Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы организации и деятельности механизма государства.




Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы ор ганов.

Общие принципы принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулиро ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О проку ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, за конность.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга низации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не посредственно (например, выборы президента и представитель ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личнос ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен ная власть осуществляется на основе разделения на законода тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само стоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе дерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, авто номные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера ции равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон ституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи зации и деятельности механизма государства получают свое под крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци пов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выраже ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу дарственной службы Российской Федерации».

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета ние коллегиальности и единоначалия, экономичность государст венной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель ности государственного механизма как системы государствен ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей ствии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

14.Право как сложное социальное явление. Многозначность понятия «право».

15. Понятие и признаки права.

В современной юридической науке термин "право" ис пользуется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые при тязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов лены природой человека и общества и считаются естествен ными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридичес ких норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель ных лиц. В-третьих, названным термином обозначают официаль но признанные возможности, которыми располагает физи ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

 

В-четвертых, термин "право" используется для обозна чения системы всех правовых явлений, включая естествен ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как анг лосаксонское право, романо-германское право, нацио нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каж дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч но не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляет ся и в неюридическом смысле. Существуют моральные пра ва, права членов общественных объединений, партий, со юзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество опреде лений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об опреде лении сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, поли тикой, нравственностью и особенно глубокие связи с госу дарством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Призна ки характеризуют право как понятие, свойства — как ре альное явление.

Право — это обусловленная природой человека и обще ства и выражающая свободу личности система регулиро вания общественных отношений, которой присущи норма тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен ного принуждения.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко торые характеризуют его как специфическую систему ре гулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро вания — нравственностью, обычаями и т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юри дическое лицо, не произвольны, они отмерены и определе ны в соответствии с действующими нормами. В действительности имеет место противоположная за висимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сто рона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдель ных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью государственного при нуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственно сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, име ющее монополию на осуществление принуждения, представ ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль но выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени цен ные свойства: стабильность, строгую определенность и обес печенность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью суще ствующего. Право, таким образом, раздвигает границы ста бильности, определенности, а следовательно, и рамки сво боды в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух на правлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъек тивного права и преследует цель принудить правонаруши теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причи ненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом слу чаях виновный привлекается к юридической ответственнос ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска ция имущества, штраф и т.п.).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойствен на и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру ются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государ ством, а другими организациями (общественными, религи озными). Государство, в отличие от них, придает праву об щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному тол кованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас смотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкциони рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и од нозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Системность. Право представляет собой сложное сис темное образование. В настоящее время в свете новых под ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное пра во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу дарство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право вые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуаль ные возможности, возникающие на основе норм позитивно го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам пра вовая система адаптируется к важнейшим интересам и по-требностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от-раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуали зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз-рывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед ливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста тус всех граждан, т.е. равные конституционные права и еди-ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру ет равенство прав и свобод человека и гражданина незави симо от пола, расы, национальности, языка, происхожде ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж ности к общественным объединениям, а также других об стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Рос-сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, пря мое действие и применяется на всей территории Россий ской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимае мые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен ной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу цию Российской Федерации и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек тивных прав в судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

Функции права

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воз-действия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отно-шения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное на значение. Оно выражается в том, что право выступает ре-гулятором общественных отношений. Это основное функци ональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении обществен ного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предо ставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции пра во определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязываю щих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать тру довую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое про явление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется орга-нами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государствен-ным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвя зей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее име ет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (пра во притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в ка честве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует право мерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответ ственно. Это позитивная ответственность исключает нега тивную юридическую ответственность. Следовательно, пра во предоставляет свободу действий его обладателю, а так же, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных по следствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых, в об щем виде, содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе при менения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

 

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воз-действия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отно-шения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное на значение. Оно выражается в том, что право выступает ре-гулятором общественных отношений. Это основное функци ональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении обществен ного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предо ставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции пра во определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязываю щих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать тру довую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое про явление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется орга-нами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государствен-ным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвя зей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее име ет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (пра во притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в ка честве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует право мерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответ ственно. Это позитивная ответственность исключает нега тивную юридическую ответственность. Следовательно, пра во предоставляет свободу действий его обладателю, а так же, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных по следствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых, в об щем виде, содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе при менения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных