Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средневековый готический стиль в Европе и на Руси

 

Православные готические храмы. Не существует единого мнения о происхождении данной группы храмов. Так, по мнению одних историков, родоначальником является Полоцкая София, перестроенная после пожара середины 15в. На известных изображениях она обычно выглядит как оборонный храм с пятью башнями — пять по углам, и одна по центру. Но убедительных подтверждений этой версии нет, т.к. после перестройки 18в. практически все элементы 16 в были утрачены.

София Полоцкая (1,2) — собор в Полоцке во имя Софии Премудрости Божьей. Он упоминается во фрагменте о полоцком князе Всеславе Брячиславиче: «Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша». Софийский собор в Полоцке — один из трех Софийских храмов на Руси, построенных в перв. пол. — сер. XI в. (Киевский заложен в 1037, Новгородский строился в 1045—50). Все исследователи указывают на общность приемов строит. техники этих соборов. Предполагают, что в это время на Руси работала одна строит. артель, строившая в гл. городах — Киеве, Новгороде, Чернигове, причем «последовательность строительных работ позволяет рассматривать их как непрерывный, хорошо датированный производственный цикл. София Полоцкая была его заключительным этапом», следующим сразу за постройкой Софийского собора в Новгороде.

Упоминание о Софии Полоцкой содержится также в Житии Евфросинии Полоцкой, создание которого относят к XII в. В «Списке русских городов», в кон. XIV в. включенном в Новг. перв. лет., упоминается «Святаа Софиа каменна, о седми версех». Однако летописные известия не дают точной даты постройки храма. На основании текста С. исследователи связывают верхнюю дату с событиями 1068г. в Киеве, участником которых был князь Всеслав Брячиславич, и даже с 1067г. — годом похода его на Новгород, захвата Новгородской Софии и колоколов. Нижняя дата (1044г.) определяется в связи с известиями о занятии в этом году Всеславом полоцкого стола и с постройкой в Новгороде в 1045г. Софийского собора, с которым у Софии Полоцкой находят больше архит. соответствий, чем с Софией Киевской (А. К. Афанасьев, М. К. Каргер, Л. В. Алексеев). Однако Г. В. Штыхов считает полоцкий собор упрощенным вариантом Киевской Софии. В литов.-белорус. летописях строительство храма приписывается Борису Кгинвилу и датируется 20-ми гг. XIII в., однако новейшее изучение его стилистич. и технич. особенностей опровергает эту датировку. Особенностью собора является наличие апсид, получивших различное истолкование в лит-ре. Их считали древнейшей частью храма, К. Шероцкий, а вслед за ним и Алексеев, усматривали в апсидах влияние западноевроп. ром. архитектуры. Однако архит.-археол. работы В. А. Булкина в Полоцке доказали позднее происхождение зап. апсид и одновременно выявили следы галереи и лестничной башни у сев.-зап. угла собора, небольшой храм-крещальню, притвор с вост. стороны, пристройку к зданию в ширину фасада. Все эти постройки относятся к домонг. времени. Находка в 1977г. древнерус. надписи на камне в основании Софии Полоцкой и ее палеогр. показания позволили уточнить дату основания полоцкого собора — сер. 50-х XI в. (Булкин, Т. В. Рождественская).

В XVII—XVIII вв. собор сильно перестраивался, что видно на сохранившихся рисунках Полоцка этого времени, неоднократно ремонтировался, а в 1750 был полностью перестроен униатским архиепископом Флорианом Гребницким. Детальное изучение собора проведено Булкиным в кон. 1970-х. Исчерпывающая информация о храме, подводящая итоги его многолетнего изучения, дана П. А. Раппопортом.

По другой версии, точкой отсчета готики следует считать Виленский бернардинский костел (3).

Будславский костёл бернардинцев (Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии в д.Будслав, Мядельский район Минской области) — бывший бернардинский, ныне приходской католический храм. Впервые упоминается в документах в 1504 г., когда великий князь Литовский Александр подарил виленским бернардинцам (ветвь францисканцев) 6000 моргов леса в Минском уезде. Получившие землю монахи жили по 2-4 человека в постройках-будах, имея при этом часовню. В 1591 году был построен деревянный храм Посещения Марией Елизаветы, в котором находился чудодейственный образ иконы Матери Божьей, привезённый в 1598 году Яном Пацом из Рима (дар папы римского Климента VIII) и в 1613 г. переданный в церковь. Позже, в 1643 г., построен новый костёл. Современное здание начали строить в 1767 г.. Его освятили в честь Вознесения Матери Божьей. После закрытия в 1852 году некоторые его монахи принимали участие в восстании 1863-64 гг. В данный момент в костёле служат епархиальные священники. Наиболее известным и старым из сохранившихся храмов являетя церковь в Сынковичах (4,5). Здесь находится один из самых интересных памятников Белоруссии: готическая православная церковь-крепость, построенная около 500 лет назад. Не просто уникальная по многим пунктам, но еще и потрясающе ландшафтная - белорусская "сестра" знаменитой церкви Покрова-на-Нерли. Сынковичская церковь - одна из трёх похожих храмов, построенных в Великом княжестве Литовском еще до Люблинской унии (хотя ими православная готика, конечно, не исчерпывается) по образцу Бернардинского костёла в Вильнюсе. Её "сёстры" - церковь Рождества Богородицы в Мурованке (6) и Благовещенская церковь в Супрасле (7). А вот "православная готика" является на феноменом Чёрной Руси (северо-запад). Больше нигде в древнерусских землях такого не встретить, разве что в Буковине и Закарпатье. В этом стиле было построено даже несколько крупных храмов в Вильнюсе, Гродно и Берестье, но ни один из них не дожил даже до советского времени - какие-то погибли еще в Средние века, брестский собор был снесён вместе со всем старым городом при строительстве крепости, а Пречистенский собор в Вильнюсе (8) перестроен до неузнаваемости (8). Сохранилось лишь несколько небольших церквей, и тем ценнее каждая из них. На территории непосредственно Руси протоготические постройки появляются в 14 в. в новгородской земле: 1360г. – церковь Федора Стратилата (9), 1374г. – церковь Спаса Преображения на Ильине (10).

Господствующим стилем 16 в. на Руси стал шатровый. Идея приближающегося к форме шатра пирамидального завершения храма волновала зодчих с 12 в. В Спасо-Андрониковом монастыре (14 в.) пирамидальная композиция вплотную приближалась к очертаниям шатра. Важное качество шатровых храмов — столпообразность — встречалось в русской архитектуре и ранее. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде(1020—1026 гг.), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 г.) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» (11) начала XIV в. из села Кривое на Северной Двине. Существовал также особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 г.. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова. В чистом виде эта идея стала реализовываться в 16 в. До недавнего времени первой каменной шатровой постройкой считалась церковь Вознесения в великокняжеской подмосковной усадьбе Коломенское (13). Храм был воздвигнут Василием 3 в честь рождения сына (Ивана 4). Церковь представляла собой 60-метровый шатер, покрытый красным и белым узором, вокруг него – галереи и ряды кокошников. Все это совершенно не похоже на традиционные образцы церквей с плавными завершениями куполов. Шатровые завершения часто применялись в поздней готике, например в Польше. Вторая жена Василия 3 Елена Глинская была родом из Литвы, Т.О. русская шатровая архитектура не была исключительно русским созданием. Однако сооружение храма Вознесения в Коломенском выдвинуло русскую архитектуру на самый высокий уровень европейского средневекового зодчества. Однако в настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе (12), служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.

В середине 16 в. недалеко от Коломенского в селе Дьяково (14) в честь венчания Ивана 4 на царство в 1547г. был воздвигнут храм Иоанна Предтечи. Церковь имела пять 8-гранных приделов, поставленных вокруг центрального здания в виде многоярусной башни. В сравнении с Коломенским храмом, дьяковская церковь более тяжеловесна, но богаче украшена.

Продолжением архитектуры дьяковской церкви стал Собор Покрова на Рву (15-Василия Блаженного). Он был возведен в честь взятия Казани в 1555-61г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым. Собор представляет собой 8 приделов вокруг центрального собора, увенчанного шатром. Все 9 церквей находятся на одном помосте и связаны галереей. Собор символизирует идею объединения русских земель вокруг Москвы. Первоначально собор был белым, теперешнюю окраску он получил в 17 в. Собор Василия блаженного наглядно демонстрирует разрыв с традициями крестово-купольной архитектуры. Он представляет собой сочетание восточного и западного стилей.

Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.

Примером решения, восходящего к храму в Коломенском, служит церковь Преображения (16.) конца XVI века в подмосковном царском селе Остров. Крестообразное основание храма, переходящее в восьмерик, восходит к Вознесенской церкви. Однако храм в Острове имеет алтарную апсиду (что делает здание более традиционным, более удобным для богослужения) и два небольших придела с восточных углов. Приделы имеют форму, схожую с малыми приделами Покровского собора на рву. Приделы соединены окружающей храм галереей.

В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь (17.) 1556 года, возведенная в своем имении Алексеем Басмановым в память казанского похода. Храм так же имеет конструкцию «восьмерик на четверике» с тем отличием от предыдущих церквей, что четверик имеет простую кубическую форму. Фасады четверика оформлены наподобие обычного купольного храма со столпами внутри (фасады разделены пилястрами на три прясла, законченные кокошниками). С востока к храму примыкают объемные апсиды.

Кирпичная готика (северогерманская готика) — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике в XIII - XVI веках. Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое не подходит для монументального строительства. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен (18,19).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ | Історія субкультури готів


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных