Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмпатия как психологический феномен




Традиционно истинные отношения между людьми связываются с такими понятиями, как способность чувствовать и понимать мир другого, умение сорадоваться и сострадать. В психологии эти способности обобщены в понятие "эмпатия". Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Данное явление значимо и для развития человеческого общества в целом, и для сферы педагогического труда в частности, поскольку он относится к такому виду профессиональной деятельности, в которой ведущую роль играет процесс общения. Именно эмпатия способствует видению учителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу.

В педагогике и психологии уже предпринимались попытки найти способы формирования эмпатических способностей педагогов, но в связи с недостаточной изученностью структуры эмпатических способностей, этот вопрос не рассматривался целостно. В целях более эффективного развития эмпатических способностей педагога мною была предпринята попытка выделить в структуре данных способностей отдельные компоненты.

Данный вопрос пока еще не стал предметом специального изучения, и есть смысл начать его рассмотрение с уточнения механизма протекания эмпатического процесса. Изучение структуры эмпатических способностей в связи с отдельными фазами протекания процесса эмпатии позволит рассмотреть не только возможность формирования данной способности, но и влияние отдельных ее компонентов на успешность той или иной стадии процесса. За основу в уточнении механизма эмпатии была взята точка зрения А.П. Сопикова [67], по которой субъект сначала воспринимает "открытые переменные" объекта эмпатии, затем считывает с них информацию о состоянии объекта и, наконец, присоединяется к нему, тем самым стимулируя показать скрытые стороны. На мой взгляд, эти три стадии в эмпатическом процессе вызывают к жизни лишь одну из форм эмпатии - сопереживание. Поэтому в качестве четвертого этапа я добавила механизм "децентрации", позволяющий преодолеть эгоцентризм личности при сопоставлении своей позиции и позиции субъекта. На этой стадии возможно появление такой формы эмпатии, как сочувствие. А наиболее зрелая форма эмпатии - содействие - появляется после прохождения еще двух стадий: моделирования содействия и его выражения.

В законченном виде механизм протекания эмпатического процесса видится таким: на первом этапе - восприятие "открытых переменных" объекта эмпатии; на втором - расшифровка внешних сигналов; на третьем - присоединение к объекту эмпатии и чтение "скрытых переменных"; на четвертом - децентрация субъекта эмпатии; на пятом - моделирование содействия объекту эмпатии; на шестом - выражение содействия. При этом надо помнить, что выделение стадий в механизме протекания эмпатии достаточно условно, и в реальной жизни отдельные стадии находятся в постоянном взаимопроникновении. Часто эмпатический процесс является усеченным, останавливаясь на третьей или четвертой стадии. В этом случае мы имеем дело с такими формами эмпатии, как сопереживание и сочувствие.

 

В структуре эмпатических способностей мною были выделены 11 самостоятельных компонентов. Это: 1) альтруистическая направленность, 2) эмоциональная активность, 3) широта эмоционального репертуара, 4) адаптивная гибкость эмоций, 5) коммуникативная толерантность, 6) развитость экспрессии, 7) способность к синтонии, 8) наблюдательность, 9) воображение, 10) интуиция и 11) способность к идентификации. Рассмотрим сущность и значимость каждого компонента.

Прежде всего, в структуре эмпатических способностей в силу гуманистической природы эмпатии следует назвать альтруистическую направленность личности. Альтруизм - это система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом являются интересы другого человека. Базируется альтруизм на идее бескорыстной деятельности, не предполагающей реального вознаграждения. Альтруистическая направленность человека является несомненным компонентом эмпатических способностей, так как только искренний интерес к другой личности позволит ей полностью раскрыться, что дает наилучшую возможность для взаимопонимания и конструктивной коммуникации. Эгоистическая же ориентация человека (как противоположное явление по отношению к альтруистической позиции) означает, что человек больше озабочен собственным благополучием и потому привносит во взаимоотношения с людьми меркантилизм, что способствует установлению атмосферы закрытости и отчужденности. Альтруистическая направленность позволяет человеку быть доброжелательным, отзывчивым, что вызывает ответные позитивные действия со стороны партнера по коммуникации.

Другим компонентом эмпатических способностей является эмоциональная активность. Данное понятие означает способность человека к быстрому реагированию на различные воздействия и легкому подключению к этому энергии интеллекта, потребностей и воли. Этот компонент необходим для понимания другого человека, так как эмпатия предполагает точное отражение постоянно изменяющихся чувственных смыслов объекта эмпатии, следование за ним "шаг в шаг", что невозможно без способности быстро и адекватно реагировать. Достаточно часто нарушение эмоциональной активности связано не с природными факторами, а с механизмом "эмоционального выгорания". Это явление характерно для представителей профессий, связанных с постоянным общением, и выражается в снижении уровня эмоционального реагирования в ответ на психотравмирующие воздействия. Причина "эмоционального выгорания" в соединении хронической напряженной эмоциональной деятельности, дестабилизирующей организации труда и повышенной ответственности за исполнение своих функциональных обязанностей. Данные обстоятельства особенно характерны для педагогической деятельности, поэтому в отношении учителей логичнее предположить причину нарушения эмоциональной активности не в природных факторах, а во вторичных - социальных.

Не менее важным компонентом эмпатических способностей является широта эмоционального репертуара, позволяющая субъекту эмпатии переживать вслед за ее объектом разные эмоциональные состояния в разных ситуациях. Отсутствие данного компонента не только обедняет способность следовать за объектом эмпатии, но также чревато тем, что, как показывает практика, от сужения возможности реагировать страдают в первую очередь положительные реакции.

Следующий компонент – адаптивная гибкость эмоций - проявляется в достаточно быстрой и легкой настройке сознания на разных людей в соединении с неутраченной способностью слышать свое "я". Нарушение эмоциональной гибкости выражается в фиксации аффективного внимания на отдельных моментах во взаимоотношениях. Понятно, что в данной ситуации общение перестает быть живым, непосредственным, чутким к состоянию собеседника. К тому же эмоциональная вязкость сказывается и на внешних проявлениях субъекта: его речь, мимика и жестикуляция становятся более однообразными. Адаптивная гибкость эмоций способствует созданию атмосферы спонтанности, что предполагает чуткое ощущение каждого момента во взаимодействии и пребывание в каждом из этих моментов. Это - то состояние, которое получило в психологии название "здесь и теперь" и которое позволяет реагировать на мельчайшие движения души собеседника.

Тем не менее, достаточно часто встречаются такие психические состояния и качества людей, которые нам неприятны. Исследования Т.П.Гавриловой [12] показали, что, поднявшись в эмпатическом состоянии до уровня сочувствия, человек способен выйти за пределы собственной жизненной ситуации и проявить жалость к тем, кто нарушил нравственную и групповую норму. В этом нам может помочь следующий компонент эмпатических способностей - высокий уровень коммуникативной толерантности, позволяющий терпеливо переносить отдельные неприятные для нас чувства и поступки другого. Эта способность не имеет ничего общего со смирением и попустительством, она помогает осознать невозможность преодоления сложности общения "с ходу" и возникает как следствие самоценности человека. Это качество является несомненной частью эмпатических способностей, так как благодаря уравновешенности и совместимости толерантного человека во взаимоотношениях с другими создается комфортный психологический фон, снимающий механизмы защиты у партнера.

Однако чтобы пробиться сквозь мощный защитный экран некоторых людей, недостаточно только чувствовать внутреннюю гармонию, необходимо также уметь адекватно выразить себя и во внешнем плане. Поэтому не менее важен и следующий компонент эмпатических способностей – развитость экспрессии субъекта эмпатии. Этот фактор вносит существенный вклад в характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия эмпатирующего, а также ее неадекватность могут служить источником конфликтов во взаимоотношениях людей. Человеку, пытающемуся понять другого, проникнуть в его внутренний мир, просто необходимо обладать достаточно информативной и коммуникабельной экспрессией. Практика же показывает, что гораздо чаще демонстрируется “дежурный” вариант экспрессии, причем о его существовании у себя знает далеко не каждый. Для того, чтобы экспрессия была адекватной, необходимо, прежде всего, решить внутренние психологические проблемы, а также работать непосредственно над тем, чтобы внешние аспекты поведения более точно выражали наши состояния. Для этого надо устранить из своего привычного репертуара невыразительность голоса, однообразие и скупость жестов, мимическую маску и мимический диссонанс.

Подобную работу хорошо начинать с поднятия уровня сенсорики. В этом может помочь следующий компонент – способность к синтонии, т.е. способность быть в гармонии с собой и другими. В основе этого явления лежат процессы восприятия и мышления. Наше взаимодействие с окружающим миром начинается с нашего восприятия его с помощью органов чувств. Восприятие это уникально, в силу чего мы имеем дело не столько с реальным окружением, сколько с личной "картиной мира". Своеобразие усугубляется тем, что у каждого человека есть свой "любимый" канал восприятия. Преобладающая система сказывается и в дальнейшем: в процессе мышления наши ощущения превращаются в слова, которые также соответствуют привычному типу восприятия. Понятно, что человеку, владеющему только одним каналом, трудно не только понять собеседника, но и дать ему такую обратную связь, которая тому наиболее привычна. В ситуации же, когда у человека в достаточной мере развиты все каналы, он может чувствовать и демонстрировать открытость. Во внешнем плане такая открытость будет выражаться в умении смотреть в глаза собеседнику без ощущения дискомфорта, зрительно отражать все малейшие изменения; в мгновенной реакции на эти изменения и слова партнера; в отсутствии боязни уменьшения дистанции и прикосновений.

Следующий компонент эмпатических способностей – наблюдательность - выражается в умении подмечать существенные характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Она лежит в основе способности расшифровывать внешний аспект состояния собеседника. Часто при общении мы принимаем во внимание только вербальные компоненты, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движением. По мнению некоторых психологов, от 40 до 70 % информации человек передает телом. Более того, язык тела менее осознаваем и контролируем и потому более правдив. Это позволяет сделать вывод, что человеку совершенно необходимо адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров, т.е. улавливать именно тот смысл, который был в него вложен. Это в принципе возможно, так как формы экспрессии у лиц, принадлежащих к одной культуре, являются относительно однородными, ибо зависят они от процесса научения, направляемого социальными нормами; поэтому проблема умения расшифровывать внешние сигналы другого упирается в степень развитости наблюдательности. Этот компонент является одним из самых важных, так как его присутствие дает возможность формировать адекватное восприятие действительности и служит тем источником, через который человек может получать знания, необходимые не только для правильного ощущения мира другого человека, но и для предвосхищения его поведения.

Другим важным источником, помогающим предугадывать, предвосхищать события, является следующий компонент структуры эмпатических способностей - интуиция. Интуиция - это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения". Научная психология трактует интуицию как необходимый внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения. Значимость интуиции для эмпатического процесса в том, что она гораздо меньше зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнера, а потому позволяет воссоздать интересующие нас состояния и ситуации более близкими к истине.

Еще один компонент - воображение - выражается в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет предоставить результаты труда до его начала и тем самым ориентирует человека в процессе деятельности, и в том, что дает возможность принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Также воображение позволяет эмпатирующему ставить себя на место эмпатируемого объекта и вживаться в его состояние, что дает возможность достаточно точно прогнозировать последующие события.

И в качестве последнего компонента структуры эмпатических способностей мы выделили способность к идентификации. Идентификация - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом. Осуществляется идентификация через механизм перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Она позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению и обеспечивает взаимопонимание. Поскольку идентификация - не просто имитация поступков другого, но и усвоение мотивации этих поступков и воспроизведение их, разные типы поведения могут воссоздаваться и в отсутствие модели подражания. Идентификация является непременным условием успешного протекания эмпатического процесса, так как она помогает понять другого на основе сопереживания.

 

Перейдем к вопросу о путях формирования эмпатических способностей педагога. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, процесс развития вызывается к жизни обучением. Но насколько это верно по отношению к взрослым людям? Многолетнее комплексное исследование, проводившееся в НИИ общего образования взрослых АПН СССР под руководством Б.Г. Ананьева, показало, что в структуре психики взрослого человека постоянно происходят качественные преобразования: у зрелой личности совершается переход интеллекта на новую стадию развития, возникает и умение решать по-новому старые задачи, формируется способность рассматривать события собственной жизни с позиции целого общества, появляется умение подходить нестандартно к существующим правилам, нормам и преобразовывать их. Однако исследователи настаивают, что такой уровень развития достигается не сам по себе, в результате большого количества прожитых лет, а только в результате постоянной интеллектуальной активности личности в значимых для нее сферах жизни. Только непрерывное накопление новых знаний и умений приводит к расширению возможностей человека и к воспроизведению у него некоторых характеристик периода юности. Эти исследования позволяют сделать вывод, что формирование недостаточно развитых способностей у взрослого человека не только возможно, но и необходимо для его гармоничного существования.

Как известно, в последнее время в подготовке специалистов к таким видам профессиональной деятельности, в которых ведущую роль играет процесс общения, все более широкое применение находит социально-психологический тренинг. В данной работе упор также сделан на эту форму обучения. Мы знаем, что человек больше всего ценит в своем поведении то, что выработано в результате собственного жизненного опыта, своих находок в сфере общения, ставших для него убеждениями. И ценность тренинговой системы именно в том, что она дает человеку возможность самостоятельно избавиться от нежелательных форм поведения и наметить новые. Любой тренинг, применяемый в работе с педагогами, несет на себе задачи помочь человеку снять профессиональную маску, стать более гибким в процессе взаимодействия, стремиться не только к воздействию на других, но и стать более открытым по отношению к ним. Приобретение данных способностей дает возможность педагогу повысить сензитивность, противостоять привычным "не работающим" формам поведения, развить рефлексию и творческое мышление. Тренинг на повышение эмпатических способностей, помимо перечисленных выше задач, ставит перед собой и новые, специфические, основанные на представлении о структуре данных способностей.

В работе использовались групповые дискуссии, ролевые игры, моделирование значимых ситуаций взаимодействия; применялись упражнения и методы, разработанные в рамках гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, арт-терапии и телесно-ориентированного подхода, модифицированные мною для работы с педагогическим составом.

 

 

Глава 4.2. Тренинг развития эмпатических способностей

- основные блоки и упражнения

- дневник тренера






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных