Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Биологические половые различия




П. р. обнаруживаются в неск. биолог. областях, включ. гены, гормоны, орг-цию головного мозга и физ. характеристики. Пренатальное половое развитие ребенка обусловлено последовательностью генных, хромосомных и средовых действий. Эта последовательность начинается с соединения X- или Y -хромосомы отца с Х -хромосомой матери. Чтобы у ребенка сформировался биолог. мужской пол, совершенно необходимо, помимо соотв. хромосом, наличие в пренатальный период развития тестикулярных гормонов; без этих гормонов у ребенка сформируется биолог. женский пол. Генетические различия, зависящие от половых хромосом, — это один из возможных биолог. факторов, к-рый влияет на полоролевое развитие и на психол. П. р.

Для объяснения различий в психологии и половых ролях мужчин и женщин теоретики тж обращались к различиям в структуре и функциях головного мозга. В общем, правое полушарие мозга связывают с решением пространственных задач и симультанной (параллельной) обработкой информ. из неск. источников, а левое полушарие — с решением вербальных задач и сукцессивной (последовательной, пошаговой) обработкой информ. Возможно, какие-то незначительные различия в орг-ции мозга и существуют, но даже если это так, ими все равно не удается объяснить существующие психол. П. р.

В качестве еще одного возможного биолог. фактора П. р. неоднократно предполагались половые гормоны. Однако сейчас уже не пытаются объяснить различия в психологии мужчин и женщин влиянием половых гормонов.

Возможно, что месячные гормональные изменения связаны с какими-то П. р. в перцептивных и социально-эмоциональных характеристиках. Нек-рые женщины испытывают изменения уровня активности, сенсорных порогов и настроения, связанные с их месячными циклами. Однако, несмотря на огромное количество исслед., нет никаких доказательств в пользу того, что менструальный цикл женщин связан с их познавательной (когнитивной) деятельностью.

Существует ряд физ. П. р.; напр. в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки, в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое, вероятно, справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата, в среднем, на 1,5—2 года раньше мальчиков. Темп физ. созревания, по-видимому, связан со зрительно-пространственными навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие имеют более совершенные зрительно-пространственные навыки, чем рано созревающие. Между скоростью созревания и вербальными навыками никакой связи не обнаружено.

Выводы

Мн. психологи, изучающие взаимосвязи между биолог., жизненными и психол. П. р., приходят к выводу, что биолог. П. р. невозможно объяснить различия в психологии лиц мужского и женского полов. Биолог. факторы могут создавать потенциальные возможности для формирования психол. характеристик. Однако воздействия среды часто перекрывают биолог. различия и контролируют П. р., к-рые могут проявиться, а могут и не проявиться в психол. характеристиках.

См. также Статус профессии, Школьное обучение, Половые различия, Полоролевое развитие

К. Шау

 

Половые различия в склонностях к математике (sex differences in mathematics)

 

На протяжении ряда лет сообщалось о П. р. в склонности к математике, согласно к-рым лица мужского пола более способны к изучению этой дисциплины. Однако такие различия становятся заметными только в младшей средней школе (9—10 классы). В целом, в это время девочки превосходят мальчиков в решении задач на вычисления, тогда как мальчики явно сильнее девочек в решении задач, требующих способности к мат. рассуждению. Хотя П. р. в общей способности к мат. рассуждению довольно значительны, П. р. в успешности выполнения определенных видов мат. заданий еще больше. По сравнению с представителями мужского пола, лица женского пола реже завершают изучение курсов математики в средней школе и колледже в соответствии с установленными квалификационными требованиями, реже поступают на факультеты точных наук в колледжах (где требуют успешного освоения определенного количества мат. курсов в период обучения в средней школе) и имеют меньший показатель продолжительности работы в областях, требующих мат. знаний и навыков.

Для объяснения этих различий выдвигалось неск. гипотез. Гипотеза маскулинной идентификации гласит, что для того, чтобы иметь интерес и способность к овладению математикой, необходимо психологически идентифицироваться с мужским полом. Согласно гипотезе соц. подкрепления, связанные с полом различия в мат. достижениях обусловлены, по крайней мере частично, дифференциальным соц. подкреплением и различающимися ожиданиями в отношении мальчиков и девочек.

Феннема и Шерман высказали предположение, что П. р. в способности к мат. рассуждению — всего лишь результат того обстоятельства, что мальчики под воздействием факторов социализации выбирают для изучения больше курсов математики и изучают ее в большем объеме, чем девочки. Бенбоу и Стэнли представили данные, к-рые противоречат этой теории. Они считают, что скорее всего сочетание эндогенных и экзогенных переменных служит причиной относительно высокого уровня мат. мышления у большей доли мальчиков по сравнению с девочками. Однако пока не удается установить, какие именно взаимодействия таких факторов, как особенности окружающей среды, соотношение женских и мужских гомонов, физиологически обусловленные различия в уровнях активации и разная латерализация полушарий, могли бы стоять за П. р. в склонностях к математике.

См. также Успеваемость и учебные потоки, Результаты научения (I, II), Школьное обучение

К. П. Бенбоу

 

Половые различия (sex differences)

 

Истоки изучения П. р. лежат в области дифференциальной психологии, начало к-рой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физ. и психич. черты мужчин и женщин.

Новый импульс исслед. в области П. р. придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в к-рой они проанализировали психол. литературу, охватывающую свыше 1000 исслед. в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель — определить, какие из П. р. действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые П. р. можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню мат. способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства П. р. были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств П. р. в др. традиционных областях исслед.

Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по П. р. в способности оказывать влияние (influenceability) и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исслед. П. р. в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая П. р. изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных П. р. — имеется в виду зрительно-пространственная способность — фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных.

Область П. р. — одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают П. р. продуктом взаимодействия биолог. и соц. факторов, исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в П. р. либо биолог., либо соц. переменных. Кроме того, в данной области возможны различные виды взаимодействий, к-рые могут вызывать совершенно разные типы исслед. и политических решений.

Критика биологизаторских теорий П. р. оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области «психологии женщин». Осн. направление этой критики касалось влияния пола экспериментатора или, более широко, исследователя на проявление П. р. испытуемых в результатах выполнения тестов и др. заданий. Др. направление отмечает существование обусловленной полом исследователя предвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений П. р. и в подборе методов, используемых для оценки «той же самой» характеристики у лиц мужского и женского полов.

Критика исслед. П. р. может быть и концептуальной, а не только методологической. Напр. можно указать на отсутствие общей теорет. базы для определения того, когда следует изучать проявление данного П. р., или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о П. р. обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области П. р. нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания П. р. как объяснения, потому что они связываются либо с биолог. процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.

См. также Половые различия: возрастной аспект, Половые различия в склонностях к математике, Сексизм

Р. К. Унгер

 

Половые роли (sex roles)

 

Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин «половые роли», обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне П. р. можно определить как «совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)». К характеристикам, к-рые обычно считают охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.

Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как соц. группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не качества др. людей.

В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности— фемининности для оценки расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов половой типизации. Полоролевая идентификация — термин, имеющий самое непосредственное отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола.

Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие (практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без обязательной идентификации с др. аспектами данной роли).

Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с позиций этого многомерного подхода — BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья, полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой трансценденцией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных