ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ 4 страницаБирбалу свойственно государственное мышление, и для блага отечества он способен пожертвовать даже интересами собственного сына («Недоверие дружбу рушит»). Советник незаметно подводит Акбара к мысли, что самый главный учитель – индийский народ («Умная крестьянка», «Куда идёт дорога», «Молчание – золото», «Духовный наставник Бирбала»), и они оба стремятся облегчить его жизнь. Подарки падишаха или подношения вельмож Бирбал часто отдаёт простым людям. Вазир хорошо знает могучую силу слова и умело ей пользуется в сложных обстоятельствах («Убей раба!», «Шахская "Рамаяна"», «Наказание за алчность», «Сделаю наоборот»), очень любит поострить, скаламбурить («Без лодки потонем», «Груз двух ослов»). Заслуживает уважения и преданность советника своей вере – индуизму, в защите которой Бирбал проявляет верх изобретательности. Очень важной является вскользь упоминаемая в «Рассказах...» тема чудо-камня. Чудесный камень в преданиях многих народов мира встречается под различными именами – «Сокровище мира», «Мира спаситель», «Думающий камень», «Эликсир жизни», «Философский камень». В Индии широко распространена легенда о чудесном камне – посланце дальней звёзды, который даётся в руки самым достойным людям мира, предсказывает будущее, несёт счастье и процветание той стране, в которой он находится, и оберегает своего владельца. Н. К. Рерих приводит одно из таких преданий, бытовавших в начале XX века в Центральной Азии: «Рассказчик продолжает: "Чёрный камень скитается по Земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели этим камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище Мира – так называется камень"»58. Существует немало историй о том, как силы зла охотились за этим сокровищем, поэтому его обладатели, обычно выполнявшие определённую культурную миссию, хранили местонахождение Камня в тайне. Возможно, именно поэтому так уклончив Акбар в разговорах, касающихся Камня («Чудо-камень», «Лестное сравнение»), хотя он и не кривит душой, указывая на Бирбала как на сокровище: даже два человека, объединённые узами полной преданности друг другу и общему делу, обладают силой, влияющей на мир так же, как и невидимое, но, если верить источникам, очень мощное излучение Камня. Конечно, и Бирбал не лишён человеческих слабостей, например, он постоянно ввязывается в спор со знаменитым Тансеном о том, кто из них талантливее, – однако это нисколько не умаляет обаяния облика Бирбала, а лишь придаёт ему тонкий аромат достоверности. После трагических событий 1586 года Акбар так и не смог поверить в гибель своего любимца и наперсника и продолжал надеяться на встречу с ним. Как уже говорилось, тело Бирбала не было найдено, и это обстоятельство рождало самые удивительные предположения. В одной из многочисленных легенд говорится, что перед смертью Акбара Бирбал пришёл к нему рассказать, что все эти годы он посвятил изучению мудрых книг, и поведал правителю о сделанных им удивительных открытиях. Величие жизненных путей Акбара и Бирбала так глубоко запечатлелось в памяти народной, что и спустя века рассказы о них питают русло национального достоинства и самосознания Индии. А вопросы Акбара и полные глубокого смысла философские ответы Бирбала не потеряли своей актуальности и сейчас. Нам, людям, живущим на рубеже двух тысячелетий, может оказаться совсем не лишним поразмыслить о своём месте в мире и, читая книгу, попробовать найти свои собственные ответы на извечные вопросы, способы решения которых и определяют, в конечном счёте, судьбы мира. Книга эта являет собой лишь первую попытку объединения имеющихся в различных источниках сведений об эпохе правления Акбара, попытку таким образом вернуть миру незаслуженно забытую жизнь неутомимого труженика, собирателя и просветителя Индии Акбара Великого. Использованные при составлении книги исторические и фольклорные источники различались как оценками некоторых фактов и событий, так и стилем изложения, что создало определённые трудности в обработке и подготовке текста к изданию. По ряду причин составителю удалось найти и привлечь далеко не все известные исторические свидетельства о жизни и деятельности императора Акбара. Мы, составитель и издательство, отдаём себе отчёт в этом и надеемся, что будут новые исследования и публикации, которые внесут свой вклад в начатое строительство аллегорического памятника этой Великой Душе. Светлана Махотина Часть I АКБАР ВЕЛИКИЙ Серебряный вестник Под деревом Акбар имел видение. Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: «Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нём Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий. Поистине, долго ты пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса Моего не услышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь идти путём Божеским. Но когда придёт час открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук Мой и скажет: "Он у ворот". Ты же увидишь Меня, лишь перейдя черту. Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе Моём. Ты же будь земной царь и землевладелец потом. Ты же, кончая путь, обойди поле сада твоего. Каждый, уходя, не оставит крохи на столе пира. Обойди все тропинки засохшие и помни, чем ближе, тем дальше. Сначала в грозе, потом в вихре, потом в молчании». И потом Вестник загорелся серебром, и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал воздух, и всё пришло в обычный вид. Акбар больше никогда ничего не видел. Когда же пришёл час освобождения, оба радовались, ибо ещё один срок приблизился. И срок правильный, ибо могилы не существует. Помощь неба Утвердился Владыка, что помощь Неба придёт в каждый трудный час. Вот настало время объявить войну властителям Голконды, и затруднился Владыка решением. Блуждал глаз Владыки по полю и видит: муравей несёт огромную ношу, и долго мучился муравей. Наконец Акбар воскликнул: «К чему затруднять себя тяжестью Голконды!» И приказал остановить приготовления к походу. Другой раз присутствовал Владыка в собрании суда и хотел присоединиться к приговору, но внимание его было привлечено трепетанием бабочки, бившейся у окна. И забыл сложившееся уже слово, и подумал: пусть исполнят долг судьи, сказав: «Сегодня я лишь гость здесь». И приговор был справедливо милосерден. Покушались враги на жизнь Акбара. Убийца уже стоял за деревом сада, когда Владыка совершал один прогулку. Чёрная змея переползла дорожку, и Владыка повернулся позвать слугу. В поисках змеи нашли убийцу за деревом. Сказал Владыка: «Помощь Неба ползает по земле. Пусть лишь глаз и ухо открыты». Полководцы О двух полководцах Акбара. Один получал пространные указания, другой – лишь самые отрывочные. Наконец, второй обратился к Акбару, говоря: «Чем я не заслужил пространных указаний, когда столько побед принёс?» Акбар отвечал: «Твоя понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою сохранённое, отмечено будет лучшею жемчужиной». Потому велика радость тех, кто может понять, сохраняя напиток Источника. Прибавим о третьем. Он спросил: «Почему поздно или слишком рано порицается одинаково?» Акбар сказал: «Друг мой, нет одинаковых величин. Потому, если преждевременность заключает в себе находчивость, то её цена лучше, ибо запоздалость соединена лишь со смертью. Преждевременность судима, запоздалость уже осуждена». Стеснённый и угрожаемый, Акбар говорил своим вождям: «Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин». После смотра войска Акбар сказал: «Четвёртая часть сделана. Видел сытых людей, остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи». Враги Акбар, названный Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вёл список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя. «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу». И ещё говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами». Так говорил Акбар, зная ценность врагам. Среди вражеских ударов Акбар был спрошен – откуда столько нападений? Акбар отвечал: «Дайте и врагам минуту занятия». Видимый невидимо Придворный историк Акбара однажды сказал правителю: «Среди правителей наблюдаю неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно, вдали от народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свергали за обычность». Акбар улыбнулся: «Значит, правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия». Так решил мудрый правитель и предсказал будущее. Видимый невидимо! Маленький скорпион Однажды Акбар среди Государственного Совета велел принести Книгу Законов. На книге оказался маленький скорпион. Все советники прервали совещание и устремили взоры на маленькое ядовитое насекомое, пока слуги не уничтожили его. Акбар заметил: «Самый крошечный злодей мог прекратить суждение о государственных законах». Находчивость Даже лучшие друзья испытуют друг друга или искусным шахматным ходом, или опасною охотою. Даже в осажденной крепости войско занимается показными сражениями, чтобы не одеревенели руки; и не обижаются побеждённые и не хвастают победившие, ибо это лишь упражнение в находчивости. ... Раз прибежал жаловаться Свет Очей – Джахангир на товарища Джелалдина, что он больно толкнул его. Спросили: «Как было дело?» Джахангир был охотником и Джелалдин – титром. Сказал Акбар: «Было бы дивно, если бы тигр превратился в голубя. Отблагодари товарища, который дал подобие ярости зверя. Завтра поедем на настоящих тигров, будь находчив с ними. Но помни, что правитель не жалуется». Так было при Акбаре, который был Собирателем Индии. Огорчение Огорчение является заразою мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огорчение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм разбивал заразу. Мудрость Однажды великий Акбар провёл черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии. Дар сердца В дни торжества, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груды роскошных подношений самый скромный дар и прижимал его к сердцу и так показывался перед собранием. Он оказывал этим внимание самому малому из своих подданных, подчёркивая, что ему дорог дар, принесённый не от излишества, но подсказанный сердцем. Власть – жертва Когда Акбар, названный Великим, Слагал камни единения церкви, Душа Его стремилась под Дерево Мудрости, Где сходило Ему просветление, Но Он всё же остался на ступенях трона.
Часть II ПУТЬ К МУДРОСТИ. РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ Мудрый Бирбал Наверное, все вы слышали о падишахе Акбаре и его мудром советнике Бирбале. Много сказок сложили о них люди на разных языках. Рассказывают, что Бирбал родился в бедной брахманской59 семье. Когда он вырос и стал умным и прилежным юношей, то покинул родные места и отправился на поиски заработка. Он поселился в Агре, открыл маленькую лавочку неподалёку от шахского дворца и стал торговать бетелем60. Однажды в полдень Бирбал, как всегда, сидел в своей лавке. Вдруг к нему вбегает чем-то очень встревоженный дворцовый слуга Карим и говорит: — Почтенный пандит61, отвесь мне, пожалуйста, поскорей один сер62 свежей извести. Сам падишах требует. Он очень сердит. Бирбал сразу догадался, в чём дело, и спрашивает: — А падишах ел сейчас бетель или нет? — Ел, я сам ему подавал, – отвечал Карим. — Ну, тогда всё ясно. Ты сам накликал на себя беду. — Как? Почему? – испугался Карим. — Похоже, что ты положил в бетель слишком много извести, и падишах обжег себе язык. Теперь он прикажет тебе самому съесть всю эту известь, и ты умрёшь мучительной смертью. — О почтенный пандит, ты не ошибся! Вот уже десять лет я верой и правдой служу падишаху, и сегодня, когда приготовлял бетель, впервые отвлекся: всё думал о том, как бы получше устроить свадьбу дочери. Тут-то и случилась оплошность. Почтенный пандит, научи, как мне теперь спасти свою жизнь! Бирбал всегда помогал бедным. Он подумал и сказал: — Вот что, Карим. Падишах прикажет тебе эту известь съесть. Если съешь целый сер извести – в живых тебе не бывать. А ты сделай так: купи четверть сера извести и три четверти сера сливочного масла – его по цвету от извести не отличить. Смешай их вместе, и если даже всё съешь, никакой беды от этого не будет. — Хорошо, так и сделаю, – ответил слуга и побежал за маслом. Он сделал всё так, как его научил Бирбал, и воротился во дворец. Падишах приказал слуге съесть принесённый ком извести. Тот, дрожа от страха, стал медленно есть и съел половину. Смилостивился падишах и велел больше не есть. Слуга только этого и ждал: поскорей вышвырнул известь подальше, чтоб на глаза государю не попалась, потом отдохнул немного и как ни в чём не бывало занялся своим делом. Назавтра падишах увидел слугу и безмерно удивился – тот весело наигрывал на вине и вприпрыжку ходил по дворцу. Он кликнул Карима и снова послал его за известью. Слуга опять зашёл в лавку Бирбала и поделился своей бедой. — Подскажите, защитник бедных, как мне спасти свою жизнь? — На этот раз не покупай извести, купи одно масло. Вчера ты съел полсера, сегодня придётся съесть целый сер. Прикажет тебе падишах есть известь, а ты смело ешь «её» и всё будет в порядке. Как говорится: «И палка не сломается, и змея сдохнет». И государь доволен будет, и ты жив останешься. Вернулся слуга с базара, вошёл в дарбар, а падишах ему тут же приказывает съесть известь. Стал Карим просить падишаха не губить его, но падишах не даёт ему пощады. Начал слуга есть «известь», съел весь сер и сделал вид, будто ему совсем плохо стало: застонал, заохал. Так он обманул падишаха и немного погодя снова принялся за работу. А падишах всё ждал, чем же дело кончится. Смотрит, а слуга жив-здоров, такой же толстый, как был, и ничего ему не делается. «А ведь известь Кариму ничуть не повредила. В чём же дело? Что-то тут не так!» – подумал падишах и спросил: —Ты почему так долго ходил за известью, Карим? —Владыка мира! Когда я заходил в лавку Бирбала, он увидел меня и кое-что посоветовал купить. Вот из-за этого я и задержался немного. Падишах фазу догадался, что тут Бирбал замешан: «Это он слуге что-то такое посоветовал, благодаря чему Карим съел полтора сера извести и жив остался». Начал падишах слугу расспрашивать. Тот не стал отпираться, а только слёзно просил Акбара, чтобы он впредь не карал его так сурово. Почтительно сложив руки, Карим рассказал всё, как было. На следующий день Акбар вызвал Бирбала во дворец и спросил у него: — Скажи, Бирбал, а как ты узнал о моём намерении заставить Карима съесть кулек извести? — Это было нетрудно, владыка мира! Догадаться об этом мне помогла моя сообразительность. — Похоже, ты человек толковый. Я хочу проверить силу твоего ума и задам тебе несколько вопросов. Скажи-ка, сколько будет один и один? — Ваше величество! Если царь и советник мудры и помогают друг другу, то один да один будет одиннадцать. А если нет, то один и один будет два, то есть будут только рознь и несогласие. — Вот – слышали настоящий ответ? – обратился падишах к своим советникам. – Вчера, когда я вам задал тот же вопрос, никто не смог толком на него ответить. А Бирбалу он сказал: — С этого дня я назначаю тебя своим главным советником. Своим остроумием и мудростью Бирбал за короткое время покорил сердце падишаха. Акбар высоко ценил находчивость своего нового советника. Когда Бирбал отсутствовал, царский двор словно тускнел. Каждый ответ Бирбала неизменно радовал падишаха. Кто более велик Однажды падишах Акбар пришёл в зал совета раньше всех и каждого входившего спрашивал: —Скажи, кто более велик, Индра63 или я? Никто из придворных не решался ответить на такой необычный вопрос. «Если сказать, что более велик Индра, – не угодишь Акбару, а сказать, что Акбар, – прогневаешь богов», – думал каждый из них. Поэтому придворные только мялись и молчали. Вскоре явился и Бирбал. Падишах обратился к нему с тем же вопросом: — Скажи мне Бирбал, кто более велик, Индра или я? —Вы более велики! – не задумываясь, ответил Бирбал. Придворные облегчённо вздохнули, зашумели. Однако, когда до них дошла дерзость ответа, в зале воцарилась тишина. Акбар был поражён не менее других. Он даже не предполагал, что услышит подобный ответ. —Значит, ты, Бирбал, говоришь, что я более велик, чем Индра? – переспросил он. – Почему ты так думаешь, объясни! —Из наших священных книг известно, государь, – начал Бирбал, – что великий Брахма64 вначале создал две фигурки-прообраза – Индры и ваш. Затем, чтобы узнать, кто из вас более велик, положил их на чаши весов. Ваша фигурка-прообраз перевесила, ибо вы более велики. Вы опустились вниз, а Индра вознёсся. Поэтому вы правите на земле, а Индра – на небе. Акбар остался весьма доволен таким ответом. Так Бирбал, благодаря своему уму, и падишаху угодил, и богов не прогневил. «Дальше?» – «Фыр-p-p!» Падишах Акбар был большой охотник до всяких сказок, былей и небылей, и завёл при дворе обычай: каждый вечер его приближённые по очереди развлекали его, рассказывая какие-нибудь истории. Когда наступила очередь Бирбала, падишах стал его то и дело понукать. Акбар любил длинные сказки, и стоило рассказчику кончить фразу, как падишах тотчас с нетерпением спрашивал: —А что дальше? Короткой сказкой ему было не угодить, подавай непременно целую повесть. Как-то раз долго говорил Бирбал, уже и ночь наступила, а падишах слушает и не похоже, чтобы он собирался отпустить рассказчика. Рассердился Бирбал, думает: «Ох и нелегко же угодить его величеству. Ему-то что, скажет одно слово и отдыхает. Найти бы такой способ, чтобы падишаху расхотелось долго слушать». Как известно, человек он был мудрый и придумал такое средство, начав новый рассказ: —Один богатей в деревне велел изготовить огромный глиняный горшок, чтоб хранить в нём зерно. Насыпал в горшок зерна доверху и закрыл крышкой, да так плотно, что даже воздух не мог попасть внутрь. Но от случая не убережёшься – по стенке горшка пошла трещинка, а там, глядишь, стала она и щёлочкой. Через эту щёлочку пробралась в горшок птичка-невеличка, взяла в клюв зёрнышко, выскочила, взмахнула крылышками – «фыр-р-р», зашумели они – и улетела. Потом в горшок заглянула другая птичка, взяла свою долю, «фырр-р» – и улетела. После явилась третья птаха, тоже клюнула зёрнышко, «фыр-р-р» – и улетела. Так Бирбал много раз повторял одно и то же. Падишаху надоело твердить «дальше, дальше...» – и он рассердился: —Это я уже слышал, ты скажи, что было дальше? —Владыка мира! – с серьёзным видом отвечал Бирбал. —Туда слетелось птиц видимо-невидимо, десятки миллионов птах прилетели за зерном, все они по очереди брали по зёрнышку и улетали. Сейчас настала очередь сто пятидесятой. Когда все птички наедятся досыта, а на это понадобится несколько лет, тогда рассказ пойдёт дальше, никак не раньше. —Я-то уж по горло сыт твоим рассказом, на том и закончим, – в сердцах сказал Акбар. Бирбалу только того и надо было, и, посмеиваясь про себя, он пошёл домой. Цена падишаха Падишах Акбар очень любил и привечал умных людей. По этой-то причине его двор и прославился «девятью сокровищами». Однажды собралась на дарбар вся знать: эмиры, раджи, махараджи. Все сидели на своих местах и слушали, как Бирбал докладывает падишаху о всевозможных исках и тяжбах, а падишах, внимательно его выслушав, решает и судит каждого по заслугам. Наконец с делами было покончено, и все заговорили, кто о чём. Один придворный втайне давно «точил зуб» на Бирбала и в этот день задумал посрамить его. Он учтиво попросил падишаха: —Шахиншах! Позвольте мне спросить? Падишах позволил. —Покровитель бедных! – начал придворный. – Сегодня мне довелось услышать на улице странный разговор. Один богач сказал своему слуге: «Ты, видно, ни на что не годен. Очень уж ты глуп». На что слуга смиренно ответил: «Господин купец! Хотя я ваш слуга, осмелюсь всё же сказать, что не умеете вы ценить человека. Подумайте немного, и сами поймёте, как я вам полезен». Услышав это, я очень удивился. В самом деле, какова же цена человеку? Владыка мира! Сделайте милость, рассейте мои сомнения. Выслушав придворного, падишах задумался, но не сумел ответить на вопрос. А мысли в голову полезли беспокойные: «Сегодня слуга купца так говорит, а завтра кто-нибудь из моих вельмож, чего доброго, скажет: "А кто такой падишах? Не потому ли он сидит на троне, что мы сами его туда посадили?" Что я отвечу? Надо сейчас же потребовать, чтобы они определили мне цену». Акбар повторил в совете вопрос придворного и вдобавок спросил, какова же цена ему самому, падишаху? Советники и придворные опешили, не знали, что ответить. Тогда один старик, из завистников Бирбала, сказал: —Покровитель бедных! Из всех нас один лишь Бирбал так велик умом, чтобы ответить на ваш вопрос. —Можешь ли ты сказать, Бирбал, сколько я стою и какой имею вес? – спросил Акбар. Но Бирбал, воздев руки к небу, воскликнул: — Владыка мира! Как я могу что-то или кого-то оценивать? Это дело ювелиров, они ведь хорошие оценщики. Прикажите позвать купцов, ювелиров, менял, ростовщиков со всего города. Старик метил поймать в ловушку Бирбала, но, по милости мудрого Бирбала, сам попался в западню: он как раз был ювелиром. По приказу падишаха во дворец созвали самых искусных ювелиров, менял, ростовщиков со всего. Дели. Они изрядно перепугались, получив вдруг приказ явиться во дворец. Речь к ним держал Бирбал: —Господа ювелиры, менялы, ростовщики! Вас созвали для того, чтобы вы сообща решили, какой вес имеет падишах и сколько он стоит? Ювелиры онемели, услышав такой вопрос. Оценить простого смертного – ещё куда ни шло, но как можно определить цену и вес падишаха? Наконец старейшина общины65 ювелиров взмолился: —О покровитель бедных! Как только мы получили ваш приказ, тотчас же поспешили сюда, и сердца у нас трепещут от страха, никак в себя не придём. Если бы нам предоставили срок, мы бы спокойно посоветовались и дали ответ. Падишах внял просьбе старейшины и даже велел Бирбалу помочь им. Бирбал увёл ювелиров и менял к себе. Там они долго судили, рядили, но так ничего и не придумали. Под конец Бирбал сказал: —Это дело непростое, и сразу нам его не решить. Тут нужно время. Давайте попросим у падишаха пятнадцать дней сроку. Тринадцать дней будем размышлять в одиночку, а на четырнадцатый соберёмся у меня. Каждый скажет своё слово, составим сообща ответ и на пятнадцатый день доложим о нём падишаху. Уж за это время какое-то решение непременно найдётся. Бирбал был единственной опорой ювелиров, ведь никто из них не мог с ним умом равняться. Они согласились с Бирбалом и вернулись в совет. Все уселись на свои места, а старейшина встал и сказал: —Покровитель бедных! Мы не пришли к единому решению, дайте нам ещё пятнадцать дней сроку на раздумья. —Да будет так, – ответил падишах. – Идите, даю вам ещё пятнадцать дней. Ювелиры были совершенно расстроены. Ведь речь шла об их жизни, так недолго и головы лишиться. Теперь они ни днём не знали покоя, ни ночью – сна. И у Бирбала на душе было неспокойно, но уже через два дня он придумал, как поступить. Отправился он на монетный двор и приказал отлить один золотой мохур66 на одну ратти67 тяжелее обычного. Вскоре монета была готова, и Бирбал положил её в кошелёк. На четырнадцатый день ювелиры собрались в доме Бирбала, и он сказал: —Приходите завтра в назначенное время во дворец и принесите с собой весы. Там вы увидите кошелёк с золотыми монетами. Вынимайте монеты по одной и взвешивайте. Ту, что окажется тяжелее, чем положено, отложите в сторону. Её возьмёт старейшина, положит к ногам падишаха и скажет: «Владыка мира! Вот та монета – ваша цена». Когда падишах спросит: «Неужели цена мне – одна эта монета?», старейшина должен ответить: «Ваше величество! Как эта монета на одну ратти тяжелее других монет, так и вы на одну ратти весомее, чем другие люди». Если после этого падишах задаст ещё вопросы, вы будете отвечать сообразно их смыслу. Все обрадовались совету Бирбала и разошлись по домам. Впервые за всё время к ним в эту ночь пришла надежда сохранить свою жизнь, а с ней вернулся и сон. На следующий день все отправились во дворец. Падишах сгорал от нетерпения – очень ему хотелось узнать себе цену. Он приказал поставить в саду за городом огромный навес, чтобы хватило места для всех жителей Дели – от простого люда до именитых купцов и ростовщиков. В назначенный час начался дарбар68. Народу собралось много, все уселись на свои места – по чинам и званиям. Посередине шатра стоял трон падишаха, а напротив были оставлены места для ювелиров. Бирбал вошёл первым, а чуть позже появились и ювелиры. Их рассадили полукругом, а перед ними положили кошелёк с золотыми монетами. Потом всё пошло как по писаному: каждый ювелир вынимал из кошелька по одной монете, пробовал на зуб, проверял на звон, клал на весы и взвешивал. Много монет уже побывало на весах, как вдруг один ювелир закричал: —Вот она, вот она! Она самая! Тут поднялся старейшина общины, взял монету, положил её к ногам падишаха и сказал: —Цена его величества падишаха определена! Падишах поднял монету и спросил удивлённо: —Неужели цена мне – одна эта монета? —Да, ваше величество, – степенно ответил старый ювелир. — И таков же ваш вес, ваше величество. Эта монета весит на одну ратти больше, чем другие монеты, и тем, стало быть, отличается от всех. Владыка мира! Мы, обычные люди, – простые монеты, в то время, как вы ни с кем не сравнимы, подобны этой большой золотой монете. —Так что же, разница между мной и простыми смертными – всего-навсего ратти? —Да, покровитель бедных, без сомнения! Разница между вами и вашими подданными в одном: они созданы, чтобы жить под вашей властью, а вы – чтобы держать их в повиновении. Как вы – лучший среди людей, так и эта монета лучше остальных золотых. Значит, эта золотая монета и есть ваша цена. Падишаху пришлись по душе речи старика, он велел наградить его и других ювелиров тоже. Старейшина возблагодарил в душе Бирбала, а все ювелиры и менялы, довольные, сделали салам69 и разошлись по домам. Дарбар окончился. «На воре шапка горит» В Дели велась большая торговля хлопком, даже особый хлопковый базар был. И вдруг стал пропадать хлопок с базара. Сколько ни учиняли розыск, воров отыскать не могли. Приставили к базарным воротам караул, стража то и дело обходила ряды, а хлопок всё крадут да крадут. Внутрь базара никого, кроме самых именитых торговцев-перекупщиков, не впускали. Вот этих посредников купцы и заподозрили. Однако прямо обвинить их было нельзя, и пришлось купцам идти за помощью к Бирбалу. Собрались они целой артелью, пришли к Бирбалу и поведали про свою беду, просили помочь защитить их добро. Бирбал купцов успокоил и отпустил. На другой день велел он позвать торговцев-перекупщиков. Когда они собрались, Бирбал сказал им так: — О краже и говорить нечего, нам уже всё известно. Воры даже в чалмах хлопок прячут! Ну не глупцы ли они? Трое из торговцев действительно были ворами. Услышав слова Бирбала, они, конечно, не удержались и провели пальцами по чалмам. Каждый про себя подумал: «Уж не пристал ли к моей чалме клочок хлопка?» А Бирбал сразу и опознал трёх воров и тотчас крикнул стражникам: — А ну-ка, хватайте этих троих! Дать им плетей! – Испугались воры и во всём признались. Присудил Бирбал взыскать с них деньги за украденный товар и посадить в тюрьму. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|