Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство прощать и искусство принимать прощение




Процесс прощения. Единственное описание процесса про­щения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии про­движения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некото­рые стадии неоднократно.

Стадии процесса прощения.

Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признаков фак­та, что обида имеет место.

2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.

3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4. Осознание затраты эмоциональной энергии на пережи­вание обиды.

5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репе­тицию» обиды (постоянные мысли о ней).

6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обид­чиком.

7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

Фаза принятия решения:

1. Изменение восприятия и новое понимание того, что пре­жние стратегии избавления от обиды не работают.

2. Готовность рассматривать прощение как предпочтитель­ный выбор.

3. Готовность простить обидчика.

Фаза действий:

1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуа­цию в целом с помощью промеривания на себя различ­ных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

2. Эмпатия по отношению к обидчику.

3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

4. «Поглощение» боли.

Фаза результата:

1. Нахождение личностного смысла для себя и других в про­щении.

2. Понимание собственной потребности в прощении со сто­роны других и в прошлом.

3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.

5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста пози­тивных чувств в отношении обидчика.

При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — сознавать, что он обиделся и что есть послед­ствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологичес­кие защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользо­вался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выхо­дит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происхо­дит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.

Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпенди­кулярная линии реализации жизни. Пережить — значит перенес­ти какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия*. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстано­вительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить ею жизнь в отрицательную сторону. Все это осоз­нание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.

* Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

 

На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и дей­ствующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация — процесс рассмотрения обид­чика в каком-то определенном контексте, учитывая его предыс­торию, возможность того, что он находится под каким-либо дав­лением. Это делается не для извинения или оправдания обидчи­ка, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как про­щающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появ­ляется сострадание, которое делает более возможными и приня­тие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание — эмоцио­нальные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.

В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и про­движение в сторону примирения имеют глубоко позитивное зна­чение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение вы­ступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть эк­зистенциальное значение обиды и процесса прощения: он раз­вивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершен­ство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некото­рое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношени­ях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых кон­фликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянно­го, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяж­ким грузом.

Стадии процесса получения прощения.

Фаза осознания ситуации:

1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной спра­ведливости).

3. Стыд — ощущение того, что другие осуждают и отверга­ют.

4. Осознание катарсиса.

5. Осознание когнитивного репетирования.

6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотноше­ний до и после обиды.

7. Понимание последствий и значения пережитого для оби­женного.

8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худ­шую сторону (повышение уровня самокритичности, сни­жение самоуважения).

Фаза принятия решения:

1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.

2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.

3. Понимание, что прощение — это готовность терпеливо ждать этот дар.

Фаза действий:

1. Пересмотр своего понимания другого, осознаниетого, что он нуждается во времени, чтобы простить.

2. Эмпатия по отношению к жертве.

3. Проявление сострадания.

4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прошению.

Фаза результата:

1. Нахождение смысла в страдании.

2. Осознание, что простил других.

3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в по­добных ситуациях.

4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства бла­годарности к другому.

6. Примирение.

Процессы дарования и получения прощения тесно связа­ны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаружи­вается разница в том, что в первой фазе этих процессов обижен­ный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.

Эффект получения прощения выражается в:

□ улучшении отношений с обиженным,

□ ослаблении самоугнетения,

□ улучшении мнения об обиженном,

□ положительных внутренних и моральных изменениях.

В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и по­ведения в отношении обидчика*.

* Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

 

Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испыты­вает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверж­дают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристика­ми, такими как самоуважение и самооценка.

Один из экспериментов был поставлен со студентами, ли­шенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению бо­лее высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.

Стремление получить прощение и его получение благопри­ятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и вле­кут положительные внутренние и моральные изменения.

Таким образом, феномен прощения и сама обида проявля­ются в браке, при этом супруги — обидчик и жертва — вовлече­ны во взаимоважные отношения.

Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль межлич­ностных обид, включающий готовность к примирению, преодо­ление негативных аффектов и суждений по отношению к обид­чику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенчес­кую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и по­зволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение по­добно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяж­ких мук обид через всю жизнь.

И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего про­щения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие — нужно спо­собствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Охарактеризуйте динамику развития отношений в брач­ной паре.

2. Раскройте содержание профилактики супружеских кон­фликтов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-пси­хологические методы исследования супружеских отно­шении. М., 19.S7.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / / Вопросы психологии. 1989. №1 С. 92—101.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А, А., Столин В. В. О задачах в области научного психо­логическою обеспечения службы семьи. / Семья и фор­мирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского http:\\koi.samisdat.ru/ 3/31 l-743.1itm

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. //Воп­росы психологии. 1989. №2. С. 98—102.

Волкова А. П. Ролевая адекватность как фактор супружеской со­вместимости. / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.

Волкова А. П., Трапезникова Т. М. Методические приемы диаг­ностики супружеских отношений. //Вопросы психологии. 1985. №5.С. 110-116.

Гасни Э. А. Психология прошения. // Вопросы психологии. 1999. №4,

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. // Психологи­ческий журнал. 1991. №4,

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики опти­мизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Воп­росы психологии. 1981. №3. С. 58—68.

Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. // Методология и методы социальной психологии, М., 1987. С. 173-178.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супру­жеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83—89.

Карцева Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особеннос­тей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №5. С. 164-166.

Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных пере­мен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 123—129.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Красовский В. П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру). //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 56-59.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффек­тивность межличностного восприятия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1. С. 67—68.

Левкович В. П., Зуськова О. Э. Meтодика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 92—101.

МеньА. Прощеное воскресенье. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Навайтис Г. А. Семья в психологическом консультировании. Ка­лининград, 1999.

Обозов П. П. Психология межлнчностных отношений. Киев, 1990.

Обозов Н. П., Обозова А. П. Три подхода к исследованию психо­логической совместимости. // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101.

Ошо «Оранжевая книга». М., 1999.

Пафман Э. А. Нравственно-психологический климат семьи. М.,1983.

Питер Д., Ракман С. Прошение: теологические исследования, http: www.baptist.dp.ua/bbv/006jan99/ts05_forgiveness.htm

Прошение: концепция развития. // Психологическая газета, № 2 (29) 1997.

Прощение, http: //nl.sibinfo/ru/prayer/forgiveness.htm

Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского. М., 1990.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.

Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. М., 1988.

Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных