Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 4. Методология социологического исследования.




Глоссарий

Функции программы социсследования: 1. Методологическая. Позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

2. Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория.

3. Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.

Проблемная ситуация –состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Во-первых, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию. Во-вторых, указывает на противоречие между осознанием необходимости определённых практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желательном направлении.

Шкала – инструмент для измерения индикатора.

Генеральная совокупность -совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в рамках данного социологического исследования.

Выборочная совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с целью получения информации о всей генеральной совокупности.

Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.

Первичная социологическая информация – информация, полученная на полевом этапе исследования (например, ответы на вопросы анкеты)

1. Социологическое исследование. Программа исследования.

2. Логический анализ основных понятий.

 

1.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на достижение единой цели – получения информации о социальном явлении либо процессе (определение В. А. Ядова).

Методы исследований во многом универсальны для большинства социально-гуманитарных и поведенческих наук. Например, метод интервью может применяться в педагогическом или социально-педагогическом исследовании, маркетинговом исследовании, психологическом, в криминологии, медицине и т. д. Конкретная методика и техника при этом, конечно различаются, т. к. различны цели и предметы исследований. Но разрабатывались эти методы в середине 20 века в рамках и для нужд социологии, огромная работа была проведена американскими социологами и социальными психологами. Таким образом, наши задачи: а) определить общие характеристики методов исследования, б) учиться применять их для выявления именно социальных фактов, исследовать именно социальные и социологические проблемы.

Социологическое исследование замечательно своей универсальностью – с одной стороны, его можно использовать для изучения социальных взаимодействий в семье, в дружеской компании, классе, студенческой группе. С другой стороны, большие коллективы исследователей изучают целые страны, группы стран и даже человечество – по заказу правительств, международных организаций, таких как ООН. Можно использовать математические, статистические методы, компьютерные программы, а можно сделать основными качественные методики.

Виды исследований.

В зависимости от целей и сложности поставленных задач:

  • Разведывательное. Цель – уточнение проблемы, корректировка задач, поиск содержательных гипотез. Программа и сроки сжаты, методы сбора информации минимизированы (1 метод). Есть особые подвиды:
    • Пилотажное (пилотаж) – пробное исследование. Проводится после того, как разработана программа «большого» исследования и перед его реализацией для проверки обоснованности гипотез и задач, а также апробации инструментария.
    • Экспресс-опрос. Очень оперативный сбор информации по конкретному вопросу (отношение горожан к возможному переименованию улицы).
  • Описательное. Цель – получение целостной картины социального явления, его структуры и динамики. Программа такого исследования развёрнута, инструментарий может быть очень объёмным (100 и больше вопросов в анкете), всегда комбинируется несколько методов сбора и обработки информации.
  • Аналитическое. Цель – установление причинных связей. Имеет очень сложную программу и методику. Проводятся такие исследования редко. Оптимальный метод – эксперимент.

 

В зависимости от того, в статике или в динамике изучается явление:

· Точечное. Получаем информацию о явлении только на момент изучения.

· Повторное. Совокупность нескольких исследований, проводимых по единой программе и инструментарию через определённые промежутки времени. Существует несколько разновидностей такого исследования. Одна из них –

o Мониторинг. Это постоянное наблюдение за процессом (состоянием объекта, развитием явления) в течение длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. Необходим для эффективного прогнозирования.

 

В зависимости от охвата объекта исследованием:

  • Сплошное.
  • Выборочное. Могут использоваться разные виды выборки:
    • Вероятностная (случайная). Каждый элемент генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную. В социологических исследованиях в чистом виде редко используется (можно применять в организациях).
    • Невероятностная (целевая). Требования к вероятностной выборке не соблюдаются. Некоторые разновидности:
      • Квотная. Отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями, которые называются параметрами квоты. В социологии используется часто. Например, на факультете 500 студентов дневного отделения, 300 на казахском отделении, 200 на русском, 350 девушек (200 на казахском, 150 на русском), 150 парней (100 на казахском, 50 на русском). Квота будет выглядеть так: 50 человек, 20 девушек с казотделения, 15 с русского, 10 парней с казотделения, 5 с русского.
      • Стихийная, например опрос покупателей супермаркета, прохожих возле Центрального рынка, интерактивные опросы по ТВ и т. п. Основный недостаток – невозможно определить, какую генеральную совокупность эти выборки представляют.
      • Метод основного массива. Опрос 60-70 процентов генеральной совокупности.
      • Метод снежного кома – опрошенные респонденты указывают на следующих, которых надо опросить. Применяется редко, при изучении закрытых социальных групп.

 

Любое социологическое исследование должно включать в себя следующие этапы.

  1. Подготовка исследования. Получение социального заказа, формирование исследовательской группы, разработка программы, пилотаж.
  2. Полевой (сбор первичной социологической информации)
  3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Может включать:
    1. Отчёт – итоговый документ, подготовленный для заказчика и содержащий результаты исследования
      Проверка информации, полученной опросными методами на точность, полноту и достоверность (используется система контрольных вопросов и ловушек, изымаются из обработки неразборчиво заполненные и т. п. анкеты, анкеты, где респондент не ответил более чем на 30 процентов вопросов).
    2. Статистическая обработка проверенной информации вручную или с помощью программы SPSS.
    3. Представление всех полученных данных в табличном или графическом виде.
  4. Анализ полученных данных (сопоставление их друг с другом, с данными других исследований, проверка на основании полученных данных гипотез), блоковый анализ – переход от совокупности данных к гипотезам и задачам исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовка отчёта.

Программа социологического исследования – основной документ с развёрнутым изложением теоретико-методологических, методических и организационных предпосылок исследования. Включает разделы:

  1. Теоретико-методологический:

1.1 Описание проблемной ситуации (состояния в развитии социального объекта, характеризующееся несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития). Проблемная ситуация может быть выражением одной или нескольких социальных проблем.

1.2 Проблема исследования. В самом общем виде – знание о незнании.

1.3 Цель исследования. Модель ожидаемого конечного результата.

1.4 Задачи исследования. Конкретизация целей. Своего рода промежуточные ступени работы исследователей.

1.5 Объект исследования. Носитель проблемной ситуации.

1.6 Предмет исследования. Характеристика, сфера деятельности объекта, которая является проблемной и подлежит изучению.

1.7 Гипотеза исследования. Научно обоснованное предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть.

1.8 Анализ основных понятий

  1. Методический. Методическая часть

2.1 Расчет выборочной совокупности

2.2 Инструментарий (анкета, бланк интервью, сценарий фокус-группы и т. д.)

2.3 Методы обработки и анализа данных

  1. Организационный. Содержание исполняемых видов работ, исполнители, сроки исполнения.

 

2. Логический анализ основных понятий.

 

Это точное объяснение содержания и структуры исходных понятий (определяющих предмет исследования). Позволяет перейти от определения предмета исследования к его измерению, а также правильно объяснить результаты исследования. Выполняется в ряд этапов. Поэтапно анализируется каждое основное понятие предмета.

1. Интерпретация понятия.

Интерпретировать означает дать чёткое определение, трактовку понятия (на основе общепринятого смысла, логики исследования или жизненного опыта исследователя). Если понятие чересчур абстрактно (например, культура, труд и т. д.), его разделяют на более конкретные, которые и определяют. Интерпретации подвергают все основные понятия модели.

Возьмём понятие «качество организации тестирования».

Качество организации тестирования – это степень выполнения всех нормативных, официальных требований к этой процедуре, что обеспечивает точную и достоверную оценку знаний.

 

2. Операционализация –

это расчленение определённого понятия на наиболее простые, однозначно понимаемые термины. Например, качество организации тестирования. Качественно организованное тестирование предполагает отсутствие коррупции, возможности воспользоваться шпаргалкой, подсказкой преподавателя, мобильником. Это и будут операциональные понятия.

 

3. Поиск индикаторов.

Индикаторы – это факты, которые могут служить количественной характеристикой операционального понятия. Каждое такое понятие может иметь несколько индикаторов.

Отсутствие возможности воспользоваться шпаргалкой – индикатор – отсутствие или наличие такой возможности. Отсутствие возможности воспользоваться помощью преподавателя: индикатор – отсутствие или наличие такой возможности. И т. д. Здесь есть только по одному индикатору у каждого операционального понятия.

Другой пример: образование. Для этого понятия можно найти несколько индикаторов: факт наличия образования, уровень образования, длительность обучения.

 

4. Шкалы.

Шкалы служат для измерения индикаторов.

Например: индикатор: факт использования шпаргалки. Шкала: был – не был.

Индикатор: факт наличия образования. Шкала: человек где-то учился – человек нигде не учился. Это примеры номинальных шкал.

Индикатор: уровень образования. Шкала: неполное среднее, среднее, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее профессиональное (бакалавриат), магистерская или докторская степень. Это ранговая шкала.

Индикатор: длительность обучения. Шкала: меньше 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет. Это пример интервальной шкалы с равными интервалами.

 

Лекция 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных