ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ 1 страницаАКБАР И БИРБАЛ
Минск 2000 Серия «Золотое колесо» Составитель С. В. Махотина
Акбар – император Индии (1542–1605)
Идя от характеристики Труссе, вспоминая отметки Плано Карпини о внимании монгольских ханов к искусству и наукам, мы можем кульминировать монгольский апофеоз в лице великого Акбара. Конечно, некоторые пристрастные суждения пытались иногда и его представить кровожадным тираном, но в конечном итоге развернулась блистательная картина светлого объединителя и культурного правителя великой страны. К уже найденному великолепию Акбара новая литература добавит лишь ценные знаки. И народная мудрость, справедливая в основе своей, добавляет к изображению великого императора и сияние Святого. Так народ в веках умеет чтить великое служение. Николай Рерих ...Всё содеянное в этом мире представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу мировой истории. Тoмac Карлейль
Оглавление Введение С. Махотина. ВЛАСТЬ КАК ЖЕРТВА Часть I АКБАР ВЕЛИКИЙ Серебряный вестник Помощь неба Полководцы Враги Видимый невидимо Маленький скорпион Находчивость Огорчение Мудрость Дар сердца Власть – жертва Часть II ПУТЬ К МУДРОСТИ. РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ Мудрый Бирбал Кто более велик «Дальше?» – «Фыр-р-р!» Цена падишаха «На воре шапка горит» Новая забава для падишаха Что нужнее всего в бою Бирбала не испугаешь Святой Якиншах Плакать или смеяться Чудо-камень Туфли бегают Бирбал сочиняет стихи Когда рука дающего ниже Попугай падишаха Достань воловье молоко! И мало, и много Хитрый торговец и мулла-простак Один ответ на три вопроса Как брахмана стали звать пандитом. Злой доброго не терпит Убей раба! Женщина пристыдила падишаха Останется пыль Торговец маслом Как жена мужа била Не кичись, молодая! Семена растений И на солнце, и в тени Сер мяса Не мужчина и не женщина Четыре дурака Как падишах Бирбала испытывал Наказание за алчность Велю обрить голову Бирбал узнал царя Молчание – золото Умная крестьянка Не рой другому яму Сотая часть Что всего дороже? Вода и расплескалась Сахарный алмаз Как шурин падишаха был вазиром Изображение в зеркале Почему поутру пар клубится над водой? Новый вазир падишаха. Как стали бы вы падишахом? Зови! Лестное сравнение «Хвала тому, что сломано, потрескалось, сопрело...» Вместо Рамы Испытание семьи Бирбала «Игривых глаз не скроешь» Как Бирбал нашёл пропавшее сокровище Самая большая ложь Все под каблуком Дом Бирбала Такова моя страна О слепых и зрячих Истинная справедливость Мулла осрамился Как брат брата обманул Почему Бирбал некрасив Сыновья хитрой матери Какой лучше? Вздохи бедняков Над Бирбалом не подшутишь А что ещё? Трудолюбие или судьба? Что всего дороже Как Бирбал Тансена перехитрил Дочь бедняка в доме вешьи Два мошенника Ювелиры – народ дошлый Под свечой темно Четыре вопроса падишаха Шахская «Рамаяна» Какое время года лучше? Петух среди кур Забыл жену Начальник над собаками Все умные думают одинаково «У вора в бороде соломинка» Духовный наставник Бирбала Ноготь падишаха Под видом йога Как Бирбал свою веру уберёг Недоверие дружбу рушит Как Бирбал заставил скупердяя раскошелиться Лавочник-мошенник Даулат у порога Кто умнее – Тансен или Бирбал? Засияло солнце Нечестный факир Бирбала за глаза ругают Лавочники в карауле Мусорщики не хотят менять веру Удивительная загадка Апсара и ведьма Вероломный друг Обманул падишаха Кто чего не может Легко ли утешить ребёнка Бирбал у малайского раджи Бесчестный судья Почему у верблюда шея кривая? Как брахманку в мясоедстве обвинили И смела, и труслива Дерево-свидетель Что у кого на уме Охотничья страсть Завистники просчитались Тьма Правитель Манипура испытывает Бирбала Только осёл не любит манго Колокол справедливости И хороши, и плохи Сколько в Дели ворон? Умей сказать Знак пальцем Кто самый главный? Пять вопросов падишаха Разница между правдой и ложью Хитрая блудница Кто попадает в рай, а кто в ад? Суд над Бирбалом Сделаю наоборот Колодец женится Куда идёт дорога Поделом вору мука Какая вода лучше? Косточки манго Деревья лесные и садовые Здесь и там Что я могу, чего и Бог не может? Чьё дерево манго? Груз двух ослов Корабельщик-плут Кто умён и кто глуп? Кара и награда Дворец в воздухе Где яблоко с полки? Будь и сам не промах Из двух месяцев один сделаю Что всего светлее? Творения рук человеческих Падишах прогоняет Бирбала Сколько звёзд на небе? Список глупцов Без лодки потонем Своё дитя всех краше Узы любви Почему река плачет? Какова стужа? Бирбал в Кабуле Молочные братья Присутствие духа «По одёжке протягивай ножки» Как поймали вора Клевета Шахиня хитра, а Бирбал хитрее Тайна музыки Забота да труд жизнь берегут Кто счастлив? Размокнет и станет чагатта Убеди шахиню Почему на ладони не растут волосы Как падишаха из гарема выманили Знаете ли вы? Бирбалы-самозванцы ПРИЛОЖЕНИЕ Каша на шесте Только осёл не любит манго Сколько получится, если из двенадцати вычесть четыре? Вторая «Махабхарата» Займём трон! Зрячий слепец, Честь торговли, Живая жемчужина, Базарная кровать и Путь в преисподнюю БИБЛИОГРАФИЯ
Введение ВЛАСТЬ КАК ЖЕРТВА Когда маленький росток погружает корни глубоко в землю и впитывает её соки, он вырастает огромным и могучим деревом. Так и человечество взрослеет и эволюционирует, когда вспоминает о великих героях прошлого и применяет их опыт в современной жизни. Выдающийся английский философ Томас Карлейль (1795—1881) в своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории»[1] отметил, что история мира есть, в сущности, история героев – вдохновителей, воспитателей и вождей народов. Он приводит классификацию различных типов героев: божества, поэта, пророка, духовного пастыря, реформатора, где особое место отводится герою-правителю, поскольку он органично соединяет в себе лучшие качества всех остальных типов. Если кратко суммировать основные, по мнению Карлейля, качества, выделяющие такого героя среди обычных людей, получится следующий список: ♦ глубокая искренность и проницательность; ♦ умение сквозь внешнюю видимость проникать в истинную сущность вещей; ♦ посвящение себя деятельности, преобразующей мир; ♦ ощущение водительства Высших Сил; ♦ духовное наставничество своего народа; ♦ одиночество среди толпы. Такими качествами в полной мере обладал знаменитый император Индии Джелаладдин Акбар, годы правления которого (1562—1605) историки мира единодушно называют «веком Акбара». В переводе с арабского Акбар означает «Великий», и жизнь его – лучшее тому свидетельство. «По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нём»[2], – писал его наследник Джахангир. Индийский философ и общественный деятель, религиозный реформатор Свами Вивекананда, отдавая дань уважения Акбару и порицая политику его правнука Аурангзеба, говорил: «Число таких царей, как Акбар, который заботился о своих подданных, гораздо меньше, нежели таких, как Аурангзеб, который строил своё благополучие на крови собственного народа»[3]. И по прошествии четырёх столетий Акбар остаётся для индийцев символом милосердия, справедливости и благородства. Выдающийся русский художник, учёный и философ Н. К. Рерих, собравший во время своей Центрально-азиатской экспедиции (1923—1928 гг.) замечательные свидетельства различных народов о жизни великого объединителя и созидателя могучей империи, писал: «Не смешает со множеством славных имён народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории»[4]. Мудрый Акбар выдвинул три основных принципа государственной политики: сохранение национального государства, принцип солх-и-кула – «мира для всех», то есть примирение мусульман с индусами, и объединение Индии. Начало правления Акбара было осложнено постоянными распрями между приверженцами двух религий: традиционного индуизма и «пришлого» ислама, насаждавшегося предками Акбара. Благодаря мудрой политике Акбара в многонациональной Индии долгое время удавалось сохранять мир. В древней истории можно найти ещё одну фигуру, по масштабам равную Акбару: это библейский царь Соломон, прославившийся своей мудростью и справедливостью. Так же, как и Акбар, Соломон задумывался о едином начале сущего, заботился об укреплении своего государства, творил справедливый суд, ощущал власть как тяжкое бремя и каждого из них смерть застала в самом разгаре созидания. Им обоим посвящены прекрасные сказания, сюжеты которых иногда удивительно перекликаются друг с другом. Обративший внимание на такое сходство Н. К. Рерих писал: «В старом царстве уйгуров, где теперь живут благоверные мусульмане, имя Соломона мешается и с царём Александром и с великим Акбаром. Иногда вы узнаете те же сказания, которые украшают и царя и собирателя Индии. "Кажется, то же самое говорят и про Акбара, названного Великим?" Старый седой мусульманин в зелёной чалме, совершивший покаяние в Мекке, наклоняет голову: "Оба Владыки были мудры и велики. Когда видите две снеговые горы, как решитесь сказать их отличие? Они обе сверкают под одним солнцем, и приблизиться к ним обеим одинаково трудно. Кто же решился бы приписать одному Владыке то, что, может быть, принадлежит им обоим? Правда, Владыка Акбар не выходил за пределы Индии. Он укреплял её, оставаясь внутри её, и мы не знаем, какие джинны служили ему. О царе же Соломоне все знают, что он летал по всему свету, учился правде во всех странах, и даже он был на далёких звёздах. Но кто же может снизу судить о двух снеговых вершинах? Мы даже надеваем тёмные очки, чтобы защитить наши слабые глаза от их блеска"»5. Побывавший в Индии в середине нашего века чешский индолог Ян Марек записал в городе Джайпуре ещё одну красивую легенду о внимании Акбара Великого к простым людям: «Во времена султанов из рода Шарки два берега были связаны лишь приставленными друг к другу лодками. За переход на другую сторону надо было платить. Однажды наш город посетил император Акбар. Вечером он решил покататься на лодке. На берегу он увидел плачущую бедную женщину. Император спросил её, о чём она плачет. Женщина рассказала, что живёт за рекой и у неё нет денег, чтобы заплатить за переход по лодочному мосту, и поэтому она не может сегодня вернуться к своим детям. Акбар перевез её на своей лодке, а на следующий день приказал наместнику Муним-хану построить каменный мост на том месте, где плакала несчастная женщина. Наместник выполнил приказ императора, и новый мост назвал «Пул-и Акбари» – «Мост Акбара». Так его называют и в наши дни»6. Таких легенд об Акбаре Великом существует немало, и это лучшее подтверждение того, что в его чутком сердце всегда звучал «колокол справедливости»7. Каким же был Акбар – потомок Чингисхана и Тамерлана, внук основателя династии Великих Моголов Бабура, правивший целых 49 лет? Вот его портрет, оставленный приглашёнными им ко двору португальскими иезуитами: «В его лице и осанке так чувствовалось достоинство царя, что любой, даже при первом взгляде, легко узнавал в нём этого царя. Его плечи были широки и ноги слегка изогнуты и приспособлены для верховой езды. Цвет тела был светлый, но с лёгким смугловатым оттенком. Он нёс свою голову слегка наклонённой в одну сторону, к правому плечу; у него были широкие брови, и его глаза искрились, как море, освещенное солнцем. У него были тяжёлые веки, как у сарматов, японцев и почти всех азиатов более северных регионов... Когда он бывал спокойным и задумчивым, то обладал благородством и великим достоинством. В гневе он был величествен»8. Иезуиты отметили, что Акбар «обладал живым и проницательным умом, был человеком здравых суждений и осмотрительным в делах, но прежде всего добрым, приветливым и щедрым. Эти качества сочетались в нём со смелостью, присущей людям, способным начинать и совершать великие дела... Он был любознателен и интересовался многими вещами, и стремился изучить их, обладая глубоким знанием не только военных и политических вопросов, но и многих ремёсел... Свет кротости и милосердия источал государь даже на тех людей, которые наносили ему личную обиду. Он редко терял самообладание. Если это случалось, он приходил в дикую ярость, но гнев его никогда не длился долго»9. Благодаря иезуитам мы знаем, что он был очень умерен в пище, в основном вегетарианской, с трудом выкраивал в сутки три часа для ночного отдыха, что, обладая феноменальной памятью, он помнил клички тысяч своих лошадей, слонов, оленей и даже голубей. Абу-л Фатх Джелаладдин Мухаммед Акбар родился 15 октября 1542 года не в роскошном царском дворце, а в военном лагере в пустыне Раджастана, и отец его, хан Хумаюн, в то время был настолько беден, что не мог преподнести своим приближённым в качестве подобающего такому случаю подарка ничего, кроме нескольких крупинок мускуса. Матери Акбара, Хамиде Бану Бегам, было всего 14 или 16 лет. Вскоре после рождения любимого сына родителям пришлось на какое-то время расстаться с ним, так как Хумаюна преследовали его братья в разгаре борьбы за престол, и он вместе с женой вынужден был спасаться бегством в Персию, а сына оставить у сочувствовавшего ему брата Камрана – правителя Кабула. Детству Акбара сопутствовали необычные знамения, предвещавшие ему великое будущее. Говорят, что, будучи ещё грудным младенцем, он заговорил со своей кормилицей, утешая её в трудную минуту, что в трёхлетнем возрасте он поднял и перебросил через плечо пятилетнего мальчугана... О зрелом возрасте Акбара также рассказывают много поразительного: как он предсказал рождение сына у отчаявшейся матери, как одним словом исцелял больных и прикосновением укрощал животных. Узнавая о том, что где-то собираются совершить жестокий обряд сати 10, правитель огромного государства вскакивал на коня и мчался, чтобы лично предотвратить жестокость и спасти жизнь женщин. Несмотря на все усилия учителей, он так и не освоил арабской письменности. Сохранилось всего одно слово, написанное самим Акбаром на заглавном листе подаренной ему книги: «1-е фарвардина», – дата, начертанная крупными и резкими буквами, как пишут обычно малограмотные люди. Но это никак не воспрепятствовало ему получать и усваивать огромное количество информации. Советник и друг Акбара, придворный историк Абу-л Фазл писал: «Его святое сердце и священная душа никогда не поворачивались в сторону внешнего обучения, и его владение наиболее прекрасными знаниями вместе с его нежеланием учить буквы было методом показать человечеству, (...) что высшее понимание заключалось не в обучении или овладении (знаниями), но было даром Бога, в котором человеческие усилия не играют роли»11. Натура Акбара была невероятно деятельной, и создаётся впечатление, что он очень спешил жить и трудиться на благо своего народа. Невольно поражаешься силе духа и цельности устремления этого великого человека, казалось, не имевшего времени для того, чтобы получать знания обычным путём. Днём и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всём, что его интересовало. По словам иезуитов, он «не имел терпения выслушивать зараз только одно объяснение, но, страстно желая обрести познания, стремился выучиться всему сразу, как голодный человек стремится проглотить всю пищу одним глотком»12. Но, будучи даже очень занятым, он обязательно находил толику своего времени для ежедневного размышления и сосредоточения. Его тайный недоброжелатель, историк и переводчик Бадауни сообщает: «Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погружённый в молитву или грустное раздумье... сидел возле дворца (в Фатехпур-Сикри) в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов»13. В «Рассказах об Акбаре и Бирбале...» можно проследить, как глубоко, масштабно и остро мыслил этот просвещённый правитель о государстве, о мире и месте человека в нём. Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого бы он не знал. Абу-л Фазл, описывая производство тканей, подчёркивает, что падишах в короткий срок изучил теорию и практику ремесла, что Акбар приказывал красить ткани в различные цвета, заботился о качестве набойки, приказал увеличить ширину ткани, «чтобы одного куска было достаточно для всей одежды». Такая забота о качестве принесла, как это всегда бывает, самые лучшие плоды: индийские хлопчатобумажные ткани высоко ценились на всем Востоке и стали даже всеобщим эквивалентом в районе Индийского океана и южных морей. Иезуиты с изумлением констатировали широту интересов императора: «Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо – и всё это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием»14. В пору юности с ним случилось необычное событие. Как утверждает предание, ему явился вестник из Мира Высшего, который определил его миссию и судьбу, сказав: «Будь земной царь и земледелец потом»15. Царём Акбару пришлось стать скорее, чем он мог этого ожидать. В 1555 году его отец хан Хумаюн, образованный и культурный человек, хотя и не имевший особого воинского дарования, всё же сумел вернуть себе престол в Дели, завещанный Бабуром, но, по несчастливой случайности, через несколько месяцев разбился насмерть, упав с мраморной лестницы. Так в 13 лет закончилось детство Акбара, и начались трудные годы быстрого взросления и строительства великой империи. Конечно, Акбар не сразу стал управлять государством. Его опекуном поначалу был назначен зрелый политик, приближённый его отца, туркмен Байрам-хан, служивший ещё Бабуру. Байрам-хан в сражениях проявлял смелость и находчивость, был искренне предан Хумаюну, и когда однажды попал в плен и получил предложение перейти на сторону противника, решительно ответил, что настоящей привязанности нельзя изменить. Это был опытный военачальник, укрепивший наследие Хумаюна – маленькое государство в Пенджабе – и даже прибавивший к нему Аджмир и крепость Гвалиор. Он умело сражался с афганцами в битве при Панипате в 1556 году и захватил в плен их военачальника Хему. Говорят, что Хему, лишившийся чувств, был принесён к Акбару и Байрам-хан предложил юноше собственноручно расправиться с пленником. Однако возмущённый Акбар отказался, заявив, что не может нанести удар человеку, находящемуся в бессознательном состоянии, и тогда сам Байрам-хан убил Хему. В свои 13 лет Акбар, чьё детство прошло среди военных походов, был очень крепким и сильным юношей, любившим быструю езду на возбужденных слонах и всевозможные физические упражнения. Он неплохо разбирался в военном деле, обладал острым умом, великолепной интуицией, находчивостью, наблюдательностью и сильным чувством справедливости. Самолюбие и гордость Байрам-хана, сосредоточившего в своих руках практически неограниченную власть, восстановили против него многих придворных, а его деспотизм возмутил в конце концов и самого Акбара, которого опекун лишал денег даже на личные расходы. В 1560 году Акбар заявляет, что хочет взять власть в свои руки и смещает Байрам-хана, отправив его в почётную ссылку в Мекку. Интересно, что на судьбу сына опекуна, Абдуррахима (p. 1556 г.), в четырёхлетнем возрасте представленного ко двору, это никак не повлияло: он остался в числе приближённых Акбара и получил впоследствии почётный титул хан-ханана – «хана над ханами». Абдуррахим был не только политиком, но и учёным, и очень известным поэтом, писавшим на разных языках Индии под псевдонимом Рахим, а также гостеприимным хозяином поэтического салона, где собиралась вся интеллигенция столицы. Следующие два года, характеризуемые как «период дурного правления», или «период правления юбок», ознаменовались приходом к власти так называемой группировки Атка-хейл – семьи трёх кормилиц Акбара. Атка-хейл использовала полученную власть в личных интересах, но при этом также способствовала расширению пределов государства, присоединив к владениям Акбара Мальву. Однако юный правитель уже учел опыт Байрам-хана и понял, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного всемогущего вазира, поэтому он начинает принимать личное участие в управлении государством. Из Кабула был вызван для управления Муним-хан. Ещё одного опытного кабульского сановника – Шамсуддина Атгу – Акбар назначает министром. Но вскоре сын главной кормилицы Акбара Адхам-хан убил своего соперника Шамсуддина Атгу в дворцовых покоях прямо на глазах правителя, за что, по приказанию возмущённого Акбара, его тут же сбросили с балкона. Таким образом, обе дворцовые группировки оказались обезглавленными, и с тех пор Акбар начинает править самостоятельно, проявляя себя талантливым стратегом, военачальником и политиком. Далее можно условно выделить следующие периоды деятельности Акбара Великого: 1) 1562 – 1574 гг. – расширение границ государства; 2) 1574 – 1580 гг. – экономические реформы; 3) 1580 – 1602 гг. – завоевание новых территорий; 4) 1582 – 1605 гг. – осуществление уникальной религиозной реформы. Хотя Акбар и говорил, что «правитель должен всегда стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие»16, завоевательные походы были для него не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства. Историки отмечают, что в походах Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия. Джавахарлал Неру, оценивая политику Акбара, подчеркнул, что «он отдавал предпочтение победам, одержанным любовью, перед победами, одержанными мечом, хорошо зная, что первые более прочные»17. Особенно ярко это проявилось в завоевании Раджпутаны. Часть гордых раджпутских княжеств Акбар покорил в 1562 году силой оружия, с другими заключил союзы. Брак с Джодх-бай, 14-летней дочерью правителя Амбера, способствовал привлечению в могольскую армию её брата, талантливого военачальника Бхагаван Даса, и его приемного сына, полководца по призванию, Ман Сингха. Акбар восхищался беззаветной храбростью, верностью слову и благородством раджпутов и считал их родственными себе по духу. Сочувствовавший раджпутам историк Тод в своих «Анналах» характеризует Акбара как «первого, кто успешно сокрушил независимость раджпутов; в этом ему очень помогли его особые дарования – способность определять душевные настроения и вызываемые последними побуждения к действию»18. Треть могольской конницы набиралась из раджпутов, и можно сказать, что они оказывали сильное влияние не только на государственную структуру, но и на весь образ жизни Индии. В 1564 году армия Акбара завоевала Гондвану, в 1567-1568 годах состоялась знаменитая военная кампания по осаде и захвату Читора в княжестве Мевар. Здесь 25-летний Акбар проявил большое терпение и стратегический талант, искусно сочетая три приёма: длинный и глубокий подкоп, передвижные щиты для прикрытия землекопов, и высокое сооружение, поднявшееся выше стен крепости. Раджпутские женщины, не желая сдаваться в плен, совершили обряд самосожжения джаухар, а доблестные защитники вышли на последнюю битву в шафрановых одеждах. В знак уважения к своим мужественным противникам Акбар приказал высечь из камня две статуи читорских военачальников верхом на слонах и поставить их у ворот в Агру. В 1569 году были завоеваны Рантамбхор и Каланджар, и падишах получил возможность обратить своё внимание на запад. В ноябре 1572 года он начал завоевание Гуджарата, потерянного ранее его отцом. Присоединив Гуджарат к своим владениям, он спокойно возвращается в тогдашнюю столицу Фатехпур-Сикри, как вдруг получает весть о восстании в только что завоёванной провинции. Не колеблясь ни минуты, Акбар во главе армии численностью в 3 тысячи человек с ураганной скоростью несётся назад и, преодолев расстояние в 600 миль всего за девять дней, словно разъярённый лев, нападает на 20-тысячную армию противника и побеждает её. В 1574 году Акбар начал завоевание Бенгалии, совершив успешный поход вниз по Гангу в сезон дождей – самое трудное для военных действий время. Немало беспокойства доставил Великому Моголу меварский раджа Пратап Сингх, который четверть века (с 1572 по 1597 гг.) в одиночку противостоял объединённым усилиям могольской армии, совершая набеги на долины и вновь укрываясь в неприступных скалах. Хотя его владения со всех сторон были окружены территорией моголов, он так и умер непокоренным. Одна из легенд рассказывает, что благородное сердце Акбара было тронуто мужественным сопротивлением упрямца, и он приказал оставить Пратап Сингха в покое. О своеобразном уважении и доверии Акбара к этому человеку свидетельствует и рассказ «Как Бирбал Тансена перехитрил», в котором Акбар выбирает Пратап Сингха для вынесения окончательного вердикта о превосходстве одного из спорщиков. По окончании первого периода завоеваний Акбар обращается к проблемам внутреннего преобразования империи, подобно мудрому строителю, который, возведя стены и крышу, спокойно обустраивает дом изнутри. Задача была нелегкой: в один народ с общенациональной идеей предстояло сплотить множество различных этносов с устоявшимися традициями, обычаями, религиями. Но постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков. Как уже говорилось, одним из главных принципов политики Великого Императора был принцип веротерпимости – солх-и-кул, «мир для всех». «С самого начала, – писал Акбар иранскому шаху Аббасу, – мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах считать все народы слугами Божьими. Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех»19. Как пишут иезуиты, «он был возлюбленным государем для всех, твёрд с сильными, добр с людьми низших сословий и вообще со всеми людьми, независимо от их положения, с соседями и чужестранцами, с христианами, и с сарацинами, и с язычниками; так что каждый верил, что царь на его стороне». Самые разные источники свидетельствуют, что Акбар был неутомимым монархом-тружеником. Он обладал большим талантом организатора и в то же время вникал во все обстоятельства дела. Ежедневно во все годы своего царствования он проводил три совета – дарбара. Первый был открытым дворцовым приёмом, второй посвящался решению текущих вопросов, на третьем, проходившем вечером или даже ночью, обсуждались религиозные дела и государственная политика. Один день отводился для судебного разбирательства, поскольку падишах одновременно был и верховным судьёй. Такой распорядок неукоснительно соблюдался даже во время военных походов20. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|