Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иностранные термины.




Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)

 

В английском языке отсутствует точный эквивалент немецкого слова Geisteswissenschaften [Интересно отметить, что согласно немецким источникам (см., напр.: Философский словарь: Сокр. пер. с нем. М., Иностранная литература., 1961, — С. 390), происхождение выражения Geisteswissenschaften («науки о духе») ведет свое начало от Шиля, который перевел «Логику» Дж. С. Милля (1849) на немецкий и выбрал термин Geisteswissenschaften для передачи смысла английского выражения «moral science», точный эквивалент которого в немецком отсутствовал (примеч. науч. ред.)], к-рое раньше нередко переводилось как «human studies» («науки о духе» или «науки о человеческой деятельности»), однако в последнее время оно чаще переводится как «human sciences» («гуманитарные науки») в целях противопоставления Naturwissenschaften («наукам о природе» или «естественным наукам») и разграничения с Kulturwissenschaften («науками о культуре»). Вообще говоря, английский термин «human sciences» относится к тем наукам, к-рые теоретически рассматривают типично челов. виды деятельности. Важнейшей целью Вильгельма Дильтея было создание эпистемологических основ этих наук, к-рые были бы равноценны по значению теорет. основам естествознания, но отличны от них по сути. Поскольку — вопреки всем присущим им различиям — общим для всех наук о чел. яв-ся интерес к тому, как люди относятся к разным аспектам своего мира и к др. людям, Дильтей старался как можно точнее сформулировать теорет. положения, общие для этих наук, чтобы ни у кого не осталось сомнений в отличии последних от естественных наук и чтобы положить конец их ошибочному подражанию естественным наукам. Определяя отличие наук о чел. от естественных наук, Дильтей исходил из существования двух разных видов опыта: первые опираются на «внутренний опыт душевной жизни», а последние — на «внешний чувственный опыт». Поскольку «внутренний» и «внешний» опыт отличны друг от друга, осн. на них знания тоже должны быть разными.

См. также Naturwissenschaftliche psychologie, Философия науки

А. Джорджи

 

Grow

 

Grow (англ. — расти) — это название международного общественного движения за психич. здоровье. Оно возникло в Австралии и насчитывает свыше пятисот групп самопомощи. Движение получило свое развитие еще в пяти странах мира. Grow предоставляет круглосуточные услуги по реабилитации лиц, страдающих тяжелыми психич. расстройствами. Эти группы также оказывают помощь в профилактике эмоциональной дезадаптации.

Как правило, группами руководит получивший специальную подготовку организатор системы Grow. Это лицо поручает ведение еженедельного структурированного сеанса длительностью в полтора-два часа члену группы, продемонстрировавшему прогресс на пути к зрелости.

Формула психич. здоровья и счастья движения Grow выражена в лозунге: «Пусть будет беспорядок в малом ради порядка в большом, и потому будь доволен тем, что есть много поводов для серьезного недовольства». Изучению эффективности движения Grow было посвящено трехлетнее исслед., финансированное Национальным институтом психического здоровья.

Э. Ваттано

 

Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)

 

Сегодня некоторые ун-ты официально относят психологию к разряду соц. наук, а некоторые — к разряду биолог. наук. Это искусственное разделение психологии и отнесение ее к классу гуманит. (Geisteswissenschaften) или естественных (Naturwissenschaften) наук имеет длинную историю. В разной степени к этому разделению причастны немецкие психологи, и в первую очередь Вильгельм Гиндельбанд, Генрих Рикерт и Вильгельм Дильтей.

В последующие годы эта дихотомия приобрела иное выражение: структуралисты причисляли себя к Geisteswissenschaftliche традиции, а бихевиористы — к Naturwissenschaftliche лагерю.

Это деление имеет и др. последствия. Стало уже общим правилом, что науки, относящиеся к разряду естественных, преимущественно ориентированы на номотетическую методологию и на количественные измерения. Науки же, относящиеся к разряду соц. или гуманит., тяготеют к феноменологической ориентации, изучению отдельных индивидуумов и идиографической методологии. Биологически ориентированные теоретики придерживаются преимущественно детерминистских взглядов, в то время как теоретики соц. ориентации признают за индивидуумом право принимать самостоятельные решения.

Совр. психология по сути своей функциональна. Некоторые ее представители, например, Б. Ф. Скиннер, придерживаются биолог. традиции, а другие, в частности Карл Роджерс, считают психологию соц. наукой. Интересно, однако, то, что Скиннер, как и Роджерс, убежден в необходимости изучения единичных случаев, т. е. индивидуумов.

См. также Geisteswissenschaftliche psychologie, Теоретическая психология

У. Саттон

 

Q -сортировка (q-sort technique)

 

Q -c. представляет собой методику, используемую для описания индивидуума таким образом, чтобы получить переменную, к-рая может связываться с др. получаемыми сходным образом переменными. Она применяется для сравнения самоописания субъекта с описанием своего идеала или для сравнения самовосприятия с восприятием себя другими, а тж для нахождения корреляций между описаниями групп людей, сделанных ими самими или др. людьми. Она может использоваться для деления группы лиц на более или менее однородные подгруппы или типы. При использовании с целью изучения мнений и убеждений, Q -с. может оказаться полезной в определении групп думающих сходным образом людей.

Как правило, такая переменная получается на основе принудительной классиф. фиксированного набора пунктов или элементов, к-рыми могут быть утверждения, определения или глаголы. Выполняющего Q -с. субъекта инструктируют в отношении того, как реагировать на пункты, обычно напечатанные на карточках.

При большинстве Q -с., задаваемое распределение приблизительно соответствует нормальному. Субъект приписывает (числовое) значение своим выборам, раскладывая карточки по стопкам в соответствии с заданной частотой для каждой из них. Возникновение процедуры Q -с. датируется примерно 1935 г., когда она была практически одновременно и независимо предложена Г. Томсоном и Уильямом Стефенсоном.

См. также Методика вынужденного выбора

П. ДюБуа

 

Tabula rasa

 

Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том, что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт. Противоположную позицию занимают представители рационализма, утверждающие, что источником знаний — по крайней мере, частично — яв-ся врожденные идеи или врожденная потенциальная способность к их постижению. Термин Т. r. («чистая, неисписанная доска» — лат.) представляет собой метафору, используемую сторонниками эмпиризма для характеристики разума в момент появления ребенка на свет — т. е., разума как пустого состояния, без к.-л. врожденных идей. Представление этой концепции в трудах Локка оказало огромное влияние на развитие совр. психологии.

Концепция Т. r. признается далеко не всеми. Во времена Локка ее наиболее активным критиком был представитель немецкого рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц, утверждавший, что без врожденной способности к переработке известий из внешнего мира наш разум был бы не в состоянии получить даже малейших представлений о том, что нас окружает. Отстаиваемая Лейбницем позиция в наши дни обнаруживается в теориях когнитивного развития таких ученых, как Жан Пиаже и Ноам Хомский.

Сегодня немногие психологи согласились бы с характеристикой челов. разума как Т. r. в чистом виде. Даже Локк допускал существование врожденной склонности к приобретению и объединению знаний. Предметом дискуссии яв-ся не вопрос о существовании в чел. разуме врожденной структуры, а вопрос о ее природе и масштабах.

Р. Шоу

 

Z -оценка (Z-score)

 

Буквой Z обозначается стандартная оценка, основанная на нормальном распределении. Иначе говоря, Z -o. яв-ся мерой отклонения от среднего, выраженной в единицах стандартного отклонения.

Если х — нормально распределенная переменная со средним μ и стандартным отклонением σ, тогда

.

Говорят, что любое значение переменной, преобразованное в Z -o., яв-ся нормированным (т. е. переведенным в значения другой шкалы, основанной на единичном нормальном распределении со средним, равным 0, и стандартным отклонением, равным 1). Преимущество стандартизации (нормирования) несравнимых распределений заключается в том, что эти распределения приводятся к одному масштабу, что позволяет напрямую сравнивать ранее несопоставимые переменные.

Участок нормальной кривой, заключенный между Z = -1,96 и Z = +1,96, содержит 95% всех случаев, а участок между Z = -2,576 и Z = +2,576 включает 99% случаев, и потому одно из этих двух множеств Z -o. обычно используется при определении конечных точек критической области для принятия нулевой гипотезы в психол. исслед.

См. также Измерение, Стандартизация теста, Статистическая значимость

Г. Райх

 

Z -процесс (Z-process)

 

Z. -п. — это психотерапевтическая система, объединяющая в себе этологические принципы и принципы формирования привязанности, к-рая была разработана для преодоления сопротивления образованию связи между взрослым и ребенком, являющейся необходимым условием нормального роста последнего. Аутичный ребенок демонстрирует саморазрушительные формы агрессии и не способен направить агрессию на др. людей. Лечение аутистичных детей методом Z. -п. привело к заключению, что такая психопатология яв-ся следствием неспособности сформировать две цепочки привязывающего поведения, существенных для развития привязанности, стимулирующей эффективную жизнедеятельность: а) телесный контакт, необходимый для развития близости и базисного доверия, б) контакт глаз, необходимый для направления, интеграции и фокусирования сложного эмоционального и когнитивного взаимодействия ребенка и взрослого. Нарушение этих связей называют «комплексом медузы» (Medusa complex), коррекция к-рого осуществляется путем «выдерживания» ребенка «в состоянии протеста» при поддерживании контакта глаз. Нико Тинберген и его сотрудники сообщили о существенном успехе применения метода «выдерживания» в работе с аутичными детьми.

См. также Аутизм, Связь и привязанность

Р. Заслоу






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных