ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Измерение уровня трудовой дисциплины
Нужно измерять то, что есть, а не то, что должно быть. Для управления дисциплиной необходимо, прежде всего, научиться ее измерять, для того чтобы можно было определить, как те или иные меры, факторы, условия воздействуют на дисциплину, на чем нужно остановить внимание, какое звено в этой работе выделить, прежде всего. Измерение уровня необходимо и для того, чтобы можно было сравнить дисциплину в различных структурных подразделениях коллектива. Сегодня в организациях еще не могут достаточно точно измерять уровень трудовой дисциплины. Более того, на практике измеряется не уровень трудовой дисциплины, а лишь ее часть, уровень отклонений. Например, в специальной литературе отмечается; что одной из основных характеристик дисциплины является отношение числа лиц, чьи поступки противоречат требованиям дисциплины труда, выраженным в социальных нормах, к общему числу участников отношений дисциплины труда. Эту характеристику называют уровнем трудовой дисциплины. [14] Уровень трудовой дисциплины определяют по формуле , где Н – количество нарушителей или нарушений, а М – общее число работающих или рабочих и т. д. Предлагаются и другие способы измерения уровня дисциплины. Например, за основу берется уровень рабочего времени. В этом случае
,
где — уровень дисциплины; П — сумма потерь рабочего времени из–за нарушений а основу берется уровень рабочего времениы.. щему числу участни; РВ — сумма отработанного рабочего времени. Другой способ. Применяют формулу
,
где — абсолютный фонд рабочего времени работников; — непроизводительные потери. Такие формулы долгое время удовлетворяли практику, но сегодня они уже не обеспечивают необходимого ускорения работы по укреплению трудовой дисциплины. В литературе в начале 80-х годов был сделан значительный шаг в понимании дисциплины. Учёт только отрицательных отклонений от норм считался уже не достаточно точным. Оценка уровня дисциплины отражает как положительные, так и отрицательные отклонения от норм[15]. Всего только за период с 1976 по 1980 г. было опубликовано восемь работ, посвященных проблемам измерения уровня трудовой дисциплины.[16] В соответствии с одним из современных подходов к измерению уровня трудовой дисциплины уровень выражает все стороны и отношения трудовой активности. Приводится и классификация активности: высокая — присуща лицам, не имеющим нарушений, активно участвующим в борьбе против нарушений в товарищеских судах, комиссиях по трудовым спорам, в борьбе с пьянством, наркоманией, токсикоманией и т. д.; средняя — присуща лицам, не допускающим нарушений; низкая — включает лиц, допускающих нарушения. К показателям трудовой активности обычно относит уровень выполнения норм выработки, планов, качество продукции, состояние трудовой дисциплины, взаимопомощь в труде, участие в соревновании, участие в техническом творчестве и т. д. Существует и другой взгляд на уровень дисциплины. Он должен отражать не активность, а все стороны отношения работника к труду, к своим обязанностям в форме конкретных результатов его деятельности и выполнении норм поведения (активность при таком подходе учитывается, но только как один из элементов дисциплины). Рассмотрим этот взгляд более подробно. Отношение к труду определяется с трех сторон: как элемент производственных отношений; элемент идеологии, комплекс установок и действий индивидов. Отношения к труду включают: эффективность труда, участие в принятии новых решений, инициативу в проведении интенсификации в рамках соревнования и движении новаторов, трудовую дисциплину в ее различных аспектах, отношения в коллективе.[17] Из этого можно сделать вывод: дисциплина труда — это один из показателей отношения к труду. Учитывая отклоняющееся и активное поведение, авторы одной из последних работ по проблеме измерения уровня дисциплины построили формулы ее измерения[18]: одна из них выглядит следующим образом:
, где М — число всех нарушений; Н — величина, характеризующая нормативное поведение коллектива; n — число всех поощрений. По этой формуле 1 — эталон, когда все-работники соблюдают дисциплину. Отклонения от нее характеризуют существующий уровень. Другие формулы учитывают значимость каждого взыскания и поощрения. В предложенных формулах есть недостатки, которые при определенных условиях делают измерение невозможным. Прежде всего формулы не учитывают лиц с правомерным поведением так называемых "середняков". При увеличении в коллективе числа лиц с отклоняющимся поведением коэффициент уменьшается слишком быстро. Не установлена нижняя граница коэффициента. Она равна минус бесконечности. Формула не дает возможности сравнить дисциплину в различных трудовых коллективах, особенно если в одном из коллективов значительно больше работников. Учет только поощрении и взысканий, объявленных администрацией, не дает представления об уровне трудовой дисциплины, так какмногие нарушения и активность не фиксируются на бумаге. Целесообразно учитывать не взыскания, а все нарушения, тем более что в любом коллективе они на виду, на виду и все случаи проявления активности. Исходя из теоретической модели и с учетом анализа существующих методов измерения трудовой дисциплины мы разработали свой подход, к измерению уровня дисциплины (см. схему). Его мы измеряем по пятибалльным шкалам. По каждой шкале мы измеряем определенную сторону или качество дисциплины. Коэффициент уровня трудовой дисциплины позволяет учесть в показателе разнокачественные явления, из которых складываются наши представления о дисциплине. Уровень дисциплины измеряемся по шкале от 1 (самая низкая дисциплина) до 5 (самая высокая дисциплина). Средний уровень дисциплины — 2,5. Показатель носит открытый характер. Его при необходимости можно дополнить показателями, полученными при использовании других шкал, измеряющих другие дополнительные и значимые дл: данного коллектива признаки, свойства. Это, например, экономия сырья и материалов и т. д. Сумма результатов по каждой шкале делится на количество шкал. Это и будет среднестатистический уровень трудовой дисциплины. Предлагаемый способ достаточно прост. Он не требует специальной подготовки. Любой мастер, бригадир, нормировщик, начальник цеха легко могут им пользоваться. Для его расчета нужно не более 5 мин. Особенностью метода является его наглядность. В каждом коллективе можно для наглядности на видном мосте вывесить листок с расчетом уровня трудовой дисциплины, чтобы было видно, как поведение каждого отдельного работника отразилось на общем уровне дисциплины. Анализируя шкалы, следует учитывать, что первые две группы — это виды отклоняющегося поведения, третья группа — правомерное поведение, четвертая и пятая группы — активное поведение. Как видно, шкалы построены
Схема Шкалы разных видов поведения работников для измерения уровня трудовойдисциплины по принципу симметрии. Рассмотрим конкретный пример определения уровня трудовой дисциплины. Предположим, что на участке мастера работают 100 человек. Определим вначале уровень дисциплины по первой шкале. К первой группе относится 10 человек, ко второй — 15, к третьей — 50, к четвертой — 20, к пятой — 5. Составим на основе данных уравнение, в котором количество работников в каждой группе соотносим с общим количеством работающих и умножаем полученное отношение на номер группы:
Затем измеряем уровень дисциплины по второй шкале:
К первой группе относятся 15 человек, ко второй — 10, к третьей — 45, к четвертой — 5, к пятой — 25. Проведем измерение по третьей шкале:
К первой группе относятся 1 человек, ко второй — 3, к третьей — 60, к четвертой — 30, к пятой — 7. Измеряем по четвертой шкале:
К первой группе относятся 2 человек, ко второй — 4, к третьей — 30, к четвертой — 59, к пятой — 5. Измеряем по пятой шкале:
К первой группе относятся К) человек, ко второй -- 20, к тре-' тьей — 40, к четвертой — 20, к пятой — 10. Затем все показатели складываем и полученную сумму делим на количество шкал:
Д = (3,15 + 3,15 + 3,42 + 3,61 + 3): 5 = 3,27
В четвертую, пятую группы первой шкалы включаются лица, проявившие активность. Они могут быть поощрены в соответствии со ст. 131 КЗоТ РФ за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества труда, продукции, продолжительную и безупречную работу. Экономию сырья, материалов, энергии и т. д. Пятая группа — это лица, проявившие трудовой героизм. Администрация представляет их к наградам. В эту группу включаются как представленные к наградам, так и награжденные орденами, медалями и проявляющие высокий уровень трудовой и общественно-политической активности. При измерении дисциплины учитываются нарушения, объектами которых являются: рабочее время (прогулы, опоздания и т. д.), Для измерения уровня дисциплины необходимы определённые условия. Наиболее важное — учет всех нарушений и проявлений активности, а также учет правомерного поведения. В любом коллективе реальная картина нарушений известна, но в то же время в отчетах по этим вопросам в большинстве случаев допускаются искажения. Давно уже высказана мысль, что менеджеров нужно привлекать к ответственности не за большое количество нарушений, а за невыполнение планов по количеству и качеству, экономии сырья и материалов, а также за отсутствие работы по укреплению трудовой дисциплины, за попустительство нарушителям, неумение организовать эту работу, эффективно управлять дисциплиной. Целесообразно устанавливать также ответственность за сокрытие нарушений, и такая практика широко распространена. Например, виновным в сокрытии прогулов установлены следующие наказания: им объявляется дисциплинарное взыскание, они лишаются права на получение путевок в санатории и дома отдыха, им не оказывается материальная помощь в течение календарного года, они лишаются полностью премии по Положению за месяц, в котором было обнаружено сокрытие прогула. Иногда администрация, общественные организации, проводя работу по укреплению трудовой дисциплины, применяют, казалось бы, все меры, но дисциплина не улучшается. В этом случае говорят, что человек неисправим, хотя на самом деле причина к: кой эффективности воздействия может быть иной. Отклоняющееся поведение нередко допускают люди с неустойчивой психикой. Это, например, конституционально-депрессивные циклоиды, люди с постоянно пониженным настроением и т. д. В выборе мер воздействия на этих людей целесообразны участие психологов предприятия консультации психиатров. При изучении факторов, влияющих на уровень дисциплины, целесообразно использовать различные методы. Назовем некоторые из них, наиболее часто используемые на практике. Мозговая атака — используется, когда существует высокая степень неопределенности ситуации. Метод применяется для выяснения основных задач, стоящих перед организацией, и возможных вариантов для ее разрешения. Согласно этой методике участники "атаки" выдвигают как можно больше идей, которые затем группируются. Использование экспертных оценок — применяется в случаях, когда определены альтернативы. Их сводят в единую таблицу. Каждый эксперт получает таблицу и проставляет две экспертных оценки: в баллах от 1 до 5 — важность альтернатива организации; в баллах от 1 до 10 — практическую реализуемость. Общее количество баллов подсчитывают как произведение двух первых, оценок.
Оптимальной считается альтернатива, набравшая в сумме больше баллов. В данном примере по альтернативе 1 общая сумма баллов составляет 51 (36 + 15). Сумма баллов по альтернативе 2 составляет 23 (14 + 9). Как видим, альтернатива 1 предпочтительнее. Метод, позволяющий учесть мнение руководителя и подчиненных, — вначале учитываются, анализируются предложения руководителей, затем — предложения всех работников, после чего разрабатывается общая модель альтернатив и решения. Метод постоянных наблюдений — менеджеры, отдел персонала ежедневно регистрируют в Дневнике наблюдений: 1) проблемную ситуацию; 2) частоту ситуаций; 3) выбранные средства по ее разрешению; 4) результат.
Определение тенденций развития проблемы Для определения тенденций развития проблемы учитывают важность, неотложность, тенденции проблемы по десятибалльной шкале:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|