Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что я могу, чего и Бог не может?




Пришёл однажды падишах в дарбар раньше всех и каждому, кто входил, задавал один вопрос:

—Могу ли я сделать то, чего и Бог не может? Никто ему не смог ответить. Если сказать: «Да, можете», то он потребует доказать, что именно. Если сказать: «Не можете», Акбар, конечно, прогневается. Как ни скажи – всё плохо. И бедняги-придворные посчитали, что лучше всего промолчать. Вскоре пришёл Бирбал. Падишах задал свой вопрос и ему. Бирбал согласился:

—Да, можете, ваше величество!

—А что же я могу, чего и Бог не может?

—Владыка мира! Весь мир создан Богом, в его глазах все равны, все нужны, каждому своё дело назначе­но. Потому Бог и не может никого из своих владений изгнать. Но вы, если разгневаетесь, можете прогнать виноватого из своей страны.

Падишаху понравился ответ Бирбала, а придвор­ные снова удивлялись его мудрости.

Чьё дерево манго?

Пришёл к Бирбалу крестьянин по имени Кешав и пожаловался:

—Господин советник! Посадил я манговое дерево, поливал его много лет, и вот, Божьей милостью, в этом году дерево уродило. Увидел плоды мой сосед Пемла, пожадничал и затеял ссору со мной – говорит, будто это его дерево. Можно ли надеяться, ваша ми­лость, что вы рассудите нас по справедливости и накажете соседа за жадность?

С большим вниманием слушал крестьянина Бир­бал, затем отпустил и приказал опять прийти завтра. Тут же Бирбал велел позвать крестьянина Пемлу.

—Пемла! Чьё это манговое дерево на полянке? Оно в этом году в первый раз зацвело и принесло плоды?

—Ваша милость! Это дерево – моё. Семь лет под­ряд я его поливал, выхаживал, а когда нынче появи­лись плоды, то староста Кешав и позарился на них – моё, говорит, дерево. Вы для нас как отец родной, и я верю, что вы разрешите это дело по справедливости.

—Так. А теперь скажи, кто сторожит дерево?

—Да мы, защитник бедных, вместе наняли сторо­жа, он сторожит, да и сами мы всё время ходим туда, приглядываем.

Бирбал отпустил Пемлу и призвал к себе сторожа.

—Кто нанял тебя сторожить манговое дерево?

—Защитник бедных! Я только два месяца сторожу. Наняли меня двое – Кешав и Пемла, а кто из них хозяин, я не знаю.

Бирбал продержал весь день сторожа у себя, а ве­чером сказал ему:

—Ступай сейчас к Кешаву, а потом к Пемле и ка­ждому скажи так: «К твоему манговому дереву пришли грабители, хотят обобрать все плоды, иди спасай дерево». Но, – добавил Бирбал строго, – гляди! Ни одного слова лишнего не вымолви. Скажешь, что велено, и тотчас иди домой. Для проверки я пошлю с тобой двух человек.

У сторожа от сердца отлегло, от радости он ног под собой не чуял. Беднягу весь день трясло от стра­ха – кто знает, что с ним вазир сделает?

Бирбал приставил к сторожу двух солдат и тайно наказал им запомнить, что он скажет Кешаву и Пемле, что те ответят и что делать станут, а потом прийти и всё ему, Бирбалу, рассказать.

Сперва все трое пошли к Кешаву, но не застали его дома. Тогда сторож позвал его жену и сказал:

—Когда Кешав придёт, скажи ему: «К манговому дереву пришли разбойники, хотят обобрать плоды, иди спасай дерево».

—Ладно, – ответила жена Кешава, – как он при­дёт, сразу же всё ему скажу.

Один солдат спрятался возле дома Кешава. Затем сторож пошёл к Пемле, но и его дома не было, и сто­рож повторил те же слова его жене, а потом ушёл домой. Другой солдат незаметно пролез в какой-то за­куток и стал ждать Пемлу.

Вскоре Кешав воротился домой, и жена повторила ему наказ сторожа.

—Пропади пропадом это дерево, – сердито отозвал­ся Кешав. – Что мне до него? Моё оно, что ли? Я нарочно завёл эту ссору, хотел позлить Пемлу, выгорит дело – хорошо, а не выгорит – ну и ладно! Чего ради ночью, в потёмках, бежать и ввязываться в драку из-за дерева...

Солдат ни слова не пропустил из речей старосты и поспешил к Бирбалу, чтобы рассказать обо всём, что услышал. Пока он был в пути, вернулся домой и Пем­ла, Только ступил на порог, как жена передала ему слова сторожа. Пемла схватил оружие – и за дверь. Жена хотела ужин подать, но он и слушать не стал.

—Пока я тут буду рассиживаться, там разграбят моё добро. А ведь я семь лет трудился, дерево выхаживал! – сказал он жене. – Нет, побегу скорей, а поесть успею, когда справлюсь с ними и приду домой. А если пропадёт моё манго, то и кусок в горло не полезет.

Побежал Пемла к дереву и не вспомнил даже, что ночь на дворе, ни зги не видно.

И другой солдат вышел из потайного места и по­спешил к Бирбалу. Оба солдата рассказали вазиру подробно обо всём, что увидели и услышали.

На следующий день пришли оба крестьянина к Бирбалу.

—Братцы, расследовал я ваше дело и узнал, что оба вы – хозяева того дерева, и потому решение моё такое: соберите с него плоды, разделите поровну между собой, а потом дерево срубите и дрова тоже разделите на двоих пополам. Ступайте, исполняйте, что сказано.

Обрадовался Кешав такому приговору, а Пемла да­же в лице изменился.

—Ох, ваша милость! – сказал он с обидой в голосе. – Да разве можно так поступать! Ведь плоды манго ещё маленькие, совсем зелёные, что пользы их рвать? И зачем же губить дерево? Уж если такова ваша во­ля – отдайте его хоть Кешаву, только не губите манго понапрасну...

Больше Пемла не мог ни слова вымолвить – ко­мок подкатил к горлу.

Тут Бирбал сделал знак солдатам дать плетей Ке­шаву. Староста струсил и взмолился:

—Не бейте меня, господин советник! Признаюсь – дерево не моё, а Пемлы.

Так Кешав сам признался в обмане. А Бирбалу только того и надо было. Он вынес решение, что де­рево принадлежит Пемле, а Кешаву велел дать наказа­ние по заслугам.

Груз двух ослов

Пошёл падишах с царевичем на реку купаться. Взя­ли они с собой и Бирбала. На берегу падишах и царе­вич разделись, отдали свою одежду Бирбалу, надели купальное платье и вошли в воду.

А Бирбал накинул себе на плечи их одежду и стал прогуливаться по берегу. Падишаху подшутить захо­телось над Бирбалом, и он крикнул:

—Бирбал! У тебя на плечах груз осла.

—Ошибаетесь, владыка мира, на мне груз двух ослов.

Услышал падишах остроумный ответ и промолчал.

Корабельщик-плут

Собрались однажды советники падишаха Акбара на дарбар, и падишах хотел было уже открывать совет, как вдруг в зал вбежал чужестранец, пал ниц перед троном и сказал:

—О, справедливейший из справедливых! Моё имя Девисинх. Я – чужеземный купец. Сегодня, на подходе к пристани, нанятый мною корабельщик сговорился с матросами, захватил товары и давай кричать: «Уходи от­ сюда, товар мой!» – и гонит меня прочь. Я все свои деньги вложил в дело, накупил товару на пять тысяч рупий. Сделайте милость, помогите правду найти. Человек я небогатый и, кроме этих товаров, у меня больше ничего нет.

Со вниманием выслушал падишах слова купца и велел Бирбалу во всём разобраться и обидчика нака­зать. Бирбал приказал позвать корабельщика, и когда тот пришёл, спросил у него:

—Правда ли, что ты захватил товары этого купца? Если это так, немедленно верни их или же докажи, что они твои.

Тот вскричал:

—Ваша милость! Верно, что Девисинх приехал на моём корабле, но насчёт товаров – ложный навет. На корабле его добра нету, всё там моё, всё – до последней каури.

Бирбал стал его допрашивать, пробовал поймать на слове, допросил и матросов, но ничего не добился. Все твердили одно: товары принадлежат корабельщи­ку, а про купца они и знать не знают.

Задумался Бирбал и вышел прогуляться. Ходил-ходил, думал-думал, и решил пуститься на хитрость. Послал он солдата за богатым делийским купцом, ког­да тот явился, сказал ему:

—Господин купец! Сегодня к нашей пристани причалил корабль с фруктами и пряностями. Прошу тебя сходить со мной туда. Я хочу купить эти товары. Но покупателем будешь как бы ты, а я – твоим приказчиком. Я буду предлагать за товары меньше, чем за них заплачено, а ты в этом деле мне помоги.

Купец согласился. Бирбал переоделся приказчиком, сунул под мышку старую счётную книгу и вместе с купцом отправился на пристань.

Корабельщик встретил их приветливо, усадил, и пошёл разговор про торговую сделку.

—Узнал я, что вы привезли товары. Не собираетесь ли их продать в нашем городе? – поинтересовался купец.

—Да, я хочу продать здесь свой товар, – ответил корабельщик. – Кардамон, мускатный орех, корицу, фисташки, миндаль, финики, кишмиш и всякие другие фрукты и пряности.

Помолчал купец, повздыхал и сказал:

—Такого добра привезли в наш город видимо-невидимо, и нынче у нас цены на эти товары сильно упали. Те купцы, что покупали про запас, теперь продают с большим убытком. И у меня полно товару, но если вы согласитесь сбавить цену, то я, пожалуй, возьму. Сколько стоит ваш товар? – спросил купец.

—Господин купец! Я заплатил за всё пять тысяч рупий. Даже если не считать мой труд и расходы на перевозку, то мне надо получить не меньше пяти тысяч.

—Да что вы, о такой цене и разговору быть не может! Хорошо, если получите за рупию двенадцать анна178, а свою цену вам не выручить, о том и говорить нечего, – гнул своё купец. – Берите по двенадцати анна за рупию, тогда возьму весь товар на месте и сразу дам три тысячи семьсот пятьдесят рупий.

Корабельщик задумался, прикинул что-то в уме, потом спросил:

—Если я продам ниже своей цены, то, выходит, у меня, кроме убытков, ничего не будет?

— Господин купец! Что ж вы делаете! – вмешался в разговор приказчик. – У вас уже полно этого това­ру, пропадёт ведь. К тому же, как можно заключать сделку, не поглядев товар?

—Да товар я хоть сейчас покажу, – засуетился корабельщик и ушёл.

Он принёс для образца свежие плоды. Приказчик взглянул на них и поморщился:

—Нет, почтенный, за этот товар больше трёх тысяч дать нельзя. Хорошо, если вернёте за рупию десять анна.

Купец поддакнул своему приказчику. Корабельщик встревожился:

—Господа! Не буду обманывать – фрукты, конечно, уже преют, но всё-таки три тысячи за них слишком мало. Давайте три с половиной, и я пойду на убыток, отдам товар.

Купец не захотел набавлять и собрался уходить. Тогда корабельщик сдался, согласился на три тысячи. Приказчик отложил сделку на день, и они ушли.

Теперь купец с Бирбалом пошли к Девисинху. Тот встретил их с большим почётом, усадил на подушки, угостил кардамоном, бетелем. Зашла речь о торговле. Делийский купец спросил:

—Почтенный! Слышал я, что вы привезли на продажу пряности. Правда ли это? Будете ли вы продавать их в нашем городе?

—Это правда, продать свой товар я хочу здесь, а если уж не получится торг, поеду в другие края, – ответил Девисинх.

—Какие же у вас товары, по какой цене, сколько чего? – спрашивает приказчик.

—Есть у меня разные пряности, фрукты: мускатный орех, кардамон, корица, кишмиш, миндаль, фисташ­ковый орех, грецкий орех... Весь товар обошёлся мне в пять тысяч рупий.

—Так-то оно так, да нынче у нас цена на эти товары сильно упала. Придётся вам продать их с убытком. Сколько вы согласны потерять, если мы ваш товар купим? – спрашивает купец.

—Да что вы! Долго ли я протяну, если буду торговать себе в убыток? Продаю всё с барышом в пятьсот рупий. Согласны – берите, а нет, так незачем зря время тратить.

—Ладно, сперва покажите нам товар-то, а потом поглядим, как быть, – говорит приказчик.

—Ну, за этим дело не станет, – и Девисинх отлучился из комнаты за товаром. – Вот глядите, каковы мои фрукты!

—Братец, если вы согласны на убыток в пятьсот рупий, я беру всё, – предложил делиец.

—Господин купец! Я не буду тогда продавать свой товар в этом городе, – отрезал Девисинх.

—Ну, ладно, даю всё, что вы потратили, – все пять тысяч рупий, – набавил приказчик. – Стоит ли вам отказываться при нынешних-то ценах? Больше вам нигде не дадут. Хотите – продавайте, не хотите – дело ваше.

—Я не хочу торговать без прибыли.

—Ладно, дадим вам сто рупий на барыш. Теперь со­гласны? – сказал приказчик.

А тот упёрся – и ни в какую! Пятьсот рупий ба­рыша – меньше не берёт. Пришлось уступить купцу, и они наконец договорились. Купец пообещал забрать товар завтра и ушёл вместе с приказчиком.

Наутро собрал падишах дарбар, как обычно. Бирбал занял место судьи, велел призвать корабельщика с матросами и чужестранного купца и начал суд. Спер­ва он допрашивал корабельщика.

—Чей же товар на твоём корабле?

—Мой, – говорит корабельщик.

—Можешь ли ты это доказать?

—Защитник бедных! Чего же тут доказывать? Зачем нужны свидетели? Доказательства у всех на глазах – на моём корабле мой товар.

—Чей товар на этом корабле? – спрашивает Бирбал у Девисинха.

—На корабле был мой товар, господин, – отвечает он.

—Тогда приведи свидетелей.

—Нет у меня ни одного свидетеля.

Потом Бирбал допросил матросов. Они сказали:

—Все товары – корабельщика.

Бирбал уже не сомневался, что хозяин товара – Девисинх. «А матросов корабельщик подкупил, вот они и дают показания в его пользу», – подумал Бирбал. Он сдвинул брови и сказал грозно:

—Ты что ж, мошенник, задумал присвоить чужое добро, а? Если бы оно твоё было, ты не стал бы прода­вать его себе в убыток, да ещё и матросов подбил на обман. А вот посмотри на настоящего хозяина: он за этот же товар просит пять тысяч пятьсот и стоит на своём, ни одной каури не уступит.

Корабельщик съёжился, затрясся и не мог глаз от земли поднять. Бирбал приказал выпороть матросов, один из них признался:

—Господин вазир! Не велите меня бить. Всем товарам на корабле хозяин – Девисинх. А корабельщик по­сулил нам по двадцать пять рупий, если мы никому об этом не скажем.

Бирбал присудил корабельщику год каторжных ра­бот, а матросам дал по пятнадцать дней тюрьмы. Това­ры же вернули их настоящему хозяину – Девисинху.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных