Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наказание за алчность




Жил-был в городе Дели один скупец. Трудами и скупостью собрал он немалое богатство – целую груду драгоценных камней. Спрятал он их в простой сундук, старый-престарый. Никому и в голову не могло прийти, что в этой рухляди скрыто богатство, да и вид у его жилья был самый жалкий – скособоченная лачуга, кры­тая соломой. Кто бы подумал, что в таком полуразва­ленном домишке есть драгоценности?

Однажды в полночь в доме скупца вдруг занялся пожар. Потушить огонь он не сумел, схватил кое-какую одежонку и выскочил из дому. Глядит бедняга на свой горящий дом, рвёт на себе волосы и горько плачет. Со­седи услышали его рыдания, увидали пламя и сбежа­лись к месту пожара. Среди них был один кузнец. Он стал увещевать скупца:

—Да стоит ли так убиваться из-за ветхой лачуги? Ну сгорит она, велика ль беда?

—Ох, братец! Ты видишь, что горит лачуга, а я ви­жу – гибнут мои драгоценные камни. Вот и скажи: как же мне не плакать?

—А где спрятано твоё сокровище?

—Вон там, в чулане, – показал пальцем скупец, – стоит старый деревянный сундук. В нём драгоценные камни – на семь лакхов рупий.

—Давай договоримся: если я вынесу из огня твоё со­кровище, то дам тебе то, что сам захочу, а остальное возьму себе, – предложил кузнец.

Подумал скупец: всё равно, мол, добро пропадёт – и согласился.

Кузнец был к огню привычен, да и жадность смелос­ти придала. Кинулся он в горящий дом, заскочил прямо в чулан, схватил сундук и выбежал вон. На улице он поставил сундук на землю и стал смотреть на пожар.

Вскоре домишко догорел, и огонь погас.

Люди успокоились и стали расходиться. Хитрый кузнец заручился свидетелями: когда он разговаривал со скупцом, рядом стояли два человека, и кузнец по­старался, чтобы они слышали уговор. У них на глазах и открыли сундук. Вокруг стало светло как днём от сияния драгоценных камней. У кузнеца даже голова за­кружилась – никогда в жизни не видел он такого бо­гатства. Он забрал себе все камни, а скупцу отдал пус­той сундук. У несчастного аж сердце зашлось от такой несправедливости, и начал он кузнеца упрашивать:

—Братец, отдай мне хоть половину добра, а половину возьми себе – я и на это согласен.

Кузнец рассердился:

—Разве мы с тобой не уговорились, что я отдам тебе то, что сам захочу? Чего же ты теперь выпрашиваешь?

Пока они спорили, ночь прошла, стало светать. Как ни упрашивал скряга, кузнец сокровища делить не хо­тел. Тогда скряга надумал подать прошение падишаху. Тот посчитал, что дело это не простое, и послал за Бирбалом.

Бирбал опросил кузнеца и скрягу, каждого в отдель­ности, записал их показания на разных листах бумаги, и оба подписались под своими словами. Потом Бирбал записал показания свидетелей и, наконец, спросил у кузнеца:

—Так что ты из всего этого хочешь?

—Я хочу драгоценные камни, – ответил кузнец.

—Тогда отдай их скряге, а пустой сундук возьми себе, – тотчас объявил своё решение Бирбал.

Услышав такой приказ, кузнец показал на бумагу, где был записан их уговор.

—Верно, – ответил Бирбал, – тут написано: «Я от­дам то, что сам захочу». А сам ты захотел драгоценности – значит, ты сам и вынес решение. Теперь отда­вай ему драгоценности, бери сундук и ступай.

Так у кузнеца в руках остался пустой сундук, а ску­пец забрал драгоценности и, счастливый, ушёл восвояси.

Велю обрить голову

Жил в Дели знаменитый учёный-брахман. Вёл он жизнь благочестивую и за это пользовался при дворе уважением. У пандита был такой нрав: не подумав, за дело не возьмётся, но коль сказал своё слово, будет на том стоять – и жизни не пожалеет. Слуги боялись его как огня.

Однажды случилась такая история. Сидит пандит в чауке105, обедает, как вдруг попался ему в еде волос. Рассердился пандит на жену.

—Это твой первый промах, поэтому я его прощаю. Но если ещё раз увижу в еде волос – велю обрить тебе голову.

Бедняжка жена знала крутой нрав пандита и с того дня жила в постоянном страхе. Тщательно уклады­вала, убирала волосы, когда готовила и накрывала на стол. Но всё в руках Божьих, и чему бывать – того не миновать.

Некоторое время спустя пандиту опять попался в еде волос. Рассердился он не на шутку и пошёл за ци­рюльником – обрить жене голову. Испугалась жена гнева мужа и заперла дверь изнутри.

Пандит стучал в дверь, ругал жену, угрожал ей, но всё напрасно. Женщина не открывала дверь. А упря­мый пандит не отступался: раз сказал, что велит об­рить ей голову, значит, так тому и быть.

«Плохо моё дело, долго мне так не продержаться, надо скорее что-нибудь придумать», – сказала себе женщина. Она незаметно подозвала к окну соседа и послала его в дом своих родителей – позвать на под­могу братьев. А было у неё четыре брата. Узнав, что их сестру так унижают, они очень встревожились, упрямст­во зятя их огорчило. Задумались они: как же выручить сестру? Вдруг старший брат вспомнил о своём давнем знакомстве с Бирбалом и поспешил к нему за советом.

Бирбал лежал на кровати и читал книгу. Услышав, что пришёл знакомец, он пригласил его войти, усадил и стал расспрашивать о житье-бытье. Гость рассказал про горе сестры и закончил такими словами:

—Я пришёл к вам за советом. Как вызволить сестру из беды? Помогите, сделайте милость.

Вы все, обнажив головы, ступайте к зятю и ведите себя так, будто кто-то умер. Тут и я подоспею, – ответил Бирбал.

А в это время пандит, не сумев заставить жену от­крыть дверь, весь кипел от ярости.

—Сию минуту зовите плотника и ломайте дверь! – приказал он слугам.

Тут как раз подошли её четыре брата с непокры­тыми головами, а вслед за ними явился Бирбал. В руках у него были разные принадлежности для погребального обряда. Бирбал вошёл во двор и стал вязать из бам­буковых палок носилки, на каких покойника переносят на костёр. Братья кинулись на пандита, связали его по рукам и ногам и завернули в саван. Тот начал было протестовать, но они прикрикнули на него:

—Но-но! Лежи да помалкивай. Мы с тобой распрощаемся раньше, чем ты посмеешь поднять руку на на­шу сестру.

Братья подтащили связанного пандита к Бирбалу. А в это время сбежался народ, во дворе собралась це­лая толпа – посмотреть на невиданное зрелище. Стыд­но стало пандиту. на глазах у соседей так его позорят! Он низко опустил голову и начал упрашивать шуринов отпустить его. Жена всё видела в окно, и её словно кольнуло в сердце, что муж так унижается перед её братьями. Ей, чистой душе, стало жалко своего непутё­вого мужа. «Как бы то ни было, не могу я видеть его горе. Он – мой супруг, я погибну, если буду его гневить. Пусть распутницы радуются, подняв супруга на смех, я же преданная жена и не к лицу мне это».

Она открыла дверь, вышла и начала упрашивать братьев освободить мужа. Братья её не послушались, тогда Бирбал сам стал просить за пандита и наконец приказал отпустить его. Пандита развязали. Теперь он и сам сожалел о своём упрямстве.

Так Бирбал проучил пандита, напомнил ему, что по древнему обычаю голову бреют только вдовам, а при живом муже так делать не положено.

Бирбал узнал царя

Персидский царь был много наслышан о мудром Бирбале, ведь слава о нём шла и по чужим краям. Загорелся царь желанием его увидеть. Написал он письмо Акбару, где просил, чтобы Бирбал посетил его. Посол с письмом через несколько дней добрался до Дели, прибыл во дворец и с вежливым приветст­вием подал падишаху письмо персидского царя. Акбар благосклонно принял письмо и приказал устроить пос­ла со всеми удобствами в своём караван-сарае106.

На следующий день падишах с большой пышностью отправил Бирбала в Персию.

Когда путники подъехали к персидской столице, Бирбал разбил шатёр в саду близ города и послал к царю доложить о своём приезде.

Как только царь узнал, что Бирбал ждёт его при­глашения за городом, он нарядил всех своих придвор­ных в точно такие же одежды и украшения, как были на нём, и, усевшись среди них в дарбаре, велел при­вести Бирбала.

Получив от царя приглашение, Бирбал отправился во дворец. Там он увидел диковинное зрелище: все лю­ди в дарбаре были одеты одинаково и сидели без всяко­го порядка – кто где хотел. Бирбал, вглядываясь в ли­ца, медленно подошёл к царю, учтиво приветствовал его и сел рядом.

Персидский царь принял его очень гостеприимно, а потом просил:

—Скажи, Бирбал, как же ты узнал, что я и есть персидский царь?

—Это очень просто, повелитель! Вы один смотрели на всех, а все остальные смотрели на вас. Поэтому я и узнал вас безо всякого труда.

Молчание – золото

Однажды у падишаха появилась новая прихоть.

—Бирбал! – приказал он. – Покажи мне человека, который был бы умнее всех на свете.

Бирбала ничем не удивишь, он с ходу ответил:

—Конечно, владыка мира! Скорее скорого разыщу и доставлю. Но для этого необходимо мне десять тысяч рупий.

По приказу падишаха Бирбалу тут же выдали ко­шелёк с деньгами. Бирбал взял их и отправился домой. Деньги оставил и пошёл бродить по улицам. Ходит-бродит, а из головы не идёт забота: как найти самого умного человека?

Но не зря люди говорят: «Кто ищет, тот всегда най­дёт». Повстречался ему ахир107 прямо возле ворот его собственного дома. Бирбал расспросил крестьянина, кто он и откуда, узнал, что пастух очень беден. Сказал он крестьянину:

—Послушай, уважаемый, хочу я тебе помочь. Приходи ко мне завтра, и если ты всё сделаешь, как я скажу, получишь сто рупий.

Какой крестьянин смог бы отказаться? Бедняга от­родясь таких денег не видал.

—Вот и хорошо. Завтра мы с тобой пойдём во дворец к падишаху, и когда он станет задавать тебе вопросы, ты, смотри, молчи, не отвечай ни слова.

—Хорошо-хорошо, я всё так и сделаю.

На другой день Бирбал привёл пастуха во дворец и говорит: – Владыка мира! Ваше приказание исполнено – перед вами самый умный человек на свете. Можете его испытать.

Падишах велел «мудрецу» подойти поближе и на­чал его расспрашивать:

—Почтеннейший, откуда ты родом? Как тебя зовут? Где ты живёшь? Что ты знаешь лучше всего?

Много ещё всяких вопросов задавал падишах, но ахир молчал, ведь его, как младшего брата жениха на свадьбе, заранее научили, что и как надо делать.

Падишаху это показалось немного странным, но он всё же продолжал задавать вопросы. Пастух по-преж­нему молчал. Когда Бирбал увидел, что падишах уже теряет терпение, он сказал:

— Владыка мира! Его смутили ваши расспросы. Он думает: «А что сделает падишах, когда узнает от меня всё это?» Как говорится: «У раджи, йога, огня и воды – нравы особые, лучше держаться от них подальше». Вот потому он и молчит, по пословице: «Молчание – золото».

Бирбалова наука пришлась по душе падишаху, и он отпустил пастуха.

Умная крестьянка*

Однажды падишах выехал с Бирбалом на охоту. Долго рыскали они по лесам, гнали коней, забрались в глухую чащу, но дичь всё не попадалась. Дело было летом, солнце жгло нещадно. Падишах истомился от жары, измучился от долгого пути. Охотники спешились, привязали коней к дереву и сами, укрывшись под его густыми ветвями, прилегли отдохнуть.

Падишах стал жаловаться на жажду и на голод. Тогда Бирбал достал из сумки конского корму – су­шёного гороху, поделил пополам, и они принялись жевать.

В это время мимо проходили деревенские жен­щины. Лошади заржали. Падишах шутливо спросил у крестьянок:

—Смотрите-ка, лошади увидели вас и заговорили. Что же они вам сказали?

Женщины были неглупые, из тех, что в карман за словом не полезут. Одна крестьянка, не задумываясь, ответила падишаху:

—О путники! Они клянут свою судьбу. Говорят: если эти всадники едят наш корм, то кто же их повезёт?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных