Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ 4 страница




Бирбалу свойственно государственное мышление, и для блага отечества он способен пожертвовать даже интересами собственного сына («Недоверие дружбу рушит»). Советник незаметно подводит Акбара к мысли, что самый главный учитель – индийский народ («Умная крестьянка», «Куда идёт дорога», «Молчание – золото», «Духовный наставник Бирбала»), и они оба стремятся облегчить его жизнь. Подар­ки падишаха или подношения вельмож Бирбал часто от­даёт простым людям.

Вазир хорошо знает могучую силу слова и умело ей пользуется в сложных обстоятельствах («Убей раба!», «Шахская "Рамаяна"», «Наказание за алчность», «Сделаю наоборот»), очень любит поострить, скаламбурить («Без лод­ки потонем», «Груз двух ослов»).

Заслуживает уважения и преданность советника своей вере – индуизму, в защите которой Бирбал проявляет верх изобретательности.

Очень важной является вскользь упоминаемая в «Расска­зах...» тема чудо-камня. Чудесный камень в преданиях многих народов мира встречается под различными име­нами – «Сокровище мира», «Мира спаситель», «Думающий камень», «Эликсир жизни», «Философский камень». В Индии широко распространена легенда о чудесном камне – посланце дальней звёзды, который даётся в руки самым дос­тойным людям мира, предсказывает будущее, несёт счастье и процветание той стране, в которой он находится, и обе­регает своего владельца. Н. К. Рерих приводит одно из та­ких преданий, бытовавших в начале XX века в Центральной Азии: «Рассказчик продолжает: "Чёрный камень скитается по Земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели этим камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чу­десные силы. Сокровище Мира – так называется камень"»58. Существует немало историй о том, как силы зла охоти­лись за этим сокровищем, поэтому его обладатели, обычно выполнявшие определённую культурную миссию, хранили местонахождение Камня в тайне. Возможно, именно поэто­му так уклончив Акбар в разговорах, касающихся Камня («Чудо-камень», «Лестное сравнение»), хотя он и не кри­вит душой, указывая на Бирбала как на сокровище: даже два человека, объединённые узами полной преданности друг другу и общему делу, обладают силой, влияющей на мир так же, как и невидимое, но, если верить источникам, очень мощное излучение Камня.

Конечно, и Бирбал не лишён человеческих слабостей, например, он постоянно ввязывается в спор со знаменитым Тансеном о том, кто из них талантливее, – однако это ни­сколько не умаляет обаяния облика Бирбала, а лишь прида­ёт ему тонкий аромат достоверности.

После трагических событий 1586 года Акбар так и не смог поверить в гибель своего любимца и наперсника и продолжал надеяться на встречу с ним. Как уже говори­лось, тело Бирбала не было найдено, и это обстоятельство рождало самые удивительные предположения. В одной из многочисленных легенд говорится, что перед смертью Акба­ра Бирбал пришёл к нему рассказать, что все эти годы он посвятил изучению мудрых книг, и поведал правителю о сделанных им удивительных открытиях.

Величие жизненных путей Акбара и Бирбала так глу­боко запечатлелось в памяти народной, что и спустя века рассказы о них питают русло национального достоинства и самосознания Индии. А вопросы Акбара и полные глубо­кого смысла философские ответы Бирбала не потеряли своей актуальности и сейчас. Нам, людям, живущим на рубеже двух тысячелетий, может оказаться совсем не лиш­ним поразмыслить о своём месте в мире и, читая книгу, попробовать найти свои собственные ответы на извечные вопросы, способы решения которых и определяют, в ко­нечном счёте, судьбы мира.

Книга эта являет собой лишь первую попытку объеди­нения имеющихся в различных источниках сведений об эпохе правления Акбара, попытку таким образом вернуть миру незаслуженно забытую жизнь неутомимого труженика, собирателя и просветителя Индии Акбара Великого.

Использованные при составлении книги исторические и фольклорные источники различались как оценками не­которых фактов и событий, так и стилем изложения, что создало определённые трудности в обработке и подготов­ке текста к изданию. По ряду причин составителю удалось найти и привлечь далеко не все известные исторические сви­детельства о жизни и деятельности императора Акбара. Мы, составитель и издательство, отдаём себе отчёт в этом и надеемся, что будут новые исследования и публикации, которые внесут свой вклад в начатое строительство аллего­рического памятника этой Великой Душе.

Светлана Махотина

Часть I

АКБАР ВЕЛИКИЙ

Серебряный вестник

Под деревом Акбар имел видение. Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: «Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бы­вало. Будешь строить Царство и в нём Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий.

Поистине, долго ты пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса Моего не ус­лышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь идти путём Божеским.

Но когда придёт час открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук Мой и скажет: "Он у ворот". Ты же увидишь Меня, лишь пе­рейдя черту. Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе Моём.

Ты же будь земной царь и землевладелец потом. Ты же, кончая путь, обойди поле сада твоего. Каждый, уходя, не оставит крохи на столе пира. Обойди все тропинки засохшие и помни, чем ближе, тем дальше.

Сначала в грозе, потом в вихре, потом в молчании».

И потом Вестник загорелся серебром, и листья де­рева стали прозрачными и радужными. И после за­трепетал воздух, и всё пришло в обычный вид.

Акбар больше никогда ничего не видел. Когда же пришёл час освобождения, оба радовались, ибо ещё один срок приблизился. И срок правильный, ибо мо­гилы не существует.

Помощь неба

Утвердился Владыка, что помощь Неба придёт в каждый трудный час. Вот настало время объявить вой­ну властителям Голконды, и затруднился Владыка ре­шением. Блуждал глаз Владыки по полю и видит: му­равей несёт огромную ношу, и долго мучился муравей.

Наконец Акбар воскликнул: «К чему затруднять се­бя тяжестью Голконды!» И приказал остановить приго­товления к походу.

Другой раз присутствовал Владыка в собрании суда и хотел присоединиться к приговору, но внимание его было привлечено трепетанием бабочки, бившейся у окна. И забыл сложившееся уже слово, и подумал: пусть исполнят долг судьи, сказав: «Сегодня я лишь гость здесь».

И приговор был справедливо милосерден.

Покушались враги на жизнь Акбара. Убийца уже стоял за деревом сада, когда Владыка совершал один прогулку. Чёрная змея переползла дорожку, и Владыка повернулся позвать слугу. В поисках змеи нашли убий­цу за деревом.

Сказал Владыка: «Помощь Неба ползает по земле. Пусть лишь глаз и ухо открыты».

Полководцы

О двух полководцах Акбара. Один получал про­странные указания, другой – лишь самые отрывочные. Наконец, второй обратился к Акбару, говоря: «Чем я не заслужил пространных указаний, когда столько по­бед принёс?»

Акбар отвечал: «Твоя понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою сохранённое, от­мечено будет лучшею жемчужиной».

Потому велика радость тех, кто может понять, со­храняя напиток Источника.

Прибавим о третьем. Он спросил: «Почему поздно или слишком рано порицается одинаково?»

Акбар сказал: «Друг мой, нет одинаковых величин. Потому, если преждевременность заключает в себе находчивость, то её цена лучше, ибо запоздалость со­единена лишь со смертью. Преждевременность судима, запоздалость уже осуждена».

Стеснённый и угрожаемый, Акбар говорил своим вождям: «Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин».

После смотра войска Акбар сказал: «Четвёртая часть сделана. Видел сытых людей, остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи».

Враги

Акбар, названный Великим, очень бережно относил­ся к врагам. Любимый советник вёл список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя.

«Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу».

И ещё говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство на­роду и был оттенён большими врагами».

Так говорил Акбар, зная ценность врагам.

Среди вражеских ударов Акбар был спрошен – от­куда столько нападений?

Акбар отвечал: «Дайте и врагам минуту занятия».

Видимый невидимо

Придворный историк Акбара однажды сказал пра­вителю: «Среди правителей наблюдаю неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно, вдали от народа, их свергали за ненужностью. Другие вхо­дили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свер­гали за обычность».

Акбар улыбнулся: «Значит, правитель должен оста­ваться невидимым, входя и направляя все действия».

Так решил мудрый правитель и предсказал буду­щее. Видимый невидимо!

Маленький скорпион

Однажды Акбар среди Государственного Совета велел принести Книгу Законов. На книге оказался ма­ленький скорпион. Все советники прервали совещание и устремили взоры на маленькое ядовитое насекомое, пока слуги не уничтожили его. Акбар заметил: «Самый крошечный злодей мог прекратить суждение о государственных законах».

Находчивость

Даже лучшие друзья испытуют друг друга или ис­кусным шахматным ходом, или опасною охотою. Даже в осажденной крепости войско занимается показными сражениями, чтобы не одеревенели руки; и не оби­жаются побеждённые и не хвастают победившие, ибо это лишь упражнение в находчивости.

... Раз прибежал жаловаться Свет Очей – Джахангир на товарища Джелалдина, что он больно толкнул его. Спросили: «Как было дело?» Джахангир был охот­ником и Джелалдин – титром. Сказал Акбар: «Было бы дивно, если бы тигр превратился в голубя. Отбла­годари товарища, который дал подобие ярости зверя. Завтра поедем на настоящих тигров, будь находчив с ними. Но помни, что правитель не жалуется». Так было при Акбаре, который был Собирателем Индии.

Огорчение

Огорчение является заразою мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огор­чение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм раз­бивал заразу.

Мудрость

Однажды великий Акбар провёл черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.

Дар сердца

В дни торжества, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал сре­ди груды роскошных подношений самый скромный дар и прижимал его к сердцу и так показывался перед соб­ранием. Он оказывал этим внимание самому малому из своих подданных, подчёркивая, что ему дорог дар, принесённый не от излишества, но подсказанный сердцем.

Власть – жертва

Когда Акбар, названный Великим,

Слагал камни единения церкви,

Душа Его стремилась под Дерево Мудрости,

Где сходило Ему просветление,

Но Он всё же остался на ступенях трона.

 

 

Часть II

ПУТЬ К МУДРОСТИ.

РАССКАЗЫ О ПАДИШАХЕ АКБАРЕ И ЕГО СОВЕТНИКЕ БИРБАЛЕ

Мудрый Бирбал

Наверное, все вы слышали о падишахе Акбаре и его мудром советнике Бирбале. Много сказок сложили о них люди на разных языках.

Рассказывают, что Бирбал родился в бедной брах­манской59 семье. Когда он вырос и стал умным и при­лежным юношей, то покинул родные места и отпра­вился на поиски заработка. Он поселился в Агре, от­крыл маленькую лавочку неподалёку от шахского дворца и стал торговать бетелем60.

Однажды в полдень Бирбал, как всегда, сидел в своей лавке. Вдруг к нему вбегает чем-то очень встрево­женный дворцовый слуга Карим и говорит:

— Почтенный пандит61, отвесь мне, пожалуйста, поскорей один сер62 свежей извести. Сам падишах требует. Он очень сердит.

Бирбал сразу догадался, в чём дело, и спрашивает:

— А падишах ел сейчас бетель или нет?

— Ел, я сам ему подавал, – отвечал Карим.

— Ну, тогда всё ясно. Ты сам накликал на себя беду.

— Как? Почему? – испугался Карим.

— Похоже, что ты положил в бетель слишком много извести, и падишах обжег себе язык. Теперь он прикажет тебе самому съесть всю эту известь, и ты умрёшь мучительной смертью.

— О почтенный пандит, ты не ошибся! Вот уже десять лет я верой и правдой служу падишаху, и сегодня, когда приготовлял бетель, впервые отвлекся: всё думал о том, как бы получше устроить свадьбу дочери. Тут-то и случилась оплошность. Почтенный пандит, научи, как мне теперь спасти свою жизнь!

Бирбал всегда помогал бедным. Он подумал и сказал:

— Вот что, Карим. Падишах прикажет тебе эту известь съесть. Если съешь целый сер извести – в живых тебе не бывать. А ты сделай так: купи четверть сера извести и три четверти сера сливочного масла – его по цвету от извести не отличить. Смешай их вместе, и если даже всё съешь, никакой беды от этого не будет.

— Хорошо, так и сделаю, – ответил слуга и побе­жал за маслом.

Он сделал всё так, как его научил Бирбал, и воро­тился во дворец.

Падишах приказал слуге съесть принесённый ком извести. Тот, дрожа от страха, стал медленно есть и съел половину. Смилостивился падишах и велел больше не есть. Слуга только этого и ждал: поскорей вышвыр­нул известь подальше, чтоб на глаза государю не по­палась, потом отдохнул немного и как ни в чём не бы­вало занялся своим делом.

Назавтра падишах увидел слугу и безмерно уди­вился – тот весело наигрывал на вине и вприпрыжку ходил по дворцу. Он кликнул Карима и снова послал его за известью. Слуга опять зашёл в лавку Бирбала и поделился своей бедой.

— Подскажите, защитник бедных, как мне спасти свою жизнь?

— На этот раз не покупай извести, купи одно масло. Вчера ты съел полсера, сегодня придётся съесть целый сер. Прикажет тебе падишах есть известь, а ты смело ешь «её» и всё будет в порядке. Как говорится: «И пал­ка не сломается, и змея сдохнет». И государь доволен будет, и ты жив останешься.

Вернулся слуга с базара, вошёл в дарбар, а падишах ему тут же приказывает съесть известь. Стал Карим просить падишаха не губить его, но падишах не даёт ему пощады. Начал слуга есть «известь», съел весь сер и сделал вид, будто ему совсем плохо стало: застонал, за­охал. Так он обманул падишаха и немного погодя снова принялся за работу.

А падишах всё ждал, чем же дело кончится. Смот­рит, а слуга жив-здоров, такой же толстый, как был, и ничего ему не делается. «А ведь известь Кариму ни­чуть не повредила. В чём же дело? Что-то тут не так!» – подумал падишах и спросил:

—Ты почему так долго ходил за известью, Карим?

—Владыка мира! Когда я заходил в лавку Бирбала, он увидел меня и кое-что посоветовал купить. Вот из-за этого я и задержался немного.

Падишах фазу догадался, что тут Бирбал замешан: «Это он слуге что-то такое посоветовал, благодаря чему Карим съел полтора сера извести и жив остался».

Начал падишах слугу расспрашивать. Тот не стал отпираться, а только слёзно просил Акбара, чтобы он впредь не карал его так сурово.

Почтительно сложив руки, Карим рассказал всё, как было. На следующий день Акбар вызвал Бирбала во дворец и спросил у него:

— Скажи, Бирбал, а как ты узнал о моём намерении заставить Карима съесть кулек извести?

— Это было нетрудно, владыка мира! Догадаться об этом мне помогла моя сообразительность.

— Похоже, ты человек толковый. Я хочу проверить силу твоего ума и задам тебе несколько вопросов. Ска­жи-ка, сколько будет один и один?

— Ваше величество! Если царь и советник мудры и помогают друг другу, то один да один будет одиннадцать. А если нет, то один и один будет два, то есть будут только рознь и несогласие.

— Вот – слышали настоящий ответ? – обратился падишах к своим советникам. – Вчера, когда я вам задал тот же вопрос, никто не смог толком на него ответить.

А Бирбалу он сказал:

— С этого дня я назначаю тебя своим главным советником.

Своим остроумием и мудростью Бирбал за корот­кое время покорил сердце падишаха. Акбар высоко це­нил находчивость своего нового советника. Когда Бир­бал отсутствовал, царский двор словно тускнел. Каж­дый ответ Бирбала неизменно радовал падишаха.

Кто более велик

Однажды падишах Акбар пришёл в зал совета рань­ше всех и каждого входившего спрашивал:

—Скажи, кто более велик, Индра63 или я?

Никто из придворных не решался ответить на такой необычный вопрос. «Если сказать, что более велик Инд­ра, – не угодишь Акбару, а сказать, что Акбар, – про­гневаешь богов», – думал каждый из них. Поэтому придворные только мялись и молчали.

Вскоре явился и Бирбал. Падишах обратился к нему с тем же вопросом:

— Скажи мне Бирбал, кто более велик, Индра или я?

—Вы более велики! – не задумываясь, ответил Бирбал.

Придворные облегчённо вздохнули, зашумели. Од­нако, когда до них дошла дерзость ответа, в зале во­царилась тишина.

Акбар был поражён не менее других. Он даже не предполагал, что услышит подобный ответ.

—Значит, ты, Бирбал, говоришь, что я более велик, чем Индра? – переспросил он. – Почему ты так ду­маешь, объясни!

—Из наших священных книг известно, государь, – начал Бирбал, – что великий Брахма64 вначале создал две фигурки-прообраза – Индры и ваш. Затем, чтобы узнать, кто из вас более велик, положил их на чаши весов. Ваша фигурка-прообраз перевесила, ибо вы бо­лее велики. Вы опустились вниз, а Индра вознёсся. Поэтому вы правите на земле, а Индра – на небе.

Акбар остался весьма доволен таким ответом. Так Бирбал, благодаря своему уму, и падишаху уго­дил, и богов не прогневил.

«Дальше?» – «Фыр-p-p!»

Падишах Акбар был большой охотник до всяких сказок, былей и небылей, и завёл при дворе обычай: каждый вечер его приближённые по очереди развлека­ли его, рассказывая какие-нибудь истории.

Когда наступила очередь Бирбала, падишах стал его то и дело понукать. Акбар любил длинные сказки, и стоило рассказчику кончить фразу, как падишах тотчас с нетерпением спрашивал:

—А что дальше?

Короткой сказкой ему было не угодить, подавай не­пременно целую повесть.

Как-то раз долго говорил Бирбал, уже и ночь насту­пила, а падишах слушает и не похоже, чтобы он со­бирался отпустить рассказчика. Рассердился Бирбал, думает: «Ох и нелегко же угодить его величеству. Ему-то что, скажет одно слово и отдыхает. Найти бы такой способ, чтобы падишаху расхотелось долго слушать». Как известно, человек он был мудрый и придумал такое средство, начав новый рассказ:

—Один богатей в деревне велел изготовить огром­ный глиняный горшок, чтоб хранить в нём зерно. Насыпал в горшок зерна доверху и закрыл крышкой, да так плотно, что даже воздух не мог попасть внутрь. Но от случая не убережёшься – по стенке горшка пошла трещинка, а там, глядишь, стала она и щёлочкой. Через эту щёлочку пробралась в горшок птичка-невеличка, взяла в клюв зёрнышко, выскочила, взмахнула крылышками – «фыр-р-р», зашумели они – и улетела.

Потом в горшок заглянула другая птичка, взяла свою долю, «фырр-р» – и улетела. После явилась третья пта­ха, тоже клюнула зёрнышко, «фыр-р-р» – и улетела.

Так Бирбал много раз повторял одно и то же. Па­дишаху надоело твердить «дальше, дальше...» – и он рассердился:

—Это я уже слышал, ты скажи, что было дальше?

—Владыка мира! – с серьёзным видом отвечал Бирбал.

—Туда слетелось птиц видимо-невидимо, десятки миллионов птах прилетели за зерном, все они по очереди брали по зёрнышку и улетали. Сейчас настала очередь сто пятидесятой. Когда все птички наедятся досыта, а на это понадобится несколько лет, тогда рас­сказ пойдёт дальше, никак не раньше.

—Я-то уж по горло сыт твоим рассказом, на том и закончим, – в сердцах сказал Акбар.

Бирбалу только того и надо было, и, посмеиваясь про себя, он пошёл домой.

Цена падишаха

Падишах Акбар очень любил и привечал умных людей. По этой-то причине его двор и прославился «де­вятью сокровищами».

Однажды собралась на дарбар вся знать: эмиры, рад­жи, махараджи. Все сидели на своих местах и слушали, как Бирбал докладывает падишаху о всевозможных исках и тяжбах, а падишах, внимательно его выслушав, решает и судит каждого по заслугам.

Наконец с делами было покончено, и все заговори­ли, кто о чём. Один придворный втайне давно «точил зуб» на Бирбала и в этот день задумал посрамить его. Он учтиво попросил падишаха:

—Шахиншах! Позвольте мне спросить? Падишах позволил.

—Покровитель бедных! – начал придворный. – Се­годня мне довелось услышать на улице странный разговор. Один богач сказал своему слуге: «Ты, видно, ни на что не годен. Очень уж ты глуп». На что слуга смиренно ответил: «Господин купец! Хотя я ваш слуга, осмелюсь всё же сказать, что не умеете вы ценить человека. Подумайте немного, и сами поймёте, как я вам полезен». Услышав это, я очень удивился. В самом деле, какова же цена человеку? Владыка мира! Сделайте милость, рассейте мои сомнения.

Выслушав придворного, падишах задумался, но не сумел ответить на вопрос. А мысли в голову полезли беспокойные: «Сегодня слуга купца так говорит, а зав­тра кто-нибудь из моих вельмож, чего доброго, скажет: "А кто такой падишах? Не потому ли он сидит на троне, что мы сами его туда посадили?" Что я отвечу? Надо сейчас же потребовать, чтобы они определили мне цену».

Акбар повторил в совете вопрос придворного и вдо­бавок спросил, какова же цена ему самому, падишаху?

Советники и придворные опешили, не знали, что ответить. Тогда один старик, из завистников Бирбала, сказал:

—Покровитель бедных! Из всех нас один лишь Бирбал так велик умом, чтобы ответить на ваш вопрос.

—Можешь ли ты сказать, Бирбал, сколько я стою и какой имею вес? – спросил Акбар.

Но Бирбал, воздев руки к небу, воскликнул:

— Владыка мира! Как я могу что-то или кого-то оце­нивать? Это дело ювелиров, они ведь хорошие оценщики. Прикажите позвать купцов, ювелиров, менял, рос­товщиков со всего города.

Старик метил поймать в ловушку Бирбала, но, по милости мудрого Бирбала, сам попался в западню: он как раз был ювелиром.

По приказу падишаха во дворец созвали самых ис­кусных ювелиров, менял, ростовщиков со всего. Дели. Они изрядно перепугались, получив вдруг приказ явить­ся во дворец.

Речь к ним держал Бирбал:

—Господа ювелиры, менялы, ростовщики! Вас со­звали для того, чтобы вы сообща решили, какой вес имеет падишах и сколько он стоит?

Ювелиры онемели, услышав такой вопрос. Оценить простого смертного – ещё куда ни шло, но как можно определить цену и вес падишаха? Наконец старейши­на общины65 ювелиров взмолился:

—О покровитель бедных! Как только мы получили ваш приказ, тотчас же поспешили сюда, и сердца у нас трепещут от страха, никак в себя не придём. Если бы нам предоставили срок, мы бы спокойно посоветова­лись и дали ответ.

Падишах внял просьбе старейшины и даже велел Бирбалу помочь им. Бирбал увёл ювелиров и менял к себе. Там они долго судили, рядили, но так ничего и не придумали. Под конец Бирбал сказал:

—Это дело непростое, и сразу нам его не решить. Тут нужно время. Давайте попросим у падишаха пятнадцать дней сроку. Тринадцать дней будем размыш­лять в одиночку, а на четырнадцатый соберёмся у меня. Каждый скажет своё слово, составим сообща ответ и на пятнадцатый день доложим о нём падишаху. Уж за это время какое-то решение непременно найдётся.

Бирбал был единственной опорой ювелиров, ведь никто из них не мог с ним умом равняться. Они согласились с Бирбалом и вернулись в совет. Все усе­лись на свои места, а старейшина встал и сказал:

—Покровитель бедных! Мы не пришли к единому решению, дайте нам ещё пятнадцать дней сроку на раз­думья.

—Да будет так, – ответил падишах. – Идите, даю вам ещё пятнадцать дней.

Ювелиры были совершенно расстроены. Ведь речь шла об их жизни, так недолго и головы лишиться. Теперь они ни днём не знали покоя, ни ночью – сна. И у Бирбала на душе было неспокойно, но уже через два дня он придумал, как поступить. Отправился он на монетный двор и приказал отлить один золотой мохур66 на одну ратти67 тяжелее обычного. Вскоре мо­нета была готова, и Бирбал положил её в кошелёк.

На четырнадцатый день ювелиры собрались в доме Бирбала, и он сказал:

—Приходите завтра в назначенное время во дворец и принесите с собой весы. Там вы увидите кошелёк с золотыми монетами. Вынимайте монеты по одной и взвешивайте. Ту, что окажется тяжелее, чем положено, отложите в сторону. Её возьмёт старейшина, поло­жит к ногам падишаха и скажет: «Владыка мира! Вот та монета – ваша цена». Когда падишах спросит: «Неужели цена мне – одна эта монета?», старейшина должен ответить: «Ваше величество! Как эта монета на одну ратти тяжелее других монет, так и вы на одну ратти весомее, чем другие люди». Если после этого падишах задаст ещё вопросы, вы будете отвечать сообразно их смыслу.

Все обрадовались совету Бирбала и разошлись по домам. Впервые за всё время к ним в эту ночь пришла надежда сохранить свою жизнь, а с ней вернулся и сон.

На следующий день все отправились во дворец.

Падишах сгорал от нетерпения – очень ему хоте­лось узнать себе цену. Он приказал поставить в саду за городом огромный навес, чтобы хватило места для всех жителей Дели – от простого люда до именитых купцов и ростовщиков.

В назначенный час начался дарбар68. Народу собра­лось много, все уселись на свои места – по чинам и званиям.

Посередине шатра стоял трон падишаха, а напротив были оставлены места для ювелиров.

Бирбал вошёл первым, а чуть позже появились и ювелиры. Их рассадили полукругом, а перед ними по­ложили кошелёк с золотыми монетами.

Потом всё пошло как по писаному: каждый ювелир вынимал из кошелька по одной монете, пробовал на зуб, проверял на звон, клал на весы и взвешивал. Много монет уже побывало на весах, как вдруг один ювелир закричал:

—Вот она, вот она! Она самая!

Тут поднялся старейшина общины, взял монету, по­ложил её к ногам падишаха и сказал:

—Цена его величества падишаха определена! Падишах поднял монету и спросил удивлённо:

—Неужели цена мне – одна эта монета?

—Да, ваше величество, – степенно ответил старый ювелир.

— И таков же ваш вес, ваше величество. Эта монета весит на одну ратти больше, чем другие монеты, и тем, стало быть, отличается от всех. Владыка мира! Мы, обычные люди, – простые монеты, в то время, как вы ни с кем не сравнимы, подобны этой большой золотой монете.

—Так что же, разница между мной и простыми смертными – всего-навсего ратти?

—Да, покровитель бедных, без сомнения! Разни­ца между вами и вашими подданными в одном: они созданы, чтобы жить под вашей властью, а вы – что­бы держать их в повиновении. Как вы – лучший сре­ди людей, так и эта монета лучше остальных золотых. Значит, эта золотая монета и есть ваша цена.

Падишаху пришлись по душе речи старика, он ве­лел наградить его и других ювелиров тоже.

Старейшина возблагодарил в душе Бирбала, а все ювелиры и менялы, довольные, сделали салам69 и ра­зошлись по домам.

Дарбар окончился.

«На воре шапка горит»

В Дели велась большая торговля хлопком, даже особый хлопковый базар был. И вдруг стал пропадать хлопок с базара. Сколько ни учиняли розыск, воров отыскать не могли. Приставили к базарным воротам караул, стража то и дело обходила ряды, а хлопок всё крадут да крадут. Внутрь базара никого, кроме самых именитых торговцев-перекупщиков, не впускали. Вот этих посредников купцы и заподозрили. Однако прямо обвинить их было нельзя, и пришлось купцам идти за помощью к Бирбалу. Собрались они целой артелью, пришли к Бирбалу и поведали про свою беду, просили помочь защитить их добро. Бирбал купцов успокоил и отпустил. На другой день велел он позвать торговцев-перекупщиков. Когда они собрались, Бирбал сказал им так:

— О краже и говорить нечего, нам уже всё извест­но. Воры даже в чалмах хлопок прячут! Ну не глупцы ли они?

Трое из торговцев действительно были ворами. Ус­лышав слова Бирбала, они, конечно, не удержались и провели пальцами по чалмам. Каждый про себя поду­мал: «Уж не пристал ли к моей чалме клочок хлопка?»

А Бирбал сразу и опознал трёх воров и тотчас крик­нул стражникам:

— А ну-ка, хватайте этих троих! Дать им плетей! – Испугались воры и во всём признались. Присудил

Бирбал взыскать с них деньги за украденный товар и посадить в тюрьму.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных