Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы сбора социологической информации.




Глоссарий.

Вопрос-ловушка -вопрос о несуществующем. Разновидность контрольных вопросов, предназначены для выяснения степени искренности ответов либо компетентности респондента.

Шкальный вопрос – разновидность альтернативного, содержит шкалу измерения

Количественные методы – методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме

Качественные методы — методы, которые предполагают получение глубинных ответов. Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, сколько на познание их качества. Например, полное включенное наблюдение.

Фокус-группа - метод, используемый при проведении качественных исследований,когданебольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз).

  1. Анализ документов
  2. Опросы.
  3. Наблюдение и эксперимент
  4. Качественные методы

 

Выбор методов сбора информации определяется исходя из целей и задач исследования. Применение любого метода сбора информации требует программы!

 

1.

По сути, без документов не обходится ни одно социологическое исследование. Уже описание проблемной ситуации, как правило, опирается на документальную базу – статистику, организационную документацию и пр. Анализ документов может быть как основным, так и дополнительным способом сбора информации.

Документ в социологии– предмет, предназначенный для хранения и передачи информации.

Для социолога не важно, официальный документ, или нет, есть ли на нём подписи и печати, рисунок на скале или надпись на стене – если было достоверно зафиксировано социальное явление, значит, соответствующие документы можно использовать для социологического исследования. А вот результаты анализа уже имеют статус официального документа. Поэтому так важно перед исследованием установить подлинность, достоверность, авторство, назначение информации, на основании всего этого осуществляется отбор документов для анализа. Важно понимать, какие факты мы хотим установить – факты реальности (поступки, события, объективные характеристики социальных процессов и явлений) или факты сознания – мнения, суждения, оценки, отношение.

Виды документов. По типу информации, содержащейся в документе:

o Письменные

o Иконографические (изобразительные)

o Аудио документы (звуковые)

o Комплексные

По характеру источника:

  • Официальные
  • Неофициальные

По степени персонификации

  • Личные (библиотечные формуляры, трудовые книжки, заявления и т.п.)
  • Безличные (статистика, протоколы собраний и т. п.)

По источнику информации

  • Первичные – на базе прямой регистрации совершающихся событий
  • Вторичные – обработка, обобщение на основе первичных документов

Первичные документы считаются более достоверными

 

Виды анализа документов.

o Традиционный (качественный). Основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов.

o Контент-анализ (количественный, формализованный). Количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Самый простой пример – подсчёт встречаемости слов в тексте.

 

  1. Опросы.

 

Виды опросов

  • Письменные (анкетирование).
  • Устные (интервью)

По источнику информации:

  • Массовые (источник информации – большие социальные группы). Отдельный участник такого опроса называется респондентом.
  • Экспертные (специализированные). Источник информации – эксперт (компетентное лицо).

По числу опрашиваемых за 1 раз:

  • Групповые
  • Индивидуальные

По степени формализации:

  • Стандартизированные (по списку конкретных вопросов, изменение последовательности и формулировки не допускается)
  • Полустандартизированные. (интервьюер может менять последовательность, формулировку вопросов и т. д.)
  • Нестандартизированные (свободные). Заранее обозначена только тема, респондент высказывается свободно.

Также есть особая разновидность опроса – социометрия или метод Морено. Он направлен на изучение структуры межличностных отношений в малых группах. Пример вопроса: «Кого из членов группы ты бы пригласил на день рождения?» Позволяет выявить лидеров («звёзд»), аутсайдеров, изолированных членов группы. По итогам вычисляются социометрические индексы, строится социограмма группы.

 

Общение социолога и респондента идёт через вопросник – систему вопросов. В зависимости от вида опроса, это бланк интервью или анкета. Говорят, что вопросник должен быть подобен закону – ясен и недвусмысленен.

Откуда берутся вопросы? Исходя из задач исследования и логического анализа основных понятий. Если хорошо разработана теоретико-методологическая часть программы, то список тем для вопросов у Вас уже есть. Осталось сформулировать их в соответствии с требованиями. Вопрос социологического исследования должен быть логичным, понятным респонденту любого уровня образования, однозначным, нейтральным, необходимым с точки зрения логики исследования и т. д.

Виды вопросов.

По содержанию.

o Вопросы о фактах сознания

o Вопросы о фактах поведения. Среди них выделяется особый блок вопросов:

o Социально-демографический (паспортичка). Выявляют пол, возраст, социальное положение, уровень дохода и т. п.

По форме

o Закрытые (перечислены все возможные варианты ответа, респонденту остаётся выбрать).

o Альтернативные (можно выбрать только один вариант ответа)

o Неальтернативные («вопрос-меню») – можно выбрать несколько вариантов.

o Открытые (вариантов ответа нет, респондент формулирует свой ответ свободно).

o Полузакрытые (полуоткрытые). Призваны исправить недостатки открытых и закрытых вопросов. Варианты ответа + вариант типа «другое мнение (какое именно?», «иное (что именно?)».

По предназначению

o Основные. Вопросы в соответствии с программой исследования

o Неосновные (служебные). Выполняют вспомогательные функции.

o Вопросы-фильтры – позволяют выделить нужного респондента, если важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части. Например, при изучении проблем ЕНТ, ставится задача исследовать специфику сдачи в сельской местности. Тогда вопросом-фильтром будет «Где Вы тестировались? А) В городе; Б) в сельской местности». После вопроса-фильтра идёт несколько вопросов, адресованных только этой группе людей.

o Вопросы-ловушки. Позволяют выявить некомпетентного или неискреннего респондента.

o Контрольные вопросы. Позволяют определить искренность респондента, уточнить его ответы, могут выполнять некоторые другие функции.

По формулировке

o Прямые. Вопрос «в лоб». Чем профессиональнее вопросник, тем реже встречаются.

o Косвенные. Пример: респонденту предлагается согласиться или не согласиться с каким-то определённым мнением.

 

Композиция вопросника.

При анкетировании или интервью должны соблюдаться определённые требования.

1. Введение (преамбула). Установление контакта с респондентом. Призвано убедить человека принять участие в опросе. В анкете эти функции выполняет «шапка». Обязательно: полное наименование организации, проводящей опрос, обращение к респонденту: тема исследования, объяснение принципов конфиденциальности и анонимности, каким образом нужно заполнять анкету. Можно добавить: важность и значимость получаемой информации, адрес и телефон организации, проводящей опрос.

2. Информативная часть. Это вопросник.

2.1. В начале анкеты идут более лёгкие вопросы.

2.2. В середине – сложные, требующие припоминания, подсчётов, деликатные.

2.3. В конце – вновь более лёгкие.

В начале или в конце информативной части ставится паспортичка.

3. Заключительная часть. Благодарность.

 

Некоторые требования к бланку анкеты: аккуратность, грамотность, варианты ответов на один вопрос не должны переноситься на другую страницу.

 

Для получения достоверной информации важна правильная процедура анкетирования или интервью. Для этого анкетёров и интервьюеров специально готовят, проводят тренинги, а в ходе проведения полевого исследования ещё и проверяют. Нужно создать спокойную и в то же время деловую обстановку. Желательно проводить опрос в отдельном помещении, при анкетировании должна быть возможность сидеть и заполнять анкету (стулья, столы и т. п.), анкетёру желательно иметь запас ручек. Его задачи – строго следить за тем, чтобы опрашиваемые не переговаривались, так как чужие мнения искажают получаемую информацию, быть готовым отвечать на возможные вопросы, при сборе заполненных анкет проследить за полнотой заполнения.

Основная задача интервьюера – установить и всё время поддерживать контакт с опрашиваемым, оставаясь при этом нейтральным и деловитым, стараться получить ответ на все вопросы, уметь понять, когда опрашиваемый неискренен, и исправить это. Как видим, искусство интервью требует большей подготовки и большего опыта, при этом личное интервью более затратно по времени по сравнению с анкетированием.

 

  1. Наблюдение и эксперимент

Наблюдение (социологическое) – целенаправленное и планомерное, непосредственное или опосредованное восприятие социального объекта с фиксацией результатов. Требует времени, должно проводиться систематически, а не от случая к случаю. В отличие от анализа документов и опроса, данные наблюдения не требуют дополнительной проверки на подлинность.

Виды наблюдения.

По форме организации:

  • Формализованное (стандартизированное, контролируемое). Имеет жёсткую программу, детальный и часто сложный инструментарий (карточки, протоколы, разлинованные по наблюдаемым характеристикам по дате, времени, содержит шкалы для измерения интенсивности характеристик и т. д.).
  • Неформализованное. Есть лишь общий план.

По положению наблюдателя относительно социального объекта.

  • Невключённое.
  • Включённое (участвующее).

В зависимости от осведомлённости испытуемых:

  • Скрытое.
  • Открытое.

По месту проведения:

  • Полевое – в «естественных» социальных условиях.
  • Лабораторное. В заранее созданных условиях. Социологами редко используется.

 

Программа наблюдения (составляемая после программы всего исследования) должна включать

определение объекта и предмета наблюдения,

категории наблюдения (показатели или конкретные признаки, например – поведение студентов на лекции),

единицы наблюдения (более конкретные, чем категории – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознаются категории, например: конспектирование, вопросы, переговаривание и т. п.),

наблюдаемые ситуации – реальные обстоятельства, при которых проявляются категории наблюдения (аудиторная лекция).

 

Эксперимент – целенаправленное и последовательное исследование изменений в деятельности и поведении объекта под влиянием некоторых управляемых и контролируемых характеристик – независимых переменных. Социологический эксперимент, как и в любой другой науке, основан на логике, разработанной Джоном Стюартом Миллем еще в 19 веке.

Структура эксперимента:

  • Экспериментальная ситуация – совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Должна контролироваться и оставаться неизменной на всём протяжении эксперимента.
  • Переменные – факторы, оказывающие воздействие на состояние изучаемого объекта.
    • Независимая переменная (экспериментальный фактор) – фактор, вводимый и изменяемый исследователем в экспериментальной группе.
    • Зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.
  • Субъект эксперимента – экспериментаторы или экспериментатор.
  • Объект эксперимента – группа, участники эксперимента. Бывает, что в роли контрольной и экспериментальной групп выступает одна и та же группа в разные моменты времени.
    • Экспериментальная группа – находится под воздействием независимой переменной.
    • Контрольная группа – идентична экспериментальной, но не испытывает воздействия независимой переменной. Служит «эталоном» для сравнения с экспериментальной.

 

Виды экспериментов.

По характеру экспериментальной ситуации:

o Лабораторные.

o Полевые.

По строгости соблюдения требований научного метода:

o Истинные. Встречаются крайне редко, т. к. тщательно соблюсти все их условия – например, полностью контролировать всю ситуацию эксперимента, в обществе практически невозможно.

o Квазиэксперименты – большинство социальных экспериментов, требования естественнонаучного метода, так или иначе, нарушены, но воздействие факторов, изменения характеристик объектов под их влиянием сохраняется.

o Разновидность квазиэксперимента – экс-пост-фактум эксперимент. Реконструкция действий гипотетической причины от настоящего к прошлому. Например, в США изучали влияние уровня школьного образования на успешность экономической адаптации. Для этого была изучена адаптация людей, окончивших школу за 10 лет до начала исследования.

По логической структуре доказательства:

o Эксперименты с параллельной структурой – с использованием контрольной группы.

o Эксперименты с последовательной структурой – одна и та же группа сначала исследуется как контрольная, затем как экспериментальная (см. выше об объекте эксперимента)

Особая разновидность – мысленный эксперимент. Интерпретация полученной информации по специальной технологии без вмешательства исследователя в реальный социальный объект.

 

  1. Качественные методы

Каждый из рассмотренных методов может использоваться и как количественный, и как качественный. Например, качественные разновидности опроса – фокус-группа, некоторые экспертные методики. Качественный (традиционный) анализ документов – анализ историй жизни, разновидность биографического метода. Качественное наблюдение – практически любое неформализованное наблюдение, такие часто проводят социальные антропологи.

Качественные методы называют еще «мягкими». В отличие от количественных, они направлены не на измерение явления, а на его «понимание», интерпретацию. В них не используется статистический аппарат. Полученные данные – это высказывания, продукты групповых дискуссий.

От маркетологов можно услышать, что фокус-группы не дают значимых и достоверных результатов. Но фокус-группы, во-первых, нецелесообразно использовать для изучения предпочтений больших социально-демографических групп, а во-вторых, качественные методы, так же как и количественные требуют тщательной разработки программы, методики, инструментария.

Качественные методы не покажут причины явлений, не в состоянии исследовать процессы, происходящие на макроуровне, в больших социальных системах, таких как общества, классы, сферы общественной жизни. От них этого и не требуется. Зато они оптимальны для изучения проблем, процессов, взаимодействий, происходящих на уровне личности, малых и средних социальных групп, таких как организация, городской район, семья – без масштабных обобщений. Т. е. качественные методы лучше всего работают в микросоциологии и опираются на теоретические концепции, ведущие происхождение от понимающей социологии.

 

1. Какие методы сбора информации в социологии Вы можете назвать? Каковы их достоинства и недостатки?

2. В каких целях можно использовать качественные исследовательские страгегии?

 

1. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва, 2000.

 

Лекция 6 Общество и социальные взаимодействия

Глоссарий

Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (Ю. Волков – И. Мостовая)

Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (В. С. Степин)

 

Социальная норма – стандартизированный, ожидаемый способ чувствования и действия, разделяемый большинством членов общества или группы.

 

Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание.

 

Нормы-ожидания. Менее важные нормы, их нарушение не приведет к суровому наказанию.

 

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

 

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

 

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

 

Субкультура. Культура большой социальной группы, которая отличается от доминирующей, но не противоречит ей.

 

Контркультура. Культура, которая бросает вызов доминирующей культуре, противоречит её основным ценностям.

 

Народная (фолк-культура) - возникла в глубокой древности. Ее творцом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

 

Высокая культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

 

Массовая культура — форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.

 

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система — это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов. Часто указывается на целенаправленность или функциональность системы, то есть на то, что она существует для достижения некоторой цели. В работе Т. Парсонса (Parsons, 1951) социальная система определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде. Однако понятие социальной системы не сводится лишь к межличностному взаимодействию, оно используется также при анализе групп, институтов, обществ и образований, возникающих в результате взаимодействия различных обществ. Оно может использоваться, например, при анализе университета или государства как социальных систем, которые имеют структуру, состоящую из взаимосвязанных частей. С данным понятием обычно связывают еще две особенности: (1) со временем социальные системы тяготеют к равновесию или «гомеостазу», поскольку они являются «системами, поддерживающими свои границы»; (2) социальные системы могут рассматриваться с кибернетической точки зрения как информационные системы или системы ввода-вывода. Понятие социальной системы наиболее открыто и осознанно использовалось в рамках современного функционализма, хотя неявно предполагалось большей частью социальной мысли XIX в. Любая теория, рассматривающая социальные отношения, группы или общества как совокупности взаимосвязанных частей, функционирующих с целью поддержания единства частей или границ, явно или неявно основывается на понятии «социальная система». Поэтому некоторые теоретики считают, что использование этого понятия является неизбежным в качестве основания научного подхода к социальному.

 

Социальные процессы. Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определённого времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик (П. Сорокин, 1937)

 

Социальный статус – позиция, занимаемая индивидом, группой в обществе.

 

Предписанный (аскриптивный) статус: обладание им или изменение его находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Это статус, приписываемый обществом автоматически, например, при рождении или достижении определенного возраста.

 

Достигаемый (дескриптивный) статус – завоевывается индивидом самостоятельно, через личные усилия и участие в конкуренции

 

Cтатусный набор – все статусы, которыми индивид обладает в данное время.

 

Ролевой набор – ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом.

 

Основной статус - статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

 

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое 1) сознательно, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Категория введена в научный оборот М. Вебером

 

Социальное взаимодействие - система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

 

Социальные отношения – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей.

 

Глоссарий.

Диффузия - признанный полезным культурный образец или социальное новшество пересекает границы культуры и ставится новым в другой культуре

Агенты социальных изменений – социальные движения и выдающиеся личности, способствующие изменениям

"Гемайншафт" (община) – понятие, примененное Ф. Теннисом к традиционной крестьянской общине. В основе "гемайншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями.
"Гезельшафт" (общество) – понятие, примененное Ф. Теннисом к индустриальному городскому обществу. В основе "гезельшафта" - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

 

1. Социальные процессы.

2. Социальные изменения: основные теории

3. Типы обществ.

4. Традиционное и современное общество.

 

1. Социальные процессы.

 

Еще Конт поделил науку социологию на 2 отдельные части: социальную статику и социальную динамику. На сегодняшний день этот подход безнадежно устарел. Общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс. Не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, т. е. общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа и не случайно мы часто говорим о "социальной жизни". Жизнь - ни что иное, как движение, стремление и изменение. Когда движение, изменение отсутствует, нет и жизни, наступает смерть.

 

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик" (Sorokin, Pitirim A. 1937. Social and Cultural Dynamics, vols. 1-4, New York: American Book Company v. 1, p. 163.)

Социальные процессы различают по

o объекту (человечество, об-во, класс, организация, малая группа). Однако процессы, затрагивающие крупные социальные системы, движутся «сверху вниз». Такие процессы, идущие от макро- к микроуровню, включают в себя индустриализацию, урбанизацию, глобализацию, секуляризацию, демократизацию, эскалацию войны, мобилизацию социальных движений, ликвидацию фирм, исчезновение добровольных ассоциаций, кристаллизацию дружеских компаний, кризис семьи.

o степени управления (стихийный, естественно-исторический, целенаправленный).

Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаясь знаком направленности: интеграция и дезинтеграция социальной системы, сплочение и конфликты в группе (коллективе), текучесть и стабильность персонала в организации, эмиграция и иммиграция, усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация (расслоение), занятость и безработица и т.д.

Среди социальных процессов социологи выделяют две специфические формы.

  • Во-первых, это "социальный цикл" или процессы функционирования. Они не имеют определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. Это повторение заложено в самой системе и раскрывает свою природу именно в таком специфическом ритме колебаний. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию. Например, социализация или институционализация.
  • Другая форма социального процесса, которой социологи уделяют особое внимание, - это "социальное развитие" - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т. е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, наблюдаются рост дифференциации структуры или экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некоему всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными (внутренне присущими ей) свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.). Развитие можно рассматривать как динамичное сочетание прогресса и регресса. Но о прогрессе чуть ниже.

Социальные изменения включают различные социальные процессы, такие, например, как инновации (нововведения). Это изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность инновации составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой происходит нововведение. В зависимости от предметного содержания различают технические (продуктивные, технологические) и социальные, организационные, культурные, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии (распространению) культурных новообразований, включая их перенос в иные культуры. Социологи во второй половине XX в. стали смотреть на нововведение как на стадию общего процесса социального изменения, выделив в нём четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным инновациям.

Движущие силы социальных изменений – социальная дифференциация, солидарность, знания (открытия, изобретения), диффузия, научно-технический прогресс, производительные силы.

 

2. Социальные изменения.

Проблемы социального развития в социологии и социальной философии рассматриваются в рамках различных теорий социальных изменений. В основе каждой такой теории – определённая модель социального времени.

Основные теории социальных изменений - теории исторического круговорота и теории прогресса.

Теории исторического круговорота - обозначение для представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его сдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у многих философов и историков еще в Древнем мире и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе историч событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года и т. п. Они были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического "золотого века" либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к Царству Божиему на земле. До возникновения теории общественного прогресса в XVIII в. теории круговорота преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религиозным представлениям они пытались выявить объективную "естественную" повторяемость в смене династий и форм правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении роли отдельных народов и т. п. В зависимости от характеpa рассмотрения состояния его очередного возрождения либо неминуемого упадка), теории круговорота носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы сочеталось с ее членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга, культурно-исторические типы у Н.Я. Данилевского, на локальные культуры у О. Шпенглера, региональные, несовместимые друг с другом, суперсистемы у П. Сорокина и др.

Теории прогресса. Прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Теории, принимающие данное понятие в выявлении главного исторического направления развития общества. Значение понятия особенно очевидно в работах основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни. Однако более ранняя эволюционная теория XIX в. склонна видеть развитие и в процессе цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры". Альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с: (а) консервативной мыслью, например, Парето, Михельса и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.; (б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры холодной войны. В дополнение к этому возник интерес к проблемам окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста.

 

3. Типы обществ.

В основе дихотомии современного и традиционного об­ществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним, Этой базовой ценностной
установке соответствуют экономическая, стратификационная, по­литическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.

Одним из первых социологов» обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфи­ческие формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) — традиционное сообщество и общество
(Geselhchaft) — современное сложноструктурированное со­общество, В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем. Для традиционного общества (Gemeinschaft) характер­ны: (1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); (2) связанность членов от­ношениями родства ("семейный" тип организации общно­сти); (3) высокая структурная устойчивость; (4) относительная изоляция; (5) отношение к собственности, опосредо­ванное через род, общину или феодальную иерархию; (6) на­следственная власть, правление старейшин; (7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей. Об­щая проблемная ситуация переживается как прямое повторе­ние прецедента; (8) регламентация социального поведения кон­кретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторите­ту; (9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа "не высовывайся", "будь как все", "веди себя как поло­жено"; (10) господство догматизма, этноцентризма в мировоз­зрении, магического мышления. В то же время сила архаичес­кой мысли — в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое видение мира.

Для современного общества (Gesellschaft) характерны: (1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с об­разованием и опытом работы); (2) социальная мобильность; (3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; (4) выделение множе­ства социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и свя­занная с этим формальная система регулирования отноше­ний (на основе писаного права: законов, положений, догово­ров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответ­ствии с которым ожидания и поведение людей определя­ются общественным статусом и социальными функциями индивидов; (5) сложная система социального управле­ния — выделение института управления, специальных ор­ганов управления: политического, хозяйственного, тер­риториального и самоуправления; (6) секуляризация ре­лигии, т,е, отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; (7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуа­лизм; (8) акцент на цели действия, получающий закрепле­ние в поведенческих максимах: "делай дело", "не бойся рис­ка", "стремись к победе", "оставь свой след"; (9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию мо­рали и права.

В современном мире разные типы социальной органи­зации нередко сосуществуют. Социальная структура любого развитого обще­ства органично включает в свой состав разнообразные "об­щины": поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.

 

4. Традиционное и современное общество.

В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой.
В основе этой теории лежит "технологический детерминизм", суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ.
В 70-е годы теория индустриального общества трансформируется в теории "постиндустриального общества", созданные американцами Д.Беллом " технотронного общества", Зб. Бжезинского, "информационного общества" французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером "сверхиндустриальное общество".
Согласно данной теории, выдвинут тезис о том, что общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную.
На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии - промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия.
Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - информация, знания.

 

1. Что такое социальный процесс?

2. Каковы факторы социальных изменений?

 

1. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.

2. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.

 

Лекция 7. Социальные группы, организации и институты.

 

Глоссарий

 

Социальная группа. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Синергия - 1. Совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в качестве такового сотрудничество индивидов, преследующих собственные цели, но действующих при этом в одном направлении, т. е. как социальная группа.

Социальный институт – совокупность ролей, статусов, санкций, удовлетворяющих определенную общественную потребность.

Институционализация – процесс процесс упорядочения и формализации социальных связей и норм, когда стихийные, спонтанные случайные взаимодействия становятся стандартизированными, регулярными.

 

1. Социальные общности, их виды.

2. Понятие социального института.

2. Организации: понятие, признаки, виды.

 

1.

Социальные общности - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя").

Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в советском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:

номинальные, классификационные группы (социальные категории), искусственно выделенные исследователем, и

реальные, социальные группы, или собственно общности.

Типология групп:

квазигруппа (массовая общность, агрегат) - аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации.

Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В таких группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Минимальный размер - два человека, максимальный - несколько десятков. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К таковым относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

 

Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике.

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

 

2.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.)

 

3.

Организация – система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач.

 

Признаки организации:

единая, не сводимая к сумме целей отдельный членов организации цель (организация является средством и инструментом достижения цели);

иерархия соответственно ролям и статусам членов;

специализация по функциональному признаку, на основе разделения труда

управление (контроль) – управляющая подсистема регулирует и контролирует деятельность элементов организации (управляемой подсистемы).

 

Формальная организация – возникает в результате административного или политического решения. В основе – разделение труда, глубокая специализация, юридические нормы.

Неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. В ней действуют нормы межличностного и межгруппового общения, отсутствуют жёсткий регламент и дисциплина.

Внутри формальной организации всегда возникает неформальная, в этом случае говорят о формальной («жёсткой») и неформальной («мягкой») структуре организации.

 

Организационные формы. Выделяют следующие организационные формы. Трудовые организации - предприятия и учреждения, которые создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Общественные организации (общественные союзы, ассоциации), цели которых вырабатываются "изнутри", представляют обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно с принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

Существуют промежуточные формы организаций, напр., кооперативные (старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют трудовые, производственные функции Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т. д.).

В обществе возникают организационные образования и др. рода, которые не являются собственно организациями, но имеют некоторые признаки последних. Это - ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. Степень их формализации незначительна. Важное их отличие от организаций первых двух типов в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т. е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Целое здесь не тождественно его составляющим, но общие цели являются результатом совпадения индивидуальных. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение. По мере урбанизации фактор целостности поселения возрастает. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны между собой.

Макс Вебер считал, что современная бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей и обеспечивает принятие решений на основе общего критерия.

Бюрократия включает в себя четко очерченную иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц (работающих полный день за должностной оклад), и разделение между задачами должностных лиц внутри организации и их жизнью вне ее. Члены организации не владеют материальными ресурсами, с которыми они работают.

 

1. Что такое социальный институт?

2. Каковы признаки социальных институтов?

 

1. Социология: Учеб. для вузов / Лавриненко В. Н. и др.; Под ред. В. Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 407 с.

2. Фролов С. С. Социология: Учеб. для вузов.- 3-е изд., доп.- М.: Гардарики, 2000.- 344 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных