Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Список опубликованных работ по теме диссертации 1 страница




УДК 159.923 На правах рукописи

 

 

ШАДРИН НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

 

 

Социогенез и психологические механизмы

Ценностной регуляции деятельности

 

 

19.00.01 общая психология, психология личности,

история психологии, этнопсихология

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2008

 

Работа выполнена в Павлодарском государственном университете имени

С. Торайгырова

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Четвериков Д.В.

 

доктор психологических наук,

профессор Хамза Б.М.

 

доктор психологических наук,

профессор Яницкий М.С.

 

Ведущая организация: Карагандинский государственный

университет имени Е. Букетова

 

Защита состоится «24» сентября 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, проспект Достык, 13, 2-ой этаж, конференц-зал.

 

С диссертаций можно ознакомитmся в библиотеке Казахского Национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30, 3 этаж.

 

 

Автореферат разослан «» июня 2008 года

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук Кошербаева А.Н.

 

Введение

Актуальность исследования. Как известно, разработка на современном этапе всего комплекса проблем «психологии духовности», включая ценностную сферу психики человека, в силу ряда идеологических причин в советский период не получала должного развития не только в психологии, но и в других гуманитарных науках, на что указывают М.С. Каган, В.И. Слободчиков, Б.С. Братусь и другие авторы. При этом если понятийно-теоретический уровень духовности человека все же подвергался психологическому исследованию в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.), то этого нельзя сказать об изучении механизмов мотивационно-ценностной регуляции деятельности. Исследования в этой области в советский период обычно либо подменялись достаточно идеологизированным изучением ценностных ориентаций и «ценностно-ориентационного единства социалистического производственного коллектива», либо делали крен в сторону анализа отдельных сторон ценностных переживаний (концепция «эмоций как ценностей» Б.И. Додонова и т.д.).

Основная проблема нашегоисследования заключалась в том, чтобы структуировать мотивационную систему человека в виде различных иерархических уровней на основе разной меры проявления особой интегративной функции мотивов деятельности, до сих пор упускаемой из виду и в максимальной мере присущей мотивам-ценностям. Противоречивость ценностей как побудителей деятельности состоит в том, что здесь важны как внешние, предметные результаты (продукты) деятельности, так и их скрытый психологический продукт, позволяющий повысить меру интеграции личностных смыслов деятельности индивидов в контексте социума на основе полагания обобщенно-символической (ценностной) значимости актов творчества, поступков и деяний конкретной личности. Например, актер не просто совершает «предметные действия» на сцене, но и осуществляет психический катарсис зрителя, гармонизируя его отношения с окружающими на основе символической трансляции ценностных смыслов.

Важная сторона проблемы заключается также в том, что, будучи в чем-то близки групповым нормам поведения, ценности не замыкают индивида в рамках конкретной социальной общности, а делают его поведение «открытым» окружающему социуму, наращивая меру интеграции в него.

Актуальность исследуемой проблемы имеет множество аспектов. Она заключается в восполнении тех пробелов психологической теории в области теории личности и мотивации, которые возникли в результате чрезмерной идеологической ориентации методологии гуманитарного исследования на узко-социальные («классовые»), а также узко-групповые детерминанты психической деятельности и поведения. Поскольку повышение меры интеграции мотивов и личностных смыслов индивидов предполагает повышение уровня культуры поведения человека в социуме и меры его «открытости» социальному бытию, то сейчас необходим методологический синтез доказавшего свою продуктивность культурно-исторического подхода в психологии с гуманистической школой и с другими течениями, внесшими важный вклад в анализ проблемы ценностей и ценностной регуляции деятельности.

Кроме того, проводимое исследование позволяет также понять некоторые, мало исследованные, интегративные характеристики как личностно-смысловой регуляции деятельности («сверхнормативная» активность), так и особенности жизненного пути личности (смысл жизни), которые практически невозможно понять без обращения к проблеме ценностей в психологии.

Раскрытие ценностных механизмов поведения индивидов имеет и социальную значимость: эти механизмы весьма существенны для гармоничного существования общества, человеческой цивилизации в целом. В какой-то мере оно значимо и для решения проблем экологии, в том числе социальной и «психологической экологии» (К. Левин), ибо, как известно, не может быть гармонии человека с природой без гармонии человеческих отношений.

Практическая же актуальность исследования заключается в создании таких концептуальных разработок в области мотивационно-потребностной регуляции деятельности личности, которые позволяют раскрыть новые пути и горизонты в сфере теории и практики воспитания, призванной сеять «разумное, доброе, вечное», профессиональной подготовки специалистов, а также разработки некоторых новых направлений практической психологии и психотерапии и новых подходов в политической психологии.

Анализ состояния проблемы служит основой для формулировки цели, объекта, предмета, гипотезы, а также для постановки его задач и выбора методов исследования.

Цель исследования – разработка на базе методологии культурно-исторического подхода концепции и модели личностных ценностей и ценностной регуляции, объясняющей их свойства и функции, отвечающей требованиям многоуровневого строения мотивационной сферы личности.

Объект исследования – сфера мотивации индивидуальности ценностно-ориентированного типа.

Предмет исследования – психологические механизмы ценностной регуляции деятельности, феноменология, функции и разновидности личностных ценностей, процесс их генезиса.

Гипотеза исследования. В контексте модернизации культурно-исторического подхода в психологии, а также принципов системного анализа процесс развития личности по «ценностной вертикали» может быть осмыслен как процесс все более глубокой интериоризации индивидом базовых «ценностных значений», заданных в культуре, а затем воплощения (экстериоризации) личностных ценностей в актах творчества, поступках и деяниях с опорой на символическую форму их выражения (опосредствования).

Основой создания математической модели данного процесса могут служить различные варианты формализма многомерных метрических пространств, позволяющие объяснить идею «ценностного вектора» в психологии, основные свойства, функции и типы ценностей, а также предсказать некоторые эффекты, относящиеся к особенностям духовной жизни и биографии индивида и к переживанию психологического времени в актах ценностного творчества.

Задачи исследования:

1. Соотнести в историко-психологическом и современном теоретическом контексте психологический феномен личностных ценностей с другими формами мотивационных образований, показать их специфичность.

2. Выявить и описать основные функции ценностей в психической регуляции деятельности, их свойства и базовые разновидности, а также свойства основных типов (стилей) ценностно-ориентированной деятельности.

3. Осуществить системно-структурный анализ основных уровней мотивационной регуляции и разработать в контексте культурно-исторического подхода сначала «пространственную», а затем более общую пространственно-временную парадигму анализа духовно-ценностной регуляции деятельности.

4. Указанную пространственно-временную парадигму довести до уровня конкретной математической модели, которая позволяла бы объяснить свойства личностных ценностей, их функции в регуляции деятельности, типологию, а также предсказывала некоторые феномены духовной жизни и духовной биографии индивида.

5. Разработать адекватные указанной модели эмпирические методики исследования личностных ценностей и показать их научно-психологическую и прикладную эффективность.

6. Раскрыть основные типы и подтипы ценностно-ориентированной деятельности.

7. Выявить прикладную значимость предлагаемых теоретических разработок для решения задач воспитания, профессиональной подготовки специалиста, а также духовного самосовершенствования личности и поиска смысла ее жизни.

Методологическая база исследования включалав себя культурно-исторический и деятельностный подход в психологии, которые нами были подвергнуты определенной модернизации, а также расширению или «амплификации» (В.П. Зинченко) применительно к исследуемой области психической реальности и современному этапу развития психологии. В определенной мере методологическое значение имели для нас также парадигмы антропологического подхода, касающиеся многоуровневого анализа психологии человека (Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков, Н.А. Логинова) и некоторые идеи В.А. Ганзена о «пространственной структуре психики», «интегративной функции» психического и «тетрабазисе» психологии.

Методы исследования включали в себяобщетеоретические методы: системно-структурный анализ, историко-психологический метод; особый вариант метода моделирования, разработанный нами на базе математического формализма пространства-времени Минковского; конкретные эмпирические методы: метод наблюдений, биографический метод, метод опросов, формирующий эксперимент, оригинальный авторский тест-опросник, ориентированный на изучение уровня компетентности личности в сфере ценностной реальности, методы статистического анализа (корреляционный анализ для определения надежности теста, дисперсионный анализ, анализ внутренней согласованности теста и т.д.).

Новизна исследования осуществлено развитие методологии культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии (включая разработку соответствующего понятийного аппарата, касающегося проблем социогенеза личностных ценностей); предложен вариант понимания «интегративной функции» психического применительно к исследуемой области психики.

Впервые выявлено и эксплицировано соотношение феномена личностных ценностей и других форм мотивации; выявлены основные функции личностных ценностей; раскрыта специфика локальной, евразийской системы ценностей; введено понятие ценностных смыслов в психологии. Разработана эвристически продуктивная пространственно-временная модель личностных ценностей и ценностной регуляции деятельности, в которой раскрыт глубинный смысл понятия «ценностного вектора» поведения, а также осмыслен ряд феноменов, касающихся особенностей духовно-ценностной регуляции и жизненного пути ценностно-ориентированной личности; на основе биографического метода в психологии описаны основные варианты (стили) ценностно-ориентированного поведения; проанализирована и раскрыта связь ценностей и смысла жизни.

Работа имеет новизну и в методическом аспекте разработаны валидный тест-опросник на определение уровня компетентности личности в параметрах духовной культуры и компьютерные программы обработки полученных с его помощью результатов; предложена методика экспериментального изучения системы смысловых образований личности (особый вариант формирующего эксперимента); при разработке концепции ценностной регуляции деятельности предложен и использован особый математический формализм многомерных метрических пространств (реализация метода моделирования в психологии).

Практическая значимость исследования заключается в использовании выявленных механизмов ценностной регуляции поведения в воспитательном процессе, в разработке его содержания и программы, а также в обеспечении профессиональной направленности среднего специального и высшего образования на базе изучения и целенаправленного формирования конкретных профессиональных ценностей

Практически значимыми выступают и положения, связанные с анализом конкретных функций ценностей в воспитательном процессе (коммуникативная, направляющая и т.д.). Определенное воспитательное значение может иметь и феноменологическое описание основных ценностных типов с опорой на материалы биографического метода. Аспекты работы, связанные с разработкой понятия евразийской системы ценностей, могут быть использованы при определении направлении демократизации казахстанского общества. Наконец, в процессе духовного самосовершенствования и самовоспитания личности могут применяться разработки, связанные с предлагаемым нами вариантом системы трансцендентальной медитации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Феноменология ценностей соотносится с особенностями близких им форм мотивации следующим образом: а) от духовных потребностей они отличаются определенной устойчивостью (духовные потребности следует рассматривать как форму ситуативно-динамического развития соответствующих ценностей); б) от конвенциональных норм деятельности они отличаются большей обобщенностью (генерализованностью), «отвязанностью» от традиций, обычаев и установлений конкретных социальных групп; в) от «фактичности» в человеческой мотивации они отличаются творческим характером; г) в наибольшей мере они близки таким формам мотивации, как направленность, идеалы, стремления, убеждения.

2. Функциями мотивов-ценностей в регуляции деятельности выступают интегративная функция (наиболее значимая), а также направляющая, коммуникативная, трансцендентальная, смыслообразующая функция, функция обеспечения полноты человеческого существования и др.

3. С точки зрения меры проявления интегративной функции мотивов в сфере мотивационной регуляции выделяются следующие системные уровни: ценности и ценностные смыслы как разновидность личностных смыслов соответствуют высшему уровню (метауровню) интеграции мотивов (личностных смыслов) индивида и окружающего социума; нижележащие же «этажи» мотивации соответствуют ее мезоуровню (уровень конвенциональных норм) и инфрауровню (уровень элементарных, базовых потребностей).

4. Преимущество «пространственной» парадигмы ценностной регуляции деятельности, опирающейся на идеи К. Левина о «психологическом пространстве» мотивации, обнаруживается при использовании формализма многомерных векторных, метрических (а не топологических, как у К. Левина) пространств в ходе ее математического моделирования. На этой основе обоснуются представление о базовых ценностях личности и понятие «ценностного вектора» поведения, используемое психологами, устойчивость ценностного вектора по направлению и величине, вводится процедура сложения ценностных векторов и т.д.

5. При наличии нескольких направлений процесса ценностной самореализации индивида, ввиду невозможности дезакутализации каждой из базовых ценностей, встает вопрос о временных ограничениях этого процесса, в силу чего необходимо дополнение «пространственной» парадигмы анализа ценностной регуляции более общей пространственно-временной ее парадигмой. Эта парадигма и созданная на ее базе модель позволяют углубить понимание ценностной реальности в концепции хронотопа, а также объяснить феноменологию, свойства, функции ценностей, предсказать ряд эффектов духовной жизни индивида, особенности ценностных типов личности и т.д.

6. Наиболее адекватными, хотя и трудно реализуемыми, методами изучения ценностной сферы выступают такие предлагаемые нами методы, как моделирование, особый вариант формирующего эксперимента, основанный на актуализации ценностных смыслов в творческой деятельности, а также разновидности «понимающего» диалога и биографического метода. Разработанный в рамках предлагаемой концепции тест-опросник на выявление уровня компетентности в параметрах духовной культуры является достаточно валидной методикой исследования уровня «понимания» ценностной сферы.

7. «Пространственная» парадигма ценностной регуляции позволяет разработать технологию эмоциональной релаксации и медитации, основанную на приобщении личности к устойчивому пространству ценностных значений и смыслов и не связанную с ориентацией на религиозные верования.

Апробация результатов исследования: межвузовская научно-практическая конференция «Роль психологии в гуманизации общества», посвященная 100-летию со дня рождения К. Роджерса (2002, г.Караганда), Республиканская научно-практическая конференция «Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (2003, г. Астана), заседание совместного методологического семинара кафедр общей психологии и этнической и педагогической психологии КазНУ им. аль-Фараби (2003), Республиканские научно-теоретические конференции «Торайгыровские чтения» (2002, 2003, г. Павлодар), Ш и ІУ Республикаснкая научная конференции молодых ученых, студентов и школьников «Сатпаевские чтения» (2003, 2004, г. Павлодар), Международная научная конференция в КазНУ им. аль-Фрааби «Проблемы формирования цивилизационного сознания» (сентябрь 2004 года), заседание кафедры психологии и педагогики ПГУ им. С. Торайгырова (январь 2005 года, г. Павлодар), заседание совместного методологического семинара кафедр общей психологии и этнической и педагогической психологии КазНУ им. аль-Фараби (март 2005 года), Международная научная конференция «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (2007, г. Рязань), Международная научно-практическая конференция «Молодежь, право и общество» (2007, г. Новосибирск) и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в воспитательном процессе колледжа ПГУ им. С. Торайгырова и Павлодарской областной многопрофильной школы для одаренных детей, а также в учебно-воспитательном процессе Павлодарского государственного педагогического института.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и шести приложений. Объем диссертации составляет 304 страницы. Список использованных источников 316 наименований, из них 13 на трех иностранных языках. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 3 таблицами.

 

Основная часть

Выбор направления исследования обусловлен необходимостью учета имеющихся историко-психологических, методологических, теоретических и эмпирико-методических предпосылок анализа механизмов ценностной регуляции деятельности, а также необходимостью разработки принципиально новых парадигм и моделей их теоретического постижения и способов эмпирической верификации. Ряд исследовательских задач был связан также с прикладными аспектами исследуемой проблемы, касающимися современной практики воспитания личности и ее духовного самосовершенствования.

В первом разделе исследования «Методологические и теоретические проблемы исследования ценностей в психологии» ставится задача историко-психологического анализа проблемы ценностной регуляции деятельности. Проблематика личностных ценностей впервые стала разрабатываться в конце Х1Х – начале ХХ века в процессе создания основных направлений в западной философии и психологии, связанных с новой (негегелевской) трактовкой человеческой духовности. Это в первую очередь философская, педагогическая и психологическая антропология, духовно-научная психология, философия жизни, антропология. Так, неотъемлемой заслугой создателей аксиологии (Виндельбанд, Риккерт, Шелер, Дильтей, Шпрангер) было то, что они впервые поставили вопрос о сфере нормативного (ценностного) сознания.

Антропология в самом общем виде представляет собой учение о специфике бытия человека и его сущности. Исторически ограниченные варианты антропологии присутствовали уже у Гегеля, повлиявшего на антропологию Фейребаха. Гегель понимал сущность человека как момент становления абсолютного духа, который в своем историческом развитии постигает (познает) самого себя и в процессе самопознания в конечном счете приходит к самому себе. Свой материалистический взгляд на проблемы антропологии предложил и молодой Маркс, определивший сущность человека как родовую (социальную).

Предпосылкой становления антропологии в ее новом, не гегелевском и не фейербаховском варианте были воззрения Шопенгауэра. По Шопенгауэру, «воля к жизни» как мировая сила содержит в себе не только рациональные, связанные с разумом человека, аспекты, но и иррациональные (не в фрейдовском смысле слова). На определенной стадии развития «воли к жизни» преодоление эгоистических импульсов индивида возможно посредством искусства и морали (ценностная сфера психики).

Шелер предельно развил данную точку зрения. Понимая антропологию как учение о сущности человека, его особом положении в мире и т.д., он различал антропологию как биологическую дисциплину, исследующую индивидные, природные свойства человека, и как дисциплину, исследующую его духовную сущность. В сферу духа он включает не только рациональную, познавательную способность, фигурирующую у того же Гегеля, то есть разум, но и сферу ценностей, которые включают в себя определенный класс эмоциональных и волевых актов, например, доброту, раскаяние, почитание и т.д. и присутствует в сознании индивида «наряду с мышлением в идеях» (Шелер М., 1991).

У Шелера фактически присутствует и идея интериоризации и экстериоризации ценностей отдельными индивидами, поскольку он говорит об опоре индивида «на совокупный труд по осуществлению ценностей предшествующей истории». Мотивы антропологического подхода можно обнаружить и в творчестве Абая, особенно когда он в «Словах назидания» раскрывает духовную жизнь человека через такие понятия, как Воля, Разум и Сердце, говорит о постоянной борьбе или «споре» между ними. При этом Сердце (ценностная сфера личности) не последует за Разумом, если он замыслил недоброе и даже отстранится от него с брезгливостью.

Антропологами был обнаружен особый феномен «открытости» человека миру, который реализуется через диалог с другими на духовном (ценностном) уровне. Особенно эта идея получает развитие у того же Шелера, а также у Плесснера и Бубера. (Мартин Бубер, в свою очередь, видимо, повлиял на концепцию диалога Бахтина). По Плесснеру, у человека появляется особый совместный духовный мир, который не просто заполняет пространство, а «несет» на себе личность. Поэтому человек как член «совместного духовного мира» (Mitwelt) может находится там, где находится всякий другой, хотя физически он находится в определенном месте. Это качество (выход за пределы себя, в последующем у экзистенциалстов «трансценденция») получило название «эксцентричности» человеческого способа бытия; она проявляется также в таких феноменах, как плач, смех и т.д., присущих только человеку.

Гелен четко связал феномен открытости бытия человека, его готовности к постоянному диалогу, к самоизменению, самообогащению с категориями пространства и времени. Он считал, что представления о пространстве и времени суть что иное, как взятая in abstracto неисчерпаемость любого опыта, открытость любой человеческой ситуации, ее незавершенность и т.д. (Гелен А., 1988). Все эти идеи получили своеобразное развитие в концепции хронотопа и диалога Бахтина, который выдвинул представление о пространственной ценностной вненаходимости как условии диалога двух индивидов, занимающих разное место в «ценностном топосе» (диалог двух героев, героя и автора и т.д.).

Дильтей в своей «понимающей» психологии считал душевную жизнь формой проявления более общего понятия «жизни». Но если Шелер понимал сферу духа как нечто более высокое по сравнению с «жизнью», то Дильтей исходил именно из душевной жизни, вводя в нее принцип ее постепенного возвышения и саморазвития (в последующем «самоактуализация»).

Ценностные переживания, по Дильтею, континуальны, они связаны с постоянным укреплением структуры душевной жизни конкретного индивида как особой формы его «жизни». То есть в структуре душевной жизни всегда укрепляется то, что «ценно» для жизни личности, наполняет ее содержанием. Дильтеем был также внедрен значимый в настоящее время принцип «понимания», было подчеркнуто, что изучение объективных каузально-генетических связей психических явлений мало что может дать для изучения ценностной сферы. Э. Шпрангер обратил внимание на различие и взаимосвязь исторически развивающегося «объективного» духа и «субъективного духа», реализующегося на уровне индивидуальной жизнедеятельности, что подводило к проблеме взаимосвязи социокультурных и личностных ценностей, к исследованию процессов их интериориоризации и экстериоризации. Шпрангер положил также начало анализу основных ценностных типов.

Теория личности К. Левина не содержит четкой концепции мотивов-ценностей и интересует нас скорее в методологическом аспекте. В известной работе о галлилеевском и аристотелевском стиле мышления он отмечал, что в науке, познании не должно содержаться ценностных представлений. Косвенно в этом содержится верная мысль о том, что «когнитивное» и «ценностное» начала представляют собой разные измерения духовной сферы человека.

Левин впервые предложил и реализовал «пространственную» парадигму человеческой мотивации (модель «жизненного пространства»), которая прижилась и по сей день. Существенно, что в своем анализе наиболее массовых, не доходящих до ценностного уровня, форм мотивации (базовые потребности, квазипотребности и т.д.) он использовал математическую модель топологических, а не метрических пространств. Теория личности Левина выступила динамической теорией, поскольку опиралась на модель весьма динамичного по характеру топологического пространства, которое трактуется в математике как «пространство непрерывных преобразований».

В топологическом пространстве нет устойчивой системы координат, задающей направление мотивов и стремлений человека, как в многомерном векторном метрическом пространстве. В топологическом пространстве задан лишь «порядок следований» точек (пространственных областей). Так, по Левину, связной добирается из пункта А пункт В (в зависимости от того, обстреливается ли данный участок) либо по прямой, либо зигзагами. Часто более короткий путь (по прямой) под обстрелом воспринимается психологически более длинным, то есть здесь нет представления о неизменности направлений и расстояний, как в привычном нам метрическом (евклидовом) пространстве. «Вектор» валентности вещей задает лишь порядок следования индивида из данной точки к целевому объекту, имеющему большую валентность, он не является, как это понимал и сам Левин, вектором как таковым (вектором многомерного векторного пространства). Левин, показал, что направление мотивов деятельности индивида в группе во многом задается значимым другим, лидером. Именно интегративный стиль руководства, интегрирующий системы мотивационных напряжений (power field) каждого члена группы, наиболее конструктивен. Левин по сути дела ставил знак равенства между понятиями «демократическая» и «интегративная» атмосфера. Важны и вводимые им понятия «ментальных» или «духовных» локомоций, а также его представления о «пространстве свободного движения» группы и т.д.

Экзистенциализм выступил, по верному замечанию В.И. Слободчикова, как осознанная реакция на реалии отчуждения личности в современном ему обществе, а также на представление об изначальной греховности человека, которое культивировалось как фрейдизмом, так и устоявшимися традициями религиозного мировоззрения. Была исследована структура самоотчуждения и обоснованы пути его преодоления (работа П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм», вышедшая в 1946 году). Эти теоретические установки были поддержаны уже в 50-е годы прошлого века гуманистической школой.

В силу сказанного анализ гуманистической психологии был предпринят под углом зрения общности ее принципиальных установок со многими идеями экзистенциализма. В частности, В. Франкл, много говоривший об опасности «экзистенциального вакуума», учел такие идеи Сартра, как различие «ценности» и «фактичности», а также сартровскую концепцию «самообмана» и его критику теории Фрейда как концепции «обмана без обманщика». С сартровской концепцией самообмана по сути перекликается и идея Д.А. Леонтьева о «ценностном оформлении потребностей» в асоциальных группировках. Франкл также подхватил и конкретно психологически развил сартровский проект «экзистенциального психоанализа», предложенного в противовес психоанализу З. Фрейда. Ключевой идеей логотерапии Франкла стала концепция реализации смысла жизни личности на базе ее уникально-неповторимых ценностей. Было показано, что реализация «стремления к удовольствию» (в фрейдовском понимании) и самореализация личности в плане утверждения ее ценностей дают совершенно разный эффект с точки зрения осуществления смысложизненных ориентаций индивида.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных