Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебно-методическое пособие




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

___________________Ерохин А.М.

«___» ____________ 2016г.

ИСТОРИЯ РОССИИ (ХХ В.)

(1938 – 2000 гг.)

Учебно-методическое пособие

(Специальность 46.03.01 История)

Ставрополь 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение истории России ХХ в. длительное время базировалось на классово-формационном концептуальном подходе, неизбежно приводившем к идеологизации и политизации исторического познания, его классово-антагонистическому пониманию. Современный цивилизационный подход к историческому анализу развития общества, положенный в основу данного методического пособия, позволяет рассматривать историю как взаимодействие отдельных и мировых цивилизаций в целом.

Целью данного пособия является изучение и анализ ключевых событий важнейших этапов в развитии советского государства и общества, а также оказание методической помощи студентам в ознакомлении и выборе современной научной литературы и источникам к предложенным темам семинарских занятий и самостоятельной работы. В число важнейших задач входят такие, как исследование особенностей российской модернизации, выявление специфики исторического развития России в ХХ в., изучение причин кризиса российской государственности и распада тоталитаризма в СССР, анализ процессов экономической и политической интеграции составных частей государства и др.

Представленное пособие, включающее программу, планы семинарских занятий и методические рекомендации и являющееся логическим продолжением первой части рекомендаций по истории России (1917-1937 гг.), охватывает период с 1938 по 2016 г. Изучаемый период является чрезвычайно важным в истории Отечества, поскольку именно в его хронологических рамках общество эволюционировало от апогея сталинизма к смене модели общественного развития. В течение VII-VIII семестров студенты на конкретно-историческом материале должны глубоко проанализировать такие проблемы, как общественно-политическая жизнь и экономическое развитие советского общества накануне и в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период; идеологические кампании и массовые репрессии сталинизма 2-й половины 40-х гг.; основные тенденции экономического развития и реформы управления; объективная потребность обновления экономической стратегии в 60-х гг.; сложность перехода от административно-командной организации экономики к рыночным отношениям в 90-е гг.; причины экономической, политической, духовной и нравственной деградации советского общества в 70-х – 1-й половине 80-х гг.; разработка основных вариантов радикальной экономической реформы; роль интеллигенции в обосновании необходимости радикального обновления общества; особенности политической и экономической жизни постсоветского государства, переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на современный анализ дискуссионных проблем, выявление различных точек зрения по ним. Отдельно представлены вопросы для самоконтроля по итогам изучения основных положений каждого раздела учебного курса.

Представленная в пособии программа базируется на проблемно-хронологическом принципе и охватывает период с 1938 по 2016 г. Она включает систематическое изложение и анализ узловых проблем социально-экономического, политического, духовного развития, вопросов внешней политики и культуры Советского государства, прослеживает перспективные тенденции современной экономики и внутриполитических процессов. Тематическое многообразие объясняется стремлением комплексно рассмотреть основные этапы эволюции советского и постсоветского общества.

Данное методическое пособие призвано воспитать в студенте-историке самостоятельное и продуктивное мышление, приучить его к сознательному отношению к исследовательскому материалу, а также помочь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям, которые являются важной составной частью учебного процесса. Именно эти занятия способствуют более глубокому и полному овладению студентами предметом, выработке у них навыков самостоятельной работы с разнообразными группами источников и монографической литературой, способности самостоятельно мыслить, соблюдая научные принципы историзма; критически, без какой-либо идеологической предвзятости, оценивать конкретно-исторические материалы.

По окончании изучения курса истории России в 1917-2016 гг. студенты должны иметь научное представление об основных этапах в истории советской и постсоветской России, знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В основе разработки данного пособия лежит также проблемно-хронологический принцип изучения новейшей истории России. Каждое занятие включает формулировку темы, вопросы для обсуждения, методические указания, список источников и литературы, темы докладов или рефератов. Семинарские занятия могут проводиться в форме семинаров-дискуссий, коллоквиумов, «круглых столов», выступлений студентов с рефератами или докладами, в виде развернутой беседы, деловой игры и т. д.

Систематическая и последовательная подготовка к семинарским занятиям поможет студентам более глубоко изучить исторические события, выявить их причинно-следственные связи, закономерности и диалектические противоречия.

Согласно Государственному образовательному стандарту и учебным планам студенты-бакалавры за время изучения курса новейшей истории России (1917 – 2016 гг.) сдают два экзамена (VI и VIII семестры) и зачет (VII семестр). По окончании бакалавриата сдается выпускной экзамен по истории России, куда составной частью входит и курс новейшей истории России.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

VII СЕМЕСТР






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных