Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О пушкинской поэзии




Сергей включил телевизор. Показывали какой-то триллер. Инопланетяне гнались за хорошими парнями, какие-то непонятные супермены совершали головокружительные трюки, взрывались дома, десятками гибли люди… И вдруг появилось улыбающееся лицо годовалого карапуза, который, видимо, получал удовольствие от происходящего на экране. Сергей даже не сразу понял, что это – реклама. Переключил канал. Здесь тоже коварные "плохиши" плели коварные замыслы против наивных "лохов". Одного из них преследовали, поймали и начали мучить откуда-то возникшими средневековыми орудиями пыток. Кровь потекла рекой. Но в последнюю минуту появились героические спецслужбы… Сергей выключил телевизор. А ведь если его поймают, то… А вдруг об отсутствии академика стало известно его врагам? Надо поговорить об этом с Учителем. В комнату вошла Дарья Георгиевна.

– Серёженька, как ты себя чувствуешь?

– Вполне прилично. Вот телевизор смотрел.

– Я тебе травяной настой принесла. Вот это до вечера надо по глоточку выпить. Мы его сами пьём. Для здоровья.

– Спасибо, Дарья Георгиевна. Скажите, а Андрей не звонил? Нет ли новостей?

– Есть, Серёженька, есть. Дима с ним разговаривал. Вот он скоро закончит свои дела и придёт. А я знаю только, что всё в порядке.

Сергею захотелось встать и походить. Но он вспомнил своё обещание соблюдать режим. Так и быть, ещё завтра полежу и с меня хватит, решил он. Спать уже не хотелось. Ну что же, надо свыкаться со сложившейся ситуацией. Ведь он у хороших и настоящих людей. Но какое-то тяжёлое беспокойство не покидало его. Сначала он не понимал его причины. В больнице он был вынужден постоянно быть начеку. Решать разные проблемы. Его целью было вырваться на свободу. Он добился этого. А здесь? Да, здесь от него уже ничего не зависит. Понятно, что на какое-то время надо затаиться. Над его головой нависла смертельная опасность, не миновала она и близких ему людей. Сколько времени ждать? Этого никто ему не скажет.

Но беспокойство не только от неизвестности. За время болезни он узнал и прочувствовал так много, что ему теперь постоянно хотелось дотянуться до смысла, до сути всего этого. Каким вот образом академик увидел связь между долголетием и какими-то обычаями? А есть ли такие связи между событиями в его жизни? Да и в целом, – в жизни других людей? Есть ли какая-то связь между далёкими от него событиями и его жизнью, его судьбой? И вообще, есть ли какая-то сущность во всём этом или всё – чистая случайность? Могло ли такое случиться с ним, живи он в другой стране? Мысли роились в его голове, не давали ему покоя. Может почитать чего-нибудь?

Сергей встал и подошёл к книжным полкам. Здесь, видимо, располагались книги по русской поэзии, разложенные по векам: XVIII, XIX, XX. Вот это да! Сколько же разных фамилий! Глаза разбегаются. Почти половину из них он видит впервые: Тредиаковский, Апухтин, Каменев, Антокольский, Кантемир, Веневитинов, Языков, Хармс, Давыдов, Введенский, Хлебников… Он сразу подумал, что его уверенность в знании русской поэзии сильно поколеблена. Там, где стояли книги поэтов ХХ века, большая часть была ему вообще неизвестна. Неужели Учитель всё это читал? Зачем так много книг? Что же взять для чтения? Нет, не будет он гадать. Лучше почитать Пушкина. Сергей взял книгу и лёг в постель. Открыл любимую с детства "Сказку о царе Салтане" и в его ушах зазвучала бесподобная рапсодия пушкинского стиха. Дойдя до эпизода…

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут…

…он вспомнил, что читал его то ли в третьем, то ли в четвёртом классе на школьном утреннике. На его лице появилась улыбка и не исчезала до конца "Сказки…"

Чтение увлекло и полностью поглотило его внимание. Он даже не заметил, как в комнату вошли сначала Джим, открывший лапой дверь, а за ним и Учитель. И только когда Джим положил голову на постель, магия "Сказки…" отпустила его.

– Ты извини нас, Сергей, – сказал Учитель, – я ничего не могу поделать с этим нахалом. Он на меня даже лаять начал, когда я ему запретил подниматься к тебе.

– Что вы, Учитель, Джим ведёт себя очень тихо, не мешает спать. Он всё понимает. Я даже скучать без него начал.

– Да, вы теперь не разлей вода. А что именно, ты так увлечённо читал? Вижу, что Пушкин, но вот…

– А, это, – Сергей смутился, – "Сказка о царе Салтане". Я её очень люблю ещё с детства.

– Я тоже её люблю. Она звучит как-то особенно. Как радостная музыка.

– Да, верно. Но я не могу сказать словами…

– Я тоже не могу… Трудно сказать словами… ну, как… освещённый солнцем ручей, что ли…

– …да, да, журчит как ручей на опушке летнего леса. – воодушевлённо продолжил Сергей.

– Удачное сравнение, – сказал Учитель, – ты, Серёжа, просто молодец.

– Действительно, в ней много света и радости. А какой юмор… Сейчас, когда читал, у меня было такое ощущение, как на больших качелях… Эх, как бы мне хотелось сочинять стихи, радоваться им, не думать, как Пушкин, ни о чём плохом…

– Ну, скажем так, Пушкину тоже приходилось думать о плохом. И чем старше он становился, тем больше.

– Да, да, я помню: эти проблемы с женой… с завистниками…

– Главные проблемы были в отношениях с властью. Мы сейчас, если хочешь, вернёмся к этому. Но я хочу тебе сказать, что разговаривал с Андреем. Доктора он довёз благополучно. Буквально завтра-послезавтра узнает все подробности о нашем деле. Сам понимаешь у кого. Он уже послал телеграмму в Белоруссию о твоём освобождении. Говорит, что, кроме перевода, можешь написать маме письмо, но адресовать, конечно, подруге. Вот в письме и напиши подробно о том, как вы будете переговариваться и что для этого она должна сделать. Такие, вот, дела.

– Учитель, а не смогут ли эти бандиты узнать об отсутствии академика? И ещё. Вдруг мама рассказала о письме подруги, где она приглашает её переехать, кому-то из своих знакомых?

– Ну, насчёт твоей мамы можешь не беспокоиться. Я тоже спрашивал, кто ещё знает о приглашении. Она ответила, что тогда переезд ей казался невозможным. Поэтому об этом ни с кем не говорила. Только тебе сказала о приглашении, да и то – вскользь. А насчёт отсутствия доктора узнаем всё в точности от Андрея дня через три-четыре. Да, а ты сам жене не рассказывал о письме из Белоруссии?

– Нет, у них с мамой напряжённые отношения, и я стараюсь в это не влезать, иначе, как пишут в технике безопасности, "убьёт". Это была моя самая большая проблема в жизни.

– Понятно. Так, я завтра поеду в район и из банка пошлю перевод. Надо будет узнать: лучше в валюте или рублями. Да, и тебе телефон куплю.

– У меня только валюта. Но если узнаете, что в рублях лучше, то тогда поменяйте. Ладно?

– Не беспокойся. Я всё сделаю. Как видишь: всё идёт нормально, реальных угроз нет. Давай лучше говорить о Пушкине, о стихах, о поэзии.

– Я вот тут думал, как Афанасий Христофорович заметил связь между обычаями и долголетием.

– Ну, на то он и великий учёный, чтобы видеть то, что не дано многим. Но если продолжить эту тему, то могу сказать тебе следующее. Многие, очень многие люди, пройдя некий барьер в своей жизни, хотели бы вернуть времена их отцов и дедов.

– Я думаю, это творческих людей не касается. Вот у Пушкина мы такого не найдём.

– Найдём, ещё как найдём…

– А знаменитое: "Во глубине сибирских руд храните гордое молчанье, не пропадёт ваш скорбный труд…", ну, дальше вы знаете. Ведь это же о борьбе, о свободе, как сейчас бы сказали, о демократии…

– Да, да, ты, конечно же, прав. Но есть более поздние тексты несколько другого содержания. – Учитель пошёл к книжным полкам и принёс другой том.

– Это из поэмы "Езерский". Тут он пишет вначале, что аристократическая молодёжь презирает славу отцов и вращается в обществе людей, с которыми наши деды не стали бы общаться. А дальше, вот, послушай:

 

VII. Я сам – хоть в книжках и словесно Собратья надо мной трунят – Я мещанин, как вам известно, И в этом смысле демократ. Но каюсь: новый Ходаковский[14], Люблю от бабушки московской Я слушать толки о родне, Об отдалённой старине. Могучих предков правнук бедный, Люблю встречать их имена В двух-трёх строках Карамзина. От этой слабости безвредной, Как ни старался, – видит бог, – Отвыкнуть я никак не мог. VIII. Мне жаль, что сих родов боярских Бледнеет блеск и никнет дух. Мне жаль, что нет князей Пожарских, Что о других пропал и слух, [Что их поносит шут Фиглярин], Что русской ветреный боярин Теряет грамоты царей Как старый сбор календарей, Что исторические звуки Нам стали чужды – хоть с проста Из бар мы лезем в tiers-étât, Хоть нищи будут наши внуки, И что спасибо нам за то Не скажет, кажется, никто. IX. Мне жаль, что мы, руке наёмной, Дозволя грабить свой доход, С трудом ярем заботы тёмной Влачим в столице круглый год. Что не живём семьёю дружной В довольстве, в тишине досужной, Старея близ могил родных В своих поместьях родовых, Где в нашем тереме забытом Растёт пустынная трава; Что геральдического льва Демократическим копытом У нас лягает и осёл: Дух века вот куда зашёл!

 

– Для меня это очень неожиданно. Можно, я ещё раз глазами пройдусь. Прямо не верится. – Сергей взял том и начал перечитывать поэму. Учитель внимательно наблюдал за ним.

– Такое ощущение, что о нашем времени написано. Но, честно говоря, Учитель, тут не всё понятно. Разве Пушкин – мещанин? И о демократии что-то… Что это за Ходорковский[15]…

Учитель рассмеялся.

– Ты перепутал буквы. Ходаровский – современник Пушкина. А настоящие его имя и фамилия – Адам Чарноцкий. Он раскапывал курганы под Новгородом, написал несколько серьёзных работ по истории. А вообще, ты правильно подметил. Здесь достаточно аналогий с нашей современной историей.

– Это здесь, где он пишет: "Мне жаль, что мы, руке наёмной, / Дозволя грабить свой доход, / С трудом ярем заботы тёмной / Влачим в столице круглый год"?

– Да. Владельцы усадеб оставили их наёмным управляющим и уехали в город. Разрушается национальный уклад жизни. Ведь каждая усадьба – это не только штаб, откуда руководили сельским хозяйством, но и некий национально-культурный центр, основа самоидентификации нации. Здесь есть некий руссоизм, проявляемый Пушкиным.[16]

– А можно яснее?

– Это очень важная тема, требующая отдельной беседы. И она у нас ещё впереди. А если коротко… – Учитель сделал паузу. – Что есть малая родина для городского жителя. Для него Россия, особенно в крупных городах – это прежде всего люди. Родители, друзья, знакомые, соседи, учителя, одноклассники, однокурсники, коллеги. Причём зачастую люди разных национальностей и вероисповеданий, приехавшие со всех концов огромной России…

– Я не совсем согласен. Для меня Россия – это и бабушкин дом с садом, и игры, в которые я играл с ребятами, и речка, где я купался, и лес, куда я ходил за грибами, и животные, за которыми я ухаживал…

– Браво! Ты сказал то, что я хотел добавить. Для живущего вдали от большого города самым сильным ощущением своей малой родины является чувство целостности: природа, земля, особые, диктуемые землёй, трудовые заботы, надежды, обычаи, свои песни, праздники, говор, развлечения, уклад. Вот об этом ощущении земли и пишет Пушкин.

А в городе всё иначе. В частности, тщетные попытки стать новоявленными "бизнесменами". В это же время в Европе и Америке уже действовали парламентские партии. Символом демократической партии США является осёл. Вот этот самый осёл "бьёт своим демократическим копытом по геральдическому льву". Изображение льва можно найти на многих аристократических гербах, в том числе и на малом геральдическом гербе Романовых. Здесь Пушкин предупреждает: "демократический дух века бьёт копытом" по самодержавию, по аристократии России во главе с её лидером – царём.

– А откуда Пушкин знал о символе демократической партии США?

– Точно сказать не могу. Но думаю, что из прессы. В Английском клубе Петербурга лондонские и нью-йоркские газеты лежали в свободном доступе. В 1828 году эта партия пришла к власти, и её лидер, президент Эндрю Джексон, использовал изображение осла как символ в предвыборной компании. А поэма написана Пушкиным в 1832 году.

– Значит Пушкин внимательно следил за событиями в мире?

– Конечно. Ведь он жил в очень бурную эпоху, когда страны Западной Европы революционным путём устанавливали буржуазную демократию: парламент, незыблемость права частной собственности, в общем, сам знаешь.

– Ну, да, ради демократии рубили головы королям, императорам и аристократии.

– Головы рубили не только королям, но и друг другу. Вспомним, хотя бы, гражданскую войну в США 61–65-х годов XIX века. Народу тогда погибло много. Так вот, по поводу мещанства Пушкина известно следующее: критик Фаддей Булгарин написал в "Северной пчеле" клеветническую статью о том, что прадеда Пушкина, негра Ганнибала, купили за бутылку рома, что сам Пушкин не аристократ, а обыкновенный мещанин. Это очень сильно задело Пушкина. В ответ на это он написал стихотворение "Моя родословная", где описал своё аристократическое происхождение. Друзья отсоветовали его публиковать, но оно разошлось по России в рукописном варианте.

– А можно его прочитать?

– Конечно. Вот в этом томе. – Учитель передал книгу Сергею и с интересом стал ждать его оценки прочитанного.

– Непонятно, почему в этом стихотворении он опять объявляет себя мещанином.

– Это очень интересный литературный приём. Пушкин воспользовался строками из стихотворения Пьера-Жана Беранже[17] в качестве эпиграфа. Называется "Я – простолюдин". Его русский перевод был хорошо известен в России. Дело в том, что Беранже недолгое время подписывал свои стихотворения "де Беранже", чтобы его не путали с однофамильцами. И хоть по происхождению Беранже не аристократ, его отец каким-то образом добился разрешения писать фамилию с аристократической приставкой "де". Так вот, Беранже – певец простых людей, певец низов – в своём стихотворении пишет, что приставка "де" – это чванство, что он, в отличие от дворян, не предатель родины, не разжигатель гражданских войн, не бандит, грабящий народ.

– Но ведь у Пушкина совсем другое, он поддерживает аристократию. Пишет, что я – мещанин, но мои предки дружили с таким-то царём, верно служили такому-то царю, были казнены таким-то царём и т. д.

– Правильно. Служить царю, означало служить России. Здесь идеализируется старая аристократия. Ведь она руководила Россией, создав самое могущественное государство в Европе. В те времена, как говорила Екатерина Великая, ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без ведома России. Но идеал в форме служения Родине был попран, и Пушкин задевает некоторые могущественные фамилии, которые по древности и происхождению значительно уступали роду Пушкиных и думали больше о собственной выгоде. Разразился скандал. Дай-ка твой том. Вот что Пушкин пишет:

 

Не торговал мой дед блинами

Не ваксил царских сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов…

 

– Это… что, вот так получали дворянство?

– Да. И довольно часто. Так вот, чтобы избежать скандала, Пушкин написал главному полицейскому России – графу Бенкендорфу, письмо, в котором объяснил мотивы своего поступка. Ведь он задел скопом могущественных князей и графов: Меншиковых, Кутайсовых, Разумовских и Безбородко. И скандал замяли.

– А что значит: "из бар мы прыгаем в тиехэта (tiers-étât)"? – Сергей с трудом произнёс французскую транскрипцию.

– Эти слова означают третье сословие, т. е. буржуазия. Пушкину не нравится молодая аристократия, пытающаяся подражать купцам, мануфактурщикам, банкирам… Попытки заняться, как мы бы сказали, бизнесом, рано или поздно разоряют аристократию, следующие поколения беднеют, род хиреет и уходит в небытие.

– Но это же средневековая точка зрения.

– Да, если судить только по этим стихам, то политические симпатии Пушкина на стороне аристократии. Но я не стал бы абсолютизировать эту пушкинскую точку зрения. Ему претят прежде всего три вещи: потеря дворянством чести, то есть нравственных устоев, во имя наживы, последствия революции и отрыв от земли. Ведь каждая помещичья усадьба – это целый мир, отрыв от которого равносилен отрыву от корней. И Пушкин не хочет в этом участвовать, объявляя себя мещанином, то есть простым обывателем.

– Но в Европе не побоялись это всё порушить и совершить одну революцию за другой.

– Да, и правильно сделали. Там буржуазия и часть крестьянства уже настолько разбогатела и развилась, что момент для революции созрел. Но даже при таких условиях европейцы потратили на это столетия. А теперь представь, что могло бы произойти в России, если б слабая и неразвитая буржуазия и большинство населения – крестьянство – эта веками порабощённая, неграмотная, униженная часть населения, сразу получила бы свободу и право на собственность.

– Ну, слова о беспощадном народном бунте я помню. В школе ещё "Историю Пугачёва" учили.

– Посмотри, есть в той книге "Капитанская дочка"?

– Да, есть.

– Дай-ка сюда. – Учитель начал что-то искать в томе. – Вот, слушай. "Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка – полушка, да и своя шейка – копейка". Это слова самого Пушкина из не включённой в основную редакцию "Пропущенной главы".

– Учитель, вы говорите как убеждённый противник революции.

– Быть противником революции – значит быть противником землетрясения, цунами или вулканического извержения. Я хочу сказать, что революция происходит вне зависимости от чьей-либо воли. В обществе накапливаются негативные силы и происходит взрыв. Остановить его никто не может. Другое дело, что революцию можно потопить в крови. Такое тоже было в истории. Но если народное недовольство продолжается, то революция обязательно повторится в той или иной форме.

– Значит, Пушкин не понимал, что революция неизбежна. Почему же он называет её "бессмысленным бунтом"?

– Россия была способна тогда только на бунт и террор. А между бунтом и революцией есть большая разница. Бунт – это внезапная массовая месть, это тотальное уничтожение, грабёж и убийство. Но при бунте власть обычно удерживает свои позиции. А настоящая революция, включая в себя многие стороны бунта, долго созревает в недрах общества, выдвигает скрытых и публичные лидеров, появляется программа действий и средства осуществления.

– А распад Советского Союза – это революция или бунт?

– Раньше я думал, что революция, но, прочитав признание, сделанное Горбачёвым в 2000 г…. Это заявление было сделано в Стамбуле, в Американском университете. Поэтому я начал думать совсем в другом направлении.

– А в чём он признался?

– Он признался в том, что с молодых лет вместе с женой мечтал уничтожить коммунизм.

– И такой человек стал Генеральным секретарём ЦК КПСС!?

– Ну, о подноготной этого "чуда" ещё не скоро станет известно. Однако мы с тобой отвлеклись.

– Верно. Начали с поэзии, а говорим о революции.

– Я рад, что так получилось. Потому что это отвлечение говорит о силе поэзии, её воздействии на жизнь человека. Это всегда происходит тогда, когда имеешь дело с настоящим искусством. Порой читаешь стихи о любви, а думать начинаешь то об устройстве мира, то о человеческой сущности вообще…

– Со мной тоже так бывает, особенно когда читаю великих поэтов.

– Сергей, мне сейчас надо отойти по хозяйственным делам. Через часок вернусь и продолжим. А ты пока отдохни.

– Хорошо, Учитель. Попытаюсь вздремнуть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных