-то уже…»

Наташа: «Ничего тут нет страшного. Надо всю эту неразбериху разобрать по полочкам. Давай-ка найдем все плюсы и минусы в каждом варианте…»

Лена: «Еще и по полочкам разбирать! И так никаких сил нет. Это поступление в институт последнюю энергию отняло, а ведь если идти на новую работу, то там еще и учиться чему-то надо. Брр…»

Минут через 40 после начала дискуссии Марина приняла решение поменять работу: «Я вам очень благодарна. Вы настолько четко изобразили, что происходит в моей душе. Особенно Татьяна. Я именно так целыми днями накручиваю себя. Благодаря вам я поняла одну вещь. Мне казалось, что у меня наступил тот возрастной период, когда у тела уже нет ни жизни, ни энергии. Я уставала при одной мысли, что мне надо осваивать что-то новое. Теперь я знаю: это не усталость тела; мои эмоции делают меня больной…»

 

Тренер, работающий в рамках данного направления занимает активную позицию в групповом процессе; он предоставляет информацию и помогает участникам пройти через различные фазы перестройки личности.

Сфера применения психосинтеза очень широкая; это – образование, межличностные и межгрупповые отношения, профилактика нервно-психических расстройств, преодоление внутриличностного конфликта и т.д.

Группы арт-терапии в настоящее время достаточно широко используются в самых различных областях жизнедеятельности. По мнению ведущего специалиста отечественной арт-терапии А.И. Копытина, данное направление, несмотря на свою молодость, представляет собой достаточно хорошо очерченную сферу деятельности с собственным этосом. Выделяют три вида групповой арт-терапии:

- студийные открытые группы, характеризующиеся отсутствием постоянного состава участников и ориентацией на терапию занятостью;

- аналитические закрытые группы, ориентированные на работу с неосознаваемыми психическими процессами;

- тематически–ориентированные группы, отличающиеся большей степенью структурированности.

Все техники и упражнения А.И. Копытин [28] разбил на 8 групп:

1. «Работа с материалом» (данная группа техник направлена на развитие воображения, спонтанности, творческих способностей через соприкосновение с рабочим материалом: песком, глиной, цветной бумагой и т.д.).

2. «Практические навыки» (их основная цель – совершенствование когнитивных навыков, связанных с практической деятельностью).

3. «Общие темы» (данная группа нацелена на осознание общезначимых проблем через создание рисунков и коллажей).

4. «Восприятие себя»(эти техники дают возможность отразить через рисунок биографические события).

5. «Парная работа» (эта группа направлена на коррекцию социальных ролей и привычных форм поведения).

6. «Работа с семьей» (упражнения дают возможность исследовать и скорректировать отношения в семье).

7. «Конфликт» (данная группа техник нацелена на коррекцию поведения в конфликтной ситуации).

8. «Сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения» (цель данной группы упражнений – усилить эффект за счет возможностей поэзии, музыки, драмы, танца, медитации).

В качестве примера можно привести упражнение из серии «Работа с семьей» - «Наследие предков». Участникам родительско-детского тренинга предоставляется бумага, карандаши, картинки для составления коллажа и дается задание составить творческую композицию:

- родителям – на тему: «Какие из семейных традиций Вы хотели бы передать детям»;

- детям – на тему: «Какие семейные традиции Вы хотели бы унаследовать».

Родители и дети работают отдельно друг от друга. Цель упражнения – дать возможность членам семьи поближе познакомиться с внутренним миром своих близких. По окончанию работы обсуждаются мысли и чувства участников.

Случай из практики.

Идет родительско-детский тренинг. Среди участников – Инна (32 года, менеджер) и ее дочь Даша (10 лет). Живут вдвоем.

Во время обсуждения упражнения «Наследие предков», Инна плачет, Даша прижимается к ней и настороженно спрашивает: «Я не то нарисовала, да?»

На коллаже и рисунке Даши – праздничный стол, вокруг которого нарядные люди. Девочка объясняет: «У нас раньше всегда было много людей в доме. Все было так радостно, празднично. Мне это очень нравилось. Я тоже хочу так в своей будущей семье.»

Инна: «У нас давно этого нет. Я много работаю и все время казню себя, что мало уделяю внимания дочери. Поэтому в свободное время стараюсь побыть с ней вдвоем. Друзей не видела уже больше года. Я думала, что если еще и с подругами буду встречаться, Даша воспримет это как предательство…»

 

Несмотря на то, что терапевтическое значение сказок известно с давних времен, группы, использующие сказкотерапию, выделились в отдельное направление совсем недавно. Теоретической основой для концепции сказкотерапии послужили работы К. Юнга. Э. Берна, Б. Беттельгейма, Н. Пезешкяна. Ведущий российский специалист в данной области Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [23] отмечает, что основной задачей сказкотерапии является синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы. Несмотря на рождающиеся ассоциации, сказочная терапия показана не только детям, забытые сказки расширяют горизонты и во взрослом мире. Сказкотерапию можно назвать детской методикой потому, что она обращена к детскому началу каждого человека. Данный метод работы способствует личностному росту, изменению негативной формы поведения, совершенствованию способов взаимодействия в окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, адаптивных навыков и творческого потенциала. В данном направлении используются общие техники (игры, дискуссии, медитации, активное фантазирование) и специальные (анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, рисование и драматизация сказки).

Примером может послужить упражнение «Любимая сказка». Его цель – поднять на поверхность бессознательные процессы и увязать их с повседневной жизнью участников. Суть упражнения: участникам дается задание – вспомнить любимую сказку и отметить в ней 2 волнующих эпизода (с позитивной и негативной направленностью). Затем предлагается нарисовать эти эпизоды. При интерпретации данных рисунков тренер отмечает, что негативный эпизод указывает на актуальную проблему, а позитивный – на ресурсы в преодолении ее. Как и в любом проективном рисунке, здесь важна не точность интерпретации, а ощущения участников. Если негативный эпизод особенно затрагивает, то его можно проиграть в традициях психодрамы.

Случай из практики

Идет тренинг с элементами сказкотерапии. Один из участников – Игорь (28 лет, учился в трех вузах, в аспирантуре, все бросил; в настоящее время – безработный) в качестве любимой сказки дал сборный вариант под названием «Иван-дурак». Игорь: «В общем даже не важно, какая это сказка, главное – эпизод, который присутствует во многих из них, когда Иван-дурак подъезжает к развилке и видит надпись: «Направо пойдешь… и т.д.» Когда я слышал это в детстве, у меня все сжималось: ведь можно выбрать только один путь! А остальные7 Страшно что-то упустить, а потом жалеть о несделанном. Уж лучше жалеть о том, что сделал неправильно». Положительный эпизод Игорь выбрать затруднился.

Тренер предложил ему проиграть эту ситуацию выбора. Разобравшись с действующими лицами (Иван-дурак, камень с надписью, три дороги, конь, девица, соловей-разбойник, смерть) и их исполнителями, Игорь, вроде бы, определился и со сценарием. Но в ходе представления постоянно менял правила игры. Через некоторое время устал и заявил, что надо начинать все сначала.

Тренер предложил временно прерваться и поделиться чувствами. Все участники отметили ощущение неуютности, суеты, нестабильности. Альбина, исполнявшая роль коня, с обидой: «Я так и не поняла, чего ради мною пожертвовали.». Игорь: «Мда… по-моему, это здорово напоминает мою жизнь».

 

Группы телесной терапии базируются на идее, что если человек попадает в стрессовую ситуацию и не отреагирует ее, то его тело дает автоматическую реакцию в области дыхания и мышц, что впоследствии будет сказываться на психическом и энергетическом состоянии индивида. Согласно теории В. Райха и А. Лоуэна [39], человек создает защиты против беспокойств, и по мере того, как эти защиты становятся постоянными и автоматическими, они развиваются в черты характера или в характерологический панцирь. Поскольку каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. Эти защиты приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к ограничениям в их выражении, к потери энергии и радости в жизни. И телесная терапия путем прямого манипулирования напряженной областью тела, помогает высвободить жизненную энергию и, тем самым, дарит новую жизнь не только телу, но и душе. Снятие зажимов может устранить любые невротические реакции и сделать человека более свободным, открытым, энергичным, счастливым. Для этого используются три типа средств:

1. Накопление в теле энергии посредством изменения дыхания. Психотерапевтические процедуры включают задержку, расслабление и углубление дыхания, что способствует разрядке сдерживаемых чувств.

2. Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы.

3. Поддержание сотрудничества тренера с работающим над собой человеком в открытом рассмотрении сопротивлений и ограничений, которые при этом выделяются.

Одно из упражнений второй группы носит название «контрастное напряжение». Его цель – снятие мышечных зажимов. Участникам дается инструкция: «Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещается центр тяжести Вашего тела. Усиливайте напряжение, утрируйте его, доводите до предела. Сбросьте напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, что Вам это не удается, немного надавите пальцами на плечи, почувствуйте напряжение. Усильте его, доведя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи… спину… поясницу… обе ноги… низ живота… верх живота. Обратите внимание на свое дыхание. Напрягите грудь. Сбросьте напряжение. Напрягите свое тело целиком. Расслабьте… напрягите… расслабьте.» Обсуждаются ощущения участников.

Как вариант телесной терапии и как самостоятельное направление выделяется танцевальная терапия. Ее основная цель – расширение сферы осознания своего тела, повышение самооценки путем развития положительного образа тела, освобождение подавленных чувств, усиление группового процесса. Для того, чтобы работать в данном направлении, тренеру не нужно профессионально уметь танцевать, т.к. основой терапевтического танца является спонтанность. При этом надо помнить, что отсутствие нужных умений у участников может вызвать у них чувство неловкости; и чтобы его снизить, нужно, во-первых, постепенно наращивать сложность движений, а во-вторых, ни в коем случае не применять давление, если человек отказывается от выполнения упражнения. Для многих самым терапевтически ценным моментом становится факт самостоятельного преодоления себя. Понятно, что не последнюю роль в танцевальной терапии играет правильный подбор музыки.

Примером танцевального упражнения может служить «Танец втроем»: Звучит музыка. Три добровольца на счет 1 – прислушиваются к музыке, на счет 2 – к своим ощущениям, на счет 3 – начинают выражать себя в танце. После того, как индивидуальный путь найден, по сигналу ведущего все трое должны постепенно перейти к общему танцу.

Случай из практики

В упражнении «Танец втроем» участвуют Татьяна, Ирина и Елена. Всем трем девушкам удалось выразить себя в индивидуальном танце. На втором этапе между Татьяной и Ириной завязалась беззвучная борьба, каждая из них стремилась привлечь остальных повторять ее движения. Елена на этой стадии сразу же потеряла индивидуальный стиль и пыталась подстроиться то под одну, то под другую. В конце концов Ирина и Татьяна пошли на компромисс, выработали общие движения, Елена подстроилась и к ним.

При обсуждении чувств внимание всех было захвачено ситуацией: и Татьяне, и Ирине показалось наиболее сложным «договориться» не друг с другом, а с бесконфликтной Еленой, а сама она чувствовала после упражнения бесконечную усталость. Разговор в группе вышел на тему: «Как непроявленность нашей позиции осложняет жизнь нам самим и нашему окружению.»

 

Исследования показали, что эффективность группы мало зависит от избранного теоретического основания. Главным условием успешного проведения группы является профессионализм тренера, гармоничное сочетание его личного мировоззрения с теоретическими постулатами выбранного направления. Часто ведущие соединяют в одном тренинге методы из разных направлений; и если это сочетание базируется на четком представлении о целях группы, то оно только повышает эффективность групповой работы.

 

Контрольные вопросы.

1. Какие существуют критерии для классификации тренинговых групп?

2. Назовите и охарактеризуйте типы тренинговых групп по основанию цели.

3. Дайте характеристику группе поддержки.

4. В чем специфическая особенность обучающих групп?

5. Какие теоретические направления наиболее подходят для обучающих групп?

6. Охарактеризуйте основные техники, применяющиеся в обучающих группах.

7. Расскажите об особенностях групп личностно-ориентированного направления.

8. Перечислите типы терапевтического воздействия, применяемые в психоаналитических группах.

9. Назовите стадии психотерапевтической работы в гештальт-группах.

10. Назовите основные принципы работы в группах, использующих трансактный анализ.

11. В чем отличие психодраматических групп от других направлений групповой терапии?

12. Охарактеризуйте особенности работы в группах, использующих психосинтез.

13. В чем специфические особенности работы в группах арт-терапии?

14. Что позволяет выделить сказкотерапию в отдельное направление?

15. На каких принципах базируются группы телесной терапии?

16. Можно ли сочетать методики разных теоретических направлений в одном тренинге?

 

Практические задания

1. Составьте классификацию тренинговых групп, основываясь на критерии, наиболее значимом для Вас.

2. Если у Вас есть опыт прохождения тренинговых групп различного теоретического основания, поделитесь своими впечатлениями по следующим вопросам:

- Чем отличалась позиция тренера в каждом из тренингов? Зависело ли это от специфики направления?

- Была ли проявлена специфика применения техник в зависимости от направления тренинга?

- Какое направление оказалось для Вас наиболее эффективным?

3. Представьте, что человек, решающий для себя вопрос выбора тренинговой группы, попросит совета у Вас. Пользуясь полученными знаниями и личным опытом, помогите ему сделать выбор.

4. Из третьей части пособия выберите упражнение для тренинга определенного направления. Проведите его в группе. Обсудите результативность работы. Получите обратную связь как тренер.

 

 

Глава 1.5. Групповой тренинг как психотерапевтический фактор

 

- Групповая динамика на тренинге

- Механизмы психотерапевтического воздействия группы

- Оценка результативности групповой работы

 

Как показали исследования психологов, работающих в гештальт-направлении, целое не является прямой суммой частей, его составляющих. Также и группа, в которую собираются участники тренинга, - это не совокупность разнонаправленных чувств, мыслей и стилей поведения отдельных людей; она представляет собой нечто большее, и уже сама диктует законы, которые воздействуют на составляющих ее участников. Данная глава посвящена рассмотрению вопроса влияния группы на ее участников.

 

Групповая динамика

В психологии групповой динамикой называется «Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы» [24]. В качестве характеристик групповой динамики выделяют: цели, нормы, структуру группы, отношения в группе и фазы ее развития. Рассмотрим подробнее некоторые составляющие групповой динамики, имеющие для нее основополагающее значение.

Нормы группы – это совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между ее участниками. Они могут быть психотерапевтическими и нет. К первым можно отнести: открытость участников, их активность, безоценочное и терпимое обращение с другими, конфиденциальность по отношению к чужим тайнам; т.е. все то, что способствует атмосфере доверия и безопасности. Чаще эти нормы задаются ведущим на первом занятии и демонстрируются им в рамках самопредставления; а иногда их могут выработать сами участники. Наряду с этим члены группы могут предлагать и защищать нормы антипсихотерапевтические (например, запрет на определенные темы, утаивание определенных чувств, жесткая обратная связь, стремление самостоятельно справляться с проблемами и т.д.).

Далеко не все участники подчиняются групповым нормам. Как показали исследования [58], этот процесс напрямую связан со статусом членов группы. Выше всего степень подчинения групповым нормам у участников со средним статусом; члены группы с низким статусом имеют низкую степень подчинения, а с высоким – соблюдают их до тех пор, пока не станут признанными лидерами.

Любые нормы, выработанные группой, дают ведущему дополнительные возможности для изучения личностей членов группы и особенностей группового развития. В эффективной группе, по мере ее развития, участники принимают нормы, содействующие увеличению открытости и активности всех участников.

Оценка групповой динамики предполагает также рассмотрение группы в качестве социального организма, характеризующегося определенным статусом и ролями его членов, формированием подгрупп, наличием лидера. Все эти феномены определены в понятии структура группы.

К началу работы группы четко обозначенную роль имеет только ведущий; в процессе развития группы все ее члены также находят себе определенную позицию в иерархии. Как правило, распределение ролей в группе так или иначе связано с присущими членам группы личностными особенностями. Так, например, по наблюдению исследователей [59], принятие на себя роли лидера может быть связано:

- с потребностью оказаться в центре внимания;

- с привычным стилем поведения, используемым в повседневной жизни;

- с желанием почувствовать себя в качестве любимого ребенка в семье и т.д.

В некоторых случаях исполняемая роль является результатом самого группового процесса.

Для обозначения разных ролей используются названия, связанные с групповыми функциями. Один из вариантов объединяет эти названия в четыре группы [59]:

1. Структурная роль – предполагает лидерскую функцию ее исполнителя.

2. Социабельная роль – ориентирует ее хозяина на регуляцию аффективных проявлений в группе; для успешного исполнения роли этот человек должен открыто и адекватно выражать собственные чувства, уметь вербализовать их и обладать достаточным уровнем такта и эмпатии.

3. Роль отклоняющегося – толкает ее носителя на оппозиционное поведение, на вызов групповым нормам; именно эта форма поведения позволяет работать со скрытыми чувствами и мыслями членов группы.

4. Роль предупреждающего – чаще проявляется в молчании ее исполнителя, в утаивании страхов и секретов; присутствие носителя данной роли позволяет другим участникам более открыто выражать тайные проявления личности.

Все роли, взятые на себя участниками группы, несут в себе, прежде всего, адаптивную функцию. При этом одна и та же роль может оказаться последней для участника и деструктивной для развития группы, и наоборот. Например, для человека, использующего в каждодневной жизни доминирующий стиль и имеющего из-за этого проблемы, роль лидера в группе не эффективна, но на начальной стадии развития группы его поведение может продвинуть других участников к более зрелой фазе отношений.

Случай из практики.

Дина Р. (42 года, разведена, учитель) в качестве основной проблемы заявила о конфликтах со взрослым сыном, считающим, что она вмешивается в его жизнь. На тренинге с первого дня проявила себя лидером: открыто предъявляла себя, «тормошила» других, проявляла редкостную категоричность в своих высказываниях. Во многом благодаря ей первая (выжидательная) стадия развития группы сократилась, участники достаточно быстро стали открытыми и активными.

Через несколько дней работы Дина обратилась к тренеру за индивидуальной консультацией: «Я так устала работать за всех. Тренинг мне ничего не дает».

 

В связи с вышеуказанным можно определить, что одной из важнейших задач тренера является оценка роли участников с точки зрения их развития и развития группы и выбор того аспекта, который даст максимальную пользу для каждого члена группы.

Группа также может поделиться на подгруппы. В них объединяются люди, испытывающие сходные чувства или разделяющие сходные ценности. Возникновение подгрупп может помочь достижению общегрупповых целей, а может и затормозить данный процесс. Так, например, участники, не имеющие возможности удовлетворить свои потребности в близости в целой группе, способны получить искомое в подгруппе. Но в то же время даже пассивная демонстрации близости между несколькими может заставить других почувствовать себя исключенными из группы. Вряд ли ведущий может предотвратить появление подгрупп, но у него всегда есть возможность использовать данную реальность для продуктивной групповой дискуссии.

Фазы развития группы – это «этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции» [24, С.658]. Существует множество вариантов периодизации группового процесса, обусловленных различными критериями. Но имеющееся сходство между различными взглядами позволяет сделать вывод, что относительно единое понимание группового процесса все же существует. Большинство психологов, работающих с группами и исследующими их, выделяют 4 стадии развития группы: адаптации, активного напряжения, устойчивой работоспособности и распада группы.

1. Стадия адаптации

На данной стадии поведение членов группы мало чем отличается от поведения участников светской вечеринки: они осматриваются, пытаются найти общие темы для разговора, стараются понравиться, ищут нишу комфорта. Ни один член группы не использует не свойственного ему поведения. Если выделяется лидер, то он, как правило, характеризуется большей агрессивностью или большим беспокойством [5]. Роли тамады, способного «разогреть» обстановку, группа ждет от ведущего: практически все комментарии направлены на него, помощь других отвергается. Все действия ведущего (в том числе и его бездействие) воспринимаются членами группы как модель для подражания, т.к. идентификация с ним позволяет снизить уровень тревоги.

По мнению исследователей [59], любые попытки «включиться» в группу клинически целесообразны, т.к. отражают желания участников чему-либо научиться. В качестве наиболее неблагоприятного варианта поведения на данной стадии выделяют «псевдосплоченность», выражающуюся в неконструктивной активности. Члены такой группы могут объединяться вокруг мысли об уникальности данного сообщества (в отличие от остального человечества), рационализации своих проблем или концентрации негативного внимания на участнике, отличающемся от других. Псевдосплоченность, как и любое явление группового процесса, можно рассматривать двояко: и как негативный процесс, замедляющий групповое развитие, и как приобретение нового опыта (если ведущий поможет участникам вскрыть истинный смысл происходящего).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что основной задачей членов группы на данной стадии является поиск наиболее безопасного и целесообразного поведения, создание атмосферы доверия.

К числу же задач для ведущего относятся следующие:

- преодоление тревоги участников (Ряд исследователей предполагает, что ее уровень можно уменьшить, усилив структурирование на начальной стадии работы группы. Для этого нужно дать более четкую инструкцию о задачах работы и о нормах групповой жизни; ввести ряд упражнений, направленных на преодоление неловкости. Например, упражнение «Звезда» позволяет участникам нащупать точку опоры в близком знакомстве хотя бы с одним человеком. Суть упражнения в том, что все участники делятся по парам, и в течение 20-30 минут знакомятся друг с другом, чтобы иметь информацию для предоставления своего нового знакомого группе. Затем, по очереди рассказывают о своем собеседнике как о звезде (потенциальной или блистающей), основываясь на реальном материале. Помимо того, что теперь у каждого существует достаточно близкий человек, участники имеют возможность начать свое вхождение в группу с положительной рекомендации.);

- снятие первичной диагностики, запоминание особенностей участников (Именно на данной стадии развития группы ее члены демонстрируют свой привычный стиль поведения и свои барьеры в коммуникации. То же упражнение «Звезда» может дать невероятно много ведущему, если он будет внимательно отмечать все реакции участников на их представление группе);

- в некоторых группах особой задачей тренера может стать преодоление скептицизма и враждебности (И.В. Вачков [10] предлагает для этого использовать игру «Кораблекрушение». Существует масса вариантов игры, но основная ее суть заключается в том, что участники после длительных дискуссий в парах, в подгруппах и в целой группе должны придти к одному решению. Опыт показывает, что практически ни в одной группе сделать это не удается, зато у участников появляется возможность увидеть, что используемые ими привычные стили поведения в коммуникации далеко не так эффективны, и психология тоже может зачем-либо пригодиться);

- к концу первой стадии тренер должен уменьшить зависимость группы от собственного влияния (Это можно делать с помощью поддержки чужого мнения и переадресования вопросов и комментариев, направленных к нему, на других участников).

2. Стадия активного напряжения

Переход на данную стадию происходит, когда проблема доверия теряет свою остроту, и большинство клиентов ощущает свою принадлежность к группе [59]. До сих пор участники старались понравиться друг другу и для достижения данной цели скрывали те части своей личности, которые могли бы, с их точки зрения, отпугнуть окружающих.

На этом этапе вопрос принадлежности к группе сохраняет свою значимость, но наряду с этим появляется не менее важная задача – утвердить право быть самим собой. Этот процесс часто сопровождается конфликтами, негативными переживаниями, усилением тревоги и защитных реакций, т.к. участники пытаются проверить, насколько безопасным является открытое выражение чувств. Некоторые для этого провоцируют ситуацию, а некоторые, наоборот, отстраняются. Группа теряет свою однородность; в некоторых случаях идет борьба за власть, делятся роли.

Не все группы дают бурное «отреагирование» эмоций (это зависит от психотипов участников и тренера), но во всех – общение становится более естественным и непосредственным, участники учатся «бросать вызов стереотипным паттернам» [7, С.345]. Особенно выигрывают те участники, которые дают более открытые реакции; они естественно получают и более откровенную обратную связь, благодаря чему повышается их уровень осознания.

В ситуации нападения одного участника на другого тренеру следует помнить, что:

- атакующий на самом деле не хочет разрушить группу; он всего лишь пытается утвердить свою индивидуальность и установить границы дозволенного на группе;

- не следует присоединяться к какой-либо одной позиции, т.к. влияние тренера достаточно сильно, и он может затормозить групповой процесс;

- есть смысл больше обращать внимание не на объект критики, а на самого критикующего, т.к. он уже готов к обратной связи.

Случай из практики

Татьяна: «Мне кажется, что Ольга все время осуждает меня. Ее постоянное молчание и подозрительный взгляд давит на меня, я ей не верю.»

Тренер: «Таня, по каким признакам ты определяешь, что человек осуждает тебя? Кто в твоей жизни ведет себя по отношению к тебе, как Ольга?»

 

Проверив себя (на способность бросать вызов) и других (на способность принимать чужие проявления), участники могут переключиться на опасность извне. Чаще таким врагом становится тренер. Группа может перенести на ведущего ответственность за свое разочарование (оно неизбежно вследствие столкновения ожиданий участников с реальностью). Свое отношение к тренеру прорабатывает практически каждый член группы, но в своем темпе и в своем стиле.

Также внешнее выражение конфликта группы и ведущего зависит и от стиля поведения последнего: повышенная доброжелательность и обостренная потребность быть любимым у тренера могут загасить протест участников; а его двусмысленность и загадочность скорее спровоцируют открытый вызов [78].

По мнению большинства исследователей, тренеру лучше принять удар на себя (некоторые полагают, что даже есть смысл самим его спровоцировать), чтобы:

- группа не отыгралась на «козле отпущения» из участников;

- она стала более самостоятельной и менее зависимой от тренера;

- продемонстрировать конструктивное реагирование на атаку;

- показать, что конфликт не разрушает отношения, а дает шанс вывести их на новый уровень.

При атаке участников на тренера неразумно игнорировать выпад, сопротивляться ему или спешить выполнить требуемое. Прежде всего есть смысл прояснить чувства нападающего.

Случай из практики.

Идет второй день тренинга в студенческой группе. На первом занятии большинство участников проявили недовольство, т.к. имели другой опыт групповой работы, где максимум внимания уделялся упражнениям без последующего обсуждения. В основном сопротивление было пассивным, но, наконец, Алина решилась: «Мне все это надоело. Какой смысл в разговорах? Я хочу праздника, как на тренинге у Е.В. Вы понимаете – Праздника! Чтобы все время было весело.»

Тренер: «Алина, что такое для тебя праздник?... От кого ты ждешь, чтобы тебя развеселили?... Что ты сама делаешь, чтобы стало весело?...

После долгого обсуждения, сдобренного сопротивлением Алины, она с неожиданным азартом сообщила: «А ведь действительно, я всегда жду этого от других».

 

Подводя итог, можно сказать, что главными задачами участников на этом этапе становятся:

- повышение спонтанности, активности и самостоятельности;

- проработка собственных конфликтов на внешнем плане через конфликт друг с другом и с тренером;

- повышение уровня осознания внутриличностных и групповых процессов.

А первоочередными задачами ведущего являются:

- помощь участникам в осознании ими своих сопротивлений, защит и барьеров в общении;

- поощрение большей открытости и независимости;

- демонстрация конструктивных путей выхода из конфликта;

- фасилитация восприятия участниками конфликта, как ступени для перехода к более зрелым отношениям.

Случай из практики

Идет третий день тренинга. Тренер предлагает упражнение «Живые руки». Суть его в том, что участники с закрытыми глазами сначала по парам, а затем в небольших подгруппах взаимодействуют руками: знакомятся, оказывают поддержку, борются, жалеют, ласкают… прощаются друг с другом.

Одна из участниц – Катя (очень хрупкая боязливая девушка, старающаяся не вступать в конфликт ни на группе, ни в реальной жизни) на предложение побороться отреагировала тем, что сначала спрятала свои руки, а затем начала гладить руки партнеров. Попытки Татьяны и Инны (напарниц Кати) побороться привели к тому, что Катя убрала свои руки совсем.

На следующее задание – потанцевать руками – Катя отозвалась охотнее. Сначала – несмело, а потом все активнее она начала двигать руками (своими и чужими), совсем не обращая внимание на желание партнеров. Во время обсуждения Татьяна и Инна отметили агрессию своего партнера во время «танца» и с изумлением узнали, что им оказалась тихая интеллигентная Катя. У самой же Кати осталось стойкое ощущение, что они «здорово потанцевали».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных