Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 10 Культура и общество




1. Понятие культуры. Ценности и нормы.

2. Общество как система. Социальное действие. Социальные отношения.

 

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

 

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

 

Лекция 11. Социология семьи

 

Глоссарий.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Брак. – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Средства массовой информации (mass media). Виды коммуникации, такие, как газеты, журналы, радио, телевидение, предназначенные для больших аудиторий.

 

1. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.

2. Функции семьи.

 

  1. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.

 

Понятие семьи: специфическое образование; малая социальная группа и социальный институт одновременно. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г.Моргана. Американский этнограф считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей тенденцией, характеризующей развитие семьи, является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами, половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали возможность промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Моргану весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежавшими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии сменяется экзогамией, т.е. можно сказать, что брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Таким образом, пуналуальная семья представляет собой форму брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной; это первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья – переходный исторический тип семьи, который появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Укрепление моногамной семьи происходило в период разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Таким образом, исторически семья развивалась от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.

 

2. Функции семьи.

 

Функции института семьи. Социальное предназначение семьи связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов; предопределяет социальное положение детей. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др.

 

1. Охарактеризуйте семью как малую группу и социальный институт.

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.

 

 

Лекция 12. Социология молодежи.

 

Глоссарий.

Ювентизация – влияние молодёжи на общество: изменение его ценностей, норм, ролей; обновление.

 

1. Предмет социологии молодёжи.

2. Поколение: механизмы преемственности.

 

1. Предмет социологии молодёжи

Предмет социологии молодёжи – молодёжь как социально-демографическая общность; те свойства молодёжи, которые обусловлены особенностями социализации, уровнем социально-экономического и культурного развития общества. Понятия «молодость» и «молодежь» рассматривают в трех аспектах: как определенный биологический возраст; как определенное состояние, обусловленное социокультурными критериями; как определенную группу или поколение с присущими ей ценностями. Соответственно к молодёжи можно относить:

людей в возрасте, когда завершается физическое и половое созревание;

людей, уже вышедших из детского состояния и ещё не достигших зрелости;

специфическое, историческое поколение.

Можно сделать вывод, что понятие молодёжи, даже её возрастные границы весьма расплывчаты. По определению ООН (1985 год), это люди в возрасте 15 – 24 лет. В 2012 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила рамки молодости: от 25 до 44 лет. В соответствии с законом РК «О государственной молодёжной политике» (2015 год), это граждане Республики Казахстан в возрасте от 14 до 29 лет.

Итак, молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации (И. С. Кон, 1988) Важнейшая особенность молодёжи – состояние формирования, становления.

2. Поколение: механизмы преемственности.

Поколение – это социально-демографическая общность с более или менее общими условиями социализации, примерно одинаковым периодом вступления в пору социальной зрелости, возрастными и социально-психологическими особенностями. Процесс включения каждого поколения в социальную жизнь имеет две стороны: социализацию и ювентизацию.

 

1. В рамках какой социальной структуры изучают молодежь как социальную общность?

2. Какие ещё общности анализируются в рамках этой структуры? Существует ли неравенство в отношениях между ними?

3. Каковы особенности молодежи как социальной группы?

 

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.

2. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.

3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

 

Лекция 13. Социология девиантного поведения.

 

Глоссарий.

Девиация – социальное отклонение.

Делинквентное поведение — 1) одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер; 2) (делинквентность) – в социологии и юриспруденции обозначение административно наказуемых деяний, совершаемых подростками.

Социальный контроль - совокупности норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления.

 

1. Девиантное поведение.

2. Социальный контроль как механизм регулирования девиантного поведения.

1.

Девиантное поведение – любые отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение норм.

Конформное поведение (конформность) – 1. Тип социального поведения индивида, характеризующийся следованием социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям. Противоположность девиантного поведения. 2. По Р. К. Мертону - полное принятие индивидом общепринятых культурных ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения. Не путать с конформизмом и конформистским поведением.

Аномия – это состояние общества, при котором социальные нормы более не определяют поведение индивида. При этом наступает разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств.

 

2.

Социальный контроль – это процессы и механизмы, функционирующие на всех уровнях общества для поддержания его структуры. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Санкция – реакция общества на социально значимое поведение: социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Неформальный социальный контроль. Неинституциональный контроль, осуществляемый посредством общественного мнения, группового давления, обычаев, личностных оценок и т. д. в процессе социального взаимодействия.

Формальный социальный контроль - контроль посредством формальных правил и специальных организаций.

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.

 

 

Лекция 14. Социология труда и экономической жизни

1. Специфика социологического подхода к изучению труда

2. Предмет экономической социологии.

 

  1. Специфика социологического подхода к изучению труда

Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда. Социология труда - социологический анализ труда и его организации, особенно, но не исключительно, с точки зрения наемного труда. Общий предмет анализируется в рамках социального, сравнительного контекста, в частности, взаимоотношений с социальными, экономическими и политическими институтами.

  1. Предмет экономической социологии.

Экономическая социология - специальная отрасль социологии. Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев. Объект экономической социологии - взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов - экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи.

Основные категории. Экономическое сознание связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни.

Другой важной категорией для обозначения реальных причин и наиболее глубоких стимулов экономической деятельности и экономического поведения людей является категория экономического интереса. Именно экономические интересы способствуют согласованности во взаимодействии разных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие. Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Экономические интересы и экономический образ мышления выступают предпосылками экономического поведения, которое можно определить как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Исходя из баланса рациональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). В общении между собой, по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это важные предпосылки экономического поведения, позволяющие во многом его предсказать.

Необходимость регулирования экономического поведения положена в основу понимания экономической культуры как совокупности социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности.

Предмет экономической социологии?

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.

 

 

Лекция 15. Социология образования и средств массовой информации

 

1. Образование как социальный институт

2. Социологическое изучение средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ.

  1. Образование - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Необходимо выделять и анализировать, как минимум, пять отдельных функций и процессов: 1) образование в узком смысле - функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров - функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение - функция технологизации познавательной деятельности; 4) воспитание - функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т.д.; 5) грамотность - функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни.

 

  1. Функции СМИ. К числу функций СМИ относят коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую.

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.

 

 

Содержание практических(семинарских) занятий

См. Тематический план

 

Задания СРО и СРОП

Групповая творческая исследовательская работа студентов (1 -3 человека). Независимо от выбранной формы должен быть:

план;

рассмотрение проблемной ситуации с помощью социологического воображения, поиск социальных, а не психологических аспектов проблемы. Здесь важна Ваша личная позиция, обоснованная точка зрения;

знакомство с различными источниками информации по проблеме, включая справочники и словари по социологии, монографии, научные статьи, публикации о результатах социологических исследований, статистические данные, нормативную базу (например, законы, стандарты, инструкции, положения) в библиотеке университета и Интернете. Один из полезных сервисов – Академия Google (http://scholar.google.com). Все использованные источники должны быть указаны в списке литературы. Ссылаться на рефераты и курсовые работы нельзя;

сдаётся до 14 недели преподавателю в электронном виде. Каждый просроченный день отнимает 1 балл от оценки.

представление и защита перед однокурсниками.

 

Формы творческой работы:

1. Аннотация социологической статьи, книги.

2. Составление программы социологического исследования по актуальной социальной проблеме

3. Дискуссия

4. Микроисследование.

5. Социальная автобиография (индивидуальная работа)

6. Эссе (индивидуальная работа)

 

Темы творческихработ:

1. Социологические концепции О. Конта, Э. Дюркгейма и других социологов (по выбору).

2. Количественные и качественные методы социологического исследования

3. Социальные проблемы модернизационного развития Казахстана.

4. Средний класс в Казахстане и критерии его выделения.

5. Новые семейные формы.

6. Развитие гендерной политики в Казахстане.

7. Актуальные направления государственной молодежной политики в Казахстане.

8. Социальные проблемы занятости и безработицы в Казахстане.

9. Роль современных электронных технологий в развитии образования.

10. Государство как институт управления: его особенности

11. Характеристика политических партий в стране: их социальная база

12. Языковая политика в Казахстане: проблемы и их решение

13. Роль образования в модернизации казахстанского общества

14. Роль СМИ в формировании личности

15. Описание одной из молодежных субкультур: социологический портрет

16. Современные тенденции развития семьи (формы брака, рождаемость, разводы).

17. Девиантное поведение молодежи и его регулирование

18. Социально-профессиональная ориентация школьников.

19. Социальные проблемы школьного образования в современных условиях. (Возможные направления: качество образования, доступность, возможности, объём и содержание учебных программ, потребности учащихся, социальные проблемы учительства, портрет учителя…)

20. Социальные проблемы высшего образования в современных условиях.

21. Роль образования в социализации личности. (Возможные направления: чему мы научились в школе (вузе, колледже, в рамках советской системы образования…), политическая социализация и образование, экономическая социализация и образование…).

22. Отношение студентов (школьников, магистрантов…) к учёбе.

23. Профессиональная направленность студентов.

24. Жизненные планы и карьера.

25. Библиотека и студент.

26. Социально-экономический портрет студента (здесь и далее: школьника, жителя микрорайона, подъезда, работника организации, моей семьи, автостоперов…).

27. Материальный достаток студента. (Возможные направления: доходы студентов, расходы студентов…).

28. Социальные проблемы иногородних студентов. (Возможные направления: наше общежитие, социальный портрет иногороднего студента…).

29. Территориальная мобильность студентов.

30. Отношение к деньгам (Возможные направления: отношение к богатству, бедности, ценностные иерархии студентов…).

31. Занятость студентов.

32. Трудовая социализация студентов.

33. Проблемы профессиональной социализации молодых специалистов.

34. Социальная активность студентов.

35. Молодёжь и предпринимательство.

36. Досуг студентов как социальная проблема. (Возможные направления: хобби, профессиональная направленность и досуг, проблемы межличностного общения…).

37. Отдых студентов. (Возможные направления: летние каникулы, зимние каникулы, география проведения, каникулы за границей…).

38. Активный досуг студентов. (Возможные направления: физическая культура студентов, физическая активность, спорт, туризм …).

39. Культурный досуг студентов. (Возможные направления: музыка в жизни студентов, чтение, творческая деятельность…).

40. Структура свободного времени студентов.

41. Иностранный язык в современном обществе (Возможные направления: владение языком и социальный статус, отношение к политике трёхъязычия, проблемы изучения…).

42. Человек и природа.

43. Наша экологическая культура.

44. Социально-культурная инфраструктура города глазами студентов.

45. Социальные проблемы современного села

46. Восточно-Казахстанский регион глазами студента.

47. Интернет-сообщества в жизни студентов

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных