Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация информационных систем обеспечения качества




 

Процесс внедрения российскими предприятиями передовых систем качества ISO 9000 чрезвычайно сложен. Однако, внедрение этих систем – необходимое условие для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой им продукции. Важную роль в этом деле играет использование информационных систем.

Организация и рациональное использование информационных систем необходимы при сертификации системы обеспечения качества для:

• получения зарубежных инвестиций,

• привлечения зарубежных заказчиков, (так как повышение цены реализации продукции предприятия с такой системой может достигать 50%);

• соблюдение ISO 9000 является требованием для получения госзаказа (постановление Правительства России № 113 от 02.02.1998 г.).

Система обеспечения качества предполагает формирование эффективной структуры управления процессом производства с целью выпуска качественной продукции. Международный стандарт ISO 9000 может быть внедрен любым предприятием и регламентирует:

  • Ответственность руководства.

· Систему качества.

  • Анализ контракта.
  • Управление проектированием.
  • Управление документацией и данными.
  • Закупки.
  • Управление продукцией, поставляемой потребителем. Идентификацию и прослеживаемость продукции.
  • Управление процессами.
  • Контроль и испытания.
  • Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
  • Статус контроля. Управление несоответствующей продукцией.
  • Корректирующие и предупреждающие действия.
  • Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку.
  • Управление регистрацией данных о качестве.
  • Внутренние проверки качества.
  • Подготовку кадров.
  • Обслуживание.
  • Статистические методы.

Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования по перечисленным направлениям. Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней [86]:

• комплексных систем управления предприятием (продукты Baan, SyteLine...);

• систем злектронного документооборота;

• продуктов, позволяющих создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности, систем нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако, большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационнойподдержки. Для этого привлекаются консультанты по внедрению систем качества, используются специальные методики. При решении информационных проблем управления качеством необходимо разграничить две проблемы – сертификацию и информатизацию. При этом информационная система становится одним из важнейших технологических факторов, способствующих реальному развитию концепции TQM. Концепция ТQМ (Total Quality Management) представляет собой всеобъемлющее управление качеством, на базе TQM основываются дальнейшие рекомендации по построению систем качества.

На стадии реинжиниринга бизнес-процессов необходимо использовать программные средства моделирования, которые соответствуют стандартам IDEF. Эти стандарты применяются для создания функциональной модели (отражение функций и процессов моделируемой системы в формализованном виде). Среди информационных технологий, применяющих стандарты IDEF, можно отметить ERwin и BPwin (Platinum Technologies), Aris ToolSet (IDS Prof. Scheer), SyteGuide (Symix), Orgware (Baan).

Далее на предприятии следует внедрить электронный документооборот, называемый системой управления документами или, вернее, системой хранения, контроля и управления документами. Например, с помощью Aris Toolset формализуются процессы деятельности предприятия и в среде workflow вручную создаются экранные формы. На этой основе происходит установка и эксплуатация готовых систем электронного документооборота.

Предприятие с функционирующей системой обеспечения качества производит интеграцию применяемых программных средств, обычно, с использованием технологии управления данными об изделии (PDM, product data management). Данная технология соответствует единой структуре данных о выпускаемой продукции, применяемых процессах и используемых ресурсах. DPM дает возможность пользователю в любой момент получить текущую информацию по любому производственному вопросу, передать ее в любую точку системы.

Особую группу составляют программные продукты, созданные для решения информационных проблем предприятий, сертифицированных по ISO 9000 или же готовящихся к таковой сертификации. Для тех и других разработаны программные продукты нескольких групп [87]:

• К первой группе можно отнести специфические системы управления документами для типовых задач управления качеством. Назначение отдельных модулей таких продуктов часто совпадает с названием того или иного элемента системы качества. Функциональные компоненты, связанные с регистрацией корректирующих и предупреждающих действий или управлением контрольным и измерительным оборудованием, наряду с компонентами общего характера (например, поставщики или клиенты) входят в программу Q-Pulse фирмы (GaelQuality). Аналогичные системы имеются у фирм Quality Mapping Solutions (QMS), Quality System International (QSI) и ISO Software Solutions. Такие специфические для управления качеством элементы, как корректирующие и предупреждающие действия или ответственность руководства, даже в системах Baan IV поддерживаются только частично. Наиболее полно они представлены именно в специализированном программным обеспечением со справочными системами, информирующимипользователя о правилах работы с программой, идеологии стандартов ISO, их классификации, терминологии. Основное преимущество таких продуктов заключается в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, детальная реализация которых зависит не только от конкретного предприятия, но и от традиций развития стандартизации и систем качества в той или иной стране, сложившихся до перехода на ISO 9000.

• Ко второй группе относятся программные продукты, определяющие степень готовности предприятия к сертификации. Им свойственны черты экспертных систем и продуктов функционального моделирования с ориентацией на задачи управления качеством. К ним относится продукт Assessor for ISO (1SOCSA Quality Management). Программа работает в режиме экспертной системы, задает пользователю вопросы, касающиеся деятельности предприятия, после чего даются рекомендации по целесообразности принятия определенной модели управления качеством (ISO 9001, 9002 или 9003), требуемых ресурсов, предполагаемым срокам внедрения и необходимости внешнего консультирования. К этой группе относится пакет CIM Quality (JKA Inc.), в котором создаются модели деятельности предприятий, параметры которых связаны с элементами системы качества. Данная модель связана с методологией создания и финансовыми вложениями в развитие тех или иных элементов системы качества.

Таким образом, внедрение информационных технологий систем обеспечения управления качеством является непростой задачей интеграции прогрессивных зарубежных стандартов и программных разработок с отечественным опытом в данной области. Особое внимание следует уделить формированию штата сотрудников, занимающихся интеграцией программно-аппаратных решений и привлечению сторонних специалистов-консультантов из специализированных фирм.

 

контрольные вопросы

 

1. Дайте определение корпоративной информационной системы.

2. Назовите отличие корпоративной информационной системы от автоматизированной системы предприятия.

3. Какова основная цель внедрения корпоративной информационной системы?

4. Назовите методы управления, на которых базируется корпоративная информационная система.

5. В чем состоит причина выбора тех или иных методов управления?

6. Охарактеризуйте стандарт управления MRP II.

7. Каким образом строится информационная система по стандарту MRP II?

8. В чем сущность системы управления ERP?

9. Как происходит планирование разработки компьютерных информационных систем?

10. Назовите основные этапы построения корпоративных информационных систем.

11. Какие требования предъявляются к документации и стандартизации корпоративных информационных систем?

12. Что входит в понятие защиты информации?

13. В соответствии с какими правовыми актами осуществляется защита информации?

14. Назовите основные направления государственной политики в области информационной безопасности.

15. Какие законодательные нормы защищают здоровье пользователя ПК в Российской Федерации?

16. Перечислите основные негативные воздействия ПК на здоровье пользователя.

17. Какую нагрузку испытывают глаза человека при работе на ПК?

18. Расскажите о наиболее важных зарубежных стандартах по безопасности компьютерного оборудования для пользователя.

19. В чем состоят отличия стандартов ТСО'92, ТСО'95 и ТСО'99?

20. Проведите сравнение отечественных и зарубежных стандартов безопасности пользователя при работе на ПК.

21. Для чего необходимо проводить сертификацию системы обеспечения качества информационныхтехнологий?

22. С помощью каких групп программных продуктов решаются информационные проблемы предприятий, сертифицированных по ISO 9000 или готовящихся к сертификации? Что это за программные продукты?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных